Физиология желез внутренней секреции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиология желез внутренней секреции



 

Учебно-исследовательская цель занятия: усвоить основные закономерности нейрогормональных отношений и механизмы действия гормонов.

Вопросы для самоподготовки

1. Механизм действия гормонов.

2. Гормоны гипофиза, его функциональная связь с гипоталамусом в регуляции деятельности гормональной системы.

3. Гормоны щитовидной железы, их функциональное значение.

4. Гормоны надпочечников, их функциональное значение.

5. Гормоны эпифиза, их функциональное значение.

6. Гормоны поджелудочной железы, их функциональное значение.

7. Гормоны околощитовидных желез, их функциональное значение.

8. Гормоны половых желез, их функциональное значение.

9. Эндокринная деятельность зобной железы, ее функциональное значение.

10. Саморегуляторные механизмы нейрогормональных отношений и гормонообразовательной функции организма.

11. Расстройства, связанные с недостатком минералокортикоидов.

12. Расстройства, связанные с недостатком глюкокортикоидов.

13. Гипотиреоз у взрослых и детей. Микседема.

14. Гипертиреоз.

15. Расстройства, связанные с нарушением инкреторной функции поджелудочной железы.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебный видеофильм: «Физиология эндокринной системы».

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

РАБОТА № 1

Виртуальный физиологический эксперимент. Физиология эндокринной системы

Необходимо: персональный компьютер, программа PhysioEx 6.0 for Human Physiology, методические указания по теме «Физиология эндокринной системы».

Учебно-исследовательская цель работы: изучить действие гормонов на различные звенья метаболизма в организме.

Ход работы

1. Определение исходных метаболических уровней.

2. Определение эффекта тироксина на уровень метаболизма.

3. Определение эффекта TSH на уровень метаболизма.

4. Определение эффекта пропилтиоурацила на уровень метаболизма.

5. Гормонозаместительная терапия.

6. Получение стандартной кривой глюкозы.

7. Сравнение уровней глюкозы до и после введения инсулина.

 

РАБОТА № 2

Физиология эндокринной системы. Семинар с элементами эвристической беседы

Необходимо: сообщения по выбранной теме.

Учебно-исследовательская цель работы: научиться, используя различные источники информации, самостоятельно подбирать материалы по выбранной тематике.

Примечание:

План разбора деятельности любой железы внутренней секреции:

- анатомо-гистологическая характеристика железы;

- методы изучения функций;

- гормоны и механизмы их действия;

- регуляция деятельности железы;

- проявление гипо- и гиперфункции железы или отдельных гормонов;

- принципы возможного лечения.

Темы сообщений

1. Общие понятия о гормонах и гормональной регуляции: понятие о гормонах и их функциональное значение, классификация гормонов по химическому строению и по месту, занимаемому в эндокринной системе, механизм действия гормонов.

2. Экспериментальные методы исследования функциональной активности эндокринных желез и способы ее оценки.

3. Клинические методы исследования функциональной активности эндокринных желез и способы ее оценки

4. Гипоталамо-гипофизарная система: анатомо-функциональная организация, гормоны гипоталамуса и их значение в эндокринной регуляции, система гипоталамус-нейрогипофиз, система гипоталамус-аденогипофиз, эффекты гормонов аденогипофиза, система регуляторных нейропептидов и их эффекты.

5. Гормоны эпифиза их функциональное значение.

6. Физиология тимуса.

7. Гормоны надпочечников, их функциональное значение.

8. Расстройства, связанные с недостатком минералокортикоидов.

9. Расстройства, связанные с недостатком глюкокортикоидов.

10. Симпатоадреналовая система и ее роль в неспецифических адаптивных реакциях организма. Понятие о стрессе (Селье, 1936–1952). Нервная регуляция секреторной функции хромаффинной ткани надпочечников.

11. Гормоны щитовидной железы. Их функциональное значение.

12. Гормоны околощитовидных желез, их функциональное значение.

13. Гипотиреоз у взрослых и детей. Микседема.

14. Гипертиреоз у взрослых и детей.

15. Мужские половые гормоны.

16. Гормоны женских половых желез. Циклическая деятельность яичников.

17. Гормоны поджелудочной железы и их роль в регуляции уровня сахара в крови.

18. Расстройства, связанные с нарушением инкреторной функции поджелудочной железы.

19. АПУД-система и гормоны ЖКТ (гастроэнтеропанкреатическая эндокринная система).

20. Эндокринная функция почек, плаценты, сердца.

21. Гормональная регуляция натрий-калиевого отношения.

22. Гормональная регуляция уровня кальция в крови.

23. Изменения желез и их функций с возрастом.

24. Смена пола. Гормональная терапия и гормональные последствия.

25. Гормональные изменения при гормональном вмешательстве в спорте.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Химическая классификация гормонов.

2. Каков механизм действия пептидных гормонов, увеличивающих активность клетки?

3. Виды гормональных воздействий.

4. Как следует понимать пусковое действие гормонов? Привести пример.

5. Как следует понимать корригирующее действие гормонов?

6. Какова роль гормонов-либеринов?

7. Какова роль гормонов-статинов?

8. Какой механизм лежит в основе поддержания постоянства гормонального состава крови?

9. Как объясняется специфическое действие гормонов?

10. В каких ядрах гипоталамуса образуются гормоны вазопрессин и окситоцин?

11. Как следует понимать трансгипофизарную регуляцию гормональной системы?

12. Какие гормоны образуются в передней доле гипофиза?

13. Какова роль тиреотропного гормона?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. При врожденном дефиците соматотропина

1) усиливается рост эпифизарных участков костей скелета и зон

2) не завершено окостенение

3) формируется карликовость

4) не возникает выраженный морфогенетический эффект

2. Избыточная секреция соматотропина в раннем возрасте ведет к развитию

1) гигантизма с пропорциональным развитием конечностей и туловища

2) гипофизарному нанизму

3) акромегалии

4) энцефалопатии

3. недостатком вазопрессина ОБЪЯСНЯЕТСЯ

1) задержка воды в организме

2) повышенное выделение мочи низкого удельного веса

3) повышение артериального давления

4) гиперемия

4. гипертрофия щитовидной железы, возникающая при недостатке йода в пище вызвана

1) избыточной секрецией ТТГ вследствие уменьшения ингибирующего действия тиреоидных гормонов на выработку гипоталамусом тиреолиберина

2) уменьшением секреции ТТГ вследствие увеличения ингибирующего действия тиреоидных гормонов на выработку гипоталамусом тиреолиберина

3) избыточной секрецией ТТГ вследствие усиления действия тиреолиберина

5. ПЕредняя доля гипофиза выделяет

1) окситоцин и антидиуретический гормон

2) инсулин и глюкагон

3) адреналин и норадреналин

3) минералокортикоиды, глюкокортикоиды, половые гормоны

4) АКТГ, ТТГ, СТГ

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Менопауза характеризуется утратой функции яичников, по-видимому, вследствие истощения зародышевых клеток. Яичники вырабатывают меньше эстрогенов, в то время как выделение фолликулостимулирующего (ФСГ) и лютеинизирующего (ЛГ) гормонов гипофизом повышается.

Объяснить, каков механизм увеличения выделения гонадотропных гормонов аденогипофизом при наступлении менопаузы?

 

Задача № 2. При диспансерном обследовании у взрослого мужчины обнаружено повышенное содержание кальция в плазме крови. Рентгенологическое обследование костей выявило снижение их минерализации – остеопороз. При дальнейшем обследовании обнаружено увеличение одной из желез внутренней секреции.

1. Указать, какая железа внутренней секреции имеется в виду?

2. Определить, какой гормон оказывает эффекты, противоположные эффектам гормона, выделяемого этой железой?

 

Задача № 3. При обследовании в клинике планирования семьи у мужчины 32 лет в анализе спермы выявлено значительное снижение количества сперматозоидов, и причем только 20% подвижных при норме более 60%. При расспросе выяснилось, что мужчина занимается бодибилдингом и для наращивания мышечной массы получает инъекции препарата, содержащего андрогены. Содержание тестостерона в плазме крови у обследуемого 16 нг/мл при норме для взрослого мужчины 3–10 нг/мл.

1. Указать, какие гормоны аденогипофиза регулируют сперматогенез?

2. Определить, какова вероятная причина угнетения сперматогенеза у обследуемого?

 

Задача № 4. Проведение курса гормональной терапии вызвало некоторые побочные эффекты: повышение уровня глюкозы в крови, повышенное выделение азота с мочой, что говорит об усиленном распаде белка в организме, снижение мышечной массы.

1. Указать, для какой группы гормонов характерны указанные эффекты?

2. Объяснить, в чем заключается смысл терапевтического применения данных гормонов?

Задача № 5. Пубертатный период обусловлен выработкой гормонов половыми железами. Возможны случаи патологического раннего полового созревания у детей. При их обследовании может оказаться, что половые железы не обладают выраженной гормонопродуцирующей активностью.

Указать, каков источник половых гормонов в случае преждевременного полового созревания при функциональной незрелости половых желез?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.022 с.)