Определение костной и воздушной проводимости звука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение костной и воздушной проводимости звука



Необходимо: испытуемый, камертон, вата.

Учебно-исследовательская цель работы: изучить функциональные пробы Вебера и Ринне, ознакомиться с костной и воздушной проводимостью звука.

Ход работы

1. Поднести звучащий камертон к уху на расстояние 0,5 см и определить длительность восприятия его звучания в секундах.

2. Ножку камертона поставить на сосцевидный отросток височной кости и определить длительность восприятия его звучания в секундах.

3. Сравнить продолжительность восприятия звука в первом и во втором случаях. Убедиться в том, что проводимость звука через воздух лучше, чем через кости черепа.

4. Опыт Вебера. Ножку звучащего камертона приложить на середину темени испытуемого. Отметить, что через оба уха испытуемый слышит звук одинаковой силы. Если наружный слуховой проход закрыть ватным тампоном, то со стороны уха, заложенного ватным тампоном, звук будет казаться более сильным. Это объясняется тем, что звук достигает слуховых рецепторов кратчайшим путем – через кости черепа, и тем самым компенсируется потеря звуковой энергии. Аналогичная ситуация наблюдается при нарушении звукопроводящего аппарата уха.

5. Опыт Ринне. Он основан на костной и воздушной проводимости звука. Ножку звучащего камертона приложить к сосцевидному отростку височной кости. После исчезновения слышимости звука камертон поднести к наружному слуховому проходу. Испытуемый снова слышит звук. В норме звук камертона слышен вдвое дольше, чем через кость.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация органов чувств и их физиологическое значение.

2. Сенсорные системы, основные функции.

3. Анализаторы, основные отделы анализатора.

4. Основные виды рецепторов, их локализация, свойства.

5. Закон Вебера-Фехнера.

6. Охарактеризуйте в целом функциональные отделы зрительного анализатора: диоптрический аппарат, аккомодационный аппарат, сетчатку.

7. Каково значение диоптрического аппарата? Что такое физическая и клиническая рефракция?

8. Охарактеризуйте глаз как центрированную оптическую систему. Какие «линзы» в данной системе обладают постоянной, а какие переменной преломляющей способностью?

9. Основные виды и аномалии клинической рефракции.

10. Основное назначение аккомодационного аппарата глаза. Благодаря каким рефлексам реализуются основные аккомодационные процессы. Нарисуйте рефлекторные дуги зрачкового рефлекса и рефлекса изменения кривизны хрусталика.

11. Последовательность процессов, отражающих фотохимические явления на сетчатке. Поле зрения, различные поля зрения для различных цветов.

12. Теории цветового зрения. Основные формы нарушения цветового зрения.

13. Каковы особенности проведения информации в зрительном анализаторе от периферической части до коркового представительства? Особенности нарушения восприятия зрительной информации при повреждении зрительных нервов и зрительных трактов.

14. В каких зонах коры головного мозга находится корковое представительство зрительного анализатора?

15. Каковы функции звеньев периферического отдела слухового анализатора: ушной раковины, слухового прохода, среднего и внутреннего уха?

16. Определение кортиева органа. Какие образования во внутреннем ухе выполняют функцию рецепции звука? Какие явления лежат в основе этого процесса?

17. Основные теории кодирования информации в органе слуха (Бекеши, Резерфорда, Гельмгольца).

18. В каких зонах коры головного мозга находится корковое представительство зрительного анализатора?

19. Методы исследования слухового анализатора. Функциональные пробы Ринне и Вебера. Основные гипотезы возникновения костной проводимости.

20. Вестибулярный анализатор. Строение периферического отдела вестибулярного анализатора. Механизмы восприятия информации о положении тела в пространстве.

21. С какими отделами ЦНС функционально и анатомически связан вестибулярный аппарат? Методы исследования вестибулярного анализатора.

22. Обонятельный анализатор: классификация одорантов, особенности восприятия запахов.

23. Особенности проводящего отдела обонятельного анализатора. В каких зонах коры находится корковое представительство обонятельного анализатора? Особенности нарушения обоняния на центральном и периферическом уровнях анализатора.

24. Вкусовой анализатор: строение рецепторного аппарата (вкусовой почки). Основные категории вкусовых ощущений, механизмы восприятия различных вкусов рецепторным аппаратом. Методы исследования вкусовой чувствительности.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. Возбуждение рецепторов в кортиевом органе возникает при

1) деформации барабанной перепонки

2) деформации волосковых клеток

3) колебании барабанной перепонки

4) колебании перилимфы

2. ПЕРЕХОД ЭНЕРГИИ СТИМУЛА В НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС В РЕЦЕПТОРЕ НАЗЫВАЕТСЯ

1) адаптацией

2) декодированием

3) сенсибилизацией

4) первичным кодированием

3. К звукопроводящим образованиям слухового анализатора относят

1) барабанную перепонку, молоточек, наковальню, стремечко

2) евстахиеву трубу, преддверие

3) кортиев орган, полукружные протоки

4. Механизм аккомодации глаза состоит в изменении

1) преломляющей силы хрусталика

2) количества палочек

3) количества активных рецепторов

4) диаметра зрачка

5. К контактным рецепторам относятся рецепторы

1) обонятельные

2) вкусовые

3) слуховые

4) зрительные

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Если надеть на испытуемого призматические очки, то в зрительном поле произойдет кажущееся смещение объективов. Это приведет к различным нарушениям сенсомоторной координации: например, человек не сможет точно положить палец на предмет, который он видит. Однако если носить очки достаточно долго, то произойдет перестройка, и приблизительно через несколько часов ошибки такого рода почти полностью исчезают.

1. Указать, какой отдел анализатора играет основную роль в такой перестройке?

2. Объяснить, принимают ли участие в этом процессе другие области коры головного мозга?

Задача № 2. К врачу обратились три пациента со следующими формами расстройства: У 1-го пациента - неузнавание при рассмотрении известных ему предметов; у 2-го пациента - неузнавание знакомых звуков; у 3-го пациента - неузнавание предметов при их ощупывании.

1. Объяснить, какие доли мозга поражены у этих пациентов?

2. Указать, где формируется процесс узнавания в зрительном, слуховом и тактильном анализаторах?

Задача № 3. Человек длительное время находился в условиях постепенного и медленного снижения температуры окружающей среды. Он не испытывал ощущения холода, но произошло обморожение конечностей.

1. Указать, какие параметры изменения температурного воздействия являются необходимыми для появления соответствующего температурного ощущения?

2. Объснить, почему чувствительность холодовых рецепторов была снижена?

Задача № 4. Если лягушку поместить на стол, ритмически наклоняющийся каждые 5 с, животное будет делать компенсаторные движения, направленные на сохранение нормальной пространственной ориентации. Эти компенсаторные движения продолжаются в течение длительного времени, не затухая. В основном эта реакция опосредована через полукружные каналы. Однако если перерезать зрительный нерв, реакция затухает.

1. Объяснить, какой механизм распространения возбуждения в цнс лежит в основе указанного явления?

2. Указать, как называются зоны коры головного мозга, в которые поступают возбуждения от разных анализаторов?

Задача № 5. На экспертизу привезли человека, который утверждал, что не слышит звуков. Однако анализ ЭЭГ, зарегистрированной от височных областей коры мозга, помог отвергнуть ложное утверждение обследуемого.

1. Объяснить, что увидел врач на ээг при включении звонка?

2. Определить, почему врач регистрировал ээг от височных областей мозга?

 

ЗАНЯТИЕ № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.21.229 (0.01 с.)