Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: социальная мобильность
Люди находятся в постоянном движении, а общество—в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. Социальная мобильность — это изменение индивидом группой своей позиции в социальном пространстве. По направлениям социальных перемещений различают вертикальную! горизонтальную социальную мобильность. Вертикальная мобильность означает такое социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса. При этом переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью, а на более низкую — нисходящей мобильностью. Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса (например, переход на другую работу в той же должности, смена места жительства и т.д.). В соответствии с изменением социальным субъектом своей позиции в обществе различают индивидуальную и групповую мобильность. Первая характерна для стабильно развивающегося общества, вторая связана с кардинальными переменами в обществе, когда происходит изменение статуса целых социальных групп или классов. Так, в современном российском обществе наблюдается снижение социального статуса некогда престижных профессиональных групп и одновременно появление новых высокооплачиваемых групп, совершающих быстрое восхождение по иерархической социальной лестнице. Некоторые социологи выделяют также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая предполагает сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером), вторая — изменение статуса в рамках одного поколения. Межпоколенная мобильность позволяет судить о степени перехода неравенства от одного поколения к другому. Если такая мобильность невысока, то это означает, что неравенство в данном обществе пустило глубокие корни и у человека мало шансов изменить свою судьбу. В случае высокой межпоколенной мобильности люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям. Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. Один из авторов теории стратификации П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Приведем пример. Два молодых специалиста после окончания института приходят на работу. В течение пяти лет один из них становится заведующим отделом, другой поднимается до должности старшего инженера. В данном случае скорость мобильности у первого выше, так как он за указанный промежуток времени преодолел больше статусных уровней.
Под интенсивностью мобильности понимается число видов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Процесс мобильности часто рассматривается с точки зрев взаимосвязи ее скорости и интенсивности. Для этого используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно сравнить одно общество с другим и выяснить, в каком из них показатели мобильности выше. Такой индекс может быть рассчитан для экономической, профессиональной или политической области деятельности. Социальная мобильность — важная характеристика общества - показатель степени его открытости. В открытом обществе высок ценится достигнутый статус и существуют относительно широкие возможности для перехода из одной социальной груши в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписанному статусу и всячески затрудняет переходы из одного социального слоя в другой. Примером социальной стратификации закрытого типа может служить кастовая система в Индии, которая юридически была отменена лишь в 1950 г. Современное общество предполагает подвижную систему стратификации и характеризуется высокими показателями социальной мобильности. Это связано прежде всего с потребностями социально-экономического и научно-технического развития, с необходимостью постоянного притока на ключевые социальные позиции высокообразованных специалистов и профессионалов, способных «генерировать идеи» и решать сложные задачи управления общественными процессами.
Возможности социальной мобильности зависят как от социально-политической и экономической организации общества, так и от самого индивида, его способностей и личностных качеств. Способы преодоления барьеров в процессе социальных перемещений называют каналами социальной мобильности. Основные из них — получение образования, повышение квалификации, политическая карьера, предпринимательская деятельность, воинская служба, социально-территориальные перемещения (миграция), изменение социального окружения.-брак с представителем более высокой статусной группы и др. В современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют роль своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Эта роль значительно возрастает в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где научные знания и информация становятся решающим фактором экономического и социального развития. Процессы, связанные с высокой мобильностью в обществе, могут порождать определенные проблемы и противоречия. Переход на более высокую социальную позицию приводит не только к получению благ и привилегий, но и к росту ответственности. Не все люди морально готовы к повышению социального статуса, поскольку это предполагает новые обязанности и дополнительные нагрузки. Довольно проблематичен и сам процесс освоения новых манер, принятых в данной социальной группе, этикета и типов взаимоотношений. Не все могут приспособиться к новой ситуации, а это приводит к стрессам и снижению качества исполнения социальной роли. Кроме того, индивид, добившийся высокого статуса в обществе, испытывает страх перед возможностью социального падения, утраты достигнутых социальных позиций. Статусное беспокойство наиболее характерно для представителей среднего класса, ряды которого пополняют преимущественно выходцы из низших слоев общества. По причине социальной мобильности распадаются многие первичные группы (3.7). Так, если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером и начинает руководить действиями своих товарищей, то дружеские связи и отношения почти немедленно прекращаются. Особенно негативные последствия для индивида имеет нисходящая вертикальная мобильность. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, возводить барьеры между родителями и детьми. Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам (от лат. — находящийся на краю) относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных слоев и находящиеся на границах социальных слоев и структур. Среди маргинален могут быть этнамаргиналы, появившиеся в результате миграции в чужую этническую среду; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства; социомаргиналы, связанные с незавершенностью социального перемещения; экономические маргиналы, порожденные потерей работы и материального благополучия; политические маргиналы, утратившие общепринята нормы и ценности политической культуры; религиозные маргиналы, стоящие вне традиционных конфессий и др. В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанна с утратой социальной идентичности. У них могут проявлять» такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т.д. Процессы маргинализации получили заметное распространение в современно российском обществе, что способно привести к его дестабилизации.
В настоящее время в России значительные масштабы приобрел такой вид социальной мобильности, как миграция — процесс перемещения людей, связанный с изменением места жительства. Выделяют три основных фактора, способствующих перемене места жительства: выталкивание, притяжение и пути миграции. 1. Выталкивание вызывается тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Это связано с серьезными социальными потрясениями, такими как межнациональные конфликты, войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и т.д. Индивидуальная миграция обусловлена чаще всего личными проблемами (неудача в карьере, одиночество, малоподходящий климат и т.п.). 2. Притяжение — это совокупность привлекательных сторон или лучших условий для проживания в других местах (в пример, регионы, где более высокая оплата труда, где большая политическая стабильность, где можно занять более высок социальный статус и т.п.). 3. Пути миграции— это характеристика передвижения м ранта из одного географического места в другое. Она включает в себя степень доступности попадания мигранта, его багажа| семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров пути (информационная неосведомленность, дороговизна, языковой барьер, получение разрешения на выезд и др.). Миграция подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года), маятниковую (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта). Различают также миграцию внешнюю (переезд из одной страны в другую) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны). К внешней относятся эмиграция (выезд граждан из своей страны) и иммиграция (въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство).
До определенных пределов все виды миграции считаются естественными и нормальными. Однако избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и «старение населения», преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), нехватке или, наоборот, избытку рабочей силы, неконтролируемому росту городов, негативным изменениям социокультурной среды региона и многим другим последствиям. Таким образом, социальная мобильность может принимать самые различные формы и порой носить противоречивый характер. Если общество позволяет индивидам двигаться вверх по социальной лестнице, относительно свободно преодолевая барьеры между слоями, то это вовсе не означает, что всякий человек, обладающий талантами и мотивацией, может легко преодолеть этот путь. Не каждый способен адаптироваться к новой социальной группе, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. И тем не менее свободное перемещение в социальном пространстве — единственный путь развития для сложного общества, в противном случае его ожидает рост напряжения и конфликтов во всех сферах общественной жизни.
ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО Теория личности. Проблема личности находится в поле зрения многих являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение близких понятий, как «человек», «индивид», «личность». Человек — это самое общее понятие, которое указывай принадлежность к человеческому роду («хомо сапиенс» и для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств. Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. А само понятие «личность» характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. Непременный и важный признак личности — индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик. · При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений: · личность присуща каждому человеку; · личность есть то, что отличает человека от животных; · личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; · личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.
В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности. Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность— это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений. При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но преимущественно как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду. В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, нижний уровень которой составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший — социальные, престижные и духовные потребности. Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели. Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) деятельности, существуют и внешние побудители — стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды. Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности — ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях. Согласно концепции В.А. Ядова, диспозиции делятся на высшие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ценностные ориентации личности, определяющие общую направленность ее деятельности. Диспозиции среднего уровня — это установки на социальные объекты и ситуации. К диспозициям нижнего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно данных условиях. Таким образом, социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценности, ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развит общества в целом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.015 с.) |