Закон РФ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999)- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон РФ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999)-



ЗАКОНЫ.

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999)-

вводит санитарное законодательство, нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности.                             Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002) – обеспечивающий экологическую безопасность.

Другие законодательные акты в области охраны окружающей среды:                            Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001); законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления» (1998).

Законы РФ  об организации работ в чрезвычайных ситуациях.

Закон РФ «О пожарной безопасности» (1994)                                                        ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ.

По охране окружающей среды.

Постановление Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, выбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещения отходов производства и потребления»(2003).

Ведомственный документ. ГОСКОМГИДРОМЕТ (СССР). «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86.

По охране труда.

Постановление Минтруда « Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». (2002)

Санитарно-гигиенические и эпидемиологические нормативы

разрабатывает   Министерство здравоохранения РФ (Минздрав)

Нормативными документами санитарного законодательства являются:

- Санитарные правила и нормы (СанПиН)

- Гигиенические нормативы (ГН)

- Санитарные нормы (СН)

- Санитарные правила (СП)

Классификация нормативно - методических документов.

Раздел 1 Общие вопросы

Раздел 2. Гигиена                                      

Группа 2.1. Коммунальная гигиена.

Подгруппы...

2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест.       

2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов.                                                      

2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха.                                     

2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы.                               

2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды.

2.1.9. Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей природной среды и условиями проживания населения. 

  Группа 2.2. Гигиена труда                               

Подгруппы                                              

2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий.                                      

2.2.2. Технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий инструмент.                              

2.2.3. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи.                                    

2.2.4. Физические факторы производственной среды.           

2.2.5. Химические факторы производственной среды.       

2.2.6. Биологические факторы производственной среды.    

2.2.7. Физиология труда и эргономика.                   

2.2.8. Средства коллективной и индивидуальной защиты.   

2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. 

.... Примеры.                  

СанПиН 2.2.4.3359-16 Санитарно-эпидемиологические требования к ФИЗИЧЕСКИМ факторам НА РАБОЧИХ МЕСТАХ (Микроклимат, Шум, Вибрация, Инфразвук, Воздушный и контактный ультразвук, Электрические, магнитные и электромагнитные поля, Лазерное излучение, Ультрафиолетовое излучение, Освещение).

СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно -вычислительны машинам и организации работы.

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы.

ГН 2.2.5.1313-03   ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны

ГН 2.1.6.1338-03   ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе  населенных пунктов.

                                                 

 

 

Кроме гигиенических нормативов в Росси действуют технические нормативы безо-пасности, устанавливаемые и контролируемые различными Государственными органами.

Технические нормативы безопасности - совокупность технических показателей и требований к оборудованию, технологическим процессам и производственным помеще-ниям, регламентирующих уровни, средства и методы снижения создаваемого ВПФ.

 

В России основной технической нормативной базой в области безопасности является Федеральное агенствопо техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), входящее в Министерство промышленности и экономики РФ.

 

Федеральное агенствопо техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), входящее в Министерство промышленности и экономики РФ,  разрабатывает стандарты по безопасности труда, которые называются ГОСТ и входят в

 

СИСТЕМУ СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА - ССБТ.

ССБТ, являющаяся одной из систем государственной стандартизации, имеет   номер (шифр) 12.

В ССБТ принята следующая структура обозначений:

 

ГОСТ 12.      Х.             ХХХ                - ХХ

          ┬─   ┬                ┬──                      ┬─

          │      │                │порядковый       │год утверждения

          │шифр │шифр           │номер стандарта │или пересмотра

          │ССБТ │подсистемы │в подсистеме     │стандарта

          └────└────────└────────── └───────────

 

Пример: ГОСТ 12.2.003-91 "ССБТ. Оборудование производственное.

                                             Общие требования безопасности".

 

ССБТ  представляет собой многоуровневую системы взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда,

 - включает себя:

* подсистему 0, устанавливающую

       - структуру и правила разработки ССБТ,

       - терминологию в области охраны труда,

       - принципы организации работы по обеспечению безопасности в промышленности,

* подсистему 1, устанавливающую

       - требования по видам опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ),

       - предельно допустимые значения ОВПФ,

       - методы и средства защиты работающих от ОВПФ,

       - методы контроля уровней ОВПФ;

   

 * подсистему 2, устанавливающую

       - общие требования безопасности к производственному оборудованию,

       - требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования,

        - методы контроля устанавливаемых требований;

* подсистему 3, устанавливающую

        - общие требования безопасности к производственным процессам,

        - требования безопасности к отдельным группам   технологических процессов,

        - методы контроля устанавливаемых требований;

* подсистему 4, устанавливающую

                 - требования безопасности к средствам защиты.

 

Федеральное агенствопо техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), входящее в Министерство промышленности и экономики РФ, разрабатывает стандарты по охранеприроды, которые называются ГОСТ и входят в

 

   СИСИТЕМУ СТАНДАРТОВ «ОХРАНА ПРИРОДЫ» - ССОП.

ССОП, являющаяся одной из систем государственной стандартизации, имеет номер (шифр) 17.

В ССОП принята следующая структура обозначений:

 

ГОСТ 17.    Х.               Х.          ХХ.         -- ХХ

         ┬─    ┬               ┬           ┬─               ┬─

         │       │               │           │                  │

         │       │               │           │порядковый│год утверждения

         │шифр │шифр      │шифр │номер       │или пересмотра

         │ССОП │комплекса│группы │стандарта │стандарта

         └──── └─────── └───── └──────  └───────────

 

Пример: ГОСТ 17.2.3.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила    

           установления допустимых выбросов вредных веществ    

           промышленными предприятиями".

ССОП  представляет собой многоуровневую системы взаимосвязанных стандартов, направленную на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов;

 - включает в себя 10 комплексов:

*0 - организационно-методические,

*1 - гидросфера (охрана и рациональное использование вод),

*2 - атмосфера (защита атмосферы),

*3 - биологические ресурсы (исключен в 1994 г.),

*4 - почвы (охрана и рациональное использование почв),

*5 - земли (улучшение использование земель),

*6 - флора (охрана флоры),

*7 - фауна (охрана фауны),

*8 - ландшафты (исключен в 1994 г.),

*9 - недра (рациональное использование и охрана недр);

- каждый комплекс состоит из групп:

*0 - основные положения,

*1 - термины, определения, классификация,

*2 - показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и

       сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов,

*3 - правила охраны природы и рационального использования

     природных ресурсов,

*4 - методы определения параметров состояния природных

     объектов и интенсивности хозяйственных воздействий,

*5 - требования к средствам контроля и измерений состояния

     окружающей природной среды,

*6 - требования к устройствам, аппаратам и сооружениям

     по защите окружающей среды от загрязнений.

 

Федеральное агенствопо техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), входящее в Министерство промышленности и экономики РФ, разрабатывает стандарты по безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые называются ГОСТ и входят в

 

СИСТЕМУ СТАНДАРТОВ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ» (БЧС).

Система стандартов БЧС, являющаяся одной из систем государственной стандартизации, имеет номер (шифр) 22.

В системе стандартов БЧС  принята следующая структура обозначений:

 

ГОСТ 22.     Х.        ХХ.            -  ХХ

      ┬─     ┬          ┬─                 ┬─

      │        │          │                    │

      │        │          │порядковый │год утверждения

      │шифр │шифр │номер         │или пересмотра

      │БЧС │группы │стандарта  │стандарта

      └────  └───── └──────── └────────────

Пример: ГОСТ Р 22.0.06-95 "БЧС. Источники природных чрезвычайных      

        ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура поражающих     

         воздействий".

         ГОСТ Р 22.0.02-94 "БЧС. Термины и определения основных

         понятий"

 

 Система БЧС включает в себя 10 групп стандартов, имеющих следующие

КОДОВЫЕ названия:

*0 - основные положения (17 стандартов),

*1 - мониторинг и прогнозирование (12 шт.),

*2 - безопасность объектов народного хозяйства (7 шт.),

*3 - безопасность населения (8 шт.),

*4 - безопасность продовольствия,

*5 - безопасность животных и растений,

*6 - безопасность воды (4 шт.),

*7 - управление, связь, оповещение (1 шт.),

*8 - ликвидация чрезвычайных ситуаций (8 шт.),

*9 - аварийно-спасательные работы (14 шт.), 

  * 10, 11 - резерв. Итого 72 шт.

 

Стандарты группы 0 устанавливают:

- основные положения(назначение,структура,классификация)комплекса БЧС,

- основные термины и определения в области обеспечения безопасности в   ЧС,

- классификацию ЧС,

- классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по

степени их опасности,:

- номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС,

- предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и  воздействия

источников ЧС,

- основные положения и правила метрологического обеспечения контроля состояния    

сложных технических систем в ЧС.

.

 

  Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд РФ) разрабатывает нормативные документы по  оране труда, которые называются

 

                       ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА.

Эти документы  имеют аббревиатуры обозначения

- ПОТ РМ, если это МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ документы,

- ПОТ РО, если это ОТРАСЛЕВЫЕ документы,

и после этих аббревиатур указывается порядковый номер (для отраслевых - код отрасли) и год регистрации.

 

Примеры:

ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ»

ГОСТ Р ИСО 14004-98 «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ОБЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИНЦИПАМ, СИСТЕМАМ И СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

Система управления окружающей средой (environmental management system) - часть обшей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

Экологическая политика (environmental policy) - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

Экологическая эффективность (характеристики экологичности) (environmental performance) - измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.

Предотвращение загрязнения (prevention of pollution) - использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.

Примечание - Потенциальными выгодами от предотвращения загрязнения являются уменьшение отрицательных воздействий на окружающую среду, повышение эффективности и снижение стоимости.

Основные требования к СУОС   ПРЕДПРИЯТИЯ:

- разработка руководством организации экологической политики, соответствующей характеру, масштабам и воздействиям на ОС деятельности организации, ее продукции, услуг.

- планирование работ по охране ОС и рационального природопользования на основе постоянной идентификации элементов  деятельности организации, ее продукции или услуг, который могут взаимодействовать с окружающей средой., установления для этих элементов плановых экологических показателей, сроков их достижения, ответственных лиц.

- обеспечение внедрения и функционирования СУОС путем создания ее структуры и распределения обязанностей по охране ОС между руководителями подразделений и должностными лицами, с возложением на них ответственности за эту работу.

- проведение проверок и корректирующих действий для обеспечения действенности СУОС,

- анализ функционирования СУОС со стороны руководства и принятия мер по ее дальнейшему улучшению.

Управление охраной труда

 

В соответствии с ТК РФ на работодателей возлагается широкий круг обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, находящихся с работодателями в трудовых отношениях. Это вызывает необходимость разработки и применения современных методов управления охраной труда в организации, использование которых придает действиям целенаправленный характер и позволяет привлечь к решению вопросов охраны труда руководителей и специалистов, а также других работников организации.

Основным направлением экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования является внедрение системы управления профессиональными рисками.  

В ТК введены понятия:                                                                                                                  Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

   Суть концепции управления профессиональными рисками проста: кто создает риски, тот ими и управляет.

   Управление профессиональными рисками – механизм, позволяющий обеспечивать безопасность и улучшение условий труда.                                                                                                                                                                                    Основой ВСЯКОГО управления (менеджмента), в том числе и охраной труда, состоит в соблюдении и реализации 2-х принципов:                                                                                                                                                                        - Управлять можно только тем, что возможно измерить;                                                                                                              - Управление параметрами процесс а эффективнее, чем контроль качества результата процесса.

  Возможность проводить измерения в области обеспечения охраны труда позволяет АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА (АРМУТ) или заменившую ее СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ).     

Работодатель должен продемонстрировать руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраной труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда (СУОТ).

Система управления охраной труда (occupational safety and health management system) - Набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

                                                                                                      

СУОТ на предприятии предусматривает участие в ней ВСЕХ представителей администрации, начиная от бригадиров и мастеров и кончая главным инженером и директором.

Организация и координация работ по ОТ возложена на службы (или специалиста) охраны труда.

 

  СУОТ внедряется через ГОСТы ССБТ, имеющие номер ГОСТ 12.0.ХХХ- ХХ.                        Сейчас внедрено 5 стандартов этого класса.

  В Межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования» сформулированоосновных 5 элементов СУОТ (аналогичных СУОС):

- политика, - организация, - планирование и применение, - оценка, - действия по совершенствованию.

 

 

Для выработки управленческих решений необходимы УЧЕТ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ состояния условий труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ (Кот):

K = (Kсп + Кб + Квпр) / 3

Ксп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;

Кб — коэффициент безопасности оборудования;

Квпр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения Ксп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Ксп = Число работающих с соблюдением правил/Общее число работающих

Коэффициент безопасности оборудования (Кб) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (Кбу) и цеха (Кбц):

Kбу = (Kб1 + Kб2 +... + Kбn / n,

Кбi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;

n — число единиц оборудования на участке:

Кбц = (Кбу1 + Кбу2 +... + Kбуm) / m,

 

Кбyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m);

m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (Квпр) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.                                               

 

                                                                                                                          

Контроль условий труда со стороны Государственных органов осуществляется Государственной экспертизой условий труда (ГЭУТ), которая предусмотрена в Трудовом кодексе.       

                                                                                                                                                      В ТК указано, что

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА является Государственным органом контроля, который проводит   государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

- качества проведения специальной оценки условий труда (СОУТ – ранее аттестации рабочих мест по условиям труда);

- правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

- фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании

- определений судебных органов,

- обращений органов исполнительной власти,

- работодателей, объединений работодателей,

- работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных   

работниками представительных органов,

- органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

В качестве обеспечения на разных уровней проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда органами Минтруда РФ разработана и внедряется СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) и процедуры ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА.

 

ЗАКОНЫ.

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999)-

вводит санитарное законодательство, нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности.                             Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002) – обеспечивающий экологическую безопасность.

Другие законодательные акты в области охраны окружающей среды:                            Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001); законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления» (1998).

Законы РФ  об организации работ в чрезвычайных ситуациях.

Закон РФ «О пожарной безопасности» (1994)                                                        ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ.

По охране окружающей среды.

Постановление Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, выбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещения отходов производства и потребления»(2003).

Ведомственный документ. ГОСКОМГИДРОМЕТ (СССР). «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86.

По охране труда.

Постановление Минтруда « Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». (2002)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.153 с.)