Движущие силы культурного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движущие силы культурного развития



(взаимозависимость экономического и культурного развития)

 

СССР — страна отсталая в экономическом отношении. Это обусловливает ее культурную отсталость. — Европа и Америка в культурном отношении много выше. Это является следствием развития там промышленной жизни. — Однако в руках буржуазии просвещение масс из орудия освобождения превращается в орудие порабощения.

 

Наша страна — страна отсталая. Это общеизвестная истина. И, однако, не мешает иногда сопоставить некоторые цифры. Недавно вышла серия открыток, составленная М. И. Барнгольцем, — «Мировое хозяйство в цифрах и диаграммах», под редакцией В. П. Милютина, — как нельзя лучше иллюстрирующая нашу отсталость в области промышленности и сельского хозяйства. Возьмем для сравнения данные трех открыток (данные относятся к 1925 г.).

Данные показывают долю в мировом хозяйстве СССР, Европы (без СССР) и САСШ[69].

 

В связи с нашей экономической отсталостью стоит и наша отсталость культурная. Мы безграмотны. У нас книга мало еще доходит до массы. Желающим негде учиться. Мы не умеем использовать полностью кино и радио. Кинофикация и радиофикация деревни только еще начинается. Если мы сравним то, что делается в культурном отношении у нас, с одной стороны, а с другой — в Европе и Америке, мы увидим колоссальную разницу.

В Европе, в промышленных государствах, давно уже проведено обязательное всеобщее обучение, начальная школа длится 6–8 лет, профессиональное образование, образование среднее имеют широкое распространение. В Швейцарии, например, образцово поставлено библиотечное дело. Из государственных библиотек книги рассылаются бесплатно по требованию любого гражданина по всей Швейцарии, в самую глухую деревушку. Живя в горах, я получала бесплатно из Цюриха, из библиотеки им. Песталоцци, все нужные мне педагогические книжки по почте. С меня не требовали ни паспорта, ни удостоверений личности. Если в библиотеке не было нужной мне книги, ее выписывали для меня из других библиотек. В Лондоне масса газетных читалок, которыми пользуются широко массы населения. Всюду бесплатные вечерние курсы, классы черчения и рисования. В Париже масса бесплатных вечерних общеобразовательных курсов. Забота о детях очень широко поставлена. Например, в Швейцарии школа выдает неимущим детям обувь, одежду, обеды. Не нужно никаких формальностей, не нужно даже заявления родителей — просто спрашивают ребенка, каждый ли день у них дома обедают, и смотрят, в каких сапогах и одежде он ходит. И много еще можно было бы рассказать о том, как много заботы вкладывается в дело народного образования.

В Америке делу народного образования уделяется не меньше внимания. Вы прочтете об этом в любой книжке. А между тем в Америке дело затруднялось постоянным притоком эмигрантов, очень серых, отсталых крестьян и рабочих разных национальностей, приезжавших из Европы. И какая колоссальная работа велась, чтобы их сделать грамотными, уложить в рамки американского быта! В Америке ведется колоссальнейшая просветительная работа. Были времена, когда — например в эпоху рабства — власть имущие делали все возможное, чтобы преградить массам доступ к знанию. Так, в Северной Америке существовал закон, в силу которого наказывался смертной казнью тот, кто научит цветного (негра) грамоте (см. брошюру Вильгельма Либкнехта — отца Карла Либкнехта — «Знание — сила, сила — знание»).

В 60-х годах прошлого века негры Северной Америки после гражданской войны с американскими рабовладельцами освободились от рабства. К «свободному» негру нельзя уже было подходить со старыми методами. Чтобы можно было извлекать прибыль из его труда, его надо было цивилизовать. И в 1900 г. в Северной Америке безграмотных негров оставалось лишь 44,5 % (см. статью Ленина «Русские и негры»[70]). Развитие промышленности повелительно требует роста грамотности, роста культуры.

В начале XIX столетия, когда в Англии и Франции стала бурно развиваться крупная промышленность, рабочие были еще в своей массе совершенно безграмотны. Это создавало очень большие трудности в управлении фабриками, в повышении производительности труда. Рабочие не в состоянии были прочесть вывешенного объявления, инструкции, сделать себе нужную запись, нужный расчет. Развитие промышленности изменило взгляд на народное образование. Во Франции до французской революции царил взгляд, что бедняку не нужно образование. Даже Жан-Жак Руссо в своей знаменитой книжке «Эмиль» писал, что бедному надо учиться работать рубанком, а книги ему ни на что не нужны. Обучением занималось в очень ограниченных размерах лишь духовенство, а государство в это дело не вмешивалось. И только Великая французская революция поставила вопрос о всеобщем обучении, проводимом государством (постановление Национального собрания от 5 августа 1791 г.).

Но доступ к этому делу начался лишь с 1814 г. Вначале испробована была система Белля — Ланкастера — система взаимного обучения. Эта система заключалась в том, что в школе более грамотные обучали менее грамотных. Вводилось строжайшее разделение труда — это была своеобразная фабрика, где все делалось по команде. Тот, кто знал пять букв, учил того, кто знал три, и т. д. Иногда на тысячу учеников приходился один учитель. Учителей тогда было очень мало. Духовенство боролось с ланкастерскими школами. Окончательно восторжествовала во Франции идея государственного всеобщего обучения в 1850 г.

Белль был учителем в Ост-Индии, Ланкастер — английским рабочим. Они проводили «механизацию» образовательного процесса.

В Англии начальное обучение было осуществлено лишь на основе закона 1870 г.

Ради чего же так старалась и старается европейская и американская буржуазия? Конечно, она заботится не об интересах рабочих и крестьян, а о своих собственных. Народное образование в высокой степени способствует экономическому развитию страны.

Но было бы большой ошибкой думать, что буржуазия даром старается дать просвещение массам. Плата, которую буржуазия берет себе за это, велика. Она заключается в том, что буржуазия получает в свои руки могучее орудие порабощения сознания масс, пропитывая их своим, буржуазным духом. Через школу, через просветительные учреждения, через церковь, через театр, кино, радио, через прессу она изо дня в день, из часу в час дурманит массы, обманывает, дурачит их, убеждает, что буржуазный строй — это строй самим господом богом данный, самый наилучший, наиболее обеспечивающий каждому сытое существование. Начиная с дошкольных учреждений пропитывает буржуазия ребенка привычкой слепо подчиняться старшим, смотреть на все глазами буржуазии. «Я тебе сказала, этого довольно!» — на каждом шагу повторяет детям французская учительница. В народных школах Германии, Франции, Англии, Швейцарии идет беспощадное битье ребят. Детские учебники проникнуты насквозь духом шовинизма — во французских воспитывается ненависть к немцам, в немецких — ненависть к французам и т. д. Дети вычитывают из каждого рассказа учебника и детской книжки, что высшее благо — это жениться на дочери фабриканта, стать богатым и знатным человеком, богатым хозяином, на которого работают другие. В швейцарской школе, например, бьют детей рабочих, детей бедноты, но не бьют детей богатых. Религиозному воспитанию уделяется большое место. Там, где это уже невозможно, как, например, во Франции, существует преподавание (на особых уроках) морали. Детям объясняется, что хорошо, что дурно. В нравоучительных рассказах детям внушается буржуазная оценка всех жизненных явлений. Помог нажиться хозяину — хорошо, устроил забастовку — плохо и т. д. и т. д.

Мы знаем, что проповедует буржуазная пресса, как разжигала она всячески национальную ненависть перед войной и во время войны; знаем, как травила буржуазная пресса СССР, какие глупые басни преподносит она каждодневно рабочим Германии, Франции, Англии, Америки о республике Советов. Буржуазная наука во всех вопросах, затрагивающих интересы господствующих классов, далеко не отличается беспристрастием. Возьмем буржуазных историков, законоведов и прочих — сколько теорий они сочинили, чтобы оправдать господствующие классы! Есть даже такие ученые, которые стараются доказать существование бога. Напомним хотя бы недавний «обезьяний процесс» в Америке, где арестован был учитель, осмелившийся говорить в школе о происхождении человека в разрезе эволюционной теории. О роли церкви не стоит и говорить. Как у нас православная церковь возносила каждодневно молитвы за царствующий дом, так молилась за германского императора лютеранская церковь, так молится за короля англиканская церковь… Особо сильно влияние и по сию пору католической церкви, которая, обладая большими капиталами, развивает широкую благотворительность и тем привлекает к себе симпатии неимущих. У католиков свои газеты, свои издания.

Рабоче-крестьянской власти просвещение нужно не для того, чтобы бросать песок в глаза массам, а для того, чтобы помочь массам яснее видеть и понимать жизнь. И не только, чтобы яснее видеть, но и перестроить жизнь на новых началах.

 

Вывод. Индустриализация страны повелительно требует быстрого подъема культурности.

 

Материал для чтения

Либкнехт В., Знание — сила, сила — знание, М., изд. НКП РСФСР, 1919.

Xавкина Л., Нью-Йоркская публичная библиотека, М., изд. Ун-та Шанявского, 1919.

Тулайков Н. М., Организация распространения сельскохозяйственных знаний среди населения Соединенных Штатов, М., «Красная новь», 1923. Профессиональное образование в Германии и Америке. Сборник статей из журнала «Техника и хозяйство», М., Госиздат, 1921. Крупская Н., Народное образование и демократия, Пг., «Жизнь и знание», 1917 [71].

 

Вопросы. В чем выражается отрицательное влияние низкого культурного уровня в сельском хозяйстве? В промышленности? В кооперации? Приведите примеры.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2.  П



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.007 с.)