Музыка в контексте бурных исторических процессов, экспрессионизм и музыкальный авангард. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка в контексте бурных исторических процессов, экспрессионизм и музыкальный авангард.



Первое впечатление, которое складывается при знакомстве с музыкой ХХ века, будто между музыкальным искусством нового времени и всех предшествующих столетий лежит пропасть - столь значительны различия в звуковом облике произведений.
Даже сочинения 10-30-х гг. XX века представляются излишне напряжёнными и резкими по звучанию. На самом деле, музыка 20 столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и напряжённым.
Трагические события и противоречия - войны, революции, научно-технический прогресс, тоталитаризм и демократия, не только обострили душевные переживания, присущие людям, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому,
тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке ХХ века. Не менее важной оказалась для искусства и тема самопознания личности.
ХХ век ознаменовался множеством нововведений в искусстве и литературе, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все.
Новое содержание, как водится, требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Появилось понятие атональная музыка. Это музыка, в которой четкая система тональностей на слух не определяется, а аккордовые созвучия (гармонии) связываются друг с другом свободно, без соблюдения строгих правил.
Другой важной особенностью музыкального языка XX века стали необычные звучания. Чтобы передать образы современной жизни, использовали необычные шумовые эффекты (лязг и скрежет металла, грохот станков и другие "промышленные" звуки), изобретали новые инструменты.

Однако более интересные результаты дал другой путь. Композиторы экспериментировали с традиционными инструментами: смешивали тембры, играли в непривычных регистрах, изменяли технические приёмы. И оказалось, что классический симфонический оркестр или оперные формы могут прекрасно показать жизнь города с его сложной системой звуков и шумов, а главное - непредсказуемые повороты мысли и "изломы" психики человека конца II тысячелетия.
Однако новаторские поиски вовсе не привели к отказу от традиций. Именно XX век возродил музыкальное наследие ушедших эпох. После двухсот трёхсот лет забвения вновь начали звучать произведения Монтеверди, Корелли и Вивальди, немецких и французских мастеров XVII в.
Коренным образом изменилось отношение к фольклору. В XX столетии появляется новое течение - неофольклоризм (от греч. "neos" - "новый" и "фольклор"). Его сторонники призывали использовать народные напевы, записанные в глубинных сельских районах, не "приглаженные" на городской лад. Войдя в сложную ткань симфонии, сонаты или оперы, такая песня привнесла в музыку невиданную доселе страстность, богатство красок и интонаций.

Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – авангардизм (от фр. “avant-garde” –впереди идущий), или модернизм (от лат. “modernus” – новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.
Движение музыкального авангарда охватывает 50-90е гг. XX столетия. Оно возникло после Второй мировой войны далеко не случайно: потрясения военного времени, а за тем и резкое изменение уклада жизни вызвали разочарование в нравственных и культурных ценностях предшествующих эпох.

Представителям поколения 50-60х гг. хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.
К музыкальному авангардизму относят обычно так называемую конкретную музыку, основанную на свободе тоновых созвучий, а не на гармоническом ряде: соноризм – один из видов современной композиторской техники, использующей главным образом красочные звучания (лат. “sonorus” — звучный, шумный) и практически игнорирующий точные звуковысотные связи, электронную музыку.
Поиски новых методов творчества вызвали к жизни немало необычных стилей. Композиторы в качестве "классических" инструментов используют электронную звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику - магнитофон, синтезатор, а в последние годы - компьютер.

Появление электронной музыки было вызвано желанием привлечь внимание к "классике" миллионов любителей эстрады и рока (где электронным инструментам принадлежит ведущее место). Однако композиторы, работающие в этой области, преследуют и другую цель. Они пытаются исследовать сложные отношения человека с миром техники, которая всё сильнее подчиняет сознание людей. "Живой" диалог музыканта с его электронным "двойником" в наиболее талантливых произведениях обретает глубокий символический смысл.
Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых было большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами.

На рубеже XIX-XX столетий в европейской культуре сосуществовали разные художественные направления. Одни развивали традиции XIX века, другие возникли в результате творческих поисков современных мастеров.

Сложилось новое художественное направление - экспрессионизм (от лат. expressio - "выразительность"). Его представители отражали в своих произведениях трагическое мироощущение человека эпохи Первой мировой войны - отчаяние, боль, страх одиночества.

Также значительным явлением музыкального искусства стал поздний романтизм, который отличался повышенным интересом к симфонической музыке и грандиозным масштабам сочинений. Для своих произведений композиторы создавали сложные философские программы.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

КЛАССИЧ. КОМПОЗИТОРОВ

Клод Дебюсси (франц.)(1862-1918)-основоположник музыкального импрессионизма, композитор, пианист и дирижер В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений. К.Дебюсси
создал ряд произведений, принёсших ему признание публики. образцами импрессионизма стали его симф.произведения– прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море». Усложнение языка и форм музыки, проявившееся сначала в позднем романтизме, а затем и в других течениях, вызвало к жизни неоклассицизм (греч. neo – «новый»).

 

Рихард Штраус (1864-1949). На стиль Рихарда Штрауса оказали серьезное влияние произведения Шопена, Шумана, Мендельсона. Под влиянием музыки Рихарда Вагнера Штраус обратился к опере. Первое сочинение подобного рода – «Гунтрам» (1893г.). Это романтическое произведение; его музыкальный язык несложен, мелодии красивы и напевны.
С 1900 года опера стала ведущим жанром в творчестве Р.Штрауса. Его произведения отличает простота и ясность музыкального языка, в них автор использовал бытовые танцевальные жанры.
Творческая деятельность Штрауса продолжалась более семидесяти лет. Начинал композитор как поздний романтик, затем пришел к экспрессионизму и, наконец, обратился к неоклассицизму.

Ф.Легар (австийск.)(1870-1948), представ.нов.венской оперетты, «Весёлая вдова»(1905)-мировая слава, «Граф Люксембург», «Цыганская любовь», «Паганини»;

А.Н.Скрябин (1872-1915)-пианист(исп.Шопена) и композ., не только муз.задачи в сочинениях, он хотел быть и философом выраз.мир.человеч.души: «Божеств.поэма», «Поэма экстаза», «Прометей»-новатор-во, близок к атональности, А.Н. Скрябиным были предприняты первые поиски в направлении авангардизма в самом начале ХХ века Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других – возмущала необычностью.
 

С.В. Рахманинов (1873-1943)–композитор и пианист-виртуоз – гармонично соединил традиции русского и европейского искусства. Музыка Рахманинова – важная часть позднего романтизма Европы. После 1917 года Рахманинов был вынужден жить за границей – в Швейцарии и США.
Наследие Рахманинова включает в себя оперы и симфонии, камерно-вокальную и хоровую музыку, но больше всего он писал для фортепиано, тяготея к мощной, монументальной виртуозности, стремился уподобить фортепиано по богатству красок симфоническому оркестру,
творчество Рахманинова соединяет разные эпохи и культуры.

 

Основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг (1874-1951) "Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества", - писал А.Шёнберг
Музыкальный экспрессионизм сложился в Австрии, точнее, в её столице, Вене. Его создатели - Арнольд Шёнберг, Альбан Берг и Антон Веберн. Творческое содружество композиторов вошло в историю музыки под названием новая венская (нововенская) школа. В их произведениях - трагический дух музыки, стремление к острым переживаниям и глубоким потрясениям, затем - напряжённый духовный поиск, желание во что бы то ни стало обрести религиозные и нравственные идеалы, утраченные большинством современных людей. Наконец, все три композитора разрабатывали единый метод сочинения музыки - додекафонную систему, резко изменившую традиционные представления о ладовом и гармоническом устройстве произведения.
Творчество Шёнберга решает одну главную задачу - выражает средствами музыки человеческие страдания. Тяжёлые, томительные предчувствия, ощущение тоскливого ужаса великолепно переданы уже в раннем произведении - Пять пьес для оркестра (1909г.). Результатом размышлений Шёнберга над событиями Второй мировой войны стала кантана "Уцелевший из Варшавы" (1947 г.) для чтеца, хора и оркестра. Музыка этого масштабного сочинения, построенная на одной серии, выдержана в лучших традициях экспрессионизма - она сложна, трагична и обострённо эмоциональна.

Чарльз Айвз (1874-1954) — американский композитор, основоположник новой американской композиторской школы 20 века.На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве — народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы. Сочинения:

- Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899).

- Для оркестра — 5 симфоний (1898-98, 1897—1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни — Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony — фрагменты симфонии, 1911-16), «Центральный парк в темноте» (Central park in the dark, 1898—1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров,

- Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.

- Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли, в том числе «Вопрос, оставшийся без ответа» (1906, позднее создана оркестровая версия)

 

Морис Равель (франц.)(1875-1937)-близок к муз.импрессионизму, обращение к испанск.фольклору, изящество формы: «Испанская рапсодия», балет«Дафнис и Хлоя», «Вальс», «БОЛЕРО», опера «Испанский час», опера-балет «Дитя и волшебство»;

Бела Барток (венг.)(1881-1945), (полное имя — Бе́ла Ви́ктор Я́ношБа́рток) — венгерский композитор, пианист имузыковед-фольклорист.

Притом что Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, кдодекафонии и микрохроматике), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода (1918), балеты Чудесный мандарин (венг. A csodálatos mandarin) (1919, был запрещён цензурой за «непристойность»), Деревянный принц (венг. A fából faragott királyfi) (1914—1917), Концерт для оркестра (1942—1945), Музыка для струнных, ударных и челесты, два концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма Кошут, сюита На вольном воздухе. Масштабный сборник «Микрокосмос» (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей, 1926—1939 гг.) представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком.

В ряде сочинений Барток опирается на фольклорный материал (оригинальный или авторский стилизованный), причём не только венгерский, но также румынcкий, болгарский, югославский. «Балканские» танцы (особенно 6 румынских народных танцев, BB 68, Sz 56) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией.

 

Игорь Стравинский (русск.)(1882-1971)-заказ для Дягилева балет «Жар-птица» и далее для него же «Петрушка», «Весна священная», 20-ые: неоклассицизм балет с пением «Пульчинелла», опера-буфф «Мавра», опера-оратория «Царь Эдип», «Похождение повесы», затем отдаёт дань конструктивизму и влияние ДЖАЗА, с 1951-влияние Шёнберга, переход к сериализму;

Альбан Берг (австр.)(1885-1935)Австрийский композитор, один из наиболее выдающихся представителей Новой Венской школы (Second Viennese School), автор целого ряда выдающихся произведений, органично сочетающих в себе малеровский романтизм и довольно нетрадиционную вариацию шёнберговской додекафонии.

 

Среди ранних его работ следует в первую очередь упомянуть пять набросков фортепианных сонат. Писал Альбан и песни; часть из них вошли в сборник 'Семь ранних песен' ('Sieben Frühe Lieder') Часть ранних сонат Берг в итоге переработал в один глобальный шедевр – Фортепианную сонату Берга (Berg's Piano Sonata, Op. 1); это творение по праву считается одним из наиболее интересных ранних творений Альбана Берга.

в 1917-м – он начал работу над своей первой оперной постановкой, 'Воццек' ('Wozzeck'). Впервые исполнена полностью она была 14 декабря 1925-го в Берлине (Berlin). В наше время 'Воццек' считается одной из важнейших оперных постановок столетия.

Берг начинал работу над второй оперой, 'Лулу' ('Lulu'); при жизни Альбан написал лишь два акта из трех задуманных. Полная версия оперы была показана впервые лишь в 1979-м, в Париже (Paris).

Сергей Прокофьев (русск.)(1891-1953)-в 1918 уехал за границу, концерт.в разн.странах с балетами «Сказка прошута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок», «Блудный сын», создан.под впечатл.труппы Дягилева, «Любовь к трём апельсинам», в 1933 вернулся на родину, принципы соц.реализма и разн.жанры: «Ромео и Джульетта», «Золушка», симф.сказка «Петя и волк», опера «Война и мир», кантата «Ал.Невский»,симфонии;

Дариюс Мийо (франц.)(1892-1974)-балет «Сотвор.мира», «Бык на крыше», сочет.разные стили: полит.музыку, джаз, бразил.музыку;

Дмитрий Тёмкин (русск.,США)(1894-1979)-пианист и комп-р, ученик А.Глазунова, после 1917-в Берлин, учи..по ф-но у Ф.Буззони и Э.Петри, с 1929 в Голливуде пшет муз.к к/ф. и дирижирует, к 150фильмам написал(«Падение Римской империи», «Алиса в стране чудес», «Большой вальс»), неповтор.оркестр.сопровожд. к вестернам;

Пауль Хиндемит (нем.)(1895-1963)-скрип.альтист и комп-р, один из лидеров муз.модернизма, в 20-ые совр.вызыв.харак-ра опера «Убийца-надежда женщин», в серед.30-х шедевр «Художник Матисс» симфония и опера, позже воплощ.принц-ы неоклассицизма, опера «Кардильяк», цикл прелюдий «Игра тональностей»;

Карл Орф (немецк.)(1895-1982)-разраб.нов.вид муз.спектакля: связь музыки, текста, сцен.движения, сцен.кантата «Кармина бурана»(1937)-излож. в соврем.ключе некот.средневек.поэм, муз.педаг.5ти.томн.собрание хоров для детей «Музыка для детей»;

Франсис Пуленк (франц.)(1899-1963)-участник.«Шестёрки», новатор.искания, с 1936, после обращ.к.католиц-му проник.искрен.религ.чувством: «Стабат Матер», «Глория», опера «Диалоги кармелиток», позже-нац.традиции, мелодичн., образец в класс.стиле «Сельский концерт для чембало и оркестра»;

Оливье Мессиан (франц.)(1908-1992), с 1931 органист собора Ла Трините в Париже более 40 лет, ревностн.католик, знаток и люб-ль птиц, разраб.собств.ладов.и ритмич.систему, опера «Св.Франциск Ассизский», оратории, конц-в для ф-но с орк., «Квартет на конец времени»;

Бенджамен Бриттен (англ.)(1913-1976) Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten, BaronBritten) британскийкомпозитор, дирижёр и пианист.

В 1935—1942 Бриттен создал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (англ. Paul Bunyan; 1941), созданная после переезда обоих в США.

После возвращения Бриттена из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (англ. Peter Grimes; 1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (The Turn of the Screw; 1954, заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (англ.)русск. (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе(1964).

В 1957 г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (англ. The Prince of the Pagodas; 1957).

В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» (англ. Parables for Church Performance); третья из них, «Блудный сын» (англ. The Prodigal Son; 1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах.

В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.

Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.

 

Леонард Бернстайн (америк.)(1918-1990)(англ. Leonard Bernstein; — американский композитор, пианист и дирижёр.

Ещё до окончания университета в 1939 году, Бернстайн совершил неофициальный дирижерский дебют со своей собственной музыкой к «The Birds», а также играл и дирижировал в «The Cradle Will Rock» Марка Блитцстайна (Marc Blitzstein). Позже учился в Кёртисовском институте музыки у Фрица Рейнера (дирижирование), Рэндалла Томпсона (англ.)русск. (оркестровка), Рихарда Штёра (контрапункт) и Изабеллы Венгеровой (фортепиано);

под руководством Сергея Кусевицкого. Бернштейн позже стал помощником дирижёра Кусевицкого.

Ассистент дирижёра (1943-44), дирижёр (1957-58), главный дирижёр (1958-69) Нью-Йоркского филармонического оркестра (где стал преемником Бруно Вальтера) и городского оркестра «Нью-Йорк сити симфони» (1945-48). Умер от сердечного приступа.

Осуществил премьеру симфонии «Турангалилы» Оливье Мессиана (не записана).

Бернстайн дважды записывал полные циклы симфоний Бетховена (для Sony и Deutsche Grammophon), участвовал в записи цикла фортепианных концертов Бетховена с Кристианом Циммерманом. Бернстайн — единственный дирижёр, дважды осуществивший запись полного цикла симфоний Густава Малера (тоже для Sony и Deutsche Grammophon). Записал также полный цикл симфоний Петра Чайковского, многочисленные сочинения американских композиторов, произведения Карла Нильсена, Дариюса Мийо. Из музыки добетховенского времени выделяются записи произведений Йозефа Гайдна. В апреле 1962 года исполнял Концерт для фортепиано № 1 Брамса вместе с пианистом Гленном Гульдом.

Оперы

 «Волнения на Таити» («Trouble in Tahiti»; 1952, Уолтем)

· «Тихое место» («A Quiet Place»; 1986, Вена)

Оперетты

 «Кандид» (1956, Нью-Йорк)

Мюзиклы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.04 с.)