Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурологические взгляды Фридриха Ницше
На современную теорию культуры сильное влияние оказали философские идеи немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844-1900). Ницше глубоко проанализировал современную ему буржуазную культуру Европы второй половины XIX в. и пришел к выводу, что она находится в кризисном состоянии. Это состояние Ницше обозначил тезисом: «Бог умер». Он писал: «...мы не находим Бога ни в истории, ни в природе, ни за природой, но то, что мы почитаем за Бога чувствуем не как «божественное», но как жалкое, абсурдное, вредное — не как заблуждение только, но как преступление перед жизнью.... Мы отрицаем Бога как Бога...»2. А если Бога нет, то, по Ницше, нет безусловных универсальных ценностей и морали. Каждый человек вправе самостоятельно создавать их для себя. Идеи Ницше были положены в основу иррационалистического течения в философии, получившего название «философия жизни». Ницше был атеистом ипоэтому высшей ценностью считал биологическую жизнь, отличительной особенностью которой является присущая всему живому «воля к власти». Ницше утверждал, что хорошо все то, что укрепляет желание власти и саму власть человека, а дурно все слабое, безжизненное. «Воля к власти» является главной движущей силой истории, а христианская мораль подавляет ее, так как проповедует равенство, культ слабости, отказ от насилия, смирение, аскетизм, ориентацию на загробный мир. Ницше предложил «переоценку ценностей» и высшей ценностью провозгласил саму «жизнь». Необходимо избавиться от ложных, «лживых» христианских ценностей, «истинные» ценности — это культ силы, индивидуализм, элитарность, аристократизм, стремление к красоте. Христианство философ назвал «чудовищным заболеванием воли», а его мораль — «моралью рабов», антиподом которой является «мораль господ». Ницше делил людей на аристократов ирабов. Аристократы, раса господ — это сильные, благородные личности, наделенные «волей к власти», которые находятся «по другую сторону добра и зла», они не нуждаются в обычной человеческой морали, так как ее создали рабы, чтобы оправдать свое бессилие. Только рабы могли возвести в добродетель культ самоуничижения, ущербности и серости. Рабская мораль отражает сознание толпы, «стада», а не отдельной личности. Она нивелирует личность, так как человек должен отречься от себя и служить обществу. «Добродетель есть воля к гибели и стрела тоски»3, — писал он. «Мораль господ», наоборот, утверждает «право сильного», а «падающее», не способное устоять, Ницше предлагает подтолкнуть. Этическая установка Ницше, отрицающая сострадание и милосердие, относилась, в первую очередь, к устаревшим, исчерпавшим потенциал своего развития эпохам, укладам жизни, общественным структурам.
Размышляя об эволюции культуры, Ницше указал, что в ее развитии есть подъемы и спады. Философ высоко оценивал эпохи античности и Возрождения, которые отмечены необычайным расцветом творческих сил человечества и отражают «жизнь» во всей ее полноте. Средневековую же культуру он называл «трудноописуемым антрактом»4 в истории человечества и считал спадом культуры. «Христианство погубило жатву античной культуры», — заявлял он. «С падением римской культуры и под влиянием ее важнейшей причины — распространения христианства — наступило всеобщее обезображение человека..., может наступить еще большее обезображение, и, наконец, озверение человека, вплоть до уровня обезьяны»5, — писал Ницше. Мыслитель искал пути выхода западноевропейской культуры из кризиса. Цель культуры Ницше видел в утверждении «жизни» ив создании нового типа человека, которого он назвал сверхчеловеком. Сверхчеловек — благородная, деятельная, героическая личность. У него двойная мораль: он благороден с равными себе, по отношению к толпе, «стаду» он пользуется правом сильного. Образ сверхчеловека философ противопоставил современному буржуазному человеку, «от нечистого дыхания которого он задыхался». Современных людей Ницше презирал, называя их «стыдом и позором истории». Главной ценностью в их жизни стали деньги, в отношениях между людьми «господствует деловитость», они разучились ощущать полноту жизни и радоваться ей. «Современное общество заражено американизмом; есть что-то дикое в той алчности к золоту, которая характеризует современных американцев, и всев большей степени заражает современную Европу. Все чаще начинает встречаться тип человека, поглощенного всецело денежными делами»6, — писал Ницше.
Философ говорил о деградации, испорченности современного человека. «Я понимаю испорченность в смысле decadence: я утверждаю,*что все ценности, к которым в настоящее время человечество стремится, — суть ценности decadence. Я утверждаю, что под святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности»7. Суть нигилистической формы мышления, присущей человеку второй половины XIX в., заключается, с точки зрения мыслителя, в обесценивании высших идеалов, и к этой ситуации привела христианская мораль, демократизм с идеями социального равенства, «омассовление» культуры, развитие техногенной цивилизации и преобладание в обществе культа науки и разума, основы которого заложила эпоха Просвещения. Огромное значение в культуре, по мнению Ницше, имеет искусство, которое он считал противоядием нигилизму. Искусство должно спасти сильных духом от упадка и жалости к обездоленным, дать им освобождение от моральных обязательств перед обиженными и угнетенными. С помощью искусства можно воспитать и тем самым усовершенствовать человечество. Искусство — это иллюзия, которая непосредственно связана с жизнью и наиболее полно отражает ее сущность. Бытие и мир могут быть оправданы, по мнению Ницше, только как эстетический феномен. Идеи немецкого философа об эстетической эволюции человечества, об элитарности искусства, о роли художника-демиурга, наделенного особой эстетической восприимчивостью к красоте и способного иррациональным путем постичь и преобразовать мир с помощью эстетических средств, оказали большое влияние на становление и развитие новых художественных течений в искусстве конца XIX — начала XX вв. Они получили название «декаданс», хотя декадентство не направление в искусстве, а особый тип мировоззрения. Декаденты проповедовали идею «искусство для искусства», так как только искусство, а не действительность, может создать истинную красоту. Они не стремились к тому, чтобы быть понятными народу, ибо опирались на постулат Ницше о гении, который может пренебрегать мнением непосвященной толпы. В работе «Происхождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» Ницше писал, что первооснову жизни составляют два бытийных начала в культуре: аполлоническое и дионисийское. Аполлоническое связано с солнечным богом Аполлоном, символизирующим разумное, знающее меру, гармоничное, радостное, этическое, статичное. Дионисий-ское связано с богом виноделия Дионисом и обозначает инстинктивное, стихийное, разрушающее все формы, безграничное, трагическое, связанное с опьянением. В современном западноевропейском искусстве, по мнению мыслителя, преобладает аполлоническое (рационалистическое) начало, которое привело культуру к кризису.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.006 с.) |