Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая система как юридическое явление
Мы говорили выше о правовой системе как вместилище, средоточении разнообразных юридических явлений. Но система эта, взятая в целом, представляет собой объект, который сам по себе может рассматриваться как правовое явление. Нам следует определить место этого явления в пространстве и во времени. В пространстве правовая система не одна. В мире много таких систем. В каждый данный исторический момент каждая правовая система с ее особенностями противостоит другим правовым системам. Взаимодействуя с другими факторами, она способствует формированию определенной культурной общности и нации. Приобретя национальный характер, правовая система открывает дорогу психосоциологическим явлениям национализма или, говоря языком американских социологов, этноцентризма. Юридический национализм может выражаться в двух различных видах коллективного поведения. Первый вид, преобладавший в древних обществах, выражается в том, что можно назвать уходом в себя. Право воспринималось как секрет данной общности; только ее члены должны были знать и применять его. Источник авторитета права уходил в мифические времена, к далеким предкам. Потомкам грозили несчастья, если они допускали к этому святому наследству чужеземцев. В этом, очевидно, социологический ключ к принципу национального закона, который действовал у варваров после завоевания Римской империи. Второй вид, наоборот, чаще всего встречается в современных обществах. Этот вид можно назвать пропагандистским. Национальное право видится как совершенное в техническом аспекте и справедливое по существу. Поэтому необходимо в благотворительных целях немедленно сообщить об этом праве другим народам. Этот экспансивный национализм в первую очередь демонстрируют сами юристы. Судьи, призванные решать конфликты в области международного частного права, тенденциозно стараются дать преимущество своему национальному закону. Представители данной страны, участвующие в подготовке договора, настаивают, что в его основе должно лежать их право. Конечно, за националистической позицией юристов стоит стратегия государственных деятелей, ибо во многих слу- 197 чаях право выступает как средство реализации политических идей и целей. Наполеон рассчитывал на свой Гражданский кодекс, чтобы покончить с феодальными режимами в странах-сателлитах. Позднее распространение французской правовой системы на заморские территории было средством их колонизации. Этот вид юридического национализма имел своим предвидимым последствием явления аккультурации.
Обратимся теперь к проблеме — правовая система во времени. Интересно изучить, какое количество изменений за время своего существования может претерпеть правовая система, оставаясь сама собой. Не менее интересно узнать, как ощущают люди длительность существования своей правовой системы (как, впрочем, языка или культуры). Невежественный человек, если он вообще задается этим вопросом, может исчислять срок с того момента, когда он сам стал взрослым. Юрист, вспомнив то, чему его учили, отнесет начальный момент к 1804 году. Историк начнет рассматривать вопрос с галло-романского периода до XX века. Какова же объективная реальность? Бесспорно, что право само по себе отрицательно относится к полным разрывам и предпочитает переходные формы. Революции, даже социалистические, сохранили немалую часть свергнутого права. Бывает, однако, что правовая система умирает. Галльские обычаи исчезли, не оставив следа в пашем гражданском праве. Встает вопрос, что же приводит к гибели правовые системы? Может быть, их внутренняя слабость, сказавшаяся в ходе чего-то, напоминающего естественный отбор. Однако мы не знаем, что это за фатальные, внутренние слабости: сложность системы или, наоборот, ее простота? Ее строгость или, наоборот, мягкость? Представляется, что правовые системы чаще исчезали вследствие внешних причин — военных, политических, экономических, таких, как завоевание, революция. Поглощение коренного старого права иностранным является одной из крайних форм аккультурации. ПРАВОВАЯ АККУЛЬТУРАЦИЯ Понятие аккультурации впервые было употреблено в 1880 году американским этнологом Пауэллом. Оно прочно вошло в словарь французских социологов. Его нельзя назвать ни элементарным, ни точным, так как по смыслу 198 оно заставляет думать о переходе от примитивного состояния к цивилизации — ad culturam. В действительности это понятие значительно шире, и под аккультурацией следует понимать любой перенос одной культуры в другую. Употребляемое иногда понятие «культурные контакты» недостаточно, ибо контакт не обязательно предполагает взаимопроникновение культур. Если же такого проникновения нет, то нет и аккультурации.
Поскольку право входит в культуру, то легко возникает идея юридической аккультурации. Она состоит в том, что одна правовая система может быть как бы привита к другой. Причины и следствия такого явления относятся к предмету социологии права. В качестве примеров правовой аккультурации, которыми снабжает нас история, укажем на эдикт Каракаллы, распространивший статус римского гражданства на всех жителей империи, внедрение в Галлии германских обычаев, рецепцию римского права в Германии, ренессанс римского права во Франции и др. Приведем и другой, не столь известный пример: в это трудно поверить, но пошлина и таможня были арабскими саженцами на французской почве. Современное сравнительное право дало возможность наблюдать живую, протекающую на наших глазах аккультурацию. Она происходит и там, где сталкиваются две правовые культуры (как столкнулись, например, в Квебеке французское гражданское право и процессуальные формы общего права), и в тех странах Востока, которые в стремлении к вестернизации рецегшруют зарубежное законодательство (пример — Турция во времена Ататюрка, рецегги-ровавшая целиком швейцарские кодексы), и, наконец, — что особенно существенно — почти повсюду в мире в бывших колониях, где ранее экономическая и политическая колонизация сопровождалась в той или иной мере и законодательной, а деколонизация не всегда приводила к отказу от аккультурации права. В отличие от аккультурации, которая может ограничиться каким-то одним институтом или даже нормой, рецепция — это глобальное явление. При рецепции в данное общество интегрируется зарубежная правовая система в целом. Во всяком случае, в принципе это так. Рецепция — один из вариантов аккультурации, но вариант, получивший определенную самостоятельность. Само название «рецепция» идет от конкретного исторического примера, а именно рецепции римского права в Германии в XIV— 199 XV вв. Этому историческому событию Давались самые различные объяснения. Одни связывали рецепцию с сугубо политическими причинами (германский император был заинтересован в том, чтобы иметь возможность ссылаться па тексты, подтверждавшие всевластие римского императора). По мнению других, следует обратиться к экономическим факторам; согласно марксистской точке зрения, поднимавшаяся городская буржуазия видела в римском праве, институтах частной собственности и договорной свободы юридический инструментарий, способствующий развитию торгового капитализма. С веберовских позиций, причины рецепции — в появлении нового класса юристов, сформировавшихся в итальянских университетах и испытывавших интеллектуальную потребность в рациональности и порядке. О рецепции имеется большая юридическая литература53.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.006 с.) |