Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыка в контексте бурных исторических процессов, экспрессионизм и музыкальный авангард.
Первое впечатление, которое складывается при знакомстве с музыкой ХХ века, будто между музыкальным искусством нового времени и всех предшествующих столетий лежит пропасть - столь значительны различия в звуковом облике произведений. Однако более интересные результаты дал другой путь. Композиторы экспериментировали с традиционными инструментами: смешивали тембры, играли в непривычных регистрах, изменяли технические приёмы. И оказалось, что классический симфонический оркестр или оперные формы могут прекрасно показать жизнь города с его сложной системой звуков и шумов, а главное - непредсказуемые повороты мысли и "изломы" психики человека конца II тысячелетия.
Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – авангардизм (от фр. “avant-garde” –впереди идущий), или модернизм (от лат. “modernus” – новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода. Представителям поколения 50-60х гг. хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.
Появление электронной музыки было вызвано желанием привлечь внимание к "классике" миллионов любителей эстрады и рока (где электронным инструментам принадлежит ведущее место). Однако композиторы, работающие в этой области, преследуют и другую цель. Они пытаются исследовать сложные отношения человека с миром техники, которая всё сильнее подчиняет сознание людей. "Живой" диалог музыканта с его электронным "двойником" в наиболее талантливых произведениях обретает глубокий символический смысл. На рубеже XIX-XX столетий в европейской культуре сосуществовали разные художественные направления. Одни развивали традиции XIX века, другие возникли в результате творческих поисков современных мастеров. Сложилось новое художественное направление - экспрессионизм (от лат. expressio - "выразительность"). Его представители отражали в своих произведениях трагическое мироощущение человека эпохи Первой мировой войны - отчаяние, боль, страх одиночества. Также значительным явлением музыкального искусства стал поздний романтизм, который отличался повышенным интересом к симфонической музыке и грандиозным масштабам сочинений. Для своих произведений композиторы создавали сложные философские программы. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССИЧ. КОМПОЗИТОРОВ Клод Дебюсси (франц.)(1862-1918)-основоположник музыкального импрессионизма, композитор, пианист и дирижер В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений. К.Дебюсси
Рихард Штраус (1864-1949). На стиль Рихарда Штрауса оказали серьезное влияние произведения Шопена, Шумана, Мендельсона. Под влиянием музыки Рихарда Вагнера Штраус обратился к опере. Первое сочинение подобного рода – «Гунтрам» (1893г.). Это романтическое произведение; его музыкальный язык несложен, мелодии красивы и напевны.
Ф.Легар (австийск.)(1870-1948), представ.нов.венской оперетты, «Весёлая вдова»(1905)-мировая слава, «Граф Люксембург», «Цыганская любовь», «Паганини»; А.Н.Скрябин (1872-1915)-пианист(исп.Шопена) и композ., не только муз.задачи в сочинениях, он хотел быть и философом выраз.мир.человеч.души: «Божеств.поэма», «Поэма экстаза», «Прометей»-новатор-во, близок к атональности, А.Н. Скрябиным были предприняты первые поиски в направлении авангардизма в самом начале ХХ века Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других – возмущала необычностью. С.В. Рахманинов (1873-1943)–композитор и пианист-виртуоз – гармонично соединил традиции русского и европейского искусства. Музыка Рахманинова – важная часть позднего романтизма Европы. После 1917 года Рахманинов был вынужден жить за границей – в Швейцарии и США.
Основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг (1874-1951) "Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества", - писал А.Шёнберг
Чарльз Айвз (1874-1954) — американский композитор, основоположник новой американской композиторской школы 20 века.На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве — народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы. Сочинения: - Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899). - Для оркестра — 5 симфоний (1898-98, 1897—1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни — Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony — фрагменты симфонии, 1911-16), «Центральный парк в темноте» (Central park in the dark, 1898—1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров, - Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра. - Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли, в том числе «Вопрос, оставшийся без ответа» (1906, позднее создана оркестровая версия)
Морис Равель (франц.)(1875-1937)-близок к муз.импрессионизму, обращение к испанск.фольклору, изящество формы: «Испанская рапсодия», балет«Дафнис и Хлоя», «Вальс», «БОЛЕРО», опера «Испанский час», опера-балет «Дитя и волшебство»; Бела Барток (венг.)(1881-1945), (полное имя — Бе́ла Ви́ктор Я́ношБа́рток) — венгерский композитор, пианист имузыковед-фольклорист. Притом что Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, кдодекафонии и микрохроматике), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода (1918), балеты Чудесный мандарин (венг. A csodálatos mandarin) (1919, был запрещён цензурой за «непристойность»), Деревянный принц (венг. A fából faragott királyfi) (1914—1917), Концерт для оркестра (1942—1945), Музыка для струнных, ударных и челесты, два концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма Кошут, сюита На вольном воздухе. Масштабный сборник «Микрокосмос» (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей, 1926—1939 гг.) представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. В ряде сочинений Барток опирается на фольклорный материал (оригинальный или авторский стилизованный), причём не только венгерский, но также румынcкий, болгарский, югославский. «Балканские» танцы (особенно 6 румынских народных танцев, BB 68, Sz 56) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией.
Игорь Стравинский (русск.)(1882-1971)-заказ для Дягилева балет «Жар-птица» и далее для него же «Петрушка», «Весна священная», 20-ые: неоклассицизм балет с пением «Пульчинелла», опера-буфф «Мавра», опера-оратория «Царь Эдип», «Похождение повесы», затем отдаёт дань конструктивизму и влияние ДЖАЗА, с 1951-влияние Шёнберга, переход к сериализму; Альбан Берг (австр.)(1885-1935)Австрийский композитор, один из наиболее выдающихся представителей Новой Венской школы (Second Viennese School), автор целого ряда выдающихся произведений, органично сочетающих в себе малеровский романтизм и довольно нетрадиционную вариацию шёнберговской додекафонии.
Среди ранних его работ следует в первую очередь упомянуть пять набросков фортепианных сонат. Писал Альбан и песни; часть из них вошли в сборник 'Семь ранних песен' ('Sieben Frühe Lieder') Часть ранних сонат Берг в итоге переработал в один глобальный шедевр – Фортепианную сонату Берга (Berg's Piano Sonata, Op. 1); это творение по праву считается одним из наиболее интересных ранних творений Альбана Берга. в 1917-м – он начал работу над своей первой оперной постановкой, 'Воццек' ('Wozzeck'). Впервые исполнена полностью она была 14 декабря 1925-го в Берлине (Berlin). В наше время 'Воццек' считается одной из важнейших оперных постановок столетия. Берг начинал работу над второй оперой, 'Лулу' ('Lulu'); при жизни Альбан написал лишь два акта из трех задуманных. Полная версия оперы была показана впервые лишь в 1979-м, в Париже (Paris). Сергей Прокофьев (русск.)(1891-1953)-в 1918 уехал за границу, концерт.в разн.странах с балетами «Сказка прошута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок», «Блудный сын», создан.под впечатл.труппы Дягилева, «Любовь к трём апельсинам», в 1933 вернулся на родину, принципы соц.реализма и разн.жанры: «Ромео и Джульетта», «Золушка», симф.сказка «Петя и волк», опера «Война и мир», кантата «Ал.Невский»,симфонии; Дариюс Мийо (франц.)(1892-1974)-балет «Сотвор.мира», «Бык на крыше», сочет.разные стили: полит.музыку, джаз, бразил.музыку; Дмитрий Тёмкин (русск.,США)(1894-1979)-пианист и комп-р, ученик А.Глазунова, после 1917-в Берлин, учи..по ф-но у Ф.Буззони и Э.Петри, с 1929 в Голливуде пшет муз.к к/ф. и дирижирует, к 150фильмам написал(«Падение Римской империи», «Алиса в стране чудес», «Большой вальс»), неповтор.оркестр.сопровожд. к вестернам; Пауль Хиндемит (нем.)(1895-1963)-скрип.альтист и комп-р, один из лидеров муз.модернизма, в 20-ые совр.вызыв.харак-ра опера «Убийца-надежда женщин», в серед.30-х шедевр «Художник Матисс» симфония и опера, позже воплощ.принц-ы неоклассицизма, опера «Кардильяк», цикл прелюдий «Игра тональностей»; Карл Орф (немецк.)(1895-1982)-разраб.нов.вид муз.спектакля: связь музыки, текста, сцен.движения, сцен.кантата «Кармина бурана»(1937)-излож. в соврем.ключе некот.средневек.поэм, муз.педаг.5ти.томн.собрание хоров для детей «Музыка для детей»; Франсис Пуленк (франц.)(1899-1963)-участник.«Шестёрки», новатор.искания, с 1936, после обращ.к.католиц-му проник.искрен.религ.чувством: «Стабат Матер», «Глория», опера «Диалоги кармелиток», позже-нац.традиции, мелодичн., образец в класс.стиле «Сельский концерт для чембало и оркестра»; Оливье Мессиан (франц.)(1908-1992), с 1931 органист собора Ла Трините в Париже более 40 лет, ревностн.католик, знаток и люб-ль птиц, разраб.собств.ладов.и ритмич.систему, опера «Св.Франциск Ассизский», оратории, конц-в для ф-но с орк., «Квартет на конец времени»; Бенджамен Бриттен (англ.)(1913-1976) Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten, BaronBritten) британскийкомпозитор, дирижёр и пианист. В 1935—1942 Бриттен создал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (англ. Paul Bunyan; 1941), созданная после переезда обоих в США. После возвращения Бриттена из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (англ. Peter Grimes; 1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (The Turn of the Screw; 1954, заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (англ.)русск. (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе(1964). В 1957 г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (англ. The Prince of the Pagodas; 1957). В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» (англ. Parables for Church Performance); третья из них, «Блудный сын» (англ. The Prodigal Son; 1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию. Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах. В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо. Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.
Леонард Бернстайн (америк.)(1918-1990)(англ. Leonard Bernstein; — американский композитор, пианист и дирижёр. Ещё до окончания университета в 1939 году, Бернстайн совершил неофициальный дирижерский дебют со своей собственной музыкой к «The Birds», а также играл и дирижировал в «The Cradle Will Rock» Марка Блитцстайна (Marc Blitzstein). Позже учился в Кёртисовском институте музыки у Фрица Рейнера (дирижирование), Рэндалла Томпсона (англ.)русск. (оркестровка), Рихарда Штёра (контрапункт) и Изабеллы Венгеровой (фортепиано); под руководством Сергея Кусевицкого. Бернштейн позже стал помощником дирижёра Кусевицкого. Ассистент дирижёра (1943-44), дирижёр (1957-58), главный дирижёр (1958-69) Нью-Йоркского филармонического оркестра (где стал преемником Бруно Вальтера) и городского оркестра «Нью-Йорк сити симфони» (1945-48). Умер от сердечного приступа. Осуществил премьеру симфонии «Турангалилы» Оливье Мессиана (не записана). Бернстайн дважды записывал полные циклы симфоний Бетховена (для Sony и Deutsche Grammophon), участвовал в записи цикла фортепианных концертов Бетховена с Кристианом Циммерманом. Бернстайн — единственный дирижёр, дважды осуществивший запись полного цикла симфоний Густава Малера (тоже для Sony и Deutsche Grammophon). Записал также полный цикл симфоний Петра Чайковского, многочисленные сочинения американских композиторов, произведения Карла Нильсена, Дариюса Мийо. Из музыки добетховенского времени выделяются записи произведений Йозефа Гайдна. В апреле 1962 года исполнял Концерт для фортепиано № 1 Брамса вместе с пианистом Гленном Гульдом. Оперы «Волнения на Таити» («Trouble in Tahiti»; 1952, Уолтем) · «Тихое место» («A Quiet Place»; 1986, Вена) Оперетты «Кандид» (1956, Нью-Йорк) Мюзиклы
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.04 с.) |