Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осмысление общества первобытными людьмиСтр 1 из 23Следующая ⇒
Известно, что первобытная стадия развития человечества была самой длительной, но остается изученной менее других. Ее начало связывают с зарождением социальных отношений внутри и между стадами протолюдей, происшедшим более восьми тысяч лет тому назад. На основе исторически первичных социальных связей сформировались общины – узколокальные, замкнутые, автономные друг от друга социальные образования. Они характеризовались:
Первобытное устройство прошло несколько качественно отличных состояний. Принято различать родовую, племенную и сельскую (поселенческую) общины, исторически последовательно сменявших друг друга. Все выше названные сущностные характеристики в наиболее выраженном виде присущи родовой общине. Последующим типам общин, особенно поселенческой (сельской), эти характеристики свойственны с определенными оговорками, отражающими процесс их размывания и дополнения новыми признаками. Поскольку родовая община занимала основную часть первобытной фазы, постольку именно она оказала наибольшее воздействие на первобытных людей, на формирование и развитие сознания первых сотен поколений человечества. Каким образом наши далекие предки понимали общество, в котором жили? Этот вопрос для социологии не праздный, ибо с него начинается осознание ее коренных истоков. По понятным причинам ответить на данный вопрос весьма сложно, но крайне желательно, чтобы зафиксировать исторически исходные представления о феномене общества. Труды древних авторов (Геродота, Цезаря, Тацита, Ибн Батуты), поздних историков, современных этнологов и социальных антропологов 1>>> позволяют отметить шесть главных особенностей сознания первобытных людей.
Понятно, что эта цельность – следствие примитивности, неразвитости первобытных людей. Однако ее не стоит понимать только как отрицательную характеристику. Сознание людей всегда отражает условия их жизнедеятельности. Недифференцированность сознания древних – показатель того, что они не отделяли себя от природы, не противопоставляли ей свою общину, а себя общине, оценивали себя (и себе подобных) как органичную частицу и природы, и общества. Приходится сожалеть о том, что дальнейший прогресс человечества привел к возникновению труднорешимых экологических и социальных проблем. Они усугубляются ныне не только факторами экономического порядка (потребностью дальнейшего развития производства), но и расчлененностью сознания современников, забвением ими того, что они продолжают оставаться представителями природы и общества, а потому должны жить в ладу и с природой, и друг с другом. Наши далекие предки были в этом отношении мудрее нас, хотя эта мудрость и была "стихийной", обыденной, природной.
Примитивный коммунизм обычно критикуется за антииндивидуальность, за то, что он исключает развитие личности, делает общину самодостаточной и самодовлеющей величиной социальной жизни. Наглядным подтверждением антииндивидуальности родовой общины выступает общеизвестный факт. На вопрос: "Кто ты есть?", первобытные коммунары-общинники отвечали названием своего рода (тотема), а не своим именем. Менее известно, что примитивно-коммунистическое сознание профилактировало возникновение многих внутриобщинных проблем. По данным, например, Маргарет Мид, в сохранивших первобытно-коммунистическое устройство племенах острова Тау (Самоа) отсутствовали конфликты подросткового возраста, считающиеся естественными (вызванными спецификой подростков) в современном цивилизованном обществе 2>>>. Эта же исследовательница на основании сравнительного изучения племен Новой Гвинеи в 1931-1933 гг. пришла к выводу о зависимости сексуального поведения от принципов культуры и ориентированности сознания людей. Изыскания многих иных социальных антропологов и этнографов (Л.Г. Моргана, Ф. Боаса, Л. Уайта, К. Леви-Стросса, М. Фортеса, И. Хеллоуэлла, П. Бохенна, Э. Вермиша и др.) дают солидный материал для заключений как о коммунистическом характере первобытного сознания, так и о сохранительной роли последнего для древних коммунистических общин.
В последующие времена человеческой истории общественное сознание не освободилось в полной мере от мифологичности. Иллюзорные, далекие от истины представления о причинах и следствиях сложных социальных явлений нередко встречаются и сегодня, влияя на социальное поведение современников.
Пережитки тотемизма сохранились не только в фольклоре (сказки о родственных отношениях людей с животными) и современных религиях (бог как общий отец всех верующих, причастие как вкушение тела бога, разделение животных на чистых и нечистых), но и в социальном сознании многих людей. Речь идет о мифологеме, согласно которой любое общество, состоящее из разных этносов, неизбежно делится на "мы" и "они", на наших и их кровных врагов, на хороших и плохих людей. Эта мифологема до сих пор подпитывает националистические идеологии и межэтнические конфликты.
Социальные антропологи (Б.К. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун и другие) единодушно признают неспособность членов изученных ими дописменных обществ рационально объяснить свои обычаи и порядки 5>>>. Вместо привычных уху цивилизованного человека аргументов исследователи сталкиваются с нерациональными образными сравнениями, рассуждениями по странным, на первый взгляд, аналогиям. Чаще всего обследуемые квалифицируют свою общину (тотем, род, племя) в качестве подобия человека, у которого есть своя голова (вождь, старейшины), руки и ноги (охотники, рыбаки, собиратели плодов и кореньев), душа (жрецы, маги). Антропоморфное осмысление общества, несмотря на крайний примитивизм, имманентно содержит в себе получившие в дальнейшем развитие идеи:
Религиозное восприятие общества имело одним из своих следствий идею детерминизма, предполагающую признание причинных связей и объективных законов. Развитие этой мысли, ее постепенное высвобождение из пут примитивной религиозности – важный вектор формирования социологической науки.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.006 с.) |