Условия возникновения философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия возникновения философии.



 

Человек всегда стремился познать окружающий мир. Это стремление возникло у него с самых ранних этапов формирования общества. Познание окружающего мира было необходимо для того, чтобы суметь приспособиться к этому миру, извлечь из него максимальную пользу для себя, и, в конечном счёте, обеспечить свою жизнедеятельность и продолжение рода. Первоначально люди познавали явления окружающего их мира обыденно, на жизненно-практическом уровне. Освоение предметов и явлений окружающего мира происходило на основе органов чувств. Люди, выйдя недавно из животного состояния, ещё не обладали умением обобщать явления и абстрактно мыслить. Обобщения, если и имели место, то не выходили за рамки практического опыта. Так, например, столкнувшись с таким явлением как огонь, люди знали, что он может сжечь что-либо, около него можно согреться, высушить вещи или приготовить пищу, но они ещё не понимали, что огонь – это химическая реакция окисления. Их теоретический опыт был ещё очень мал. Но у людей уже было стремление как-то объяснить явления окружающей природы. Это стремление, не подкреплённое соответствующей теоретической базой, дало такие духовные формы освоения действительности как мифология и религия.

С помощью мифов люди стремились не только объяснить происходящее вокруг них, но и выразить к этим явлениям своё отношение. Миф объединяет в себе все человеческие знания и отношения, сформировавшиеся ранее. А это уже могло быть не только информационное отношение к окружающему, но и нравственная, и эстетическая, и религиозная оценка, а также общественное осмысление событий. Мифология, объединяя все, выработанные человечеством на практике формы осознания действительности, даёт качественно новое отношение к миру. В мифе наряду с людьми и наравне с ними могут действовать животные, боги, явления природы. В мифах переплетаются добытые опытным путём научные, религиозные, этические, эстетические и общественные знания людей. Таким образом, миф представляет собой синтетическую форму отражения мира на основе обыденных представлений.

Если миф только отражает окружающий мир, то религия стремится его объединить. Мифологическое сознание является непременным условием возникновения религии, как целостной системы взглядов, но уже на новой, теоретической основе. Первобытный человек, освоив некоторый круг природы, вдруг замечает, что этот круг уже отличается от остальной природы, с которой человек взаимодействует, но пока не может оказывать на неё влияние. Человек замечает одухотворенность освоенной природы. Но он ещё не понимает, что природа одухотворена им самим. И вот эту непознанную собственную духовную сущность человек называет термином «бог», вкладывая в него уже имеющиеся мифологические представления об окружающем мире, свой непосредственный опыт. В этом смысле мы можем рассматривать религию как закономерный этап формирования более совершенного отношения к миру с использованием уже абстрактных понятий. Религия использует чувственное отношение к миру, также как и мифология. Она на основе фантазии создает вымышленный мир, довольно похожий на земной. Но в религии уже нет произвольного смешения разных сфер освоения мира. В ней чётко разделяется земное и божественное. В лице бога дается абстрактное представление о совершенном начале мира, его основе и смысле всего сущего. Религиозное отношение к миру менялось в зависимости от особенностей культуры в разные исторические эпохи. Но главным в религии оставалось то, что объяснение земного мира давалось через неземное, божественное, сверхъестественное. Религия формируется в первобытной культуре, оставаясь с человечеством на протяжении всей его истории. Наряду с религией существует уже родоплеменная мораль, регулирующая отношения между людьми, первобытное искусство, эстетически осваивающее мир и научные знания, выражающиеся пока в обыденной форме.

Постепенно в человеческом обществе совершенствуются орудия труда, с помощью которых люди производят предметы потребления. И если раньше, люди, используя примитивные орудия труда, производили только необходимый минимум предметов потребления, то теперь, используя более совершенные орудия труда, могут создать таких предметов гораздо больше. Постепенно у них становится гораздо больше свободного времени, и, наконец, коллектив людей уже может содержать за счёт произведённого избыточного продукта людей, не занимающихся материальным производством. Эти люди находили себе занятие в сфере духовной деятельности в самом широком смысле этого слова. Это были жрецы, политические деятели, полководцы, деятели искусства и учёные, которые тогда назывались философами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.004 с.)