Тема 6. Правовое регулирование конкуренции на товарном рынке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Правовое регулирование конкуренции на товарном рынке



Понятие конкуренции. Виды конкуренции. Принципы антимонопольного регулирования конкуренции. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Понятие и признаки доминирующего положения. Понятие и формы недобросовестной конкуренции. Правовые средства антимонопольного регулирования. Правовое регулирование пресечения антиконкурентной деятельности на финансовых рынках. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии.

Роль конкуренции как фактора непрерывного развития и совершенствования производства, улучшения качества товаров и расширения предоставляемых услуг.

Правовые вопросы создания конкуренции в сфере производ­ства и оптовой торговли. Механизмы становления конкурентной среды: развитие и увеличение числа однородных предприятий, под­держка среднего и мелкого предпринимательства, обеспечение срав­нимости качественных характеристик товаров и услуг, система по­ощрения и пропаганды лучших результатов и новшеств.

Законодательное запрещение ограничения конкуренции и нарушений правил конкуренции. Задачи государства, местных ор­ганов по выявлению монополизма, занятия господствующего поло­жения на рынке, картельных соглашений о ценах, других проявле­ний недобросовестной конкуренции.

Правовые способы защиты от недобросовестной конкуренции. Функции Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по антимонопольной политике и его территориальных управлений в борьбе с недобросо­вестной конкуренцией.

Тема 7. Защита прав потребителей при продаже товаров

Проблемы качества товаров и торгового обслуживания. Размеще­ние и режим работы торговой сети. Качество дополнительных услуг в тор­говле. Экономия времени покупателей. Нравственные и психологические проблемы качества торгового обслуживания.

Порядок приемки товаров широкого потребления по количеству и качеству. Возврат товаров.  Экспертиза их качества.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей».

Правовое регулирование розничной купли-продажи. Особенности розничной купли-продажи. Форма и порядок заключения договора рознич­ной купли-продажи. Права и обязанности сторон договора. Условия дого­воров розничной купли-продажи при различных формах торгового обслу­живания.

Имущественная ответственность сторон договора розничной купли-продажи. Прекращение договора.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература:

1. Коммерческое право: учебник для академического бакалавриата / Б. И. Пугинский [и др.]; под общ. ред. Б. И. Пугинского, В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 5-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 471 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03373-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/book/F9BD47EB-181F-416D-B869-115EDF67D76B/kommercheskoe-pravo

Дополнительная литература:

2. Коммерческое право. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Абросимова [и др.]; под общ. ред. Е. А. Абросимовой, В. А. Белова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 131 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08388-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/book/76386508-BBDD-400E-BD6D-700457B643F2/kommercheskoe-pravo-praktikum

3. Международное коммерческое право: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. Ф. Попондопуло [и др.]; под общ. ред. В. Ф. Попондопуло. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 476 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4290-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/book/8564AAE8-9997-443D-B5CE-296208D05619/mezhdunarodnoe-kommercheskoe-pravo

4. Булатецкий, Ю. Е. Коммерческое право: учебник для академического бакалавриата / Ю. Е. Булатецкий, И. М. Рассолов; под ред. С. Н. Бабурина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 448 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8000-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/book/E5EBEB4D-591E-4D5F-8FE6-AF8FF56CB32C/kommercheskoe-pravo

5. Коммерческое (торговое) право зарубежных стран: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Ф. Попондопуло [и др.]; отв. ред. В. Ф. Попондопуло, О. А. Макарова. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 589 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4226-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/book/B64AAAA3-316C-44BE-8460-87FC4192A82A/kommercheskoe-torgovoe-pravo-zarubezhnyh-stran

 


 

Следует выбрать 3 темы и по ним выполнить 3 задания на выбрать и прислать к 13 апрелю 2020.

Тема 1. Общие положения о коммерческом праве. Источники коммерческого права

План:

1. История коммерческого (торгового) права.

2. Причины возрождения российского коммерческого права в современных условиях.

3. Роль коммерческого права в разработке общих проблем и на­учно-методическом обеспечении торгового предпринимательства.

4. Организация исполнения законодательства и использования ненормативных правовых средств в сфере торговли.

5. Задачи дисциплины коммерческого права в подготовке кадров для обслу­живания торгового оборота.

6. Понятие торгового законодательства.

7. Торговое законодательство в системе гражданского законода­тельства.

8. Торговое законодательство и законодательство о предпринимательстве.

9. Отраслевые особенности торгового законодательства.

10. Международные, межгосударственные и межправитель­ственные соглашения по вопросам торговли как источники коммер­ческого права.

11. Особенности правоприменительной деятельности в области торговых отношений.

12. Кодификации торгового законодательства.

Литература:   [1, с. 10-120 ]; [2, с.8-96 ]; [4, с.6-53].

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова история коммерческого (торгового) права?

2. Назовите причины возрождения российского коммерческого права в современных условиях.

3. Какова роль коммерческого права в разработке общих проблем и на­учно-методическом обеспечении торгового предпринимательства?

4. Какова организация исполнения законодательства и использования ненормативных правовых средств в сфере торговли?

5. Перечислите задачи дисциплины коммерческого права в подготовке кадров для обслу­живания торгового оборота.

6. Каково понятие торгового законодательства?

7. Охарактеризуйте торговое законодательство в системе гражданского законода­тельства.

8. Каковы отраслевые особенности торгового законодательства?

9. Назовите особенности правоприменительной деятельности в области торговых отношений.

10. Что такое кодификации торгового законодательства?

Задания для самостоятельной работы

1. Задание для размышления:

Уже в глубокой древности торговля понималась людьми как особый вид деятельности. Ей, по представлению древних греков, покровительствовал один из наиболее почитаемых олимпийских богов – Гермес, обладавший для этого всеми необходимыми качествами – ловкостью, хитростью, изворотливостью. Сегодня сам Гермес не смог бы «достаточно точно разграничить коммерцию (торговлю) и бизнес, отделить коммерцию от предпринимательской деятельности и вообще найти в мире такое укромное местечко, где можно было бы спрятаться от торговых проблем» (Дж. Стюарт).

В российской правовой науке, изучающей феномен современной коммерческой деятельности и соответствующую ей отрасль права, переплетающуюся с гражданским и предпринимательским правом, также (как у экономистов о коммерческой деятельности) сложились различные представления о самостоятельности коммерческого права. Одни ученые считают, что коммерческое право в российской правовой системе необходимо выделить в качестве самостоятельной отрасли права. Другие – что торговое право не является самостоятельной отраслью права. Высказываются и такие мнения:

- гражданское и торговое право представляют собой две тесно связанные между собой ветви частного права;

- коммерческое право входит в гражданское как часть в целое, а самостоятельность коммерческого права носит относительный характер.

Какова Ваша точка зрения на самостоятельность коммерческого права? Позицию какой группы ученых-юристов разделяете Вы?

 

2. Решите задачи:

Задача 1.

Организация - Республиканское государственное унитарное предприятие «Фармация» - имеет лицензию на «реализацию населению готовых лекарственных препаратов по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам». Через подведомственные аптечные учреждения РГУП «Фармация» отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения:

а) населению за наличный расчет;

б) лечебно-профилактическим учреждениям, санаториям, домам отдыха, образовательным учреждениям, заводам по розничным ценам по безналичному расчету (не для последующей перепродажи, а для конечного потребления).

Объясните, пожалуйста, необходимо ли в данном случае наличие отдельной лицензии на осуществление оптовой торговли лекарственными средствами?

Задача 2.

Пунктом 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ предусмотрена возможность сторонам сделки включить в договор поставки условие о выплате поставщиком продовольственных товаров вознаграждения покупателю в связи с приобретением последним определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. В Законе порядок расчета размера вознаграждения не уточнен.

Ответьте на вопрос: как рассчитать сумму вознаграждения: в отношении каждого поставленного наименования товара или по общей стоимости всей переданной в рамках договора поставки продукции (учитывая, что в таком случае применительно к конкретной товарной позиции размер премии может превышать 10%)?

Задача 3.

Сложившаяся на сегодняшний день совокупность законодательных актов, регулирующих коммерческую деятельность в России, оценивается по-разному. В.В. Лаптев, В.Ф. Попондопуло, И.В. Дойников и некоторые другие юристы считают это законодательство далеко не безупречным. Выдвижение идеи о разработке и принятии Торгового (коммерческого) кодекса (Ю.К. Толстой) – одна из попыток приблизиться к решению сложных проблем коммерческого законодательства, но эта идея пока не нашла должной поддержки. Выделим основные группы мнений юристов:

- коммерческое законодательство России еще недостаточно учитывает потребности реальной жизни;

- необходимо выделить в самостоятельный раздел «более интенсивно развивающиеся и требующие частых изменений нормы, касающиеся непосредственного регулирования торгового предпринимательства, в отличие от более стабильных и даже консервативных норм других областей гражданского права» (М.М. Рассолов, А.И. Косарев и др.);

- коммерческое право в России успешно возрождается и эволюционирует, а вместе с ним успешно развивается и коммерческое законодательство, которое уже ничуть не уступает коммерческому законодательству развитых стран.

Проанализируйте вышеуказанные мнения и сформулируйте собственную точку зрения, приведя аргументацию из истории права.

3. Тестовые задания:

1. Коммерческое право – это часть:

а) гражданского права;

б) уголовного права;

в) налогового права.

 

2. Принцип свободы договора означает, что его условия:

а) определяются всегда только по усмотрению сторон;

б) никогда не определяются по усмотрению сторон;

в) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

 

3. В предмет коммерческого права включается:

а) розничная купля-продажа товаров;

б) оптовая купля-продажа товаров;

в) розничная и оптовая купля-продажа товаров.

 

4. Коммерческое право – это:

а) самостоятельная отрасль права;

б) подотрасль гражданского права;

в) подотрасль предпринимательского права.

 

5. Коммерческая деятельность – это:

а) вид предпринимательской деятельности;

б) всегда деятельность непредпринимательская;

в) деятельность только бюджетных организаций.

 

6. Цель коммерческой деятельности – это:

а) извлечение прибыли посредством систематического отчуждения товаров;

б) просто систематическое отчуждение товаров;

в) безвозмездная передача товаров третьим лицам.

 

7. Коммерческое право – это часть:

а) гражданского права;

б) уголовного права;

в) налогового права.

 

8. Принцип свободы договора означает, что его условия:

а) определяются всегда только по усмотрению сторон;

б) никогда не определяются по усмотрению сторон;

в) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

 

9. Коммерческая деятельность – это:

а) вид предпринимательской деятельности;

б) всегда деятельность непредпринимательская;

в) деятельность только бюджетных организаций.

 

10. Цель коммерческой деятельности – это:

а) извлечение прибыли посредством систематического отчуждения товаров;

б) просто систематическое отчуждение товаров;

в) безвозмездная передача товаров третьим лицам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.028 с.)