Тема 1. Государственное управление как объект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Государственное управление как объект



АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Пермь 2016

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Наряду с другими базовыми юридическими дисциплинами, административное право принадлежит к числу основополагающих отраслей российского права, формирующих профессиональный уровень выпускника вуза.

Изучение курса «Административное право» позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов для различных сфер деятельности. Основная цель его преподавания – сформировать комплекс знаний по отрасли права, регулирующей общественные отношения в области реализации государственного управления. В итоге полученные знания о социальной роли и содержании этой отрасли права позволят в дальнейшем грамотно осуществлять свои непосредственные обязанности в практической деятельности.

Основными своими теоретическими положениями административное право опирается на категории науки управления, теории государства и права, конституционного права. Кроме того, изучение курса «Административное право» создает теоретическую и, в определенной мере, практическую базу для последующего изучения таких дисциплин, как: «Финансовое право», «Уголовное право», «Уголовный и гражданский процесс», «Трудовое право», «Муниципальное право.

Административное право представляет собой систему правовых норм, устанавливающих материальные и процессуальные отношения в системе государственного управления. Эта правовая отрасль при помощи специальных административно – правовых методов и средств регулирует отношения граждан с управленческими государственными органами, организациями и учреждениями.

Представленный курс лекций дает возможность обучаемым приобрести необходимые и достаточно полноценные знания о сущности административного права, структуре и содержании административного законодательства.

Последовательное изучение всех административно – правовых институтов, содержащихся в настоящем курсе лекций, позволит обучаемым подготовиться к успешной сдаче экзамена и создать прочную основу для своей будущей практической деятельности.

Познание теории административного права предполагает изучение ряда важнейших тем: предмет, метод, нормы, отношения, система и источники административного права; административно – правовой и административно – процессуальный статус субъектов административного права; основы теории государственного управления; формы и методы государственного управления; механизм обеспечения законности в сфере государственного управления. По мере возможности указанная тематика нашла свое отражение в представленном курсе лекций.

После каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля, требующие от обучаемых наличия необходимых знаний и навыков оперирования изученным материалом темы либо поиска ответов на поставленные вопросы в иных источниках. Таким образом, студенты и слушатели могут самостоятельно оценить качество полученных знаний и при необходимости найти соответствующую информацию и восполнить имеющиеся пробелы.

Автор постарался сохранить традиционно сложившиеся подходы к построению структуры представленного материала по общей части дисциплины «Административное право».


Тема 1. Государственное управление как объект

Административно – правового регулирования

План: 1. Общее понятие управления. Социальное управление. 2. Понятие, основные черты и функции государственного управления. 3. Принципы государственного управления.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит прямая и обратная связь между элементами системы управления?

2. Что относится к общим функциям управления и в чем их целевое назначение?

3. Какая общая функция предполагает разработку общей концепции развития системы управления?

4. Как соотносятся государственное управление в широком и узком смысле слова?

5. В чем значение централизации и децентрализации государственного управления?

6. Каковы основные признаки исполнительной власти?


Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляется связь административного права с другими отраслями российского права?

2. Каковы основные функции административного права?

3. В чем состоит специфика административно – правового метода регулирования общественных отношений?

4. Как соотносятся императивный и диспозитивный методы правового регулирования?

5. Какие публичные интересы обеспечивает административное право в рамках своего предмета регулирования?

6. Совпадают ли понятия административное право и административное законодательство?


Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенности норм административного права?

2. Каковы критерии классификации норм административного права?

3. Охарактеризуйте основные формы реализации административно – правовых норм.

4. Что регулируют материальные административно – правовые нормы?

5. Назовите отличительные черты вертикальных и горизонтальных административно – правовых отношений.

6. В чем специфика реординационных административно – правовых отношений?


Вопросы для самоконтроля

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего пункта.

В Пермском крае существует сайт органов исполнительной власти permkrai.ru.

Необходимо отметить, что в настоящее время активно проводится административная реформа (сайт ar.gov.ru). В России административная реформа, проводимая с 2003 г., осуществлялась по следующим ключевым направлениям:

1) оптимизация функционирования органов исполнительной власти;

2) внедрение элементов управления по результатам;

3) стандартизация и регламентация деятельности органов исполнительной власти;

4) противодействие коррупции;

5) обеспечение прозрачности в деятельности органов исполнительной власти;

6) формирование электронного правительства.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определяет, что центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

• снижение избыточного государственного регулирования;

• повышение качества государственных услуг;

• повышение эффективности органов власти;

• повышение информационной открытости.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается орган исполнительной власти от других государственных органов и от органов местного самоуправления?

2. Каким образом ограничены в своей правосубъектности члены Правительства Российской Федерации?

3. Что является основной организационной формой деятельности Правительства Российской Федерации?

4. В каком документе фиксируется перечень структурных подразделений и должностей конкретного органа?

5. В чем специфика деятельности органов внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции?

6. Кем определяется структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации?


Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные признаки, характеризующие общественные объединения?

2. Какие виды общественных объединений предусмотрены законодательством, и чем они отличаются друг от друга?

3. Каковы основные элементы правового статуса общественных объединений?

4. Как проявляется роль государства в отношениях с общественными объединениями?

5. В каких случаях создание общественных объединений запрещено законом?

6. Какими правами обладает орган юстиции, регистрирующий общественные объединения?

 


Вопросы для самоконтроля

1. Можно ли утверждать, что форма управления есть способ реализации исполнительной власти?

2. Каковы основные признаки правовой формы государственного управления?

3. Чем отличаются административно – правовые акты от правовых актов законодательной и судебной власти?

4. Что является наиболее распространенными видами экономических методов управления?

5. Какие особенности присущи административному принуждению?

6. В чем состоит отличие прямого и косвенного управляющего воздействия?


Вопросы для самоконтроля

1. Что из себя представляет система административных наказаний?

2. В чем отличие административного наказания от уголовного наказания?

3. К кому не может применяться административный арест?

4. Какие наказания являются дополнительными?

5. Какие обстоятельства смягчают и отягчают ответственность за административные правонарушения?

6. Какова давность привлечения к административной ответственности?


Тема 9. Обеспечение законности и дисциплины

в государственном управлении

План: 1.Сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 2.Способы обеспечения законности и дисциплины. 3.Государственный контроль в управлении. 4.Прокурорский надзор в управлении. 5.Административный надзор. 6.Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц. 

1. Сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины.

Основной закон Российской Федерации – Конституция возлагает на государство обязанность защищать права и свободы всех граждан, находящихся на его территории. Так, ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Такого рода деятельность государства тесно связана с устойчивым функционированием системы правозащитных институтов, необходимых не только для обеспечения прав и свобод граждан, но также для построения и развития гражданского общества, формирования рациональной структуры государственного аппарата, существования независимых средств массовой информации, общественных объединений и т.п.

Юридическую основу понятия законности составляет право. Именно нормы права содержат описание разрешаемого или запрещаемого поведения, конкретно и точно указывают юридические факты, служащие основанием применения мер воздействия, а также круг участников правоотношений и их роли.

С функциональной точки зрения законность может быть охарактеризована как:

- принцип государственной деятельности;

- метод (средство) государственного руководства обществом;

- определяемое государством требование к деятельности государственных органов, общественных объединений и должностных лиц;

- режим (состояние) взаимоотношений граждан и общественных институтов с субъектами власти.

Как принцип законность заключается в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, их должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Так, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Указанный принцип подразумевает, что законы (Российской Федерации и ее субъектов) и иные принимаемые нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, издаваться в пределах компетенции и полномочий соответствующих органов, в установленном законом порядке и определенной форме.

Следует, кроме того, подчеркнуть, что принцип законности является не только сущностным признаком правового государства, но также одним из основных принципов применения мер государственного принуждения и гарантией обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В качестве метода (средства) государственного руководства обществом категория законности рассматривается как совокупность применяемых государственными и муниципальными служащими приемов и способов практической реализации закрепленной за ними компетенции по осуществлению целей, задач и функций государства. Законность, таким образом, упорядочивает происходящие в государстве социальные процессы и выступает инструментом достижения политических целей.

С точки зрения определяемого государством требования к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, законность подразумевает под собой распространение действия закона на все сферы деятельности государственной власти, ее органов и должностных лиц, а также негосударственных структур (политических партий, религиозных общественных объединений, профсоюзов и т.п.). Кроме того, законность оказывает значительное воздействие на формирование сознания и поведение физических лиц (граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства).

Но принципиально важное содержание законности раскрывается в ее трактовке в качестве режима функционирования субъектов, олицетворяющих государственную волю, во взаимоотношениях с населением.

В таком понимании рассматриваемая правовая конструкция характеризуется в динамическом аспекте. Будучи включенной в процесс реализации комплекса правовых норм, законность является гарантом защиты участников общественных связей, добровольно выполняющих предписания правовых норм во всех ее формах.

Являясь составной частью общего режима законности в государстве, режим законности в государственном управлении должен пронизывать все сферы общественной жизни, в которых отдельные граждане и коллективы контактируют с представительными органами, субъектами исполнительной власти, судами и прокуратурой. Вместе с тем содержание и характер подобных взаимоотношений таковы, что большую их часть составляют взаимоотношения граждан с субъектами (административной) исполнительной власти.

Сказанное позволяет сделать обобщающий вывод, что законность – важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главным критерием оценки эффективности правового регулирования.

Вместе с тем одной из важнейших составляющих эффективности государственного управления и одновременно средством обеспечения законности является укрепление государственной дисциплины.

Государственная дисциплина – это комплексное понятие, включающее в себя несколько взаимосвязанных компонентов, каждый из которых несет самостоятельную смысловую нагрузку. Требования к государственной дисциплине, содержащиеся в многочисленных нормативных правовых актах, охватывают не только исключительно правовую сферу регламентации общественных связей, но также социально – нравственные нормы.

Исходя из этого, государственная дисциплина включает в себя:

- сознательное подчинение (повиновение) всех граждан установленным государством и его органами правилам и предписаниям;

- строгое соблюдение норм поведения в быту и на работе;

- согласованность в действиях работников государственного аппарата и лиц, которые непосредственно заняты в сфере материального производства и социально – культурного обслуживания населения;

- добросовестное выполнение своих должностных обязанностей и распоряжений вышестоящих руководителей (применительно к деятельности государственных и муниципальных служащих).

Обеспечение надлежащего режима законности и дисциплины в государственном управлении нуждается в адекватном правовом регулировании со стороны государства. Основными направлениями деятельности по обеспечению законности и дисциплины являются:

- недопущение в деятельности органов исполнительной власти нарушений закрепленных в законодательстве требований и предписаний;

- своевременное и оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение;

- установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти;

- привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законности;

- разработка и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;

- создание обстановки неотвратимости наступления ответственности в случае совершения противоправных поступков и пр.

Среди многообразия системы правовых и организационных способов (видов) обеспечения законности и дисциплины центральное место отводится контролю, надзору и обжалованию незаконных действий.

Административный надзор.

Самым большим по объему и разнообразию используемых форм способом обеспечения законности в сфере государственного управления является административной надзор, осуществляемый многочисленными специально уполномоченными органами и их должностными лицами. Для большого количества подобных ведомств надзорная функция является главнейшей.

Среди органов исполнительной власти, осуществляющих административный надзор в соответствующей сфере деятельности, выделяются организационно – самостоятельные федеральные службы, находящиеся в ведении определенных федеральных министерств (например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и др.), а также органы, являющиеся структурными подразделениями, входящими в состав того или иного федерального ведомства (Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и пр.).

Так, принятый Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64 – ФЗ предусматривает возможность установления и осуществления органами внутренних дел соответствующего надзора для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Главным назначением административного надзора является наблюдение за действующими в сфере управления всевозможными специальными (правовыми, техническими, организационными) нормами и иными общеобязательными правилами в деятельности физических и юридических лиц с целью их единообразного применения и исполнения.

Именно поэтому отличием административного надзора от прокурорского является то, что назначение последнего состоит в соблюдении законности в целом, тогда как административный надзор всегда специализирован, поскольку направлен на соблюдение специальных правил и норм.

Осуществляется административный надзор независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности объектов надзора и, в отличие от контроля, не предусматривает вторжения в оперативную самостоятельность проверяемого. Однако субъекты административного надзора могут применять меры государственного воздействия (принуждения), а большинство вправе привлекать виновных в выявленных нарушениях к административной ответственности.

Специализированные надзорные органы вправе требовать у должностных лиц проверяемых объектов необходимые материалы, сведения, статистическую отчетность и документы; брать пробы и образцы; рассматривать поступающие к ним индивидуальные и коллективные жалобы и заявления; проводить экспертизы; давать обязательные для исполнения указания.

При административном надзоре главное для государства, осуществляющего публичное управление, – оказать влияние, воздействие на проблемные точки общественной жизни. Иными словами, заставить путем соприкосновения с управляемыми объектами эти субъекты управления действовать надлежащим образом. Достижение надлежащего поведения (правомерного поведения) всех субъектов права (предприятий, учреждений, организаций, граждан) в определенной области (сфере) управления возможно именно с помощью такого правового инструмента, как административный надзор.

Демократизация общества, противопоставляемая авторитаризму и застою тоталитарного полицейского государства, требует совершенствования старых и создания новых правовых механизмов, нацеленных на поиск прогрессивных идей по установлению таких форм взаимоотношений граждан и органов власти различного уровня, при которых защита прав, свобод, чести, и достоинства людей обеспечивается на высоком уровне. Отсюда система государственных форм контроля должна подкрепляться развитием негосударственных институтов, предоставляющих гражданам и общественным объединениям возможность активно воздействовать на деятельность органов власти всех уровней.

Среди важнейших институтов современного демократического общества, реально защищающим права и законные интересы граждан, являются деятельность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена); политических партий, профессиональных союзов; общественных объединений потребителей; казачьих формирований, добровольных народных дружин; федерального общественно – государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров; международного фонда защиты от дискриминации, за соблюдение конституционных прав и основных свобод человека; общественной экологической экспертизы и пр.

Вопросы для самоконтроля

1. Являются ли равнозначными понятиями контроль и надзор?

2. Что из себя представляет категория «государственная дисциплина»?

3. Каковы основные способы обеспечения законности?

4. Каковы основные способы обжалования действий должностных лиц?

5. В чем состоит судебный контроль за исполнительной властью?

6. Что входит в предмет прокурорского надзора?


Тема 10. Административный процесс
и административные производства

План: 1. Понятие, основные черты и принципы административного процесса. 2. Субъекты административного процесса, его стадии и структура. Виды административных производств. 3. Производство по делам об административных правонарушениях.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими общими чертами обладают все разновидности юридического процесса?

2. Чем отличается административный процесс от других видов юридических процессов?

3. Как понимают административный процесс сторонники его широкого понимания?

4. Что представляют собой административно – процессуальные нормы?

5. Каковы основные принципы производства по делам об административных правонарушениях?

6. Каковы основные стадии любого административного процесса?

ПРАКТИКУМ

При решении задач необходимо дать правовую оценку содержащимся в них положениям и сформулировать конкретный вывод.

Важно помнить, что все содержащиеся в решении выводы необходимо обосновывать ссылками на конкретные правовые нормы.

 

Задача 1. Мировой судья оштрафовал гендиректора организации по ст. 15.5 КоАП РФ за непредставление декларации. Гендиректор получил постановление суда 12.05.2014 и обжаловать его не стал, но штраф не уплатил. 02.12.2014 судебный пристав составил протокол о привлечении гендиректора к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Может ли генеральный директор быть оштрафован по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ?

 

Ответ: Генеральный директор, который 12.05.2014 получил постановление суда о привлечении его к ответственности по ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ на основании протокола судебного пристава от 02.12.2014, так как истек срок давности.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано, оно вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования (п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановление по делу о нарушении законодательства РФ об исполнительном производстве не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ, рассматривают судьи (ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ). В то же время протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ). В связи с этим в правоприменительной практике возникла неясность относительно того, какой срок давности привлечения к административной ответственности применяется за неуплату штрафа.

Однако Конституционный Суд РФ в Определении от 07.10.2014 N 2323-О решил ее в пользу лиц, опоздавших с уплатой штрафа. По его мнению, нет никаких оснований считать нарушение в виде неуплаты в срок штрафа нарушением законодательства об исполнительном производстве. Само по себе привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, хотя и осуществляется судебными приставами, не означает использование ими особых процедур исполнительного производства. В данном случае судебные приставы выступают в качестве должностных лиц, возбуждающих дела об административных правонарушениях; действуют они на основе законодательства об административных правонарушениях, а не законодательства об исполнительном производстве.

Следовательно, генеральный директор не может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, так как истек срок давности.

 

Задача 2.  Возможно ли составление протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ на семидесятый день после вступления в законную силу первоначального постановления по делу об административном правонарушении, по которому не был своевременно уплачен административный штраф?

 

Ответ: Составление протокола по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях на семидесятый день после вступления в законную силу первоначального постановления по делу об административном правонарушении, по которому не был своевременно уплачен административный штраф, возможно.

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол по делу об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В случае необходимости выяснения обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Датой совершения административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ является следующий день после истечения установленного срока для добровольной уплаты штрафа. В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

В то же время возбуждение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ имеет особенность - протокол, как правило, составляется в отсутствие лица, не уплатившего административный штраф в установленный срок. Составление протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, возможно при его извещении в установленном порядке (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ). Поэтому для составления протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ кроме факта совершения административного правонарушения дополнительно необходимо надлежаще уведомить лицо, привлекаемое к административной ответственности. Подтверждение об уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, может быть получено после истечения добровольного срока уплаты штрафа. Поэтому возможность составить протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ может появиться позже даты совершения правонарушения.

 

Задача 3. Гражданский служащий (должностное лицо органа государственной власти субъекта РФ) находился на службе в состоянии алкогольного опьянения, что подтверждается результатами медицинского освидетельствования, показаниями свидетелей. Вправе ли представитель нанимателя при принятии решения о мере дисциплинарной ответственности (предполагается увольнение гражданского служащего, так как допущено однократное грубое нарушение должностных обязанностей) учесть, что гражданский служащий имеет длительный трудовой стаж на гражданской службе, дисциплинарных проступков никогда не совершал и работал добросовестно?

 

Ответ: В рассматриваемом вопросе представитель нанимателя с учетом предшествующих результатов исполнения должностных обязанностей вправе применить к гражданскому служащему как увольнение, так и иной вид дисциплинарной ответственности.

Частью 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий, при этом увольнение (п. 5 ч. 1 указанной статьи) может применяться исключительно в случаях, предусмотренных указанной нормой, а именно - по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

Появление на службе в состоянии алкогольного опьянения входит в указанный перечень (пп. "б" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ), следовательно, формально служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий - освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в данном случае.

Однако применение указанного вида дисциплинарной ответственности не является обязанностью представителя нанимателя, так как на основании ч. 3 ст. 58 Закона N 79-ФЗ при применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ч. 1 и 2 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

В рассматриваемом случае гражданским служащим впервые допущено грубое нарушение должностных обязанностей. При этом он имеет длительный трудовой стаж на гражданской службе, дисциплинарных проступков никогда не совершал и работал добросовестно.

По нашему мнению, данные факты относятся к предшествующим результатам исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Следовательно, представитель нанимателя обязан учитывать их при определении меры дисциплинарной ответственности и вправе применять любой из видов дисциплинарной ответственности, предусмотренных ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ.

Таким образом, представитель нанимателя с учетом предшествующих результатов исполнения должностных обязанностей вправе применить к гражданскому служащему как увольнение, так и иной вид дисциплинарной ответственности. Также необходимо учитывать, что в случае, если гражданский служащий будет уволен без учета указанных обстоятельств, он вправе оспорить увольнение в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

 

Задача 4. Государственный служащий получил от руководителя территориального органа исполнительной власти служебную записку с письменным распоряжением о подготовке статистических данных по результатам работы структурного подразделения территориального органа. Может ли государственный служащий быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае недобросовестного выполнения подобного распоряжения, притом что подготовка статистических данных не входит в перечень его должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом?

 

Ответ: Если распоряжение о подготовке статистических данных по результатам работы структурного подразделения территориального органа исполнительной власти дано руководителем этого органа в пределах своих полномочий, гражданский служащий обязан исполнить это распоряжение добросовестно и на высоком профессиональном уровне. Недобросовестное (ненадлежащее) исполнение такого поручения признается ненадлежащим исполнением гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей, и в случае если подобное ненадлежащее исполнение обязанностей произошло по его вине, к нему может быть применено дисциплинарное взыскание.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) одним из существенных условий служебного контракта является должностной регламент.

На основании ч. 1 ст. 47 Закона N 79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Согласно п. 2 ч. 2 указанной статьи в должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание.

При этом необходимо учитывать, что гражданский служащий обязан не только исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 79-ФЗ), но и исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона N 79-ФЗ).

На основании п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.176.78 (0.079 с.)