Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА № 3: Сферы и звенья финансовой системы государства
ЛЕКЦИЯ № 1: История развития и становления финансовой системы России Учебные вопросы: 1. Становление и развитие финансовой системы России. 2. Финансовая система России на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ Понятие "финансы" нередко отождествляют с деньгами. Однако существование двух разных терминов для определения одной и той же категории вряд ли обосновано. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и в переводе на русский язык означает "денежный платеж", "платеж в срок". Финансовые отношения возникли раньше, и историки точно не называют время их зарождения. Одни считают, что финансовые отношения появились, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме (Древний Рим, Вавилон, Египет). Другие полагают, что они имели место еще раньше – при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. В России (Киевская Русь) финансовые отношения были развиты слабо, ресурсы государства формировались в основном за счет натуральных податей. В докапиталистический формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческий и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами служили поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенным товаром), военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.
I. ВОПРОС: Становление и развитие финансовой системы России. Финансовая система России в своем развитии характеризуется несколькими периодами подчеркивающими яркие события ее формирования и совершенствования, включающая несколько основных этапов.
Основные этапы развития финансовой системы России: I. Этап XVI – XVII век 1. В середине шестнадцатого столетия формируются основные компоненты финансовой системы, свойственны прочному централизованному государству. В начале XVI столетия основные функции финансового управления сосредотачивались в государственной казне. Казна выполняла функции государственной канцелярии. Из нее же образующиеся ведомства - "дворцы", а позднее "приказы" получали главных дельцов - дьяков и подьячих. 2. Крупнейшей административно-финансовой реформой первых лет правления Ивана Грозного стало введение земского самоуправления. Вместо наместников на местах выбирались земские старосты из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. Избираемые земские старосты совместно с общинами проводили раскладку податей по плательщикам и отвечали за их сбор. В эти же годы осуществлялся перевод большинства государственных повинностей в денежную форму. Если в первой половине ХVI века в общем объеме повинностей крестьян преобладала владельческая рента, то во второй половине на первое место в составе повинностей, и особенно денежной их части, выходит рента государственная. По отношению к недобросовестным плательщикам применялись штрафы, торговая казнь - битье кнутом, конфискация. 3. Земская реформа, общая перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части повинностей в денежную форму завершили создание в середине ХVI века государственных финансов страны и финансовой системы. 4. Однако войны России с другими государствами требовали новых расходов. Иван Грозный перешел к практике взимания чрезвычайных поборов и конфискаций, что привело к разорению крупных хозяйственных центров и к снижению доходов казны. Столкнувшись с перенапряжением платежных сил страны, финансовая система оказалась неспособной увеличивать размеры податных изъятий.
5. В результате восходящая линия развития страны в 70-80-ые годы ХVI столетия оказалась прерванной. Кризис постиг и государственные финансы. ХVII век характерен для России как время смуты и нестабильности, что отрицательно сказалось на развитие финансовой системы и требовало особых инструментов управления финансовой системы, а именно: - вводились чрезвычайные сборы; - заново организовывалась финансовая администрация и поступление обыкновенных налогов; - главной статьей доходов казны стали таможенные и кабацкие сборы. Повышение пошлин приводило к понижению поступлений в казну. В 1646 году по предложению дьяка Назария Чистого была повышена казенная пошлина на соль: добавлено по 2 гривны на пуд соли, что привело к повышению цены на соль в 1,5-2 раза, в результате чего резко снизился объем продаж и казна потерпела убытки. 6. В конце века положение с финансами несколько стабилизировалось: с 1680 по 1701 год объем поступлений в казну удвоился. Основными статьями дохода по-прежнему были таможенные и кабацкие сборы и чеканка монет.
II этап XVIII век. 1. В начале восемнадцатого века экономический рост замедлился по причине роста повинностей, связанных с Северной войной. Пётр Великий проводит ряд мероприятий по укреплению финансов и финансовой системы: - с 1704 г. в государственную монополию были обращены продажа соли и табака; - казна монополизирована торговлю юфтью, пенькой, дегтем, щетиной, икрой и многими другими товарами; - в области "винокурения" и "торговли питиями" в 1705 г. были введены "поведенная" и "ново уравнительная" пошлины; - восстановлен монастырский приказ, т.е. казна должна иметь доходы с монастырских вотчин; - выпуск медной монеты за 1705-1707 гг. увеличился более чем в 10 раз; - в 1724 г. (последнем году царствования Петра) в приходе государства насчитывалось свыше 70 мелких доходных статей: "налоги" с бород, с платьев и т.д. 2. Главный путь выхода из денежных затруднений Петр I "видел" в реорганизации управления финансовым хозяйством. Вместо "Приказов" на местах вводилось губернское управление это позволило улучшить ситуацию, а именно: - Согласно новому устройству финансового хозяйства собранные средства должны были прямо направляться к месту своего использования. Общегосударственные росписи доходов и расходов отсутствовали. - Новый способ упрочения государственных финансов был открыт на пути кардинального реформирования прямого обложения - введение подушной подати. (Петр I данный налог заимствовал у Франции). - Введение "подушины" преследовала цель содержать значительную по численности армию. Сбор подушной подати был полностью отнесен к компетенции военного ведомства. С введением "Подушины" крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице: "сохе", либо "двору". Податной единицей стала его собственная "душа", трактуемая с точки зрения государственного интереса - как идеальная платежная способность, существующая вследствие способности крестьянина к труду. Перенесение центра тяжести прямого обложения с земли и имущества на рабочие руки, способность крестьянина к труду сыграло важную роль в хозяйственном развитии страны. Благодаря этому была ликвидирована основная причина сокращения крестьянской запашки. Посевные площади в основных районах стали увеличиваться, а с ним и благосостояние, и численность населения.
3. За следующие после царствования Петра четыре десятилетия (до 1762 г.) население России увеличилось почти на одну треть.
III этап XIX век. Финансовые реформы ХIХ столетия связаны с именем Сперанского М.М., который, будучи ближайшим советником императора Александра I. 1. В 1810 году Сперанский М.М. представил государственному Совету "План финансов", в котором интересы дворян ущемлялись в угоду общегосударственным интересам. Тем самым Сперанский М.М. внес положительный вклад в развитие финансов России. 2. В "Плане финансов" Сперанского М.М. содержались теоретические основы реформ в области финансов. Сперанский М.М. доказывал, что нужно и изменение организации бюджетного дела, что позволит приспособить ее во все сферы хозяйства капиталистических отношений. "План финансов" вскрывал причину расстройства финансов. М.М. Сперанский утверждал: "Главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами. Соразмерность восстанавливается двумя способами: сокращением издержек и преумножением доходов". 3. Сперанский предлагал издержки сократить, руководствуясь правилом: - необходимые издержки сохранить; - полезные отложить; - излишние вовсе прекратить.
Ключевые предложения Сперанского М.М.: - Методологической основой его взглядов была трудовая теория стоимости, проповедовавшаяся классиками буржуазной политической экономии. - М.М. Сперанский одним из первых выступил с идеей создания Государственного банка и развертывания кредитных операций. Его план предусматривал такую организацию деятельности банка, которая освобождала бы банк от чрезмерной зависимости от правительства, как это было, когда банк служил источником покрытия постоянного бюджетного дефицита. - Прогрессивным было предложение о замене дворянских банков долгосрочного кредита новыми частными банками, созданными на акционерных началах, которые выдавали бы кредит под залог недвижимого имущества. 3. Через 21 год после смерти М.М. Сперанского в 1860 году в России был учрежден Государственный банк. Это было связано с подготовкой и проведением крестьянской реформы 1861 года.
После крестьянской реформы 1861 года было проведено ряд мероприятий по совершенствованию финансовой системы и прежде всего ее главного звена - государственного бюджета. Они в себя включали: - 22 мая 1862 года были введены "Правила о составлении, рассмотрении, и использовании государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений". Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме с подробными указаниями отдельных статей и параграфов расходов. Общая роспись бюджета государства составлялась Министерством финансов, затем утверждалась Государственным Советом и Императором, после чего становилось законом. - с 1862 года роспись стала публиковаться. В 1864-1868 гг. государственные доходы были сосредоточены в кассах государственного казначейства Министерства финансов. В соответствии с бюджетными сметами и кассовыми росписями производились соответствующие расходы. - возросло значение государственного финансового контроля. Ежегодно проверялась законность проекта росписи доходов и расходов до его рассмотрения в Государственном совете. После исполнения бюджета Государственному совету передавался отчет об исполнении. - в 1865 году были созданы местные органы государственного контроля - контрольные палаты; - в начале 60-х годов винные откупа были заменены акцизными сборами на производство спиртных напитков, а с 1866 г. на табак. Для взимания акциза были созданы губернские и окружные акцизные управления. - департамент разных податей и сборов Министерства финансов был разделен в 1863 году на департаменты неокладных сборов (косвенных налогов) и окладных сборов (прямые налоги).
В ХIХ столетии в России создаются земства. Бюджеты земств (земских учреждений) складывались из сборов, которыми земства облагало население. Правительство не финансировало земства.
Значение создания земств в развитии финансовой системы России: Основной финансовой деятельностью земских учреждений было составление смет, учитывающие уездные и губернские потребности и источники их удовлетворения. Земские сметы делились на сметы денежных доходов и расходов, а земские доходы по способам их получения: на окладные и неокладные. К окладным доходам относились: - обложение земель, лесов, недвижимости, торгово-промышленных помещений; - патентов и прочих торговых документов. Основу бюджета земств составлял сбор с земли. Неокладные доходы (неопределенные): - сборы с ценных бумаг; - судебные пошлины; - процентов с капиталов. В целом доходная часть смет росла, что позволяло земствам постоянно увеличивать расходную часть бюджета. Земские расходы делились на обязательные и необязательные.
Обязательные расходы: - содержание местного гражданского управления; - содержание присутствий по крестьянским делам; - расходы по общественному призрению (содержание нищих); - дорожные расходы (содержание и ремонт дорог); - подводные расходы (содержание подвод для разъездной полиции).
Необязательные расходы: - расходы на народное образование; - расходы на медицину; - содержание управы, почты, экономических и других мероприятий. Среди необязательных расходов главное место занимали затраты на медицину и народное образование, которые постоянно увеличивались. Земские учреждения решали многие местные проблемы и достигли определенных результатов в отдельных областях. Составляемые в ХIХ веке Министерством финансов России бюджеты, свидетельствовали, о достаточно частом превышении государственных расходов над доходами. Из 54 бюджетных дефицитов 32 были связаны с крупными войнами и участием России в вооруженных конфликтах.
IV этап – XX век 1. Тенденция XIX века сохранилась и в начале ХХ века. Для ведения русско-японской войны государством было выделено в 1904 году 617 млн. рублей, а в 1905 году - 1,137 млн. рублей, что привело к росту чрезвычайных расходов и дефициту бюджета. В результате государственный бюджет был сведен в 1904 году с дефицитом в 334 млн. рублей, а в 1905 году – в 387 млн. рублей, что составило соответственно 12 и 12,4 % к объему государственных расходов. 2. Финансовая система этого периода состояла из следующих звеньев: - государственного бюджета; - бюджетов местных органов власти (губерний, волостей, уездов); - бюджетов органов власти местного самоуправления – Земств - финансов предприятий различных форм собственности. 3. Периоды дефицитного финансирования чередовались с периодами "бюджетного излишка": - 1859-1862 годы - превышение государственных доходов над расходами составило – 7,8 млрд. рублей; - 1857-1858 год - дефицит бюджета составил - 6,3 млрд. рублей; - 1904-1905 год - дефицит 720 млн. рублей; - 1906-1911 годы – профицит 721,2 млн. рублей. С 1914 по 1926 годы государственный бюджет ежегодно сводился с дефицитом. Причины (Мировая и гражданская войны) и нетрадиционные - новые: слом политической системы, ухудшение экономической ситуации. 4. Начиная с 1917 года происходит полное разложение российской финансовой системы. К 1919 году государственные доходы сократились до 1/20 части доходов 1917 года или 1/40 части доходов 1914 года. Вплоть до 1924-25 финансового года подавляющая часть бюджета велась в натуральном выражении при общем обвальном сокращении объема перераспределяемых финансовых ресурсов посредством государственного бюджета. Чисто денежный бюджет появился лишь к 1924-1925 финансовому году. 5. Начиная с 1925-1926 финансового года государственный бюджет стал составляться преимущественно методом автоматической мажарации, предусматривающий резерв. В целом финансовая система России вплоть до 1991 года состояла из двух звеньев: - государственного бюджета СССР; - финансы объединений, предприятий и отраслей народного хозяйства. Государственный бюджет СССР представлял собой систему различных видов бюджетов, объединенных по единым принципам в одно целое и в своей совокупности образовывал бюджетную систему страны. Все виды бюджетов, объединенные в государственном бюджете, являлись составной частью единой бюджетной системы СССР. Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик. В государственный бюджет СССР включался бюджет государственного социального страхования. В состав государственных бюджетов союзных республик входили: республиканские бюджеты союзных республик, бюджет краев, областей и городов республиканского значения. Государственный бюджет автономной республики объединял республиканский бюджет автономной республики, бюджеты районов, городов республиканского подчинения. Бюджеты краев и областей включали: краевой, областной бюджет, бюджеты районов и городов областного (краевого) подчинения. В бюджет района входили: районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, сельские и поселковые бюджеты. Что касается второго звена финансовой системы СССР, то оно представляло собой систему экономических (финансовых) отношений, связанных с кругооборотом средств, образованием и использованием денежных доходов, денежных фондов, контролем за производством, распределением и использованием общественного продукта и национального дохода в процессе расширенного воспроизводства. В начале 90-х годов финансовая система России претерпевает коренное качественное и количественное изменение, связанное с переходом страны на рыночные отношения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.063 с.) |