Упражнения на развитие динамической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на развитие динамической



И ритмической организации

Движений

Упражнение 27

Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым.


 


12


3 Большакова


13


1. Артикуляционные упражнения:

— открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

— язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

— втянуть щеки, пощелкать языком, подуть;

— два раза пощелкать языком, один раз подуть;

— беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а];

— беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м].

2. Упражнения для рук:

— большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

— класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

— показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;

— из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать боль­шой палец, мизинец, указательный палец.

3. Упражнения для тела:

— наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

— помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыг­нуть на месте;

— топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опус­тить.

Упражнение 28

Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — от­стукивание, отхлопывание, притопывание:

— сопряженно, затем отраженно;

— одной, двумя руками, ногами. Чередуя право — лево, руки — ноги;

— по визуально-акустическому образцу, затем только               по акустическому;

— с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом ри­сунке.

— медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение.

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обес­печивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестанов­ку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнас­тикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответ­ствующих гласным звукам (рис. 2—7).

Так, традиционное упражнение «Окошко» (звук [а]) со­провождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (см. рис. 2).

Рис. 2. Ручная поза звука [а]    Рис. 3. Ручная поза звука [у]

«Окошко»                                   «Трубочка»

Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытяну­ты к ребенку (см. рис. 3).

Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире (см. рис. 4).

Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциа­ция с зубами) (см. рис. 5).


 


3*


15


Рис. 4. Ручная поза звука [о]     Рис. 5. Ручная поза звука [и]

«Хоботок»                                   «Заборчик»

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (см. рис. 6).

Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (см. рис. 7).

Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я», также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.


Рис. 6. Ручная поза звука [ы]   Рис. 7. Ручная поза звука [э]


16


«е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [ j ] (рис. 8) + поза звука [э] (см. рис. 7);


Рис. 8. Ручная поза звука [j]

«ё» = [j] (см. рис. 8) + поза звука [о] (см. рис. 4);

«ю» = [ j ] (см. рис. 8) + поза звука [у] (см. рис. 3);

«я» = [ j ] (см. рис. 8) + поза звука[а] (см. рис 2).

При выполнении поз предплечье располагается верти­кально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение вовремя артикуляци­онной гимнастики показывает объем позы («окошко»), под­черкивает контрастность («заборчик — трубочка», «тру­бочка — хоботок»).

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

Упражнения

Упражнение 1

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

— в сопровождении ручных символов;

— без них;

— без зрительной опоры. Предлагаются слоги:

А — И          А — И — О         У — А — И — О

А — У           У — А — И          Э — У — А — И

И — О          И — О — Ы        А — И — О — Ы

17


Ы — А        Э — У — А          И — Э — У — А

У — Э          А — Ы — О        У — А — Ы — О

А — О         И — Ы — Э        О — И — Ы — Э

У               0- У — А               Э — О — У — А.

Упражнение 2

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произ­ношения.

Ребенок произносит ряд гласных:

— на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

— громко (тише, совсем тихо);

— чередуя громкость в пределах одного ряда;

— со сменой высоты голоса (от лица разных членов се­мьи, разных животных);

— быстро (либо медленно).

Упражнение 3

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

— сосчитать количество звуков, произнесенных учите­лем;

— показать то же количество пальцев (выложить фиш­ки);

— отстучать звуки молча;

— встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого за­данного количества) звуков;

— назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
— придумать столько звуков, сколько звездочек нарисова­но;

— угадать, символ, какого гласного показывает рукой учи­тель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя глас­ными);

— загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;

— повторить звуки в обратном порядке.

 

РАБОТА НАД СЛОГАМИ

Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу, например, звук [п] (рис. 9).

Рис. 9. Ручная поза звука [п]

При переходе к гласному звуку кулак продвигается впе­ред и превращается в символ гласного. В случае обрат­ных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги — это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение.

Упражнения

Упражнение 1

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов, вначале в сопровождении ручных символов, за­тем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги:

— с общим согласным:

МА — МО — МУ — МЫ — МЭ;

— с общим гласным:

БУ — КУ — ВУ — НУ - ДУ;


19


— обратные:

АН — ЫН — ОН — ЭН — УН

ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ;

— закрытые слоги, их ряды и пары:
МАК — МОК — МУК — МЫК — МЭК

КАП — ПАП  ПЫХ — ТЫХ

ТУК - МУК   БОК — ВОК;

— прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со­
гласными:

БА — БЯ АП — АПЬ ВУ — ВЮ УФ — УФЬ МО — МЁ ЕН — ЕНЬ;

Упражнение 2

Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами ребенку предлагается:

— сосчитать количество слогов;

— выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послу­шай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);

— сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов: «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (че­тыре прыжка);

— определить одинаковый звук в ряду;

— придумать слоги с одинаковым гласным (согласным);

— угадать слоги с указанным согласным, изображенные ручными символами;

— придумать и изобразить («загадать») слоги с данным согласным;

— повторить ряд слогов в обратном порядке;

— повторить только первый и последний слог ряда;

— произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (мед­ленно);


 

— выделить ударный слог (отраженно, затем по назы­ванию позиции);

— назвать первый (второй, третий) звук слога;

— составить слог из заданных звуков (например, [к], [п], [а], чтобы в середине был гласный);

— сравнить два слога:

МА — AM, УТ — КУТ, КОП — ПОК, ВЫН - ПЫН.


20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.013 с.)