Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские основы медицины древнего китаяСтр 1 из 5Следующая ⇒
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ и их применение в программе «Diacor ” Главные принципы восточной медицины: 1.Человек изучается как единое целое; 2.Человек является частью природы и взаимосвязан с состоянием неба и земли. Этот принцип отождествляется с понятием ИНЬ - ЯН; 3. Качество жизни и здоровье человека регулируется концепцией Пяти Первоэлементов (У-СИН).
Согласно первому принципу мышление, чувства и тело человека взаимообусловлены и находятся в неразрывной связи между собой. Каждый орган и его функция связан с другими. С точки зрения непрерывного развития и преобразования человек представляет собой единую целостную систему.
ТЕОРИЯ У - СИН (ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ), третий принцип
Философы исповедующие даосизм, обнаружили, что в результате взаимодействия Инь и Ян происходят Пять основных преобразований потока энергии. Это так называемые Пять Движений или Пять Элементарных Фаз Энергии, обычно называемых Пятью Стихиями или Пятью Элементами. В даосизме пять тенденций, проявляющихся при движении энергии, принято символически выражать с помощью пяти физических элементов - пяти стихий, существующих в Природе: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода (рис.2)
Рис.2
Данная схема организации Вселенной была объявлена универсальной, т.е. ее элементы могли быть распространены не только на целое (Вселенная), но и на составные части этого целого. Исходя из постулата универсальности, представители древневосточной медицины перенесли эту схему организации Вселенной на живые существа, в том числе на человека, проведя соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Они же разделили все явления природы соответственно пяти элементам. В дальнейшем, изучая циклы, состоящие из четырех последовательных состояний, или этапов, древние ученые обобщили их и присвоили каждому из них символ. Под ним подразумеваются следующие обобщения: “ дерево” - символ рождения, возрастания; “огонь” - символ максимальной активности; “металл” - символ упадка; “вода” - символ минимальной активности. Все четыре символа древние называли элементами основных этапов каждого цикла. К этим элементам они еще добавляют пятый элемент, который по их воззрению служит центром и осью для циклических изменений во всем мироздании. Этот элемент – Земля (табл.1).
Табл.1.
Так, Дерево представляет энергию, которая рождается и развивается. Огонь представляет расширяющуюся и излучающую энергию. Металл отвердевающая и сжимающаяся энергия. Вода - это энергия, которая сохраняется, собирается и утекает. Земля представляет энергию, которая стабилизируется и концентрируется. Все пять видов энергий одновременно выражают взаимодействие между Инь и Ян, которые непрерывно излучаются Изначальной Энергией. Таким образом, согласно учению, У - СИН, были составлены схемы организации как Вселенной (Макрокосмос), так и человек (Микрокосмос). Именно в концепции Пяти Элементов заложен принцип динамической циркуляции жизненной энергии “Чи” по каналам энергетической структуры человека. По часовой стрелке по полусферам наружного круга пентаграммы осуществляется внешняя стимуляция, при которой происходит быстрое и подвижное влияние, т. е. действует Начало ЯН. По внутреннему же кругу полусфер диаграммы против движения часовой стрелки оказывается сдерживающее влияние, соответствующее Началу ИНЬ (рис.3).
Рис.3
Все пять движений, или Первоэлементов, связаны непосредственно с “органами” человеческого тела, которые также взаимозависимы (рис.3). Как и во всей Природе (в согласии с ритмом движения энергии) в определенное время доминирует определенный Элемент, так и в организме человека в определенные периоды доминирует один из “органов”. Каждый предмет в Природе так или иначе относится к одному из указанных Пяти Элементов и содержит в своем составе четыре основных остальных элемента в определенной, индивидуально-специфической пропорции.
Идея единства и взаимопревращения Пяти Элементов используется в китайской традиционной медицине, к примеру, для классификации частей организма, определения выражений и признаков различных сторон физиологии, уяснения природы и специфики различных патологических симптомов и целых патологических функциональных комплексов, в том числе психического, эмоционального состояния. И все это рассматривается как в пределах самого организма, так и при анализе взаимоотношений между организмом пациента и разрушительными или исцеляющими явлениями внешней среды на различных уровнях (рис.4).
Рис.4. Взаимоотношения между Пятью Элементами, строящиеся на математически строгих правилах (“порождение и подавление”), использовались целителями древности для объяснения, вдумчивого овладения законами взаимопревращения веществ и процессов, описания многообразных качественных и количественных взаимных переходов различных субстанций и сил одна в другую и для подробного ознакомления с внутренними взаимосвязями и структурами взаимоотношений Пяти Первоначал. КОНЦЕПЦИЯ ЧЖАН-ФУ
По теории чжан - фу внутренние органы делятся на две категории – чжан и фу. Чжан включает сердце, печень, селезенку с поджелудочной железой, легкие и почки, которые образуют пять чжан и относятся к инь - органам. Эти пять чжан и оболочка околосердечной сумки, именуемой перикардом или сосудистой системой (MC) образуют шесть чжан. Фу включает желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, желчный пузырь, мочевой пузырь и три обогревателя (TR- эндокринная система), которые называются шесть фу и относятся к ян – органам (рис. 3). Органы чжан и фу выполняют разные функции, но все они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Итак, ЯН - органы - это “органы - производители”. Они получают “ сырье” извне и перерабатывают его в “ жизненную энергию”. После эта энергия циркулирует в организме по различным энергетическим каналам, отдельные участки которых представлены на коже человека в виде цепей биоактивных точек. К группе ИНЬ относится “органы - накопители” - селезенка и поджелудочная железа, легкие, почки и сердце, служащие для обновления запасов энергии и накопления их в организме. Они перерабатывают принятую «пищу», и часть ее накапливают с целью создания биологически активного резерва. От функциональной полноценности этих ИНЬ - органов зависит здоровье организма. “Орган” в древнекитайской медицине модели организма человека - это не только анатомическая структура. “Орган” - это целостная функциональная система, включающая самые различные процессы, тесно связанная с психическими состояниями.
ТЕОРИЯ ЦЗИН - ЛО (МЕРИДИАНОВ)
Учение о системе энергетических каналов (меридианов) организма - одно из важнейших теоретико-практических достижений Древней Медицины. Это учение оказывает определяющее влияние на диагностические концепции, выбор методов лечения и даже играет существенную роль в профилактике. Оно одинаково важно и при использовании иглоукалывания и при лекарственной терапии. Концепция о линиях (каналах ЦЗИН - ЛО) является составной частью традиционной восточной медицины; меридианы - это “каналы или пути”, в которых циркулирует жизненная энергия.
Каналы являются единой сложно разветвленной системой, которая отражает патологическую картину состояния организма при болезни и активно воспринимает все влияния внешней среды. В Китае бытует поговорка: “ Если врач не знает каналов, он легко впадает в ошибку”. Все 12 меридианов имеют постоянную строгую локализацию, поэтому они называются постоянными, или основными. Меридиан выполняет следующие функции: обеспечивает связь человека с окружающей средой, управляет потоком крови и жизненной энергии, оживляет мышцы и кости, облегчает работу суставов, осуществляет гармонию инь и ян: передает энергию от внутреннего органа к покрову тела, благодаря чему внутренние сигналы болезни достигают поверхности тела. Всего на теле человека имеется 12 пар основных органных каналов, соответствующих 12 основным органам китайской традиционной теории. Органы и их каналы разделены на две группы - ИНЬ и ЯНЬ. Все 12 основных каналов сведены в единую сеть. Один переходит в другой, в строгой последовательности движется “Ци”. Эта жизненная энергия посредством каналов распределяется по всему организму, связывает собой все функциональные блоки организма. Общая характеристика классических меридианов (каналов) и их взаимосвязь с органами
Таблица 2.
Меридианы (каналы) служат путями, по которым заболевание “внедряется” в организм, распространяясь с поверхностных слоев вглубь, когда болезнь прогрессирует, и из глубины наружу, когда болезнь стихает.
Каналы - это места, которые точно и полно (при достаточной наблюдательности) отражают патологические изменения в организме. Идея о циркуляции жизненной энергии по замкнутому кольцу каналов в системах и органах тела - гениальное предвосхищение лучших идей об обмене веществ и энергии, как фундаментальном процессе обеспечения жизнедеятельности организма. Прозорливость и наблюдательность создателей иглоукалывания открыли им зависимость функциональной активности внутренних органов от суточных, сезонных и многолетних ритмов окружающей природы (рис.5). В Китае год начинался в апреле. И "сезонов", то есть времен года, китайцы выделяли не 4 как мы, а 6 - по 2 месяца каждый. - "Время ветра зелени, цветения" (его символизировало "молодое зеленое дерево на ветру") - апрель-май. - "Время тепла и птиц" (его символизировал огонь) - июнь-июль. - "Время жара" ("очень большого тепла" - разгоревшийся костер) - август-сентябрь. - "Время влажности, то есть - сырости": - (сезон дождей символизировала "земля, напитанная влагой") - октябрь-ноябрь. - "Время, когда земля сухая, твердая и звенит под ногами, как металл" (когда заморозки не сопровождаются снегом) - декабрь-январь (Для сравнения: по-украински декабрь - "грудень", а январь - "сiчень", по старославянской традиции). - "Время тьмы, холода и воды" (снегопадов) - февраль-март (по-украински февраль - "лютый"). На большинстве территорий того времени"время тепла" и "время жара" объединяли в один "суперсезон" - "большое лето".
Рис.5
Например, сезон максимальной активности сердца и тонкой кишки (ЯН полусфера): июнь июль (лето), суточной активности с 11 до15 часов, минимальной активности январь – декабрь (зима), суточной – с 23 до 3 часов. Сезон минимальной активности тройного обогревателя (TR- эндокринный канал) и перикарда (MC– сосудистый канал): октябрь – ноябрь (ИНЬ полусфера); суточной максимальной активности: с 19 до 23 часов, минимальной суточной активности: с 7 до 11 часов; максимальной сезонной активности– в летний период (ЯН полусфера). Органы, связанные со стихиями дерева и огня (желчный пузырь, печень, тонкий кишечник, сердце, эндокринная и сосудистая системы), проявляют максимальную активность в весенний и летний периоды: апрель – сентябрь, а минимальную активность в осенний и зимний периоды: октябрь – март. Стихии земли, металла и воды (желудок, селезенка с поджелудочной железой, толстый кишечник, легкие, мочевой пузырь, почки) проявляют максимальную активность в осенний и зимний периоды: октябрь - март (длинное лето- осень – зима); их минимальная активность будет в весенний и летний периоды (апрель – сентябрь).
Считается, что жизненная энергия совершает полный оборот по кольцу каналов в течение одних суток (большой круг циркуляции - рис.6). Часы, когда энергия проходит по определенному каналу, характеризуются максимальной активностью связанного с ним органа и его функции. Накопления жизненной энергии в этом органе сосредотачиваются на противоположном органе “большого круга циркуляции энергии - Чи”. Например, часы максимальной активности тонкого кишечника (IG) наблюдаются с 13 до 15 часов, при этом его энергия накапливается на канале печени 1 до 3 часов; максимальная активность толстого кишечника с 5 до 7 часов, накопление энергии наблюдается на канале почек (R) c 17 до 19 часов и т. д.
Рис.6
Учение об энергии «ЧИ»
Считается, что здоровье характеризуется нормальным движением “Чи” (жизненной энергии) в организме. Полный круг циркуляции энергии по 12 основным меридианам завершается за 24 часа, состояние максимального и минимального напряжения энергии в каждом меридиане длится 2 часа (рис.6). “Жизненная энергия” приходит в организм из вдыхаемого воздуха при дыхании и из потребляемой жидкой и твердой пищи. Есть и другие пути поступления животворной энергии в организм: при гармоническом мышлении она поступает из Пространства и воспринимается энергетическим центром (чакрой – Сахасрара), расположенным в области макушки головы, а также впитывается всеми БАТ поверхности тела при прямом попадании на них солнечного света. Начальное потребление энергии, общее для всех людей, происходит в легких при первом вдохе в момент рождения, поэтому классический круг циркуляции энергии в организме и начинается с канала, соответствующего органу “легкие”. Клинические признаки избыточности или недостаточности энергии в основных меридианах систематизированы в табл. 3.
Таблица 3. Признаки избыточности и недостаточности энергии в 12 основных меридианах
I. Меридиан легких
II. Меридиан толстой кишки
III. Меридиан желудка
V. Меридиан сердца
VI. Меридиан тонкой кишки
VIII Меридиан почек
IX. Меридиан перикарда
XII. Меридиан печени
Таблица 4. Характеристика основных чакр
Характеристика основных чакр (продолжение таблицы 4)
Таблица 5. Взаимосвязи вторичных ЭАФ-сосудов и классических меридианов
Сущность данной модели заключается в том, что различные органы и ткани, развившиеся из одного и того же эмбрионального листка, на первом этапе болезни с большей долей вероятности одновременно могут быть вовлечены в патологический процесс, чем органы, развившиеся из разных эмбриональных листков (коллагенозы, полиневриты и т.п.). При этом болезнь может идти по пути «биологического среза», т.е. от эктодермальных органов и тканей к «энтодермальным», и далее к мезенхимальным или «мезодермальным» органам, проходя различные фазы патологического процесса, от воспаления до дегенерации, с обратным развитием или прогрессированием. Например, воспаление слизистых оболочек полости рта и верхнего неба (эктодермальная ткань – ородерма) может распространяться на эпителий глотки и респираторного тракта (энтодермальная ткань – мукодерма), в дальнейшем индуцировать воспаление лимфоидных фолликулов миндалин (мезинхимальная ткань – лимфодерма: тонзиллит). И, в конечном итоге, вызывать поражение почек или сердечной мышцы (мезодермальные ткани: нефродерма – нефрит; мускулодерма: миокардит).
В методике «Diacor» каналы по Р. Фоллю и классические китайские каналы отображаются в виде единой пентаграммы, где они связываются отношениями, описанными Г. Мюске (рис.10). Рис.10 На рис. 11 представлены пентаграммы (каналы классические и по Фоллю), которые используются в программе «Diacor» в режиме Фолль – ранжирование.
Рис.11 Верхняя пентаграмма отображает состояние органов в момент обследования, по нижней учитываются суточные и сезонные периоды максимальной и минимальной активности аналогично классической китайской расширенной пентаграммы (рис.8.9). Срединная гистограмма слева связана с верхней пентаграммой, а справа с нижней пентаграммой, что позволяет ранжировать показатели различных органов в момент обследования, учитывая их биологические ритмы активности. В таблице, расположенной справа, по правилам выравнивая энергии, указана взаимосвязь патологии в определенных органах и возможные сопутствующие нарушения в других органах и системах, а также часы максимальной активности органов. На конкретном примере в рис.11 можно отметить функциональную недостаточность сердца и сосудистой системы в момент обследования, которая не изменяется на пентаграмме, учитывающей время максимальной и минимальной активности органов. При этом отмечается возбуждение желчного пузыря и толстого кишечника на нижней пентаграмме биоритмической активности. Если провести анализ по правилам выравнивая энергии (таблица справа), то мы увидим, что на функциональное состояние сердца действительно влияют такие органы, как желчный пузырь, толстый кишечник (возбуждение), сосудистая система (торможение) и почки. В данном примере, почки отклонений не имеют, однако в момент обследования отмечено угнетение канала лимфатической системы, имеющего непосредственную связь с почками (почти полное совпадение теории с практикой). Следовательно, при лечении сердца необходима соответствующая коррекция вышеприведенных органов и систем. На рис.12 отображены ранжированные показатели различных органов и систем по классическим китайским и каналам Фолля. Наиболее выраженные нарушения отображены в верхнем ряду рисунка и степень их выраженности уменьшается к нижнему ряду (слева – направо).
Рис.12
В графиках «ранжирование по Фоллю» представлены кривые, отражающие показатели в момент обследования (R) и кривые показателей, связанные с биологическими ритмами (G). Оценка степени отклонения в сторону возбуждения или угнетения проводится относительно коридора нормы (N). Столбцы отражают усредненное значение кривых (R) и (G). Зеленый цвет отображает норму, красный – возбуждение (воспаление), синий – торможение (угнетение). Указанный подход используется в программе «Diacor», что в дальнейшем позволяет сопоставлять полученные результаты с результатами обследований по Р.Фоллю.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ и их применение в программе «Diacor ” Главные принципы восточной медицины: 1.Человек изучается как единое целое; 2.Человек является частью природы и взаимосвязан с состоянием неба и земли. Этот принцип отождествляется с понятием ИНЬ - ЯН; 3. Качество жизни и здоровье человека регулируется концепцией Пяти Первоэлементов (У-СИН).
Согласно первому принципу мышление, чувства и тело человека взаимообусловлены и находятся в неразрывной связи между собой. Каждый орган и его функция связан с другими. С точки зрения непрерывного развития и преобразования человек представляет собой единую целостную систему.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.098 с.) |