Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные барьеры инвалидов
Ф изическое ограничение, или изоляция инвалида обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и(или) ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих недостатков. Принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде. Это ограничение требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации. Трудовая сегрегация, или изоляция. Из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностьюих индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. Барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна приблизительно 2/3 всех инвалидов, работает же значительно меньше. Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда. Еще одним барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченностъ, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида). Труднопреодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения, сама организация жилой среды и транспорта не является дружественной к инвалиду, особенно в небольших населенных пунктах. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями недостаточны возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.
Важное препятствие представляет информационный барьер, который имеет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсахих поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (например, невозможность купить радиоприемник или выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в нашей стране для многих инвалидов. С другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. Эмоциональный барьер также является двусторонним. Так он может складываться из непродуктивных эмоциональных международных правовых документов, в том числе в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время активно воплощается в практике реабилитационных служб ряда зарубежных стран в качестве программы «Shape your life» — «Формируй свою жизнь». В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государственными или муниципальными органами для их реабилитации. Зарубежные исследователи практики социальной работы признают, что сами инвалиды являются наилучшими экспертами в оценке политики и программ в отношении инвалидов. Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению.
Реабилитация как наука Медицинская наука давно занимается изучением и устранением структурных и функциональных нарушений в организме человека, возникающих под воздействием того или иного патологического процесса. Под влиянием различных теоретических течений возникла и еще более стала привлекать к себе внимание концепция «личность и болезнь», которая позволила по иному взглянуть на эти понятия. Под болезнью понимают процессы дезорганизации организма, сопровождающиеся нарушением биологических и социальных свойств личности. Чисто биологическая модель болезни заменена так называемой смешанной моделью, предполагающей взаимодействие и взаимодополнение биологического и психосоциального. Биологическое в человеке всегда опосредуется социальным, а личность человека как целостное интегральное понятие непосредственно образует связь между биологическим и социальным. Благодаря так называемой биологической ориентации современных общественных и естественных наук, в том числе медицины, стиль мышления изменяется в сторону более широкого эволюционно-популяционного понятия, где организм рассматривается в живой связи с окружающей средой. Сама цель лечения сводится, в конечном счете, не только к избавлению организма человека от разрушающего действия патологического процесса, к предотвращению летального исхода, восстановлению функций или продолжению жизни при заранее известном фатальном исходе. Больной должен иметь возможность полноценно жить, сохраняя человеческое достоинство, а не просто существовать. Восстановлением статуса личности с философской точки зрения занимается реабилитация. Вторая половина 20 века ознаменовалась широким внедрением реабилитации в практику работы врачей различных специальностей и разработкой теоретических основ и многообразных частных методик реабилитации. Рост интереса к реабилитации обусловлен многими факторами, среди которых ведущее значение имеют: · интенсификация темпов научно-технического прогресса, сопровождающегося дифференциацией трудовых процессов, возможностью выполнения части из них ограниченным приложением человеческих усилий; · большая ценность квалифицированных кадров из-за длительности и дороговизны подготовки их; · изменения в демографической структуре общества (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста); · изменения в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничением жизнедеятельности и дееспособности); · изменения условий жизни (урбанизация, частые поездки на транспорте, большая занятость в сфере производства, малочисленные семьи и др.), предъявляющие высокие требования к уровню само - и взаимообслуживания.
В научной разработке проблемы реабилитации приняли участие представители различных отраслей (врачи, биологи, социологи, педагоги, юристы, психологи и др.), что способствовало формированию представления о реабилитации, как о межотраслевой проблеме. В то же время это обусловило существование многих идей, принципов и методов, которые органично не слились в единую науку с четким методологическим обоснованием, конкретными принципами и методиками, общепринятым понятийным аппаратом и терминологией. Поэтому в отношении термина реабилитация были предложены десятки различных определений, которые в основе своей верны, но фрагментарны и не вскрывают всего многообразия реабилитации, как системы научной и практической деятельности. Следовательно, применительно к реабилитации необходим системный подход. По мнению большинства исследователей, системный подход представляет собой научную методологию и развивается под воздействием определенных потребностей научного мышления. Одним из основных положений системного подхода является принцип целостности. Методическим приемом, обеспечивающим соблюдение принципа целостности, является ориентация на конечную цель. Таким образом, сущность системного подхода заключается в том, что любая структура, любой процесс рассматриваются в качестве целостной системы, все компоненты которой находятся в сложной динамической связи и генетической взаимообусловленности, а функции их подчинены одной задаче - нахождению более рационального способа достижения конечной цели. Следовательно, любая практическая задача, относящаяся к человеку, может быть решена только в том случае, если учитывается многообразие соматических, нервно-физиологических, психологических и социальных условий в их взаимосвязи. С позиции системного подхода, реабилитация - это система научной и практической деятельности, которая направлена на частичное и полное восстановление (сохранение) личностного и социального статуса человека путем комплексного воздействия на личность медицинских, социальных, психологических, педагогических, правовых и др. факторов. В системе реабилитации следует различать подсистемы с их основными элементами: · клинико-биологическая подсистема (включает в качестве основных элементов составляющие - гомеостаз, адаптация, компенсация);
· социально-психологическая подсистема (взаимоотношения больных с окружающей социальной средой). Современные представления о реабилитации: сущность, содержание, принципы Реабилитация больных и инвалидов привлекает все большее внимание исследователей и практических врачей в связи с возрастающей социальной значимостью проблемы восстановления трудоспособности и предупреждения инвалидности (И.М. Гринвальд, О.Н. Щепетова, 1986). В литературе можно встретить многочисленные определения понятия «реабилитация» (Маккавейский П.А., 1972; Юмашев Г.С., Ренкер К., 1973; Каптели А.Ф., Ласская Л.А., 1979 и др.). Определение понятия «реабилитация» впервые дал Франц Иозеф Ритте фон Бус в книге «Система общего попечительства над бедными» (1903). По отношению к лицам с физическими уродствами термин «реабилитация» был использован в 1918г. при основании в Нью-Йорке института Красного Креста для инвалидов (В.П. Белов). В Большой медицинской энциклопедиидается следующее определение: «Реабилитация... (восстановление) - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма больных и инвалидов». На протяжении ряда лет термин «реабилитация» широко использовался в правовом отношении. Только в 1963 г. термин «реабилитация» получает дополнительное медицинское толкование, согласно которому «реабилитация» - восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях. С точки зрения медицины реабилитация - завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса больного. Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности. Реабилитация основана на партнерстве врача и пациента, разноплановости усилий и воздействий, направленных на разные сферы жизнедеятельности, единстве биологических и психосоциальных методов воздействия и ступенчатости воздействий. По определению, данному на IX совещании министров здравоохранения социалистических стран, состоявшемся в Праге в 1967 г. реабилитация в обществе - это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и др. мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности и на возвращение больных, инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. На международном симпозиуме социалистических стран по реабилитации (г. Галле, октябрь, 1964 г.) было решено под реабилитацией понимать деятельность коллектива медработников, педагогов, экономистов, руководителей общественных организаций, направленных на восстановление здоровья (в физическом, психическом и социальном смыслах) и трудоспособности инвалидов.
По определению международной организации труда (МОТ, 1978), под реабилитацией следует понимать восстановление здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями с целью достижения максимального их развития с физической, психической, социальной точек зрения. На заседании экспертов по реабилитации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указывалось, что реабилитация - это процесс, целью которого является профилактика по предупреждению инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они будут способны в рамках соответствующего заболевания. Это комбинируемое и координируемое использование медицинских, социальных, просветительных и профессиональных мер с целью обучения или переучивания инвалидов для достижения ими, по возможности, наиболее высокого уровня функциональных возможностей. Динамическая система взаимосвязанных аспектов реабилитации (клинического, физического, психологического, трудового) направлена на достижение конечной цели - восстановление статуса личности. Таким образом, реабилитация - это общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, осуществляемое комплексным применением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и др. мероприятий. Следует рассматривать реабилитацию и как многоэтапный процесс, целью которого является предупреждение (по индивидуальной программе) инвалидности в период лечения, восстановление здоровья (личного и социального статуса) до возможного оптимума и максимума в физическом, психическом (духовном), социальном, профессиональном отношении. Таким образом, реабилитацию, на основании вышесказанного можно представить как: · комплекс мероприятий; · систему мероприятий (всех возможных); · профессиональную адаптацию, реадаптацию, переквалификацию (специальную, общую, неспецифическую); · область деятельности различных специалистов (взаимосвязь, · многоэтапный процесс взаимодействия индивидуума (реабилитируемого) и участников реабилитации (реабилитирующих и создающих условия для нее). Задачи реабилитации,а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если на первом этапе (восстановительное лечение) задача состоит в профилактике дефекта, инвалидности, то на следующих этапах она заключается в приспособлении индивидуума к жизни и труду, в рациональном бытовом и трудовом устройстве, в создании благоприятной микросреды (Кабанов М.М., 1978). Общие правила проведения реабилитационных мероприятий (По Юмашеву Г.С, Ренкеру К.): · раннее начало · непрерывность и комплексный характер · индивидуальный подход · осуществление в коллективе · возвращение по возможности к активному общественно- В соответствии с федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. В настоящее время существуют специальные программы реабилитации, разработанные под контролем ООН и реализуемые ВОЗ, Международной организацией труда, ЮНЕСКО и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, бюро ООН по социальным вопросам осуществляет наблюдение за всеми конкретными мероприятиями по реабилитации. При Международной организации социального обеспечения создана комиссия по реабилитации. В 1960 г. было организовано Международное общество по реабилитации инвалидов (ИСРД), которое занимается вопросами реабилитации во всех странах мира и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным Рабочим Бюро (МРБ). Каждые три года ИСРД проводит международные конгрессы. Между конгрессами работает Совет ИСРД и Исполнительный Комитет Совета. В ИСРД входят комиссии, которые занимаются отдельными вопросами реабилитации. При ИСРД имеется информационный центр, который дает информацию по всем вопросам реабилитации. Контрольные вопросы: 1. В чем сущность биосоциальной модели болезни? 2. Каковы предпосылки развития реабилитации как науки? 3. В чем сущность системного подхода применительно к реабилитации? 4. Охарактеризуйте содержание реабилитации. 5. Перечислите характеристики процесса реабилитации. 6. Каковы правила проведения реабилитационных мероприятий? 7. Дайте определение основным категориям здоровья и их показателям (заболеваемости, болезненности, инвалидности). 8. Какова динамика состояния здоровья и инвалидности в России? 9. Каковы основные причины детской инвалидности и возможные меры по предупреждению ее роста? 10. Что означает термин «инвалид» и когда он стал употребляться в России? 11. В чем заключается современная концепция инвалидности? 12. Дайте определение понятиям «инвалид», «ограничение жизнедеятельности», «социальная недостаточность». 13. Охарактеризуйте социальные барьеры людей с ограниченными возможностями.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.037 с.) |