Неизвестный художник. Портрет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неизвестный художник. Портрет



СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аба'к — прямоугольной формы верх­няя плита капители колонны, полу­колонны или пилястра.

Адора'нт — вхрамах древней Перед­ней Азии статуя, изображающая молящегося.

Айва'н — в дворцах Парфии, СасанидскогоИрана, мечетях Среднего Восто­ка и Юго-Западной Азии сводчатый зал,открытый на фасаде здания или выходящийво внутренний двор.

Акваре'ль — живопись красками (обычнос клеем), которые разводят­ся на воде и легко смываются ею; от­личается прозрачностью красок, сквозь которые просвечивает факту­ра основы.

Неизвестный художник. Портрет

666

многогранную форму; несёт на себе купол (главу) и возвышается над ос­новной, более широкой, частью зда­ния; если есть окна, называется све­товым.

Барелье'ф — скульптурное изобра­жение на плоскости, в котором фи­гуры слегка выступают над поверх­ностью фона; вид рельефа.

Бит-хила'ни — в древней Передней Азии здание с комплексом галерей, параллельных главному фасаду.

Ва'зопись — вид декоративного ис­кусства; декоративная роспись кера­мических сосудов выполняется спе­циальными красками и закрепляется обжигом.

Ве'дика — массивная ограда, окружа­ющая буддийскую ступу.

Византи'йский анти'к — произ­ведения искусства ранневизантийского периода, истоки которогов приверженностихудожественным традициям античности.

Висо'чные ко'льца женские укра­шения из золота, серебра или брон­зы; вплетались в волосы у висков.

Витра'ж — картина или орнамент из цветного стекла или другого ма­териала, пропускающего свет(в ок­нах, дверях).

667

Дона'тор (даритель) — заказчик произведения живописи или скульп­туры, которое жертвовалосьзатем храму.

Донжо'н — главная башня средневе­кового замка.

Доугу'н — вкитайской архитектуре нарядные подвесные опоры; поддер­живают широкие свесы черепичной крыши пагоды.

Дро'мос — в крито-микенской архи­тектуре узкий сводчатый подземный ход к погребальной камере гробни­цы, расположенной под курганом.

Дья'конник — помещение в алтар­ной частиправославного храма к югу от алтаря.

Же'ртвенник помещение в алтар­ной части православного храма к се­веру от алтаря.

Жи'вопись — вид изобразительно­го искусства, произведения которо­го создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверх­ность.

Жэньу' («люди») — бытовой жанр в китайской живописи;включает в се­бя произведения портретного, нази­дательного, повествовательного и религиозного характера.

Закома'ра —в средневековой рус­ской архитектуре полукруглое или килевидное завершение верхней час­ти стены церковного здания; повто­ряет очертания расположенного за ней свода.

Заста'вка — небольшая орнамен­тальная или изобразительная (иногда сюжетная) композиция, выделяющая и украшающая начало раздела руко­писной или печатной книги.

Зернь — ювелирная техника; мелкие золотые, серебряные или медные шарики напаиваются на изделие, ук­рашенное сканью.

Зиккура'т — в архитектуре древней Месопотамии культовая башня из необожжённого кирпича в несколь­ко ярусов, которые соединялись меж­ду собой лестницами и пандусами.

Зу'бчики (денти'кулы) — декора­тивный зубчатый орнамент; под­держивающая часть карниза дориче­ского ордера — «дорический тип с зубчиками».

Изобразительное искусство

общее название живописи, графики и скульптуры.

Изокефа'лия — распространённый в древности приём многофигурной композиции, при котором головы всех фигур располагались на одном уровне (в ряд по горизонтали).

Ико'на — живописное, реже рельеф­ное изображение божеств и святых, являющееся объектом религиозного почитания.

668

Капите'ль — венчающая часть ко­лонны, столба или пилястра.

Кариати'да — скульптурное изобра­жение стоящей женской фигуры, поддерживающей, подобно колонне, перекрытие здания.

Каридзу'ма — в японской архитек­туре массивная двухскатная кровля синтоистского храма; изготовлялась из соломы или коры кипариса, поз­же — из черепицы.

Карни'з — верхняявыступающая часть здания, предохраняющая его степы от стекающей с крыши воды.

Карто'н — вживописи подсобный рисунок, который выполняется на плотной бумаге или ткани и затем переводится на основу; может слу­жить самостоятельным художест­венным произведением.

Карту'ш — украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка, на ко­тором изображены герб, эмблема, надпись.

Кенота'ф — могила, не содержащая погребения и отмеченная знаком или памятником; может иметьвид могильного холма, каменной гроб­ницы; в древности создавалась, когда умершего или погибшего (вдали от родины) нельзя было похоронить.

Кера'мика — изделия (изразцы, скульптура, вазы и т. д.) из обожжён­ной глины с минеральными добав­ками.

Кессо'ны — квадратные или много­угольные декоративные углубления с профилированными стенками на внутренней поверхности арки или свода; иногда применяются дляулуч­шения акустики.

Ки'лик — древнегреческая чаша для вина с двумя тонкими горизонталь­ными ручками и стройной ножкой.

Кла'ссика — 1) в истории культуры эпоха высшего подъёма античного искусства, связанная с расцветом древнегреческих государств-поли­сов (Афины) вV—IV вв. до н. э.; оформились основы архитектурно­го ордера, процветала монументаль­ная скульптура, связанная с архитек­турой и декоративным искусством; 2) вшироком смысле периоды наи­большего подъёма и pacцвета культу­ры; совершенные, образцовые произ­ведения искусства.

Клафт — полосатый платок с конца­ми, спускающимися на плечи; один из атрибутов фараона.

Кле'йма— в иконописи небольшие композиции с самостоятельным сю­жетом; являются частью общего за­мысла иконы; располагаются вокруг более крупного центрального изо­бражения, обрамляя и дополняя его. Кокошники — в русской архитекту­ре XVI—XVII вв.декоративное завер­шение стен и сводов, обрамление ба­рабанов и шатров церквей; имеют вид арок С заполненным полем, иног­да с заострённым верхом (килевидные); часторасполагаются ярусами.

Коло'нна — вертикальная, круглая в сечении опора в конструкции зда­ния, состоящая из ствола, капители и базы.

Колори'т — сочетание цветов в про­изведении искусства; по характеру может быть холодным (преобладают синий, зелёный, фиолетовый оттен­ки) или тёплым (господствуют крас­ный, жёлтый, оранжевый тона), спо­койным или напряжённым, светлым или тёмным; по степени насыщенно­сти и силе цвета — ярким, сдержан­ным, блёклым и т. д.

Ко'лты — древнерусские женские украшения XI—XIII вв.; полые золо­тые или серебряные подвески с зернью, эмалью, сканью;парные колты прикреплялись с двух сторон к го­ловному убору.

Комплю'вий — прямоугольное от­верстие В крыше атриума, пред­назначенное для стока дождевой во­ды в имплювий.

Ко'ндо (Золотой Зал) — главный храм буддийского японского монас­тырского комплекса; позднее стал на­зываться Хондо.

Консо'ль — архитектурная несущая конструкция; выступ в стене или ко­нец балки, одним концом заделан­ный в стену; поддерживает карниз, балкон, колонну или служит для уста­новки статуи, вазы.

Контрапо'ст вскульптуре контра­стный поворот верхней части челове­ческого тела по отношению к нижней.

Контрфо'рс устой, поперечная стенка или вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом на­ружную стену).

Ко'нха — полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей {апсид, ниш) здания; часто оформлялась в виде раковины.

Ко'ра — вдревнегреческом искусст­ве прямостоящая статуя девушки в длинных одеждах (VI в. до н. э.); тип коры возник в греческой архаике; женской фигуре (коре) соответство­вала мужская — ку'рос.

Краснофигу'рная техника — стиль росписи керамики в Древней Греции; лаковое покрытие заполня­ло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожжённой глины; изображение было более глу­боким, чем фон.

Крате'р — древнегреческий сосуд С широким горлом и двумяручками для смешивания вина с водой.

Кресто'во-ку'польный храм тип христианского храма, возникший в архитектуре Византии: купол на пару­сах (элементах купольной конструк­ции в форме сферических треуголь­ников) опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся вза­имно перпендикулярные проходы.

Кро'млехмегалитическое соору­жение в виде круговых оград из больших каменных блоков; достига­ет ста метров в диаметре.

Кру'глая скульптура см. Скульп­тура.

Ксилогра'фиягравюра на дереве.

Ку'пол — покрытие в форме полуша­рия или опрокинутой чаши, приме­няемое в круглых, овальных, много­угольных в плане помещениях.

Курвату'ра — едва заметная кривиз­на прямолинейных частей здания, которая применяется, чтобы устра­нить оптические искажения и уси­лить пластическую выразительность архитектуры.

Курга'н — надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусфе­рической или конической формы.

Ку'рос — в древнегреческом искусст­ве статуя юноши-атлета, как правило, обнажённого; мужской фигуре (куросу) соответствовала женская — кора.

Лави'с — вид углублённой гравюры, когда изображение наносят на медную доску кистью, смоченной кисло­той; вытравленные углубления за­полняют типографской краской и делают оттиск.

Ларна'к — прямоугольный или овальный саркофаг с отверстиями в дне.

Левка'с — многослойный грунт в русской средневековой иконной жи­вописи; приготовлялся из мелового

669

или гипсового (алебастрового)по­рошка, смешанного с клеем живот­ного происхождения (мездровым, рыбьим и др.).

Лессиро'вка — верхний тонкий про­зрачный или полупрозрачный слой красок, наносимых на сухой слой масляной живописи.

Литогра'фия — печатание с плос­кой поверхности камня, на которой сделан рисунок; изображение, полу­ченное таким способом.

Лопа'тка — плоский, немного выда­ющийся из стены вертикальный вы­ступ; делит стену по всей её высоте.

«Люди»см. Жэньу'.

Люка'рна — декоративный оконный проём в скате крыше или куполе.

Мавзоле'й — чип монументального погребального сооружения; получил своё название от гробницы правите­ля Карии Мавсола в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.); в подражание этому мавзолею древними римля­нами было возведено несколько па­мятников; широко известен мавзолей готского короля Теодориха (VI в.).

Маньери'зм — течение в западноев­ропейском искусстве второй полови­ны XVI в.; в искусстве маньеризма отразился кризис художественной культуры Возрождения; маньеризм был своеобразным переходным сти­лем между искусством Ренессанса и барокко.

Марти'рий — тип раннехристиан­ской поминальной постройки с усыпальницей над могилой «святого мученика».

Ма'сляная живопись — вид живо­писи художественными масляными красками на холсте, дереве, картоне; получила распространение в XIV в.

Машикули' — расположенные наверху стен и башен крепости навес­ные бойницы с отверстиями, через которые стреляли, когда неприятель находился у подножия башни или стен крепости

Меандр — распространённый в ан­тичном искусстве орнамент в виде непрерывной линии, изломанной под прямым углом.

Мегалити'ческие сооружения (мегалиты) — первобытные сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб (менгир, дольмен, кромлех).

Ме'гарон — тип жилища, состояще­го из прямоугольногозала с одним-двумя продольными рядами стол­бов, очагом и портиком у входа.

Медальо'н — изображение в оваль­ном или круглом обрамлении.

Мелкая пластикасм. Пластика малых форм.

Менги'р — разновидность мегалита; вертикально врытый в землю про­долговатый камень высотой до двад­цати метров; менгиры Могут образо­вывать длинные аллеи.

Мето'па — четырёхугольная плита, обычно украшенная рельефом;часть фриза.

Мече'ть — мусульманское культовое сооружение.

Минаре'т — башня, с которойму­сульман призывают на молитву; на­ходится рядом с мечетью или явля­ется её частью.

Миниатю'ра — художественное произведение небольших размеров, обычно живописное.

Миниатюра книжная сделанные от руки рисунки, цветные иллюстра­ции гуашью, клеевыми, акварельными красками или золотописью в руко­писных книгах, а также изобрази­тельно-декоративные элементы оформления книг — инициалы, за­ставки и др.

Михра'б — молитвенная ниша в сте­не мечети, обращённая в сторону священного города мусульман — Мекки.

Мозаика — разновидность мону­ментальной живописи; рисунок или узор, составленный из кусочков разноцветных натуральных камней, смальты, керамики и других матери­алов.

670

плоды, битую дичь, выловленную рыбу), размещённые в реальной бы­товой среде и организованные в единую группу.

671

Полууста'в — тип почерка славян­ских рукописей кириллицей; по срав­нению с уставом сильно упрощён для большей скорости начертания.

Поморский стиль — стиль русско­го книжного орнамента; возник в конце XVII в. в Поморье, крупнейшем центре старообрядчества.

Помпе'йские стили — условное обозначение стадий развитияедино­го декоративного стиля древнерим­ских стенных росписей (II в. дон. э. — третья четверть I в. и. а). Первый помпейский стиль («инкрустационный») (II в. до н. э. — 80-е гг. до н. э.) — под­ражание кладке стены из цветного мрамора или полудрагоценного кам­ня; второй помпейский стиль («архи­тектурный»; около 80—13 гг. до н. э.) — живописная передача фасадов и архитектурных деталей {колонн, пилястров, капителей и т. п.), изобра­жение портиков, беседок и др.; третий помпейский стиль («канделябровый»; конец I в. до н. э. — 50-е гг. н. э.) отме­чен орнаментальностью архитектур­ных мотивов, среди которых преоб­ладают лёгкие ажурные сооружения, похожие на канделябры; четвёртый помпейский стиль («стиль фантасти­ческой архитектуры»; 63 г. — конец I в.) отличается динамичностью про­странственных композиций, обилием неравномерно освещённых фигур, находящихся в движении, пестротой колорита.

Порта'л — архитектурно оформлен­ный вход в здание.

По'ртикгалерея на колоннах или столбах, как правило, перед входом в здание.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Рисунок.

XVI в.

Рито'н — сосуд для питья; чаще все­го в виде рога животного; нередко ук­рашался скульптурой.

Ро'дзи (буквально «земля, окроплён­ная росой») — дорожка в японском чайном саду; ведёт к чайному па­вильону.

Розе'ткаорнамент в форме цветка.

Ростра'льная колонна — мемори­альное сооружение, разновидность триумфальной колонны;воздвига­лась в честь побед в морских сра­жениях как изображение трофея, украшенного носами вражеских ко­раблей (рострами).

Ру'стика — архитектурно-художественная передача рельефной кладки или облицовки лицевой поверхно­сти стены; подражает природной фактуре камня; подчёркивает тяжесть стены и создаёт впечатление особой её прочности.

Саркофа'г — гроб из дерева, камня или других материалов, нередко ук­рашенный росписью, скульптурой.

672

Светоте'нь — в живописи и графике распределение различных по яр­кости цветов и оттенков, светлых и тёмных штрихов; в архитектуре — сочетание освещённых и затенённых поверхностей.

Свод — выпуклая архитектурная кон­струкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.

Сеи' («живопись идеи») — творческая манера в средневековой китайской живописи; отличается живописным лаконичным рисунком, который вы­ражает сущность предмета и позво­ляет зрителю домыслить недоска­занное.

Сино'пия — вспомогательный рису­нок при выполнении фрески; нано­сился охрой на первый слой штука­турки; мог служить самостоятельным произведением.

Скань — вид ювелирной техники; ажурный или напаянный на металли­ческий фон узор из золотой, сереб­ряной, медной или мельхиоровой проволоки, гладкой или свитой в ве­рёвочку.

Ско'ропись — древнерусский по­черк преимущественно деловой пись­менности; характеризуется непре­рывностью движения пера при начертании букв; получил распрост­ранение в XVI—XVII вв.

Скульпту'ра (ваяние, пластика)—вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объ­ёмную форму; различаются круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф.

Конец XV в.

 

проемы, отверстия, расположенные в кровлях и покоях.

Сма'льта — кубики или пластинки из цветного непрозрачного стекла, при­меняемые для мозаичных работ.

Ста'мбха — в Индии буддийский мемориальный столб с фигурной капителью.

Станко'вая жи'вопись картины, иконы.

Станко'вая скульпту'ра — статуи, бюсты, группы.

Станко'вое иску'сство — произве­дения изобразительного искусства, которые не имеют декоративного или прикладного (утилитарного) на­значения; название происходит от станка, на котором создаётся произ­ведение: в живописи это мольберт, в скульптуре — скульптурный станок

673

Тригли'фы — прямоугольные свер­тикальными желобами каменные плиты, которые в чередовании с ме­топами образуют фриз античного храма.

Трикли'ний — столовая вдревне­римском доме.

Три'птихстворчатый алтарь из трёх частей (створок).

Триумфа'льная арка обрамляю­щее проезд торжественное архитек­турное сооружение в честьвоенных побед и других знаменательных со­бытий.

Триумфа'льная коло'нна — мемо­риальное сооружение в виде отдель­но стоящей высокой колонны; по­свящалось прославлению военных побед.

Триумфа'льные воро'та мемо­риальное сооружение в виде архи­тектурного обрамления проезда, со­зданное в честь военной победы и торжественного возвращения по­бедителя.

Туму'лус — у этрусков гробница с круглым цоколем и полусфериче­ской насыпью.

Тя'га — в архитектуре выступ, членя­щий стену по горизонтали.

Тянива' («чайный сад») — в архитек­туре Японии сад, связанный счайной церемонией — тяною; составляет единый ансамбль с чайным павиль­оном — тясицу.

Тяною' («чайная церемония») — вду­ховной жизни Японии философско-эстетический ритуал единения лю­дей, помогающий им выключиться из житейской суеты.

Укиё-э («картины повседневного мира») — школа японской живописи и ксилографии XVII—XIX вв., отража­ющая быт и интересыгородского населения; наследовала традиции жан­ровой живописи XV—XVI вв.

Уре'й — изображение священной кобры, хранительницы царской влас­ти наземле и небе; укреплялся на по­вязке в середине лба фараона.

У'рна — погребальный сосуд (кера­мический, каменный или металличе­ский), в котором хранится прах.

Урна' — круглое пятно на лбу у изо­бражений Будды; глаз мудрости.

Уста'в — почерк древних славян­ских рукописей с чётким геометри­ческим рисунком букв.

Уше'бти — в Древнем Египте статуэт­кис сельскохозяйственными орудия­ми в руках; помещали в погребениях.

Ушни'ша — выступ на темени у изо­бражений Будды; символ высшей меры его знаний и мудрости.

Факту'ра — в изобразительном ис­кусстве характер поверхности про­изведения.

Фаса'д — в архитектуре наружная, главная сторона здания, сооружения.

Фо'рум — площадь в Древнем Риме, где происходили народные собра­ния, а также устраивали ярмарки и вершили суд.

Фре'ска — живопись красками, раз­ведёнными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

Микеланджело Буонарроти.

674

фигуры; контуры и внутренниели­нии фигур процарапывали иглой.

Чернь — ювелирная техника, с по­мощью которой на поверхность из­делия, выполненного из золота или серебра, наносят сюжетное изобра­жение, орнамент или надпись; черневым сплавом (серебро, медь, сера) заполняют предварительно грави­рованный либо вытравленный узор или изображение; затем изделие под­вергают обжигу.

Чортэ'н — в архитектуре Тибета разновидность ступы, символ буд­дизма; монументальное сооружение из кирпича на мощном цоколе, сло­женном из грубого камня; ставился рядом с буддийским храмом, иногда с каждой из четырех сторон света.

Шань-шу'й («горы-воды») — вки­тайской живописи жанр пейзажа с изображением гор, рек и водных потоков.

Шатёр (шатровое покрытие) —завершение центрических соору­жений (колоколен,башен, храмов,

крылец, ворот) в виде четырёхгран­ной пирамиды либо конуса; характе­рен для архитектуры XVI—XVII вв.

Ше'ду — в Ассирии фантастические крылатые быки с человеческими ли­цами.

Шикха'ра — в буддийской культовой архитектуре невысокая пирамидаль­ная башня над апсидой храма.

Эллини'зм — античное искусство последней четверти IV—I вв. до н. э. в Греции, Восточном Средиземно­морье, Передней Азии, на Среднем Востоке, в Северной Африке, При­черноморье, в котором тесно пе­реплелись традиции местной и греческой культуры; возникло в результате образования эллинистиче­ских монархий и распространения в них эллинской культуры после заво­евания Персидской державы Алек­сандром Македонским в последней четверти IV в. до н. э.

Эма'ль — техника, применяемая в ювелирном искусстве; прочное стек­ловидное покрытие, которое наносят

на поверхность металлического из­делия и закрепляют обжигом.

Энка'устика — восковая живопись; выполняется горячим способом красками, смешанными с расплав­ленным воском.

Энта'зис — архитектурный приём: утолщение ствола колонны; как правило, располагается в сё средней части.

Эста'мп — отпечаток, оттискс гра­вюры.

Эхи'н — часть капители дорической колонны в виде круглой в плане по­душки с криволинейным краем; слу­жит переходом от колонны к абаку.

Ямато-э' («японская живопись») — в изобразительном искусстве Японии с X—XI вв. самостоятельное направ­ление, противопоставленное китай­ской живописи; воспроизводились сюжеты средневековых японских по­вестей, романов и дневников; выра­зительно сочетались силуэты, яркие цветовые пятна, вкрапления золо­тых и серебряныхблёсток.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН

Аббаси' Реза' (около 1575—1635) — иранский рисовальщик при дворе Сефевидов в Исфахане; утончённые, идиллические портреты юных принцев и выразительные штриховые портреты стариков 579

Алеви'з Фря'зин (конец XV — нача­ло XVI в.) — итальянский архитектор, приглашённый из Италии Иваном III; в 1509 г. закончил постройку Архан­гельского собора в Московском Крем­ле 300

Альбе'рти Лео'н Батти'ста (1404— 1472) — итальянский архитектор, учёный и теоретик искусства, предста­витель раннего Возрождения; палац­цо Ручеллаи во Флоренции (1446— 1551 гг.), церковь Санта-Андреа в Мантуе (1472—1494 гг.) 415, 417

А'льтдорфер А'льбрехт (около 1480—1538) — немецкий живописец и график эпохи Возрождения, осно­ватель новоевропейского пейзажа;

«Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия» (1510 г.), «Святое семейст­во у колодца» (1510 г.), алтарь монас­тыря Святого Флориана (1509— 1518 гг.), «Дунайский пейзаж» (20-е гг. XVI в.), «Пейзаж с мостиком» (20-е гг. XVI в.), «Битва Александра Македон­ского с Дарием» (1529 г.) 553 — 556

Аменхоте'п Мла'дший (около XVI в. до н. э.) — древнеегипетский архи­тектор эпохи Нового царства; храм Ипет Рее в Луксоре (XVI в. до н. э.) 38

Ан Гён (XV в.) — корейский живопи­сец; в своём творчестве следовал классическим образцам китайской живописи Сунского периода 647

Андо' Хироси'гэ (1797—1858)—японский график, мастер цветной ксилографии; в своих пейзажах представлял природу лиричной и одухотворённой; использовал евро­пейские принципы передачи пер­спективы в живописи 664

Антела'ми Бенеде'тто (около 1150 — около 1230) — итальянский скульптор и архитектор, представи­тель романского стиля; автор статуи пророков Давида и Иезекииля в со­боре города Фиденца, баптистерия в Парме 244

Анфи'мий (V—VI вв.) — византий­ский зодчий из Тралл. В 532—537 гг. построил с Исидором из Милета храм Святой Софии в столице Визан­тийской империи Константинополе; написал трактат о зажигательных зеркалах 182, 183

Аристо'кл (VI в. до н. э.) — древне­греческий скульптор; статуя «Аристион» 113

Арсукисдзе (умер в 1029 г.) — гру­зинский зодчий, автор собора Светицховели в Мцхете (1010— 1029 гг.), перестроенного из древнехристи­анской базилики в крестово-купольный храм 218

675

Ба'рма (XVI в.) — русский зодчий; совместно с Постником Яковлевым возвёл Покровский собор на Крас­ной площади; по одной из гипотез, это одно и то же лицо — Иван Яков­левич Барма 310

Бартоломме'о Микело'ццо ди (1396—1472) — итальянский архи­тектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444—1460 гг.), загородная вилла Кареджи под Флоренцией 418

Бехза'д Кемаледди'н (около 1455— 1535 или 1536) — миниатюрист, «редкость эпохи», работавший при дворе Тимуридов 579

Бон Фря'зин (годы жизни неиз­вестны) — итальянский зодчий; по­строил Ивановскую колокольню (начало XVI в.) 299

Босх Иерони'м (около 1460 — 1516) — нидерландский живописец; картина «Семь смертных грехов», алтарь «Воз сена» (1500—1502 гг.), алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг.), алтарь «Сад наслаждений» (начало XVI в.), картины: «Несение креста», «Бродяга», «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос» (1485—1490 гг.), алтарь «Поклонение волхвов» (около 1510 г.) 508—516, 510—516

Боттиче'лли Са'ндро (1445— 1510) — итальянский живописец, представитель раннего Возрожде­ния; картина «Поклонение волхвов» (1476 г.), портрет Джулиано Медичи, портретСимонетты Веспуччи, карти­на «Весна» (около 1477—1478 гг.), картина «Рождение Венеры» (1483— 1484 гг.), картина «Мадонна на тро­не» (1485 г.), картина «Мадонна во славе» (1482—1483 гг.), иллюстрации (девяносто шесть рисунков пером) к «Божественной комедии» Данте (на­чало 90-х гг. XV в.), две картины «Оп­лакивание Христа» (около 1500 г.), картина «Покинутая» (около 1490 г.) 436—440, 436—440

Бо'утс Дирк (около 1415—1475) — нидерландский живописец 504,504

Брама'нте Дона'то (1444—1514) — итальянский архитектор, представи­тель Высокого Возрождения; алтар­ная часть церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане, фасад палаццо Канчеллария в Риме, храм Темпьетто (1502 г.), дворы Ватикана (с 1505 г.), проект и начало строитель­ства собора Святого Петра в Ватикане (с 1505 г.) 440, 441, 442, 443, 443, 444, 457

Бре'йгель Питер Старший (между 1525 и 1530—1569) — нидерланд­ский живописец; картины: «Падение Икара» (между 1555 и 1558 гг.), «Ни­дерландские пословицы» (1559 г.), «Битва Масленицы и Поста» (1559 г.), «Вавилонская башня» (1563 г.), «Не­сение креста» (1564 г.), «Избиение младенцев в Вифлееме (1566 г.), «Охотники на снегу» (1565 г.), «Хму­рый день» (1565 г.), «Сенокос» (1565 г.), «Жатва» (1565 г.), «Возвра­щение стада» (1565 г.), «Крестьянская свадьба» (1566—1567 гг.), «Крестьян­ский танец» (1566—1567 гг.), «Обра­щение Савла» (1567 г.), «Слепые» (1568г.) 508, 517—529, 518—528

Брунелле'ски Фили'ппо (1377— 1446) — итальянский архитектор раннего Возрождения, один из созда­телей теории перспективы; работал во Флоренции; купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—1436 гг.), детский приют Оспедале дельи Инноченти (1421 —1444 гг.), капелла Ста­рая сакристия в церкви Сан-Лоренцо (1421 — 1428 гг.), капелла Пацци (1430—1443 гг.), церковь Сан-Лоренцо (1428 г.), церковь Санто-Спирито (начата в 1444 г.) 414—416, 418

Бускетто (XI в.) — итальянский ар­хитектор, один из авторов архитек­турного комплекса в Пизе 242

Ваз'ари Джо'рджо (1511—1574)— итальянский живописец, архитек­тор, историк искусства; автор «Жиз­неописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) 408,426,427,429

Ван Вэй (699—759) — китайский по­эт, художник, мастер живописи на ре­лигиозные сюжеты 631, 632, 632, 633

Ве'йден Роги'р ван дер (около 1400—1464) — нидерландский живо­писец; алтарь канцлера Ролена (1443 г.), портрет Франческо д'Эсте (около 1460 г.) 501, 501, 502, 502, 503

Верро'ккьо Андреа дель (1435 или 1436—1488) — итальянский скульп­тор, живописец, гравёр, представи­тель раннего Возрождения; бронзо­вая статуя «Давид» (1473—1475 гг.). бронзовый конный монумент кон­дотьера Бартоломмео Коллеони (1479—1488 гг.) в Венеции 436, 444, 444,445, 446

Вероне'зе Пао'ло (Пао'ло Калья'ри; 1528— 1588) — итальянский живопи­сец, представитель позднего Воз­рождения; росписи церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556—1557 гг.), росписи виллы Барбаро-Вольпе в Мазере (1560—1561 гг.), монумен­тальные картины «Брак в Кане» (1563 г.) и «Пир в доме Левия» (1573 г.) 469—472, 471, 472, 473

Витру'вий (вторая половина I в. до н. э.)— римский архитектор и ин­женер второй половины I в. до н. э.; автор трактата «Десять книгоб архи­тектуре», в котором рассмотрел градостроительные, инженерно-технические и художественные проблемы зодчества 110, 541

Вэнь Чжэ'нмин (1470—1559) — ки­тайский пейзажист 639

Гера'рд Дави'д (около 1460—1523) — нидерландский живописец 506, 506

Гертген тот Синт Янс (между 1460 и 1465 — около 1495) — нидерланд­ский живописец 507, 507, 508

Гибе'рти Лоре'нцо (около 1381 — 1455) — итальянский скульптор, ювелир и историк искусства, пред­ставитель раннего Возрождения; бронзовые рельефы северных (1404—1424 гг.) и восточных (1425—1452 гг.) дверей баптисте­рия во Флоренции 420, 420,423, 427

Годескальк (VIII в.) — художник из Ахена (ныне территория Германии); в 781—789 гг. по заказу императора Карла Великого выполнил Евангелие (так называемое Евангелие Годескалька) 231

Го'льбейн Ганс Младший (1497 или 1498—1543) — немецкий живо­писец и график; портрет Бонифация Амербаха (1519 г.), «Мёртвый Хри­стос» (1522 г.), ксилографии «Пляски смерти» (20-е гг. XVI в.), «Богоматерь семейства Мейеров» (1529 г.), портреты семейства Томаса Мора (1526— 1528 гг.), портрет семейства Ганса Гольбейна Младшего (1528 г.), порт­реты членов французского посольст­ва в Лондоне (1533—1534 гг.), порт­рет Генриха VIII (1536 г.) 553, 557—561, 558—561

Го'ццоли Бено'ццо (1420—1497) — итальянский живописец, представи­тель раннего Возрождения; фрески капеллы палаццо Медичи во Фло­ренции (1459—1460 гг.) 428, 428,429

676

Грю'невальдсм. Нитхардт Матис

Гужо'н Жан (около 1510 — между 1564 и 1568) — французский скульп­тор и архитектор эпохи Ренессанса; «Фонтан невинных» (1547— 1549 гг.); западное крыло Лувра (1546 — после 1550 г.); иллюстрации к трактату древнеримского архитектора Витрувия, изданному воФранции в 1547 г. 539, 539,540,541

Гус Гу'го ван дер (около 1400— 1482) — нидерландский живописец; алтарь Портинари (1473—1475 гг.), картина «Успение Богоматери» (да­та создания неизвестна) 503, 503, 506. 508

Дело'рм Филибе'р (между 1510 и 1515—1570) — архитектор эпохи Возрождения во Франции, создатель «французского» ордера; замок Ане (1547 г.) 538, 538

Джорджо'не (Джо'рджо Барбаре'лли да Кастельфра'нко; 1476 или 1477— 1510) — итальянский живописец, представитель Высокого Возрож­дения; картины: «Юдифь» (около 1502 г.), «Гроза» (около 1505 г.), «Три философа», «Сельский концерт». «Спящая Венера» (1507—1508 гг.) 464—467, 465

Джо'тто ди Бондо'не (1266 или 1267—1337) — итальянский живопи­сец Проторенессанса; фрески для ка­пеллы дель Арена вПадуе (1304— 1306 гг.), фрески для капеллыБарди и Перуцци в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320—1325 гг.) 405, 405, 408—410, 410, 411, 412, 413

Дзанабадза'р (XVII в.) — глава мон­гольского духовенства; мастер брон­зовой скульптуры; изготовлял статуи буддийских божеств 642, 643, 643

Диони'сий (около 1440 — после 1502—1503) — русский живописец; иконы («Спас всилах», 1500 г.; «Распя­тие», конец XV в.; «Митрополит Алек­сий с житием», конец XV в.), фрески (написанные вместе с сыновьями в Ферапонтове монастыре около 1500—1503 гг.) отмечены чертами праздничности и нарядности 335, 338, 339, 367, 367, 368, 368,369, 370

Доме'нико Венециа'но (1410 1461) — итальянский живописец, представитель раннего Возрожде­ния; выдающийся мастер колорита; картина «Мадонна с четырьмя святы­ми» (около 1445 г.) 429, 430

Донате'лло (Дона'то ди Никко'ло ди Бе'тто Ба'рди; около 1386—1466) — итальянский скульптор, представи­тель раннегоВозрождения; статуя «Святой Георгий» (1416 г.), «Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум», настен­ная гробница папы Иоанна XXIII (1425—1427 гг.), статуя «Давид» (1430 г.), кафедра для собора во Фло­ренции (1433 г.), статуя «Мария Маг­далина» (1434 г.), скульптурный алтарь «Благовещение» (алтарь Ка­вальканти; 1435 г.), скульптурный алтарь для собора Санто-Антонио во Флоренции (1446—1450 гг.), конная статуя Гаттамелаты в Падуе (1447— 1453 гг.), скульптурная группа «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.) 416,421—423,427—423,426

Дю'рер А'льбрехт (1471 — 1528)—немецкий живописец и график, осно­воположник искусства немецкого Возрождения; гравюры: «Самсон» (между 1496 и 1498 гг.), «Морское чу­до» (1498 г.), «Апокалипсис» (1497 г.), «Жизнь Марии» (1502 — 1505 гг.), «Ма'стерские гравюры» (1513 — 1514 гг.), картины: «Автопортрет» (1500 г.), «Праздник чёток» (1505 г.), «Портрет венецианки» (1506 г.), «Че­тыре апостола» (1526 г.) 503, 507, 544—550, 545—547, 549, 550, 553

Евге'ник Кир Маиуи'л (XIV в.) — константинопольский мастер-грек, работал в Грузии; автор росписи храма в Цаленджихе; привнёс в рос­пись манеру развитой палеологовской живописи 219, 219

Евфро'ний (конец VI — начало V в. до н. э.) — древнегреческий вазописец; передавал сложные движения и ракурсы, исполнял чёткий линейный рисунок; сохранились росписи на мифологические и жанровые сюже­ты («Битва Геракла с Герионом», «Всадник», «Псиктер сгетерами») 114

Икти'н (вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий архитек­тор; совместно с Калликратом автор Парфенона 120, 121

Имхоте'п (около XXVIII в. до н. э.) — древнеегипетский архитектор; сту­пенчатая пирамида и заупокойный храм фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) в Саккаре 27

Исид



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.121 с.)