Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский театр в культурной жизни эмиграции
В России к началу XX века действовали разные по формам собственности театры: казенные (государственные), муниципальные и частные. Ведущее место занимали казенные императорские театры. Среди них выделялись драматические театры Александровский в Петербурге и Малый в Москве. В обстановке революционного подъема начала XX в. появились новые шедевры отечественной драматургии. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М. Горький составили основу реалистического репертуара для театров России. Созданный в конце XIX в., Московский художественный театр с огромным успехом ставил пьесы А. Чехова и М. Горького. «Чеховское» и «горьковское» начало прочно вошло в жизнь МХТ. На этих началах, в поисках приемов для воплощения на сцене образов, созданных Чеховым и Горьким, формировались творческие личности замечательных артистов: М.Г. Савицкой, О.Л. Книппер-Чеховой, М.П. Лилиной, В.К. Качалова, И.М. Москвина, А.Р. Артема и других выдающихся артистов. Содружество МХТ, Чехова и Горького имело громадное значение для укрепления позиций реалистической литературы и искусства в русской культуре. К.С. Станиславский создал свою систему подготовки актеров и манеру исполнения ролей, которая вошла в историю как «система Станиславского» - наименование сценической теории, метода и артистической техники. В его системе впервые решается проблема сознательного овладения творческими процессами, исследуется путь перевоплощения актера в образ. Октябрьская революция и гражданская война принудили многих известных в стране актеров и режиссеров покинуть Россию. Немалых усилий стоило режиссерам и актерам собрать труппы, найти театральные помещения и возобновить работу. Русские театры были созданы в 20-х годах в Париже, Берлине, Праге, Белграде, Харбине. Репертуар театров составляли как классические пьесы, так и эмигрантские произведения. В русских театрах, особенно в труппе Московского художественного театра, явно проступали модернистские течения, основателями которых были К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, привлекавшие к себе внимание зарубежных театров. Режиссеры и актеры-эмигранты, знавшие язык страны проживания, охотно принимались в национальные театры, становясь частью западной театральной жизни.
Русские театры имели немалое значение в культурной жизни эмиграции. К сожалению, из-за языкового барьера они были малоизвестны широкой зарубежной публике. Так, труппа МХТ выступала преимущественно перед русскоязычной публикой. Французской знаменитостью стал московский режиссер Никита Белиев. В Париже он ставил русские и французские пьесы и театральные номера. Громкую славу принесла ему постановка «Летучей мыши», которая шла в Париже и Нью-Йорке. Большого успеха на парижской сцене добились Г. и Л. Питоевы, которые в 20-30-е годы работали вместе с французскими актерами и режиссерами. В 1960-х годах русскую театральную школу во Франции блистательно представляла Л. Кедрова (потомок эмигрантов первой волны). Русская диаспора в начале 1930-х годов переживала трудные времена, и эмигрантским труппам из-за экономических трудностей стало невозможным совершать гастрольные поездки. Все это послужило главной причиной того, что русский театр постепенно угас, труппы распались.
ФЕДОР КОМИССАРЖЕВСКИЙ В АНГЛИЙСКОМ ТЕАТРЕ. Примером диалога двух национальных культур, эстетической плодотворности разделяющих их дистанций, соотношения между личностью инокультурного художника и ролью, которую определяет ему культура приютившей его страны, этих взаимосвязанных проблем, может служить режиссерская работа Ф.Ф. Комиссаржевского в Англии (1920-1930-е годы) и его постановки А. Чехова и В. Шекспира. Английский театp и в целом культура Англии в 20-е годы в силу внутренних причин нуждались в А. Чехове и должны были его открыть (поколение, пережившее крах викторианского мира, увидела в пьесах русского драматурга ностальгическую поэму о гибнущей эпохе). Ф. Комиссаржевский, с его романтической театральностью и склонностью к философским обобщениям, был одним из самых «нечеховских» режиссеров русской сцены. Чехова в России он никогда не ставил. Парадокс его судьбы в Англии состоял в том, что он был призван выполнить «заказ» иной культуры. Англичане ждали от него чеховских постановок, и он обратился к пьесам А.П. Чехова, пытаясь найти компромисс между своими театральными вкусами и традицией Чехова - МХТ. В результате появилась серия спектаклей, составивших эпоху в истории английской сцены.
Противоположность Комиссаржевского английскому театру помогла русскому режиссеру сделать решительный шаг к обновлению английской традиции толкования В. Шекспира. Он не был связан стойкими, хотя и начинавшими ветшать стереотипами викторианского понимания Шекспира, отчасти, поэтому ему была уготована судьба реформатора английской шекспировской режиссуры. Его постановки 30-х годов стали своего рода прологом к послевоенным радикальным переменам в истории английского шекспировского театра.
АРТИСТ И РЕЖИССЕР МИХАИЛ ЧЕХОВ. Известный русский актер и режиссер Михаил Александрович Чехов был племянником А.П. Чехова. В возрасте 21 года он, с «благословения» Станиславского, стал актером МХТ, с 1924 г, - МХАТ-2. Сегодня, когда мы возвращаем в живое бытие нашей культуры многое из утраченного, настала пора, определяя истинное место в ней М.А. Чехова, назвать его именно великим русским мастером сцены, выдающимся театральным педагогом и режиссером, оставившим неизгладимый след в отечественном и мировом искусстве. Много ролей из произведений русских и зарубежных авторов талантливо исполнил артист, вживаясь в образы, на сцене Художественного театра. В 1928 г. М. Чехов эмигрировал. Причиной выезда стали конфликт во МХАТ-2 и личный творческий кризис. Сначала он прибыл в Вену, где, быстро выучив немецкий язык, сыграл в трех спектаклях. Одновременно он работал над постановкой «Двенадцатой ночи» в студии «Табима» в Берлине. За рубежом главной мечтой М. Чехова было создание своего, русского театра «по типу МХАТа», с опорой на развитие театральных идей Станиславского. В 1930 г. он предпринял ряд попыток реализовать свою мечту. При участии С. Рахманинова и Ф. Жемье в 1930 г. Чехов создает «Общество друзей Театра Чехова» в Париже - театральную труппу. В столице он воссоздает свои лучшие спектакли московского периода: «Гамлет», «Эрик XIV», «Потоп», «Одержимый» и другие, осуществляет постановку новой версии «Ревизора». В 1931 г. Чехов поставил спектакль «Дворец пробуждения», в котором играл роль Ивана-Царевича. Постановка этого спектакля выявила изменение в творческой манере, совокупности характерных черт Чехова-режиссера, которые проявились в изменении рисунка спектакля, где слово уступает место выразительному действию, широкому жесту, яркой мимике с художественными целями, музыкальному оформлению мизансцен. Эти изменения были ориентированы на иноязычную публику. В начале 30-х годов театральная труппа Чехова успешно гастролировала по странам Прибалтики. Установив связь с Театром русской драмы в Риге, Чехов поставил в нем спектакль «Село Степанчиково и его обитатели». В Риге в 1933 г. он впервые испытал себя как режиссер на постановке оперы «Парсифаль» Вагнера. В это же время началась педагогическая деятельность М. Чехова, которую он затем продолжил в США. Он организовал курсы актерского мастерства в Париже, Каунасе, Сигулде, завершив европейский период преподавательской деятельности в 1936 г. открытием актерской школы в Дартингтоне (Англия). М. Чехов стремился воспитать актера нового типа - актера-художника, который осознает свою моральную ответственность за эмоциональное восприятие созданного им образа.
В декабре 1938 г. в связи с нарастанием военно-политической напряженности в Европе М. Чехов со своей театральной труппой, преобразованной в Театp Чехова, переехал в США. Через десять месяцев на Бродвее состоялась премьера первого спектакля Театра Чехова «Бесы», которая вызвала восторг публики. В 1942 г. он вернулся к оперному спектаклю и поставил оперу «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (Метрополитен-опера, Нью-Йорк). В американский период своего творчества М. Чехов снимался в кино и одновременно осуществил постановку «Ревизора» в Лабораторном театре Голливуда. Критика сочла режиссуру этого спектакля «гениальной». За рубежом М. Чехов так и не смог создать свой репертуарный театр, о котором мечтал и в котором надеялся реализовать свои творческие планы. По его признанию, в условиях жестокого бизнеса театр - это коммерческое, а не творческое предприятие. Жизнь без истинно русского театра была для Михаила Александровича немила и бессмысленна. В связи с ухудшением здоровья он был вынужден отказаться от режиссерской и актерской работы и посвятить себя преподавательской деятельности. За европейский и американский периоды педагогической работы Чехов приобщил к «системе Станиславского» таких выдающихся актеров, как Пол Роджерс, Грегори Пек, Юл Бриннер, Мерлин Монро, мечтавшую сыграть русскую классику. М.А. Чехов проявил себя в США и крупным теоретиком актерского искусства. Была издана сначала на русском языке, затем на английском его ценнейшая книга «О технике актера». Зарубежный период творчества М. Чехова имел огромное значение для популяризации в Европе и США системы К.С. Станиславского и русской театральной школы в целом. Следует коснуться проблемы русской кинематографии и ее дальнейшего развития за рубежом, в частности, во Франции. Началом собственно русского кинематографа большинство исследователей называет 1908 г. Ему был отпущен судьбой короткий, но бурный и плодотворный жизненный срок - 1908-1918-й годы. Далее началась датированная известным декретом о национализации кинодела от 27 августа 1919 г. история советского государственного кинематографа. Наибольшее развитие до революции кинопроизводство получило в Москве и было неотделимо от деятельности А.А. Ханжонкова, обосновавшего первую в России кинофабрику. Его киностудия была вне конкуренции. Она имела павильоны, лабораторию, свой кинотеатр. Актеры подобрались опытные и талантливые. Среди них блистали Вера Холодная (умерла в феврале 1919 г.) и Иван Мозжухин (1889-1939).
В 1920 г. Мозжухин работал в Ялте, в Киноцентре. В это же время в Крыму снимала фильмы кинофирма «Ермольев». Это было серьезное дело с лучшими актерами, с хорошим выбором постановок, с удачной режиссурой. Мозжухин решил перейти в фирму, уйдя от Ханжонкова. Осенью 1920 г. красные взяли Перекоп и хлынули в Крым, белая армия эвакуировалась. Ермольев, человек очень практичный, отличный организатор и знаток своего дела, увез из Ялты всю свою труппу вместе с Мозжухиным, Лысенко, Гуржанским в Париж, где установил связи с фирмой «Гомон» и образовал новую труппу «Альбатрос». В эмиграции Иван Мозжухин стал королем французского экрана. Его творчеству посвящен специальный стенд во французском национальном музее кино «Музей д'Орсэ». С афиш на вас смотрит загадочное лицо нашего соотечественника. В 30-х годах Мозжухин стал кинозвездой Европы и завоевал мировое признание. Звездами французского кино стали также русские режиссеры и актеры Протазанов, Гуржанский, Волков, Наталья Лысенко. Прославился во французском кино русский киноактер, сын знаменитого художника, Г.В. Серов. Кратко о цирковых артистах-эмигрантах. Цирковое искусство интернационально. На протяжении веков цирковые артисты различных национальностей перемещались из страны в страну, образуя единый мировой цирк. В дореволюционной России во главе крупнейших антреприз стояли иностранные предприниматели. Однако надо признать, что с конца XIX в. все более активно утверждается русский цирк. Его главными организаторами выступают братья А. и Д. Никитины, построившие в Москве грандиозное здание для представлений. Назовем также братьев А. и В. Дуровых. После Октябрьской революции значительная часть иностранных артистов уехала из России. Положение цирка в условиях гражданской войны было трудным, число цирков сократилось. И тогда начался отток русских артистов за границу. Это объяснялось не только экономическими, но и политическими причинами. В Польшу уехал знаменитый дуэт сатириков Бим-Бом (М. Станевский и И. Радунский). Вскоре дуэт распался. Радунский вернулся в Россию, а поляк Станевский возглавил стационарный цирк в Варшаве. С большим успехом выступали в лучших цирках Европы Н. Никитин, выдающийся жонглер на лошади, джигиты Хундадзе и Али Бек, жокеи Соболевские, гимнасты Руденко и Леотарис, атлеты и борцы И. Заикин и И. Поддубный. От имени, так сказать, русского цирка нередко выступали иностранные по паспорту артисты, чья творческая жизнь началась в России. Таким образом, в 20-е годы нашего века русский цирк, ранее почти не известный в Европе и Америке, поразил весь мир и творчески обогатил мировое цирковое искусство.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.01 с.) |