Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бастриков Александр Михайлович
Родился в 1917 г. В 1938 г. окончил Качинскую военную авиационную школу. Комэск капитан 15‑го иап (278 иад, 3 иак, 8 ВА). Виртуозный и непобедимый летчик‑истребитель погиб от случайного выстрела из пистолета 24 ноября 1943 г. Менее чем за год участия в битвах второй мировой войны он провел 100 боевых вылетов, 40 воздушных боев, лично сбил 24 самолета противника, при штурмовках уничтожил большое количество живой силы и техники, в том числе 2 самолета. 18 мая 1943 г. стал самым ярким днем в его боевой биографии, когда ему удалось одержать 5 побед. Воевал на Як‑1, Як‑7, Як‑9. Среди ведомых этого аса был будущий Герой Советского Союза Леонтий Слизень. Награжден орденом Александра Невского.
Белоусов Николай Петрович
Родился 3 мая 1923 г. в селе Дубовый Овраг ныне Волгоградской области. После окончания семилетки и аэроклуба был направлен в Батайскую военную авиационную школу, затем — в Руставскую военную авиационную школу, которую окончил в 1942 г. На фронте с марта 1943 г. Воевал на истребителях Ла‑5ФН. Победу одержал в одном из первых боевых вылетов, уничтожив Ю‑88. 15 августа 1943 г., сбив Ю‑87, был ранен очередью стрелка с бомбардировщика, но привел машину на аэродром. Комэск 177‑го гиап (до присвоения гвардейского звания 193 иап, 302 иад, 4 гиак, 5 ВА) гвардии капитан Белоусов совершил 265 боевых вылетов, провел 50 воздушных боев, в которых сбил лично 23 самолета, противника. После войны демобилизовался. Работал бригадиром монтажников. Жил в Волгограде. Герой Советского Союза (1.7.44). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., медалями.
Билюкин Александр Дмитриевич
Родился 11 сентября 1920 г. в деревне Жуково Смоленской губернии. После окончания семилетки и аэроклуба работал на заводе, затем получил направление в летное училище. В 1940 г. А.Билюкин окончил Борисоглебскую военную авиационную школу и младшим лейтенантом прибыл в 196‑й иап Ленинградского военного округа для дальнейшего прохождения службы. Первую победу летчик одержал уже в июле 1941 г., при облете своего И‑16 вовремя заметив и атаковав вражеский истребитель. Почти 3 года он защищал Ленинград: прикрывал город и «дорогу жизни», вылетал на перехват и сопровождение.
Самым удачным в его боевой биографии было 1 августа 1943 г. В утреннем бою комэск, ст. лейтенант Билюкин сбил ФВ‑190, а в следующем вылете, в большом бою, где противник в течение 20 минут пытался наращивать силы, сбил 3 ФВ‑190. После разгрома немцев под Ленинградом 196‑й иап (324 иад, 7 ВА), которым командовал известный ленинградский ас А.Чирков, действовал в составе Карельского фронта. Выполняя задание по блокированию вражеского аэродрома в Северной Норвегии, капитан Билюкин на своей «Аэрокобре» с бортовым номером «53» и надписью «Александр Невский» одержал последнюю победу, сбив Ме‑109. Всего за войну провел 430 боевых вылетов на И‑16, «яках» и «Аэрокобре», в 35 воздушных боях лично сбил 23 и в группе 1 самолет противника. В 1957 г. окончил ВВА. В 1966 г. полковник Билюкин вышел в отставку. Жил и работал в Москве. Умер 24 октября 1966 г. Герой Советского Союза (2.11.44). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., 3 орденами Красной Звезды, медалями.
Бобров Владимир Иванович
Непросто найти второго такого летчика, в чьей летной книжке Великая Отечественная война обозначилась бы более полно: он воевал на шести фронтах, командовал двумя прославленными гвардейскими полками. Сбив неприятельский истребитель в небе Прибалтики ранним утром 22 июня, последнюю победу одержал над Прагой 9 мая в 12.40. Воспитал 31 Героя Советского Союза, а сам же прославленный ас при жизни так и не получил этого неоднократно заслуженного звания. Владимир Бобров родился 11 июля 1915 г. в городе Луганске, в семье рабочего. Окончил 7 классов, а в ноябре 1936 г. — Луганскую военную авиационную школу летчиков. С марта по август 1938 г. он воевал в Испании. Провел более 100 боевых вылетов, сбил лично 13 самолетов мятежников и 4 уничтожил в группе. Уже в тех боях в полной мере проявились и его индивидуальное воинское мастерство, и незаурядная тактическая одаренность, большие организаторские способности. Великая Отечественная война застала его на Западной границе, в 4.30 он поднял свой «ишак» в воздух и уже через десять минут одержал победу, сбив Хе‑113. Окончив в Липецке краткосрочные курсы усовершенствования командиров авиаэскадрилий, он воевал на Северо‑Западном, Прибалтийском, Калининском фронтах, а 4 апреля 1943 г. был назначен командиром 27‑го иап (129 гиап), где «состоялись» такие выдающиеся асы, как Н. Гулаев и Ф. Архипенко. Последний запомнил его как «энергичного и немного колготного, но хорошего летчика и доброго человека». М. Петров вспоминал, что Бобров и Покрышкин прекрасно понимали друг друга в воздухе, по радиосвязи, хотя их специфическая скороговорка была мало понятна постороннему…
Однако личная неприязнь некоторых крупных военных чинов преследовала Боброва. В начале 1944 г. он без достаточных оснований был снят с полка, и лишь несгибаемый рыцарь Покрышкин взял на себя смелость пригласить Боброва «на полк» в свою дивизию. Так он стал командиром 104‑го гиап. В совершенстве владея «Аэрокоброй», он продемонстрировал свое мастерство в сентябре 1944 г., когда в паре с П. Крюковым они буквально растерзали группу Хе‑111, уничтожив по три грозные машины… Во время ВОВ гвардии подполковник Бобров совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 20 самолетов противника. Всего в его боевой судьбе 577 боевых вылетов, 159 воздушных боев, 43 личные и 24 групповые победы, После войны он продолжал службу в ВВС. Был уволен в запас в звании полковника в 1954 г. При жизни неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, однако главные маршалы авиации, Новиков, а потом Вершинин, «от представления воздерживались». Эта несправедливость не имела под собою ни политических, ни бытовых корней: происходил из рабочей семьи, член ВКП(б) с 1941 г., в плену не был, спиртным не злоупотреблял (как и вообще не мог злоупотреблять спиртным высококлассный боевой летчик, тем более истребитель). Он жил и работал в Москве. Умер в 1970 г. Герой Советского Союза (20.3.91, посмертно). Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3‑й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.
Бондаренко Василий Ефимович
Родился 23 апреля 1922 г. в селе Мякеньковка Полтавской губернии. Воспитывался в детском доме, в Киеве. Окончил десятилетку, аэроклуб, в 1941 г. — Качинскую военную авиационную школу. В боях с первого дня войны. На Южном, Юго‑Западном и Сталинградском фронтах совершил 6 боевых вылетов на И‑16 и 30 — на ЛаГГ‑3, в 8 боях сбил 4 самолета противника (Хе‑111, Ме‑110, 2 Ме‑109); в 18 вылетах на Як‑1 сбил 1 Ме‑109. В 1943 г. после переучивания на «Аэрокобры», приступил к боевой работе в 45‑м иап (позднее 100 гиап, 9 гиад, 6 гиак, 2 ВА). Участвовал в боях на Кубани, в Перекопской, Ясско‑Кишиневской, Львовско‑Сандомирской, Берлинской операциях. Василию Ефимовичу довелось воевать в двух братских полках — 100‑м гиап и 16‑м «покрышкинском» гиап, — уничтоживших в воздухе более тысячи вражеских самолетов. Гвардии старший лейтенант Бондаренко за войну совершил 330 боевых вылетов, провел 68 воздушных боев, лично сбил 24 самолета (2 Хе‑111, Ю‑88, Ме‑110, ФВ‑189, 16 Ме‑109, 3 ФВ‑190). В боях был четырежды ранен, три раза тяжело. В 1953 г. подполковник Бондаренко демобилизовался. Окончил Киевский институт народного хозяйства. Живет и работает в Киеве. Автор книги «Нет неизвестных солдат».
Герой Советского Союза (27.6.45). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденом Красной Звезды, медалями.
Борисенко Иван Иванович
Родился 28 сентября 1923 г. в Запорожье. Окончил 9 классов и Запорожский аэроклуб. В 1942 г. был выпущен Качинской военной авиационной школой. На фронте с сентября 1942 г. Участвовал в боях на Сталинградском, Юго‑Западном, 1, 2 и 4‑м Украинских фронтах. Был ранен. Воевал на «яках». К марту 1945 г. гвардии капитан Борисенко, заместитель командира эскадрильи 73‑го гиап (6 гиад, 8 ВА), совершил 245 боевых вылетов, провел 63 воздушных боя, лично сбил 23 самолета противника и 2 — в группе. Всего за войну сбил лично 26 неприятельских самолетов и аэростат‑корректировщик. Окончил ВВА в 1953 г. Освоил несколько типов реактивных истребителей. В 1975 г. полковник Борисенко демобилизовался. Живет и работает в Киеве. Герой Советского Союза (15.5.46). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 3‑й ст., Отечественной войны 1‑й ст., Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3‑й ст., медалями.
Боровых Андрей Егорович
Первую победу он одержал в первом же бою. Успех редко приходил к летчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого летчика. Правда, и «Харрикейн», на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения; и с легкой руки Б. Сафонова, опыт которого был известен достаточно широко, четыре крыльевых пулемета Браунинг калибром 7,7 мм были заменены четырьмя 20‑миллиметровыми пушками ШВАК. 8 боевых вылетов, совершенных Боровых на Калининском фронте, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награжден орденом Красного Знамени. Вскоре летчик провел воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал‑полковника И. Конева сбил Ю‑88 и Ме‑109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, еще больше укрепляется уверенность. А. Боровых родился в Курске 30 октября 1921 г. под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шофером, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище летчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году. Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 41‑го года дал 54 Героя Советского Союза, 4‑х дважды и одного трижды Героев, что в течение грядущих трех с половиной лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.
Большую часть боевых вылетов Боровых провел на самолетах, летно‑технические характеристики которых существенно уступали немецким («Харрикейн» Мк11*, Як‑7Б). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: «Летчик должен не только в совершенстве владеть самолетом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, — в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом». В тяжелых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге уже на Як‑7Б он сбил 8 немецких самолетов. В одном из боев выбросился с парашютом из горящей машины, но на следующий день, едва вернувшись в полк, вновь вылетел на боевое задание. В этих боях он в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сестры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налете немецкой авиации на Курск. В конце августа 1943 г. Боровых стал командиром эскадрильи, Героем Советского Союза. Весной 1944 г. полк был перевооружен на Як‑3 — истребитель, превосходивший большинство современных ему немецких типов. На этой машине Боровых участвовал в Белорусской операции, в освобождении Польши, в боях на Берлинском направлении. Этот истребитель уже не получил ни одной пробоины. Во время ВОВ летчик провел около 500 боевых вылетов, 130 воздушных боев, лично сбил 32 и в группе 14 самолетов противника. Воевал в составе 157‑го иап (273 иад, 6 иак, 16 ВА). После войны, 23‑м приемом, в числе 20 дважды Героев, так называемой «золотой орды», капитан Боровых был зачислен в ВВА. После окончания академии (1951) командовал полком, дивизией. Освоил многие типы боевых реактивных самолетов. Заслуженный военный летчик СССР. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1958‑1977 гг. на командных должностях в Московском округе ПВО, Дальневосточном военном округе, Киевском военном округе. С 1968г. генерал‑полковник авиации Боровых был назначен командующим авиацией ПВО страны. С 1977 г. работал в Институте военной истории. Написал две книги: «Новая техника, оружие и человек» (М., 1972), «Надежный щит Родины» (М., 1985). Трагически погиб 17 ноября 1989 г. Дважды Герой Советском Союза (24.8.43; 23.2.45). Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., 3 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3‑й ст., медалями.
Бородачев Виктор Иванович
Родился 23 августа 1918 г. на хуторе Широкий ныне Жирновского района Волгоградской области. В 1936 г. окончил Московский педагогический техникум, а в 1938 г. — Оренбургское летное училище. «Летает хорошо, без напряжения. Сообразительный, в сложных условиях не теряется. Летать любит. В зоне пилотаж выполняет комплексно. Знание теории и строевая подготовка отличные. При большой нагрузке не утомляется» — значилось в его выпускной характеристике. Участвовал в 1940 г. в советско‑финляндской войне. На фронтах Отечественной войны с 1 февраля 1942 г. Воевал на Крымском, Закавказском, Северо‑Кавказском, Воронежском и 1‑м Украинском фронтах. Первую победу одержал на И‑153 4 мая 1942 г., когда его звено было атаковано восьмеркой Ме‑109 в районе Семи Колодезей. Расчетливо проведя на виражах получасовой бой, он сбил один вражеский истребитель и без потерь привел звено на аэродром. Дважды одерживал по три победы в день. 5 июля 1943 г. в одном вылете сбил Ю‑87 и пару Ме‑109, проведя бой на глубоких виражах, когда Ла‑5 имел преимущество. 17 октября того же года в трех боевых вылетах ему удалось сбить Ю‑88 и 2 ФВ‑190. За время Отечественной войны командир эскадрильи 40‑го гиап гвардии капитан Бородачев совершил 552 боевых вылета, в 116 воздушных боях сбил лично 26 и в группе 5 самолетов противника. Дважды был сбит. Среди лично сбитых им самолетов Хе‑111, 3 Ю‑88, ФВ‑189, 8 Ю‑87, 7 Ме‑109, 6 ФВ‑190. Воевал на И‑153, ЛаГГ‑3, Ла‑5, Ла‑7. Большинство своих побед одержал на Ла‑5. После войны, в 1950 г., окончил ВВА, а в 1960 г. — Военную академию Генштаба. Генерал‑майор авиации, кандидат военных наук, Бородачев служил в Военно‑политической академии. Трагически погиб 11 июля 1968 г. Герой Советского Союза (1.7.44). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Бородин Николай Васильевич
Родился в 1919 г. в деревне Верхняя Хила Забайкальской, ныне Чи— тинской, области. После окончания 7 классов работал сварщиком на заводе, занимался в аэроклубе. В 1941 г. окончил Харьковскую, а затем Вознесенскую военные авиационные школы пилотов. Служил на Дальнем Востоке. Прибыл на фронт в апреле 1943 г. и участвовал в сражении на Кубани. За первые два месяца боев на Як‑7Б он сбил 8 самолетов противника, был награжден орденом Отечественной войны 1‑й степени. Позднее на Як‑9 принимал участие в боях на юге Украины, в Крыму, в Белорусской и Висло‑Одерской операциях, в боях на Берлинском направлении. 9 июля 1944 г. был в составе истребителей, совершивших первый за войну налет на территорию Германии. С этого же года воевал на Як‑3. К августу 1944 г. замкомэска 43‑го иап (278 иад, 3 иак, 1 ВА) старший лейтенант Бородин провел 239 боевых вылетов, 75 воздушных боев, лично сбил 17 самолетов противника, штурмовыми действиями уничтожил еще 2 неприятельских самолета. Всего сбил 20 вражеских самолетов. 26 марта 1946 г. капитан Бородин погиб в автомобильной катастрофе. Герой Советского Союза (23.2.45). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны. 1‑й ст., медалями.
Булаев Александр Дмитриевич
Результативнейший летчик ВВС РККА во время советско‑финляндской войны. Будучи командиром звена в эскадрилье А. Шинкаренко, Булаев совершил 120 боевых вылетов со льда карельских озер, участвовал в 40 штурмовках, 20 воздушных боях, лично сбил 9 финских самолетов. Александр Дмитриевич был очень сильным, спокойным и доброжелательным человеком, обладал несомненным педагогическим талантом. Он родился 9 сентября 1910 г. на станции Чаны, что, по сибирским меркам, неподалеку от Новосибирска. Окончил 2 курса Омского института инженеров железнодорожного транспорта. После учебы в аэроклубе был направлен в Харьковскую военную авиационную школу, которую окончил в 1936 г. В Великой Отечественной войне участвовал с первого дня, был комэском, а потом командовал 159‑м иап (275 иад, 13 ВА) — одним из лучших полков Ленинградского фронта. Лично майор Булаев провел около 280 боевых вылетов на И‑16, ЛаГГ‑3, Як‑1 и «Томахаук», в воздушных боях сбил 15 немецких самолетов, 1 аэростат и 8 неприятельских машин уничтожил в группе. Погиб в авиакатастрофе 17 мая 1943 г.: рули Ли‑2, на котором он летел вместе с летчиками своего полка, по недосмотру или по злому умыслу, оказались закрепленными струбцинами. Герой Советского Союза (2.9.43, посмертно). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1‑й ст., медалями.
Бурназян Сергей Авдеевич
Родился в станице Пролетарская Ростовской области 28 мая 1918 г. Окончил 9 классов, работал на заводе в Херсоне. В 1940 г. закончил Херсонскую авиационную школу Осоавиахима, служил в ней инструктором. На фронте с января 1942 г. Одаренный и опытный летчик, он стал непобедимым воздушным бойцом. Свою первую победу замкомандира и парторг 2‑й эскадрильи 629‑го иап войск ПВО страны лейтенант Бурназян одержал на Воронежском фронте в марте 1942 г. До перевода в 866‑й иап, вооруженный «яками», он воевал на И‑16, а с октября 1942 г. под Сталинградом — на Як‑7Б. Известность ему принесла схватка 7 сентября, когда в паре с ведомым он сбил 2 Ю‑88 и Ме‑109. Чуть выше среднего роста, худой, сутуловатый, он был человеком редкостного обаяния, умевшим всюду создать благоприятную психологическую атмосферу. Менее чем за полгода боев провел свыше 200 боевых вылетов, лично сбил 22 и в группе 2 самолета противника. Командир эскадрильи старший лейтенант Бурназян трагически погиб 15 апреля 1943 г. н авиационной катастрофе при переучивании на новую технику. Герой Советского Союза (2.8.44, посмертно). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1‑й ст.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.048 с.) |