Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии
Исторический аспект
Особенно хорошо изучена и документирована история семьи, где воспитывается ребенок с отклонением в развитии, в США. История американской семьи делится на четко очерченные временные периоды. Всего выделяют четыре исторических периода и соответствующих им четыре типа семьи. 1- й период — колониальный — 1600—1820гг. В этот период семья рассматривалась как маленькое государство. Это патриархальная, авторитарная семья. 2- й период — викторианская эпоха — 1820—1915гг. Семья на этом этапе развития общества рассматривалась как деловая фирма, преобладала предпринимательская модель семьи. 3- й период — эпоха всеобщего благоденствия —1915—1965гг. Социально приемлемой считалась семья, основанная на взаимопонимании и поддержке. Была предложена и поддерживалась социальными институтами партнерская модель семьи. 4- й период — эпоха борьбы с бюрократизмом. Семья рассматривается как плюралистический коллектив, с 1965г. по настоящее время.
Семья колониальной эпохи (1600—1820гг.) На этом отрезке исторического развития семья рассматривалась как сущностный аналог государства. Всячески подчеркивалось мужское главенство в семье над женой, детьми, слугами. Это закреплялось в законах государства. Каждый рожденный в стране ребенок принадлежит только отцу. Крепость такой семьи рассматривается как основа незыблемости государственных устоев. В раннем колониальном периоде одинокие люди, не вступавшие в брак, должны были находиться под контролем хорошей семьи. Воспитание аномальных детей заключалось в строгом контроле над ними. Научное изучение семей, имеющих детей с отклонением в развитии, еще не проводились, но были обнаружены записи о них в домовых книгах.
Викторианская эпоха (1820—1915 гг.) В эпоху «дикого» капитализма произошли радикальные изменения в идеологии общества и семьи. По мере распростране- ________________________________________________________________ 22 ния капитализма старый иерархический порядок был разрушен. Капитализм подорвал основу института ремесленничества и традиции передачи мастерства, так как ремесленничество было несовместимо с системой наемного труда. Капитализм нуждается в наличии доступных источников рабочей силы, чтобы получать максимальную прибыль. В этот период отмечается сдвиг в социальной структуре общества, а именно, переход от политической модели, основанной на управлении элитой (номенклатурой), к опоре на рыночные рычаги управления. Произошли демократические изменения в системе выборов.
Подъем предпринимательства также побуждал к пересмотру идеологической базы общественного устройства. Возникло движение за реформы и религиозное возрождение 1930г. Это было движение среднего класса за новый образ жизни и новую семью, новый моральный кодекс для своего класса. В этой борьбе активно использовались средства массовой информации, которые создавали имидж истинного мужчины (мужа) и женщины (жены) и предлагали новую модель супружеской пары. Всякие отклонения от этого образца, ориентированного на чистоту семейной жизни, рассматривалось как проявление семейной деградации. В соответствии с этой моделью супруги рассматривались как партнеры в бизнесе. При этом муж являлся представителем фирмы вне дома и занимался внешними отношениями фирмы. Женщина являлась внутренним представителем фирмы и занималась внутренними отношениями семьи. Семья была реорганизована в соответствии с предпринимательской моделью. Поддерживался культ супермена мужчины, достигшего всего своими силами, а образ истинной женщины подразумевал благочестие, чистоту, покорность, хозяйственность. Эти требования не относились к женщинам-эмигранткам. Уже были доступны хорошо организованные государственные учреждения для детей с отклонениями в развитии. Дети в них подбирались более тщательно по возрасту. К поведению ребенка предъявлялись определенные требования, поведение должно было быть предсказуемым и управляемым. Как только была введена система государственных школ, появились и программы обучения, содержащие нормативы для детей разного возраста. Изучались проблемы семей, в которых дети оказывались вне школы. В предпринимательской семье дети с отклонением в развитии препятствовали достижению успеха при наличии
________________________________________________________________ 23 жесткой конкуренции в условиях рыночной экономики. Поэтому считалось социально приемлемым воспитывать их в специальных учреждениях. Требование контроля над ними, характерное для предыдущей эпохи, было трансформировано в экономическое требование — сделать их полезными для общества.
Проблемами людей с недостатками в развитии — умственно отсталых, слепых, глухих — занимался Самуэль Ове. Он разрабатывал программы для специальных учреждений. Основой его разработок было достижение экономической и социальной полезности людей с недостатками в развитии. Он цитировал доктора Гилберта Вудворта, который писал: «Почти все идиоты могут стать лучше, физическое состояние и навыки самообслуживания у них могут быть улучшены, а те, у которых имеются большие способности, могут быть обучены и приносить пользу обществу, трудиться и быть счаст-чивыми». В этот период отмечались и противоположные тенденции в научных исследованиях. Создавались и расистские теории, согласно которым все человечество делилось на две расы: творческую (креативную) и имитирующую, не способную к творчеству и бесполезную для общества. К последним относились негры и люди с недостатками в развитии. Суть теории наследственной дегенерации Бенедикта Море-ля (1857г.) состоит в том, что все психические нарушения и отклонения в поведении предопределяются наследственными факторами и становятся все более глубокими от поколения к поколению (эффект антиципации) в связи с потерей жизненной энергии вплоть до достижения стадии идиотии. К таким отклонениям он относил помешательство, пауперизм (профессиональное нищенство), проституцию, незаконнорожденность. Эта теория имела большой резонанс в обществе и способствовала ухудшению отношения к людям с недостатками в развитии. Было исследовано множество родословных, и на первых порах выводы Мореля подтверждались. Это служило обоснованием политики содержания людей с недостатками развития изолированно в специальных учреждениях. Самым ранним из таких эмпирических исследований была работа Рихарда Дубдейла (1877г.). Он провел генеалогический анализ шести поколений одной семьи и обнаружил преобладание случаев пауперизма, проституции, заболевания сифилисом, частоты незаконнорожденных детей, криминальности сре-
________________________________________________________________ 24 ди кровных родственников по сравнению с родственниками по браку, а не по крови. В1916 г. Генрих Эстабрук проанализировал ту же родословную. Оказалось, что 30% членов семьи плохо учились, а 20% вообще не могли учиться. Предполагалось, что все эти явления являются результатом наследственной дегенерации. В середине 20-х гг. в социологии намечается постепенный отход от переноса биологических концепций и терминологии в социальные исследования. Теория Мореля потеряла свою популярность, особенно в связи с успехами генетики и развитием теории специального обучения. Таким образом, в 20-х гг. наметился переход от изучения биологической дегенерации к исследованию семейной, социальной дегенерации, а также от предпринимательской семейной модели к модели, где муж и жена являются равноправными партнерами с приоритетом дружеских отношений между ними.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.007 с.) |