Товар и его свойства. Теории стоимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товар и его свойства. Теории стоимости



В условиях товарного производства материальные блага принимают экономическую форму товаров. Всякий товар обладает, прежде всего, видимым свойством – полезностью, т.е. способностью удовлетворять какие-либо человеческие потребности. Товаром может быть только та вещь, которая изготовлена трудом. Из всех созданных трудом материальных благ можно выделить:

а) те из них, которые предназначены для собственного потребления (натуральный продукт);

б) те из них, которые предназначены для безвозмездной передачи другим людям;

в) те из них, которые предназначены для обмена на рынке на основе эквивалентного возмещения.

Таким образом, товаром может называться созданное трудом материальное благо, способное удовлетворять какие-либо потребности и предназначенное для эквивалентного обмена на рынке.

Способность товара обмениваться на другие товары в определенной пропорции реализуется на основе соизмеримости (меновой стоимости).

Проблема соизмеримости решалась тремя основными школами, которые создали собственные концепции стоимости.

Первая из них – трудовая теория стоимости, сущность которой можно изложить в следующих основных положениях:

1) разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость,- на основании чего они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции;

2) стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей, т.к. они работают не на себя, а создают полезную вещь для других. Поэтому стоимость – воплощенный в товаре общественный труд;

3) сам труд, образующий стоимость, различается по сложности или качеству: простой (не требующий подготовки) и сложный (квалифицированный). Однако при рыночном обмене вещей происходит редукция труда – соотношение различных его типов;

4) труд имеет внутреннее мерило – рабочее время. Так, если труд является одинаковым по качеству (простой), то количественно он измеряется протяженностью во времени;

5) в процессе создания одинакового товара работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время, что связано с различными условиями производства. Поэтому товаропроизводители поставляют на рынок товары, имеющие разную по величине индивидуальную стоимость. Но на рынке на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость.

Данные основные положения трудовой теории стоимости можно охарактеризовать экономическими связями, схематично представленными в следующей формуле: «товаропроизводитель – общественный труд – товар – общественная стоимость – рыночная цена», что отражает товарно-рыночные отношения с позиции производителя товара.

Вторая из концепций стоимости – факторная теория стоимости, которую можно кратко изложить в виде ряда следующих положений:

1) в процессе производства участвуют все факторы производства: труд, земля, капитал, информация, предпринимательская способность, каждый из которых при приобретении на рынке имеет свою стоимость;

2) стоимость производимого товара складывается как сумма стоимостей факторов, необходимых для его производства;

3) факторная теория стала основой формирования калькуляционного подхода к определению себестоимости товара.

Третья из концепций стоимости – нетрудовая теория стоимости, давшая объяснение стоимости (ценности) и цены материальных благ с позиции экономической психологии потребителей полезных вещей, сущность которой можно изложить в следующих основных положениях:

1) полезность товара определяется субъективной оценкой, которую дает покупатель в процессе удовлетворения его личных потребностей;

2) полезные блага подразделяются на: а) имеющиеся в безграничном количестве, поэтому люди не считают полезными для себя (вода, воздух); б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей на них, поэтому им приписывается ценность;

3) человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ. Потребности разного рода и степени насыщения имеют разное значение для обеспечения жизни и благосостояния человека. Расположение потребностей представлено в знаменитой шкале К. Менгера, которая построена по принципу убывающей полезности;

4) в процессе личного потребления действует закон убывающей полезности: степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, стремится к пределу – насыщению (Г. Госсен);

5) ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего потребность в продукте данного рода. Предельная полезность означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от прироста потребления новой единицы потребляемого блага. Если предельная полезность достигает «точки предела» (насыщения), то человек перестает ощущать пользу от потребляемой вещи. После чего благо превращается в «антиблаго», а полезность превращается в «антиполезность».

Рассмотренные нами основные положения нетрудовой теории стоимости отражают экономические связи, при которых  оценка товара осуществляется со стороны покупателя, потребителя. Именно это стало основой для формирования базовых положений теории потребительского поведения.

Таким образом, существующие теории определения величины стоимости товара базируются на учете различных свойств, которые определяются теоретиками направления как уникальные характеристики. Обобщенно сравнительный анализ теорий представлен в таблице:

Сравнительная характеристика теорий стоимости

Признаки сравнения Трудовая теория стоимости Теория предельной полезности Факторная (калькуляционная) теория стоимости
Определение товара Товар – благо, созданное общественным трудом, предназначенное для удовлетворения общественных потребностей Товар – благо, обладающее полезностью Товар – результат производственной деятельности, направленной на получение дохода
Причины появления товара Разделение труда (А. Смит) Безграничность потребностей Максимизация прибыли
Свойства товара 1. создан трудом; 2. удовлетворяет потребности; 3. имеет стоимость 1. имеет полезность 1. определяет затраты, связанные с его производством и реализацией
Определение стоимости Стоимость – вещественная форма затрат, выражающая отношение издержек производства к ценности товара Ценность Себестоимость
Факторы, влияющие на стоимость 1. количество труда, потраченного на производство товара; 2. сложность труда 1. степень насыщения; 2. количество запасов; 3. труднодоступность товара 1. количество затраченных факторов производства; 2. цена факторов производства
Виды стоимости Потребительская и меновая стоимости Средняя и предельная полезность Производственная и коммерческая себестоимость
Цена Цена – денежное выражение стоимости Цена - пересечение интересов продавцов и покупателей Цена – коммерческая себестоимость + норма прибыли
Факторы, влияющие на цену Стоимость товара, структура рынка Спрос и предложение Величина нормы прибыли, НДС
Виды цены Естественная, рыночная, монопольная Равновесная Оптовая цена производителя, отпускная цена производителя

 

На основании представленной таблицы могут быть сделаны следующие выводы: 1) данные теории являются взаимосвязанными, реализуя принцип аккумулирования знаний; 2) исследование проблем стоимости непосредственно осуществлялось трудовой теорией стоимости, две другие – модифицировали сущность анализируемого явления.

Таким образом, рассмотренные концепции стоимости являются ретроспективными и позволяют оценить глубину экономической мысли в различные этапы развития товарного хозяйства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.007 с.)