Условия распространения социальных движений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия распространения социальных движений.



Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах по­ведения людей. Такие изменения называются культурными течения­ми.

Каждое культурное течение появляется и развивается под воз­действием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать воз­никновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие.

Социальная дезорганизация. В дезорганизованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм. Р. Мертон дал членам таких обществ некоторые основные социально-психологические характеристики: 1) чувство то­го, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стремлениям его рядовых членов, 2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных своих целей в обществе, кото­рое видится как непредсказуемое и беспорядочное; 3) общее ощуще­ние тщетности и бесполезности приложения усилий: 4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и пси­хологическую поддержку со стороны институтов данного общества. Мертон полагает, что комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как разновидность аномии.

Другой концепцией деформированной интеграции человека в дезорганизованное общество является теория отчуждения. Понятие «отчуждение» применяется значительно реже, чем понятие аномии, и включает в себя такие компоненты, как беспомощность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция. Это означает практически полное эмоциональное отделение индивида от общества.

Отчуждение и аномия становятся широко распространенными явлениями в дезорганизованном обществе. Их симптомы: неуверен­ность, социальный страх, беспокойство и высокая внушаемость. Ра­нее действующие правила и нормы не считаются больше полезными и надежными, а прежние цели кажутся недостижимыми. В то же вре­мя другие правила отсутствуют, а новые цели представляются недос­тойными для затрачиваемых усилий. Такая неопределенность в об­становке, разобщенность людей служат идеальной средой для заро­ждения и развития социальных движений.

Так, традиционные общества чаще всего являются наиболее стабильными до тех пор, пока в них не происходят изме­нения. Но как только нормы и ценности начинают подвергаться со­мнению, люди испытывают резкое обесценивание своих стремлений. Такую ситуацию некоторые ученые называют «революцией растущих ожиданий». Известно, например, что революции возни­кают не там, где люди бедствуют, а там, где условия жизни улучша­ются. Все дело в том, что параллельно с улучшением условий жиз­ни значительно расширяются желания и потребности людей. Револю­ции и другие восстания наиболее вероятны тогда, когда прерывают­ся периоды улучшения условий жизни и создается разрыв между увеличением потребностей и падением возможностей для их реали­зации.

Социальная неудовлетворенность. Социальная неудовлетво­ренность - это общее недовольство людей условиями жизни и сис­темой социальных отношений в данном обществе. Существуют три основных компонента, из которых состоит социальная неудовлетво­ренность: относительная неудовлетворенность, ощущение несправед­ливости и статусная неопределенность.

Относительная неудовлетворенность широко проявляется в сла­боразвитых странах, где общество сильно дезорганизовано. Люди хо­тят иметь автомобили, компьютеры, холодильники и многие другие вещи, хотя слабо понимают, что их нужно еще и производить. Не­хватка этих предметов приводит к еще большему желанию владеть ими.

Социальная несправедливость не является объективным социаль­ным фактом. Это субъективное ценностное суждение. Ощущение социальной несправедливости встречается не только у представителей беднейших или бесправных слоев общества. Неко­торые группы с высоким уровнем потребления и высоким социаль­ным статусом также могут чувствовать себя жертвами несправедли­вости. Люди, имеющие значительные богатства, твердо уверены, что их накопления и привилегии являются результатом справедливого рас­пределения, и полагают несправедливыми большие налоги и раз­личные государственные ограничения их бизнеса. Следовательно, чувство социальной несправедливости может вызывать социальные движения как среди бедных, так и среди богатых групп населения.

Статусная неопределенность развивается в том случае, когда кто-то имеет несколько статусов разного ранга. Люди с устойчивым чувством статусной неопределенности наиболее часто ощущают не­удовлетворенность и невозможность достижения необходимого им воз­награждения.

Проведенные во многих странах исследования социальных дви­жений показывают, что наличие у какой-либо личности трех факто­ров: относительной неудовлетворенности, ощущения несправедли­вости и статусной неопределенности - приводит к тому, что эта личность испытывает внутреннюю готовность присоединиться к социальным движениям.

Личность и социальные движения. Рассмотрим некоторые основные факторы, влияющие на участие индивидов в движениях.

Мобильность. Разрыв индивида в результате его социальной мобильности с прежним социальным окружением и невозможность интегрировать­ся в новое окружение приводят к объединению таких людей в соци­альных движениях. Они вступают в эти движения с целью утвердить­ся, реализовать себя, изменить условия существования в выгодную для себя сторону. Мигранты, не имеющие корней в прежней культу­ре, стремятся изменить ее в своих интересах, не считаясь с культу­рой и традициями своей новой группы или общества. Они рассмат­ривают социальное движение как эмоциональное убежище.

Маргинальность. Наиболее употребимое определение маргинальности разработал "Г. Шибутани. и со­ответствии с этим определением люди считаются маргинальными то­гда, когда «они находятся на границе между двумя или более социаль­ными мирами, но не входят полностью ни в один из них».

Маргинальные личности с наибольшей вероятно­стью могут чувствовать тревогу и социальный страх, так как они на­ходятся в неопределенном положении и чувствуют себя чужими по отношению к социальным связям группы, ее нормам, ценностям и взаимоотношениям, существующим в ней или в обществе.

Социальная изоляция. Исследования социологов показывают, что личности и группы, изолированные от общества, более отчуж­дены и восприимчивы к массовым движениям, чем те группы, ста­тусы, роли и деятельность которых в целом интегрированы в обще­ство. Так, У. Корнхаузер, изучавший массовые движения среди ин­теллектуалов, считает, что «интеллектуалы, работающие отдельно, про­являют большую склонность к массовым движениям, чем входящие в университетские группы». Наиболее восприимчивы к социальным движениям (особенно к насильственным) те рабочие кол­лективы, чья работа «отрезает» их от большинства членов общест­ва: шахтеры, моряки, старатели и др. Это происходит потому, что в силу географического обособления или особенностей социальной структуры такие работники имеют значительно меньшее число кон­тактов с другими группами в обществе. Они редко принадлежат к доб­ровольным объединениям и организациям, распространенным среди других групп. У этих работников мало возможностей участвовать в формальной и неформальной жизни общества, связи со стабильным порядком ослаблены, поэтому их легче мобилизовать для его ниспро­вержения.

Изменение социального статуса. Потеря социального статуса или угроза его потерять представляет со­бой гораздо большее зло для индивида, чем перенесение в ту статус­ную группу, где его позиция будет маргинальной и ненадежной. Именно поэтому в результате неудачной мобильности он ощущает не­нависть к другим группам и у него чаще возникают установки на на­сильственные действия. Такие люди являются кандидатами в участники социальных движений.    

Потеря семейных связей. Когда человек живет в хорошей квартире, имеет жену и детей, когда обстановка в его доме спокойная, ему не хочется идти на баррикады Активность в социальном движении отнимает много времени, сил и становится серьезной помехой в семенйной жизни. Личность, живущая в благоприятной, удовлетворяющей его семейной обстановке, не имеет эмоциональной потребности заполнить эмоциональный вакуум, а именно желание заполнить его признается одной из основных причин присоединения к социальным движениям.

Личностная неустроенность. Говоря о личностной восприимчи­вости к социальным движениям, мы подчеркивали, что неустроенность в личной жизни часто приводит людей в ряды социальных движении. Те, кто потерпел неудачу в реализации своих жизненных планов, кто не удовлетворен своей ролью в группе или обществе, кто опасается за свой социальный статус, с наибольшей вероятностью сознательно или бессознательно начинают видеть в социальных движениях воз­можности для достижения своих стремлений, идеалов и занятия луч­шего места в социальной структуре.

Р. Хеберле, изучая социальный состав и установки экстремистских социальных движений, отмечал, что «невротиков, неустроенных, не­уравновешенных и психопатов привлекают не идеи социального дви­жения, но поиски единения с себе подобными, принадлежности к груп­пе, которые снижают чувство страха, беспомощности и изоляции». Вместе с тем во многих движениях (особенно в умеренных и движениях реформ) большинство составляют люди, принимающие его идеи и стремящиеся через него достичь свои цели. Когда движение выражает согласованное мнение наиболее влиятельных членов обще­ства, в него, как правило, входят способные и преуспевающие лиде­ры. Возможно, большинство членов умеренных движений находит в них некоторые элементы эмоциональной компенсации, но в целом пре­успевающие члены общества прекрасно осознают значение этих дви­жений в общественной жизни, их цели и возможные результаты, а так­же свои роли в них.

Жизненные циклы социальных движений. Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной неспра­ведливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают при­вычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, неста­бильности своего положения в социальной среде, которые мы назы­ваем социальным беспокойством. Если люди попадают в ситуации, ко­торые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начинают испытывать крайнее неудобство, неуверенность, пере­ходящие в устойчивое чувство социального беспокойства.

  Стадия возбуждения. Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо по­терей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям об их неудовлетворенности, определять причины такой неудов­летворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движе­ния для оптимального достижения целей и стремиться морально оп­равдать их действия. Формализация превращает возбужденные мас­сы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения - в реальную и видимую цель.

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символи­кой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией. Не случайно говорят, что приобретение разработанных правил, специальных зданий и униформы является доказательством того, что институционализация движения закончилась.

Стадия распада движения. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставлен­ных целей многие движения распадаются либо превращаются в со­циальные институты или организации. В случае распада движение мо­жет превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг с другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие конфликта. Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или скрытые конфликты, если они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость их интересов.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одновременное обострение всех названных видов противоречий создает зоны кризиса. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Социологи отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами. Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно. Ибо конфликт — неотъемлемая часть бытия, источник происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления.

Источники конфликтов. В ходе исследования источников конфликтов, признано, что общество сохраняется как целое, благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов. Ест причины, порождаемые неодинаковым положением людей по отношению к власти.

Причиной социального конфликта может оказаться несовпадение интересов и целей соответствующих социальных групп.

Причиной социального конфликта может стать несовпадение индивидуальных и общественных ценностей. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни Но при удовлетворении потребностей одних групп возникают препятствия, создаваемые другими группами. При этом появляются противоположные ценностные ориентации, которые и могут стать причиной конфликта.

Не менее важным источником конфликтов является социальное неравенство. Специалисты в области социологии конфликта отмечают, что социальные позиции людей и характер их притязаний зависят от их доступа к распределению ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.д.). Стремление к всеобщему равенству, как показала история, не может рассматриваться как благо, ибо приводит к уравниловке, к угасанию для многих стимулов творческой деятельности и инициативы. Справедливости ради следует отметить, что невозможно удовлетворить потребности и интересы всех желающих. Поэтому неравенство, в том числе социальное, неустранимо. Оно существует повсеместно и нередко имеет положительное значение, ибо способствует проявлению состоятельности, стимулирует жизненную энергию людей. Конфликт же возникает при такой степени неравенства, когда оно расценивается одной из социальных групп как весьма значительное, препятствующее удовлетворению ее потребностей. Возникающая при этом социальная напряженность приводит к социальным конфликтам.

Позитивные и негативные функции конфликтов. Позитивные функции:

· разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон;

· коммуникативно-связующая функция – через неё участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу;

· конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений.

Негативный, разрушительный характер социальных конфликтов.

· они могут дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство;

· конфликты ведут к человеческим жертвам и материальным затратам.

Но какие бы ни существовали точки зрения относительно функций социальных конфликтов, можно утверждать, что они являются необходимыми элементами развития общества, без них не может быть движения вперед.

Классификация конфликтов. Существует множество классификаций конфликтов. Их можно делить по сферам общества:

· экономические;

· политические;

· культурные;

· социальные.

В зависимости от субъектов и зон разногласий.

· личностный конфликт — включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания;

· межличностный конфликт — разногласия между двумя или более людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы;

· межгрупповой конфликт — конфликт между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами. Это самый распространенный конфликт;

· конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие группу испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и таким образом.

· конфронтация — пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими и социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления;

· соперничество — борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества — приобретение лучших позиций, признание или же демонстрация превосходства путем достижения престижных целей;

· конкуренция — особый тип конфликта, цель его — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Профессор Мичиганского университета А. Раппопорт, полемизируя с известным американским специалистом в области теории конфликта профессором Гарвардского университета Т. Шеллингом, убедительно доказал, что нельзя все конфликты подгонять под единую универсальную схему. Существуют конфликты следующих типов:

· «схватка» — когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;

· «дебаты» — где возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс;

· «игры» — где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершаться разрушением всей структуры отношений.

Этот вывод имеет важное значение, так как снимает представление о безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества.

С точки зрения современной социологии конфликт — это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.

Если исходить из поведенческой теории, то цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других. Когда интересы четко демонстрируются, выявлены субъекты, объект и суть конфликта, а также тактика поведения конфликтующих сторон, тогда это открытые, или полномасштабные, конфликты. Если же интересы в конфликте выявлены слабо, численность участников невелика, он в меньшей степени легализован и поведение участников скрытое, такой тип конфликта называется «скрытым», или неполным (например, нарушение трудовой дисциплины, невыходы на работу, гражданское неповиновение и т.д.).

Можно назвать еще ложный конфликт — этот тип находится на стыке психологического и социологического подходов к анализу конфликта. В случае ложного конфликта чаще всего отсутствуют его объективные основания. Лишь у какой-то одной стороны возникает ложное представление о наличии конфликта, в то время как его в действительности нет.

Существуют и иные варианты типологии социальных конфликтов по различным основаниям. Точку здесь ставить не следует, так как проблема детальной разработки типологии остается достаточно открытой и ученым еще предстоит продолжить анализ.

Субъекты конфликтных отношений. Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о действующих лицах и исполнителях конфликтных отношений. Наряду с понятием сторона конфликта сюда могут быть отнесены и такие понятия, как участник, субъект, посредник. Не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей.

Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.

Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

Поскольку очень часто потребности субъектов, их интересы цели, притязания могут реализовываться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие могут принимать такие политические организации, как партии, парламентские организации, государственный аппарат, «группы давления» и т.д. Именно они являются выразителями воли соответствующих социальных групп и личностей. Нередко социальный конфликт принимает форму конфликта политических, этнических и других лидеров (широкие массы выходят на улицы лишь в моменты наивысшего обострения ситуации). Так, в большинстве социальных и национальных конфликтов в первые годы перестройки в нашей стране субъектами выступали исключительно представители государственных структур власти.

Известный специалист в области теории конфликтов Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относил три вида социальных групп:

· первичные группы — это непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей;

· вторичные группы — те, кто стремится быть не замешанным непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание;

· третьи группы — силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Следует заметить, что социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых интересов.

Конфликт возникает не вдруг. Причины его накапливаются и зреют иногда продолжительное время. Конфликт — это борьба противоречивых интересов, ценностей и сил. Но для того чтобы противоречие переросло в конфликт, необходимо осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.052 с.)