Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания по выполнению практических работСтр 1 из 6Следующая ⇒
Методические указания по выполнению практических работ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Методические указания выполнения практических заданий и лабораторных работ по дисциплине «Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте» разработаны для студентов очной, заочной, очно-заочной форм обучения. Методические указания содержат пять практических заданий и пять лабораторных работ, представляющих собой важнейшие стадии разработки и внедрения информационных систем управления. Практические задания:
1. Постановка задачи. 2. Информационное обеспечение. 3. Разработка алгоритма решение задачи. 4. Выбор комплекса технических средств и стандартного программного обеспечения. 5. Расчет экономической эффективности. Лабораторные работы: 1. Описание постановки задачи. 2. Программное обеспечение задачи. 3. Создание базы данных. 4. Разработка сценариев диалога пользователей. 5. Разработка презентации проекта. При этом представленные ниже практические задания представляют собой проект информатизации управленческой функции (задачи), а лабораторные работы – основные этапы его реализации. Студентам предлагается разработать проект автоматизации одной функции (задачи) управления организации, учреждения, предприятия. Автоматизированная функция (задача) у каждого студента индивидуальна. Все задания выполняются по выбранной функции (задачи) управления. Поэтому при выполнении очередного задания (этапа информатизации) используются результаты предыдущих заданий (этапов).
Студенты выбирают номер задачи управления для разработки информационной системы управления сокглсно порядковому номеру в списке группы. Задание 1. «Постановка задачи»
При описании постановки задачи (выполнения управленческой функции) необходимо рассмотреть следующие вопросы: - определить основные параметры разрабатываемой системы; - уточнить организационную и экономическую сущность автоматизируемой задачи (функции управления); - разграничить функции между средствами вычислительной техники и пользователями информационной системы управления; - разработать математическую модель реализации автоматизируемой задачи (функции управления); - подобрать метод (математический, имитационный, вероятностный и т.д.) реализации математической модели. - дать описание технологии решения задачи в условиях функционирования информационной системы управления; - определить состав входной и выходной информации; - сформулировать требования к качеству результатов расчета; - определить временные ограничения решения задачи; - разработать общую структуру диалога (компьютер – пользователь) и сценарии диалога для каждого блока вводимой информации;
- разработать информационную модель объекта автоматизации; - определить предварительный состав вычислительной и организационной техники. Информационная модель объекта автоматизации включает источники и получатели входной и, соответственно, выходной информации с указанием конкретных документов и информационных блоков. Информационная модель объекта автоматизации имеет следующий вид (см. рис.1). Пример оформления информационной модели для условного объекта приведен на рис. 2. Рис. 1. Пример оформления информационной модели
Пример разработки и оформления задания №1 приведен в приложении 1.
Задание 2. «Информационное обеспечение»
Разработка информационного обеспечения осуществляется в следующей последовательности. 1. Разработка входной информации. 1.1. Разрабатываются формы входных документов, структура входных сообщений (приводится шапка документа, содержащая перечень реквизитов). 1.2. Дается описание реквизитов входных документов, сообщений. Для каждого документа, сообщения составляется отдельная таблица (см. табл. 1). Таблица 1 Таблица 2 Справочник №___ «Название реквизита»
задания достаточно привести 4-5 возможных значений, в последней строке указать полное количество значений всего списка с учетом резерва (10-15%). Для указанных в качестве примера 4-5 значений реквизита разрабатываются стандартные значения соответствующих реквизитов (графа 2). При этом возможны сокращения и использование аббревиатуры. Затем определяется максимальное значение длины приведенных значений стандартных наименований реквизита в знаках (указывается в последней строке графы 2). В графе 1 указывается количество знаков в коде, которое зависит от количества значений всего списка справочника (последняя строка графы 3). Например, в графе 3 указано – 800 значений, тогда для кодирования всех этих значений необходимо 3 десятичных знака. Тогда, в 1 строке графы 1 указывается ХХХ, в последней строке этой графы – 3 зн. При необходимости в справочник могут добавляться нормативные реквизиты в виде отдельной графы. Для них также указываются несколько примеров заполнения и длина знаков в последней строке. В графе 3 таблицы 1 указывается номер разработанного справочника. В графе 4 для числовых реквизитов указывается максимальное количество знаков в соответствующих реквизитах, включая целую и дробную часть, а также разделительный знак, для текстовых реквизитов – количество знаков в стандартном наименовании (последняя строка графы 2 соответствующего справочника). 1.3. Расчет объемов входной информации. Расчет ведется в табличной форме (табл. 3).
Таблица 3 Объем входной информации
Длина записи (графа 2) принимается из таблицы 1 (итоговая строка графы 4). Количество записей (графа 3) по каждому документу принимается исходя из необходимости хранения информации в течение срока, определяемого требованиями проектируемой системы. Так, если автоматизируемая задача связана с персоналом (учет, расчет заработной платы и т.п.), то информация должна храниться не менее 75 лет, сведения о выпуске продукции, выполненных услугах – не менее 30 лет.
Графа 4 рассчитывается как произведение графы 2 и графы 3. Итоговые объемы входной информации рассчитываются путем суммирования значений графы 4. Далее производится расчет объемов входной информации в байтах (Qвх). Для этого используются следующие соотношения: 1 знак = 1 байту; 1 Тб (терабайт) = 1024 Гб; 1 Кб = 1024 байт; 1 Рб (петабайт) = 1024 Тб; (1) 1 Мб = 1024 Кб; 1 Zб (зетабайт) = 1024 Рб; 1 Гб = 1024 Мб; 1 Jб (йотабайт) = 1024 Zб. 2. Разрабатывается выходная информация. Порядок разработки выходной информации аналогичен разработки входной информации. В результате рассчитывается Qвых . 3. Расчет объема нормативно – справочной информации ведется в табличной форме (см. табл. 4). В графе 1 перечисляются все справочники, разработанные при описании входной и выходной информации. Таблица 4 Задание 4. «Выбор комплекса технических средств и стандартного программного обеспечения» К комплексу технических средств относятся: - вычислительная техника; - средства связи; - прочее вспомогательное оборудование (принтеры, сканеры, модемы, источники бесперебойного питания и т. д.). Конкретные типы технических средств компьютерных технологий могут быть выбраны из приложения 4 данных методических рекомендациях, рекламных прайс-листах, периодической печати и т.д. На выбор вычислительная техника оказывает влияние такие ее потребительские характеристики: быстродействие (тактовая частота), разрядность процессора, объем оперативной памяти, объем дисковой памяти. Первые две характеристики учитываются исходя из особенностей автоматизированных функций. Выбор комплекса технических средств осуществляется исходя из заявленной в задании №1 вычислительной техники и ее взаимного расположения. Объем дисковой памяти, рассчитанный в задании №2, используется при выборе жесткого диска персонального компьютера. Тип персонального компьютера определяется для каждого рабочего места проектируемой системы. Например, Р III 450\32\10Gв\4\8В – стоимость 396 $. Выбор средств связи зависит от взаимного расположения компьютеров. Если компьютеры расположены в пределах одного помещения, то в качестве средств связи может быть выбран специальный кабель стоимостью 5$ за метр. Если компьютеры расположены в пределах одного здания, то для связи компьютеров следует выбрать сетевые адаптеры стоимостью до 15$.
Для соединения компьютеров через телефонную сеть необходимо использовать модем стоимостью до 30$. В заключении приводится перечень технических средств, необходимых для осуществления проекта автоматизации определенных функций управления, а также их общая стоимость - Мтс. Расчет общей стоимости выбранных технических средств производится в табличной форме (см. табл. 5). Первоначально состав стандартного программного обеспечения определен в задании №2 при определении объемов дисковой и оперативной памяти. В данном задании этот состав уточняется (осуществляется подбор антивирусных программ, комплексов, обеспечивающих защиту компьютерных систем) и оценивается. Таблица 5 Расчет стоимости технических средств
Для выбранного в задании 2 (п. 4) стандартного программного обеспечения (Windows, Word, Excel, Access, Office и тд.) определяется общая стоимость – Мпр. Расчет осуществляется в табличной форме (см. табл. 6). Таблица 6 Расчет стоимости стандартного программного обеспечения
Стоимостные характеристики технических и программных средств берутся в данных методических рекомендациях (приложение 4), рекламных прайс-листах, периодической печати и т.д. Задание 5. «Расчет экономической эффективности» Экономический эффект от внедрения вычислительной техники определяется по выражению
Э = Рт – Эт, тыс. руб., (7)
где Рт – стоимостная оценка результатов от внедрения вычислительной техники за расчетный период, тыс. руб. Эт – стоимостная оценка затрат на внедрение вычислительной техники за расчетный период, тыс. руб. Расчетный период при внедрении вычислительной техники принимается 8 лет. Рт = , тыс. руб. , (8) где Рi – стоимостная оценка результатов от внедрения вычислительной техники в i-ом году, тыс. руб. Li – коэффициент приведения результатов и затрат от внедрения вычислительной техники i-го года к расчетному году. н,к – соответственно, начальный и конечный год расчета (н=1, к = 8). , (9) где Еэ – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; для вычислительной техники он принимается равным процентной ставки кредита, если для приобретения вычислительной техники будет использоваться кредит, или рассчитывается как , (10) где Т – срок окупаемости вычислительной техники (Т=8 лет);
, тыс. руб. (11) где Qвх, Qвых – соответственно, годовой объем входной и выходной информации, зн. ЗП – средняя месячная заработная плата, приходящаяся на одного из работников, функции которых автоматизируются, тыс. руб. tм – месячный фонд рабочего времени, час (tм = 173 ч); N - норма выработки работника, занятого обработкой информации, зн\час (N=300 зн\час); Эт = , тыс. руб. (12) где Ui – текущие издержки в i-м году на содержание комплекса технических средств, тыс. руб; Ui =0,1Мтс, тыс. руб., (13) где Кi – капитальные вложения на приобретение технических и стандартных программных пакетов в i-ом году, тыс. руб.; Сi – единовременные затраты на разработку информационной системы управления в i-ом году, тыс. руб.; Аi – остаточная стоимость вычислительной техники, по которой она может быть продана в i-ом периоде, тыс. руб. Предполагается, что капитальные вложения (Кi) на приобретение вычислительной техники и стандартных программных пакетов, затрачиваются в первый год эксплуатации. Тогда К1 = МТС + Мпр, К2-8 = 0. (14) Единовременные затраты на разработку информационной системы управления также относятся к первому году эксплуатации. Тогда С1 = МТС, С2-8 = 0. (15) Остаточная стоимость технических средств (Ai), по которой они могут быть проданы до истечения срока амортизации, определяется для каждого года по формуле: Ai = Ki * 0,125 (к-i+1), тыс. руб (16) где i – индекс года. Рассчитывается срок окупаемости затрат на проектирование вычислительной техники (Т) по формуле , лет (17)
Литература
1. Астахов В.И., Федосеев А.И. Информационные системы управления.– Часть 1.: Учебное пособие. Н.Новгород: ВГИПИ, 2000.–108с. 2. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента - М. ГУВШЭ. 2000.–244с. 3. Балдин К.В и др. Информационные системы в экономике. Учебник для студ. высш. уч. завед. – М.: Академия. 2007.–228с. 4. Безруков Н.Н. Компьютерная вирусология. Спр. р-во Киев УРЕ 1990. 5. Жук А.И., Кондратьев Г.Г. Железо ПК. Общие вопросы. Аппаратные средства, Издательский дом Питер, СПб, 2006.–208с. 6. Информационные технологии управления. Под редакцией Ю.М. Черкасова – М.: ИНФРА – М, 2001. 7. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. Учебник – СПб. Из-во Михайлова В.А., 2000. 8. Костров А.В. Основы информационного менеджмента. М.: ИНФРА, 2001. 9. Автоматизация управления предприятием. Под ред. Баронова В.В. – М. ИНФРА. 2000. 10.Дж. Ульман. Основы систем баз данных. М.: Финансы и статистика, 1983. 11. Федосеев А.И., Астахов В.И. Информационные системы управления: Учебное пособие – Часть II. – Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. – 209 с.
Приложение 1 Пример разработки задания №1 «Постановка задачи» Рассмотрим этапы разработки системы информатизации работы кассира продовольственного магазина. 1. Характеристика объекта информатизации: - ассортимент продуктов – до 3000 наименований; - пропускная способность – до 2000 покупателей в день; - режим работы – магазин работает без выходных; - срок хранения информации – до 1 года; - количество рабочих мест кассира – до 20 мест. 2. Автоматизируемые функции: - формирование контрольного чека покупателя; - формирование базы данных, регистрирующей поступление продуктов в магазин и их реализацию через торговые секции магазина; - формирование справок о наличии продуктов в магазине, о количестве проданных продуктов в объемном и стоимостном выражении. 3. Компьютеры должны быть расположены у директора магазина, заведующих секциями, кассиров и кладовщика склада. Эти компьютеры объединены в локальную сеть с одним выходом в Internet. 4. Технология информатизации работы кассира. Локальная сеть компьютеров включается в начале рабочего дня. На экране у кассира перечень групп товаров, находящихся в магазине. Покупатель, выбрав продукты и погрузив их в тележку, направляется к кассиру. Кассир визуально определяет, к какой группе относятся продукты покупателя и на экране выбирает соответствующую группу. На экран выводится перечень продуктов выбранной группы. Кассир поочередно выбирает на экране наименование продуктов. На экран выводится стоимость продуктов и запрашивается их количество в соответствующих единицах измерения. На экран выводится стоимость каждого продукта и нарастающим итогом стоимость всей покупки. Покупатель визуально с экрана кассира контролирует правильность ввода кассиром информации о продуктах, находящихся в корзине. О завершении работы с очередным покупателем кассир сообщает компьютеру нажатием специальной функциональной клавиши. Покупателю выдается чек, в котором указывается перечень покупаемых продуктов, цена, количество, стоимость каждого вида продукта и покупки в целом. Чек заканчивается фразой «Спасибо за покупку». Информацию о продуктах, поступающих на склад магазина, вводит в систему кладовщик склада с транспортных документов через компьютер, установленный на складе. При этом используется следующий сценарий диалога: - на экране перечень различных функций; - кладовщик выбирает функцию «Поступление продуктов в магазин»; - на экран выводится список групп продуктов; - кладовщик осматривает сопроводительные документы, поступившей партии товаров и на экране выбирает очередную группу товара; - на экран выводится список продуктов, относящихся к выбранной группе; - кладовщик выбирает наименование очередного продукта; - на экран выводится сообщения «Введите количество» и «Единицу измерения»; - кладовщик вводит запрашиваемые данные. О завершении работы с очередным поставщиком кладовщик сообщает компьютеру нажатием специальной функциональной клавиши. По запросу директора магазина и заведующих секциями система выводит справки о наличии продуктов в магазине, об объеме продаж за рабочий день, месяц, квартал, год в абсолютных единицах и денежном выражении. В случае уменьшения наличия какого-либо продукта меньше предельного уровня его запаса система выводит на экран компьютера у директора магазина сообщение о необходимости своевременного заказа и организации завоза продукта в магазин. Данное сообщение выводится в импульсном режиме яркого цвета при первом включении компьютера. 5. Информационная модель задачи.
Рис.2. Информационная модель задачи «Информатизация работы кассира продовольственного магазина» Приложение 2 Пример выполнения задания №2 «Информационное обеспечение» 1.Входная информация. 1.1. Структура и форма входных документов. Таблица 7 А) сведения о покупке
Таблица 8 Б) новые поступления продуктов
1.2. Описание входной информации. Таблица 9 А) Сведения о покупке
Таблица 10 Справочник №1 «Наименование продукта»
В справочник № 1 необходимо ввести реквизит «Цена», имеющего длину 6 знаков (3 знака – цена в рублях, 2 знака – цена в копейках и 1 знак разделитель). Таблица 11 Справочник №2 «Единица измерения»
Таблица 12 Б) Новые поступления продуктов
Таблица 13 Справочник №3 «Поставщик»
Таблица 14 1.3. Объем входной информации
Количество записей рассчитывается исходя из необходимой продолжительности хранения данных. Так как в рассматриваемой задаче должны выдаваться справки в разрезе года, то объемы информации, будем рассматривать исходя из ее хранения в течение года. Тогда количество записей документа «Сведения о покупке» будет рассчитываться как КЗ1=365 дней работы магазина в течение года * 2000 покупателей в день *5 видов продуктов у одного покупателя = 3,65*106. Количество записей документа «Новые поступления продуктов». КЗ2=200 поставщиков продуктов * 150 поступлений продуктов от одного поставщика *50 видов продуктов в одной поставке = 1,5 * 106. Расчет объема входной информации в байтах Qвх=202,8*106 зн. = 202,8*106 байт = 198,05*103 Кб=193,4 Мб. 2. Выходная информация. Методика разработки выходной информации аналогична методики разработки входной информации. В результате рассчитывается объем выходной информации – Qвых. 3. Нормативно – справочная информация. Рассчитывается объем нормативно – справочной информации – Qнси на базе разработанных справочников (см. табл. 15). В графе 1 перечисляются все разработанные справочники. В графе 2 указывается количество знаков, содержащихся в коде и стандартном наименовании. Так, как в справочник № 1 «Наименование продукта» введен реквизит «Цена продукта», имеющего длину 6 знаков, тогда длина записи справочника №1 определяется как 4 зн. (код) + 20 зн. (стандартное наименование) + 6 зн. (цена)=30 зн. Тогда объем нормативно – справочной информации (см. табл. 15). Таблица 15 Расчет объема нормативно-справочной информации
Количество записей (графа 3) берется из последней строки последней графы соответствующего справочника. Тогда Qнси=93660 зн.=93660 байт = 91,5 Кб. 4. Расчет объема дисковой и оперативной памяти производится по формулам (2) – (6) п. 4 методики. 5. Разработка классификаторов а) иерархического типа – код секции магазина
б) фасетного типа – код продукта
6. Разработка базы данных. База данных содержит два файла. Файл №1 «Поступление, наличие продуктов»: - дата поступления продуктов; - поставщик; - партия продуктов; - наименование продукта; - единица измерения; - цена; - количество поступившего продукта; - количество проданного продукта; - количество продукта в наличии; - стоимость партии. Файл №2 «Реализация товара»: - дата реализации; - наименование продукта; - единица измерения; - цена по реализации; - количество продукта; - стоимость реализации.
Приложение 3 Пример разработки задания №3 «Разработка алгоритма решения задачи» Рассмотрим алгоритм расчета стоимости покупки, используя возможности табличного процессора: Таблица 16
Значения граф (столбцов) 1,2,3 принимаются из файла №2 «Реализация товара» базы данных. Графа 4 содержит формулу гр. 4 = гр. 2 * гр. 3. Итоговая строка представляет собой сумму значений графы 4.
Приложение 4 Программное обеспечение
Принтеры лазерные
Бесперебойного питания
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.175 с.) |