Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 14. Возмещение убытков
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. 2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы. 1. Возмещение убытков – универсальная форма гражданско-правовой ответственности, направленная на ликвидацию неблагоприятных имущественных последствий, возникающих в результате нарушения как имущественных, так и личных неимущественных прав участников гражданского оборота. Настоящая статья является общей нормой о возмещении убытков. Специальные нормы о возмещении убытков содержатся в различных разделах ГК (см., например, ст. 15, 52, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 173, ст. 364, 365, 371, 933, 974 ГК и комментарий к ним). 2. Наряду с понятием «убытки» в законодательстве используются такие понятия, как «вред» и «ущерб» (ст. 14, 933 ГК, Положение о возмещении ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденное Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1993 г., № 26, ст. 328). Понятие «вред» более широкое из перечисленных, так как характеризует умаление принадлежащего лицу имущественного права или личного неимущественного блага (жизни, здоровья, деловой репутации). В соответствии со ст. 14 ГК ущерб («реальный ущерб») есть разновидность убытков. Убытки охватывают весь комплекс неблагоприятных имущественных последствий правонарушения, важной составной частью которого для участников гражданского оборота является потеря той прибыли или дохода, которые они ожидали в будущем. Убытки оцениваются и подлежат возмещению в денежной форме. Вред возмещается различными способами: возмещение в натуре, опровержение сведений, компенсация морального вреда, восстановление права авторства.
3. Убытки бывают двух видов: реальный ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб включает в себя расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (например, затраты на хранение и обратную транспортировку некачественной продукции или устранение ее недостатков, уплата штрафных санкций контрагентам), а также утрату или повреждение его имущества (например, гибель скоропортящейся продукции из-за несвоевременной доставки тары). Гражданский кодекс Республики Беларусь предоставил потерпевшему возможность взыскания будущих расходов, обосновав их необходимость и размер (например, затрат на ремонт испорченного арендатором оборудования). Возмещению подлежат только необходимые расходы. Упущенная выгода заключается в неполучении кредитором тех доходов, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы обязательство не было нарушено. Особое значение убытки в виде упущенной выгоды имеют для субъектов хозяйствования, основной целью которых является извлечение прибыли. При доказывании упущенной выгоды следует учитывать положения части второй п. 2 ст. 14 и п. 4 ст. 364 ГК (см. комментарий к ним). Голословные утверждения об упущенной выгоде во внимание не принимаются. Правило части второй п. 2 ст. 14 ГК является реализацией принципа добросовестности участников гражданско-правовых отношений, в соответствии с которым никто не может обогатиться, действуя противоправно и причиняя вред другому. Оно облегчает кредитору задачу по доказыванию размера упущенной выгоды в тех случаях, когда ему стало известно, что должник в результате правонарушения получил определенные доходы. Обычные условия гражданского оборота – это те, которые разумно и логично было ожидать, исходя из существующего положения вещей на рынке. При этом небольшие колебания цен, курсов валют и т. д., создающие конъюнктурные выгоды, обычно учитываются сторонами, а при невозможности их учета составляют для них коммерческий риск. Напротив, резкое непредвиденное изменение экономической ситуации, вызванное политическими, военными, экологическими и иными чрезвычайными обстоятельствами, не должно отражаться на размере гражданско-правовой ответственности. Указание на «обычные условия гражданского оборота» не означает, что взысканию подлежат какие-то «усредненные убытки», «усредненные доходы». В одних и тех же условиях гражданского оборота прибыль, получаемая субъектами хозяйствования, различна, а значит надо исходить из реальных возможностей, которыми обладал кредитор.
При определении упущенной выгоды следует учитывать те расходы, которые кредитор произвел бы, если бы обязательство было исполнено (расходы на производство). Принцип полноты гражданско-правовой ответственности предполагает взыскание как реального ущерба, так и упущенной выгоды (п. 2 ст. 14 ГК). Учитывая специфику отдельных видов обязательств, а также обязательств, связанных с определенным родом деятельности, законодатель может ограничить право на полное возмещение убытков (см. комментарий к ст. 371 ГК). Ответственность может быть ограничена соглашением сторон, если законодательство этого не запрещает (например, такой запрет содержится в п. 2 ст. 371 ГК). В принципе полного возмещения убытков выражен справедливый размер и в то же время предел гражданско-правовой ответственности. Однако выход за пределы компенсации возможен в силу законодательства или договора. Потенциальную возможность выхода за пределы компенсации создает неустойка (ст. 311 ГК). Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя выплатить потерпевшему компенсацию сверх возмещения вреда (часть третья п. 1 ст. 933 ГК). В ряде случаев законодатель устанавливает возмещение убытков в кратном размере (например, часть третья ст. 35 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/839). Возмещение убытков имеет целью восстановление имущественного положения кредитора (потерпевшего), а не создание для него каких-либо дополнительных выгод. Поэтому кратное возмещение убытков следует рассматривать как исключение из общего правила, применение которого должно быть обосновано защитой более слабой стороны в правоотношении или грубым нарушением договорной дисциплины. Об уменьшении неустойки, явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства, см. ст. 314 ГК и комментарий к ней. Требование о возмещении убытков не исключает применения других средств правовой защиты. Например, при поставке товара ненадлежащего качества покупатель может потребовать от поставщика устранения имеющихся недостатков и возмещения вызванных этим убытков. Расторжение договора в результате существенного нарушения обязательства контрагентом также может сопровождаться требованием о возмещении убытков. Статья 15. Возмещение убытков, причиненных государственными органами, органами местного управления и самоуправления Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 15 ГК содержит общие положения о возмещении убытков, причиненных государственными органами и органами местного управления и самоуправления или должностными лицами этих органов, сформулированные с учетом ст. 59 Конституции Республики Беларусь. Исходя из оснований данной ответственности, специальные нормы помещены также в гл. 58 ГК (ст. 938, 940 ГК). Защита нарушенных прав субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц (далее – Положение), утвержденным Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г., действующим в части, не противоречащей ГК (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1993 г., № 26, ст. 328). Основанием ответственности по ст. 15 ГК являются незаконные действия (бездействие) государственных органов, органов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание ими не соответствующих законодательству актов (действия в области властно-административных отношений). Под незаконными следует понимать действия, которые противоречат как законам, так и другим нормативным правовым актам. В соответствии с п. 3 Положения нанесенный субъекту хозяйственной деятельности ущерб подлежит возмещению в случаях: соблюдения субъектами хозяйственной деятельности актов органа государственной власти или управления, признанных в установленном порядке недействительными; исполнения субъектами хозяйственной деятельности не соответствующих законодательству указаний должностных лиц органов государственной власти и управления; осуществления не соответствующих законодательству указаний должностных лиц органов государственной власти и управления, а также предписаний, содержащихся в актах этих органов, другими органами, предприятиями, организациями, учреждениями;
неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти или управления, их должностными лицами обязанностей, возложенных на них законодательством, в отношении субъектов хозяйственной деятельности. Например, возмещению подлежит ущерб, вызванный неправомерным отказом в государственной регистрации юридического лица, а также уклонением от такой регистрации, вынесением Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь неправомерных постановлений, предписаний и распоряжений (ст. 5 Закона Республики Беларусь от 2 февраля 1994 г. «О Государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1994 г., № 7, ст. 94; Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 28, ст. 485), привлечением субъектов хозяйствования к экономической ответственности с нарушением законодательства. Возмещение убытков, причиненных государственными органами, органами местного управления и самоуправления и их должностными лицами, возлагается на Республику Беларусь или соответствующую административно-территориальную единицу. Источником возмещения убытков является казна Республики Беларусь или казна административно-территориальной единицы (ст. 938 ГК). От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 940 ГК). Таким образом, ответчиком в суде по иску о возмещении убытков по ст. 15 ГК выступает Республика Беларусь или административно-территориальная единица в лице финансового или иного уполномоченного органа. Объем подлежащих возмещению убытков определяется исходя из ст. 14, 933, 938 ГК и др. Согласно п. 11 Положения субъект хозяйственной деятельности может требовать возмещения только реального ущерба в виде расходов, утраты или повреждения имущества. При применении ст. 938 ГК следует учитывать ст. 1149 раздела VIII ГК. Условием возмещения убытков является доказанность их размера, а также причинной связи между убытками и незаконными действиями (бездействием) государственных органов (органов местного управления и самоуправления) или их должностных лиц. Вина государственного органа, органа местного управления и самоуправления (их должностных лиц) предполагается, пока ими не будет доказано обратное. В тех случаях, когда убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу, вызваны изданием не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, требование о возмещении убытков может быть удовлетворено только при признании данного акта недействительным (см. комментарий к ст. 12 ГК). Если акт носил временный характер и срок его действия истек, суд оценивает, соответствовал ли данный акт законодательству, и в зависимости от этого решает вопрос о возмещении убытков. До обращения с соответствующим иском в суд субъект хозяйствования должен обратиться в орган государственной власти или управления с требованием отменить правовой акт (указание должностного лица), нарушающий его права, а в случае, если нанесен ущерб, – и о возмещении ущерба. При отказе в удовлетворении требований или неполучении ответа в предусмотренный срок (требование должно быть рассмотрено в течение 10 дней) субъект хозяйственной деятельности вправе обратиться с иском в суд.
Особый порядок досудебного урегулирования спора установлен в п. 30-32 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 89, 1/788; 2001 г., № 117, 1/3286). Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, ущемляющих права граждан, установлены в ст. 353-357 ГПК. Статья 15 ГК не подлежит применению, если нанесенный ущерб явился следствием невыполнения (ненадлежащего выполнения) государственными органами, органами местного управления и самоуправления обязательств, принятых на себя в сфере хозяйственной деятельности, а также в случае, если ущерб причинен должностными лицами данных органов не в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей или работниками, не являющимися должностными лицами (понятие должностного лица содержится в ст. 4 УК). ПОДРАЗДЕЛ 2. ЛИЦА Глава 3. Граждане (физические лица)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.018 с.) |