Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неизвестный художник. ПортретСтр 1 из 7Следующая ⇒
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Аба'к — прямоугольной формы верхняя плита капители колонны, полуколонны или пилястра. Адора'нт — вхрамах древней Передней Азии статуя, изображающая молящегося. Айва'н — в дворцах Парфии, СасанидскогоИрана, мечетях Среднего Востока и Юго-Западной Азии сводчатый зал,открытый на фасаде здания или выходящийво внутренний двор. Акваре'ль — живопись красками (обычнос клеем), которые разводятся на воде и легко смываются ею; отличается прозрачностью красок, сквозь которые просвечивает фактура основы. Неизвестный художник. Портрет 666 многогранную форму; несёт на себе купол (главу) и возвышается над основной, более широкой, частью здания; если есть окна, называется световым. Барелье'ф — скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью фона; вид рельефа. Бит-хила'ни — в древней Передней Азии здание с комплексом галерей, параллельных главному фасаду. Ва'зопись — вид декоративного искусства; декоративная роспись керамических сосудов выполняется специальными красками и закрепляется обжигом. Ве'дика — массивная ограда, окружающая буддийскую ступу. Византи'йский анти'к — произведения искусства ранневизантийского периода, истоки которогов приверженностихудожественным традициям античности. Висо'чные ко'льца женские украшения из золота, серебра или бронзы; вплетались в волосы у висков. Витра'ж — картина или орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет(в окнах, дверях). 667 Дона'тор (даритель) — заказчик произведения живописи или скульптуры, которое жертвовалосьзатем храму. Донжо'н — главная башня средневекового замка. Доугу'н — вкитайской архитектуре нарядные подвесные опоры; поддерживают широкие свесы черепичной крыши пагоды. Дро'мос — в крито-микенской архитектуре узкий сводчатый подземный ход к погребальной камере гробницы, расположенной под курганом. Дья'конник — помещение в алтарной частиправославного храма к югу от алтаря. Же'ртвенник помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря. Жи'вопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.
Жэньу' («люди») — бытовой жанр в китайской живописи;включает в себя произведения портретного, назидательного, повествовательного и религиозного характера. Закома'ра —в средневековой русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение верхней части стены церковного здания; повторяет очертания расположенного за ней свода. Заста'вка — небольшая орнаментальная или изобразительная (иногда сюжетная) композиция, выделяющая и украшающая начало раздела рукописной или печатной книги. Зернь — ювелирная техника; мелкие золотые, серебряные или медные шарики напаиваются на изделие, украшенное сканью. Зиккура'т — в архитектуре древней Месопотамии культовая башня из необожжённого кирпича в несколько ярусов, которые соединялись между собой лестницами и пандусами. Зу'бчики (денти'кулы) — декоративный зубчатый орнамент; поддерживающая часть карниза дорического ордера — «дорический тип с зубчиками». Изобразительное искусство общее название живописи, графики и скульптуры. Изокефа'лия — распространённый в древности приём многофигурной композиции, при котором головы всех фигур располагались на одном уровне (в ряд по горизонтали). Ико'на — живописное, реже рельефное изображение божеств и святых, являющееся объектом религиозного почитания. 668 Капите'ль — венчающая часть колонны, столба или пилястра. Кариати'да — скульптурное изображение стоящей женской фигуры, поддерживающей, подобно колонне, перекрытие здания. Каридзу'ма — в японской архитектуре массивная двухскатная кровля синтоистского храма; изготовлялась из соломы или коры кипариса, позже — из черепицы. Карни'з — верхняявыступающая часть здания, предохраняющая его степы от стекающей с крыши воды. Карто'н — вживописи подсобный рисунок, который выполняется на плотной бумаге или ткани и затем переводится на основу; может служить самостоятельным художественным произведением. Карту'ш — украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись. Кенота'ф — могила, не содержащая погребения и отмеченная знаком или памятником; может иметьвид могильного холма, каменной гробницы; в древности создавалась, когда умершего или погибшего (вдали от родины) нельзя было похоронить.
Кера'мика — изделия (изразцы, скульптура, вазы и т. д.) из обожжённой глины с минеральными добавками. Кессо'ны — квадратные или многоугольные декоративные углубления с профилированными стенками на внутренней поверхности арки или свода; иногда применяются дляулучшения акустики. Ки'лик — древнегреческая чаша для вина с двумя тонкими горизонтальными ручками и стройной ножкой. Кла'ссика — 1) в истории культуры эпоха высшего подъёма античного искусства, связанная с расцветом древнегреческих государств-полисов (Афины) вV—IV вв. до н. э.; оформились основы архитектурного ордера, процветала монументальная скульптура, связанная с архитектурой и декоративным искусством; 2) вшироком смысле периоды наибольшего подъёма и pacцвета культуры; совершенные, образцовые произведения искусства. Клафт — полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; один из атрибутов фараона. Кле'йма— в иконописи небольшие композиции с самостоятельным сюжетом; являются частью общего замысла иконы; располагаются вокруг более крупного центрального изображения, обрамляя и дополняя его. Кокошники — в русской архитектуре XVI—XVII вв.декоративное завершение стен и сводов, обрамление барабанов и шатров церквей; имеют вид арок С заполненным полем, иногда с заострённым верхом (килевидные); часторасполагаются ярусами. Коло'нна — вертикальная, круглая в сечении опора в конструкции здания, состоящая из ствола, капители и базы. Колори'т — сочетание цветов в произведении искусства; по характеру может быть холодным (преобладают синий, зелёный, фиолетовый оттенки) или тёплым (господствуют красный, жёлтый, оранжевый тона), спокойным или напряжённым, светлым или тёмным; по степени насыщенности и силе цвета — ярким, сдержанным, блёклым и т. д. Ко'лты — древнерусские женские украшения XI—XIII вв.; полые золотые или серебряные подвески с зернью, эмалью, сканью;парные колты прикреплялись с двух сторон к головному убору. Комплю'вий — прямоугольное отверстие В крыше атриума, предназначенное для стока дождевой воды в имплювий. Ко'ндо (Золотой Зал) — главный храм буддийского японского монастырского комплекса; позднее стал называться Хондо. Консо'ль — архитектурная несущая конструкция; выступ в стене или конец балки, одним концом заделанный в стену; поддерживает карниз, балкон, колонну или служит для установки статуи, вазы. Контрапо'ст вскульптуре контрастный поворот верхней части человеческого тела по отношению к нижней. Контрфо'рс устой, поперечная стенка или вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену). Ко'нха — полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей {апсид, ниш) здания; часто оформлялась в виде раковины. Ко'ра — вдревнегреческом искусстве прямостоящая статуя девушки в длинных одеждах (VI в. до н. э.); тип коры возник в греческой архаике; женской фигуре (коре) соответствовала мужская — ку'рос. Краснофигу'рная техника — стиль росписи керамики в Древней Греции; лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожжённой глины; изображение было более глубоким, чем фон.
Крате'р — древнегреческий сосуд С широким горлом и двумяручками для смешивания вина с водой. Кресто'во-ку'польный храм тип христианского храма, возникший в архитектуре Византии: купол на парусах (элементах купольной конструкции в форме сферических треугольников) опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся взаимно перпендикулярные проходы. Кро'млех — мегалитическое сооружение в виде круговых оград из больших каменных блоков; достигает ста метров в диаметре. Кру'глая скульптура см. Скульптура. Ксилогра'фия — гравюра на дереве. Ку'пол — покрытие в форме полушария или опрокинутой чаши, применяемое в круглых, овальных, многоугольных в плане помещениях. Курвату'ра — едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, которая применяется, чтобы устранить оптические искажения и усилить пластическую выразительность архитектуры. Курга'н — надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Ку'рос — в древнегреческом искусстве статуя юноши-атлета, как правило, обнажённого; мужской фигуре (куросу) соответствовала женская — кора. Лави'с — вид углублённой гравюры, когда изображение наносят на медную доску кистью, смоченной кислотой; вытравленные углубления заполняют типографской краской и делают оттиск. Ларна'к — прямоугольный или овальный саркофаг с отверстиями в дне. Левка'с — многослойный грунт в русской средневековой иконной живописи; приготовлялся из мелового 669 или гипсового (алебастрового)порошка, смешанного с клеем животного происхождения (мездровым, рыбьим и др.). Лессиро'вка — верхний тонкий прозрачный или полупрозрачный слой красок, наносимых на сухой слой масляной живописи. Литогра'фия — печатание с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок; изображение, полученное таким способом. Лопа'тка — плоский, немного выдающийся из стены вертикальный выступ; делит стену по всей её высоте. «Люди» — см. Жэньу'. Люка'рна — декоративный оконный проём в скате крыше или куполе. Мавзоле'й — чип монументального погребального сооружения; получил своё название от гробницы правителя Карии Мавсола в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.); в подражание этому мавзолею древними римлянами было возведено несколько памятников; широко известен мавзолей готского короля Теодориха (VI в.).
Маньери'зм — течение в западноевропейском искусстве второй половины XVI в.; в искусстве маньеризма отразился кризис художественной культуры Возрождения; маньеризм был своеобразным переходным стилем между искусством Ренессанса и барокко. Марти'рий — тип раннехристианской поминальной постройки с усыпальницей над могилой «святого мученика». Ма'сляная живопись — вид живописи художественными масляными красками на холсте, дереве, картоне; получила распространение в XIV в. Машикули' — расположенные наверху стен и башен крепости навесные бойницы с отверстиями, через которые стреляли, когда неприятель находился у подножия башни или стен крепости Меандр — распространённый в античном искусстве орнамент в виде непрерывной линии, изломанной под прямым углом. Мегалити'ческие сооружения (мегалиты) — первобытные сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб (менгир, дольмен, кромлех). Ме'гарон — тип жилища, состоящего из прямоугольногозала с одним-двумя продольными рядами столбов, очагом и портиком у входа. Медальо'н — изображение в овальном или круглом обрамлении. Мелкая пластика — см. Пластика малых форм. Менги'р — разновидность мегалита; вертикально врытый в землю продолговатый камень высотой до двадцати метров; менгиры Могут образовывать длинные аллеи. Мето'па — четырёхугольная плита, обычно украшенная рельефом;часть фриза. Мече'ть — мусульманское культовое сооружение. Минаре'т — башня, с котороймусульман призывают на молитву; находится рядом с мечетью или является её частью. Миниатю'ра — художественное произведение небольших размеров, обычно живописное. Миниатюра книжная сделанные от руки рисунки, цветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными красками или золотописью в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления книг — инициалы, заставки и др. Михра'б — молитвенная ниша в стене мечети, обращённая в сторону священного города мусульман — Мекки. Мозаика — разновидность монументальной живописи; рисунок или узор, составленный из кусочков разноцветных натуральных камней, смальты, керамики и других материалов. 670 плоды, битую дичь, выловленную рыбу), размещённые в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. 671 Полууста'в — тип почерка славянских рукописей кириллицей; по сравнению с уставом сильно упрощён для большей скорости начертания. Поморский стиль — стиль русского книжного орнамента; возник в конце XVII в. в Поморье, крупнейшем центре старообрядчества. Помпе'йские стили — условное обозначение стадий развитияединого декоративного стиля древнеримских стенных росписей (II в. дон. э. — третья четверть I в. и. а). Первый помпейский стиль («инкрустационный») (II в. до н. э. — 80-е гг. до н. э.) — подражание кладке стены из цветного мрамора или полудрагоценного камня; второй помпейский стиль («архитектурный»; около 80—13 гг. до н. э.) — живописная передача фасадов и архитектурных деталей {колонн, пилястров, капителей и т. п.), изображение портиков, беседок и др.; третий помпейский стиль («канделябровый»; конец I в. до н. э. — 50-е гг. н. э.) отмечен орнаментальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают лёгкие ажурные сооружения, похожие на канделябры; четвёртый помпейский стиль («стиль фантастической архитектуры»; 63 г. — конец I в.) отличается динамичностью пространственных композиций, обилием неравномерно освещённых фигур, находящихся в движении, пестротой колорита.
Порта'л — архитектурно оформленный вход в здание. По'ртик — галерея на колоннах или столбах, как правило, перед входом в здание. Леонардо да Винчи. Автопортрет. Рисунок. XVI в. Рито'н — сосуд для питья; чаще всего в виде рога животного; нередко украшался скульптурой. Ро'дзи (буквально «земля, окроплённая росой») — дорожка в японском чайном саду; ведёт к чайному павильону. Розе'тка — орнамент в форме цветка. Ростра'льная колонна — мемориальное сооружение, разновидность триумфальной колонны;воздвигалась в честь побед в морских сражениях как изображение трофея, украшенного носами вражеских кораблей (рострами). Ру'стика — архитектурно-художественная передача рельефной кладки или облицовки лицевой поверхности стены; подражает природной фактуре камня; подчёркивает тяжесть стены и создаёт впечатление особой её прочности. Саркофа'г — гроб из дерева, камня или других материалов, нередко украшенный росписью, скульптурой. 672 Светоте'нь — в живописи и графике распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и тёмных штрихов; в архитектуре — сочетание освещённых и затенённых поверхностей. Свод — выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений. Сеи' («живопись идеи») — творческая манера в средневековой китайской живописи; отличается живописным лаконичным рисунком, который выражает сущность предмета и позволяет зрителю домыслить недосказанное. Сино'пия — вспомогательный рисунок при выполнении фрески; наносился охрой на первый слой штукатурки; мог служить самостоятельным произведением. Скань — вид ювелирной техники; ажурный или напаянный на металлический фон узор из золотой, серебряной, медной или мельхиоровой проволоки, гладкой или свитой в верёвочку. Ско'ропись — древнерусский почерк преимущественно деловой письменности; характеризуется непрерывностью движения пера при начертании букв; получил распространение в XVI—XVII вв. Скульпту'ра (ваяние, пластика)—вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму; различаются круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф. Конец XV в.
проемы, отверстия, расположенные в кровлях и покоях. Сма'льта — кубики или пластинки из цветного непрозрачного стекла, применяемые для мозаичных работ. Ста'мбха — в Индии буддийский мемориальный столб с фигурной капителью. Станко'вая жи'вопись картины, иконы. Станко'вая скульпту'ра — статуи, бюсты, группы. Станко'вое иску'сство — произведения изобразительного искусства, которые не имеют декоративного или прикладного (утилитарного) назначения; название происходит от станка, на котором создаётся произведение: в живописи это мольберт, в скульптуре — скульптурный станок 673 Тригли'фы — прямоугольные свертикальными желобами каменные плиты, которые в чередовании с метопами образуют фриз античного храма. Трикли'ний — столовая вдревнеримском доме. Три'птих — створчатый алтарь из трёх частей (створок). Триумфа'льная арка обрамляющее проезд торжественное архитектурное сооружение в честьвоенных побед и других знаменательных событий. Триумфа'льная коло'нна — мемориальное сооружение в виде отдельно стоящей высокой колонны; посвящалось прославлению военных побед. Триумфа'льные воро'та мемориальное сооружение в виде архитектурного обрамления проезда, созданное в честь военной победы и торжественного возвращения победителя. Туму'лус — у этрусков гробница с круглым цоколем и полусферической насыпью. Тя'га — в архитектуре выступ, членящий стену по горизонтали. Тянива' («чайный сад») — в архитектуре Японии сад, связанный счайной церемонией — тяною; составляет единый ансамбль с чайным павильоном — тясицу. Тяною' («чайная церемония») — вдуховной жизни Японии философско-эстетический ритуал единения людей, помогающий им выключиться из житейской суеты. Укиё-э («картины повседневного мира») — школа японской живописи и ксилографии XVII—XIX вв., отражающая быт и интересыгородского населения; наследовала традиции жанровой живописи XV—XVI вв. Уре'й — изображение священной кобры, хранительницы царской власти наземле и небе; укреплялся на повязке в середине лба фараона. У'рна — погребальный сосуд (керамический, каменный или металлический), в котором хранится прах. Урна' — круглое пятно на лбу у изображений Будды; глаз мудрости. Уста'в — почерк древних славянских рукописей с чётким геометрическим рисунком букв. Уше'бти — в Древнем Египте статуэткис сельскохозяйственными орудиями в руках; помещали в погребениях. Ушни'ша — выступ на темени у изображений Будды; символ высшей меры его знаний и мудрости. Факту'ра — в изобразительном искусстве характер поверхности произведения. Фаса'д — в архитектуре наружная, главная сторона здания, сооружения. Фо'рум — площадь в Древнем Риме, где происходили народные собрания, а также устраивали ярмарки и вершили суд. Фре'ска — живопись красками, разведёнными на воде, которые наносились по сырой штукатурке. Микеланджело Буонарроти. 674 фигуры; контуры и внутренниелинии фигур процарапывали иглой. Чернь — ювелирная техника, с помощью которой на поверхность изделия, выполненного из золота или серебра, наносят сюжетное изображение, орнамент или надпись; черневым сплавом (серебро, медь, сера) заполняют предварительно гравированный либо вытравленный узор или изображение; затем изделие подвергают обжигу. Чортэ'н — в архитектуре Тибета разновидность ступы, символ буддизма; монументальное сооружение из кирпича на мощном цоколе, сложенном из грубого камня; ставился рядом с буддийским храмом, иногда с каждой из четырех сторон света. Шань-шу'й («горы-воды») — вкитайской живописи жанр пейзажа с изображением гор, рек и водных потоков. Шатёр (шатровое покрытие) —завершение центрических сооружений (колоколен,башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса; характерен для архитектуры XVI—XVII вв. Ше'ду — в Ассирии фантастические крылатые быки с человеческими лицами. Шикха'ра — в буддийской культовой архитектуре невысокая пирамидальная башня над апсидой храма. Эллини'зм — античное искусство последней четверти IV—I вв. до н. э. в Греции, Восточном Средиземноморье, Передней Азии, на Среднем Востоке, в Северной Африке, Причерноморье, в котором тесно переплелись традиции местной и греческой культуры; возникло в результате образования эллинистических монархий и распространения в них эллинской культуры после завоевания Персидской державы Александром Македонским в последней четверти IV в. до н. э. Эма'ль — техника, применяемая в ювелирном искусстве; прочное стекловидное покрытие, которое наносят на поверхность металлического изделия и закрепляют обжигом. Энка'устика — восковая живопись; выполняется горячим способом красками, смешанными с расплавленным воском. Энта'зис — архитектурный приём: утолщение ствола колонны; как правило, располагается в сё средней части. Эста'мп — отпечаток, оттискс гравюры. Эхи'н — часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с криволинейным краем; служит переходом от колонны к абаку. Ямато-э' («японская живопись») — в изобразительном искусстве Японии с X—XI вв. самостоятельное направление, противопоставленное китайской живописи; воспроизводились сюжеты средневековых японских повестей, романов и дневников; выразительно сочетались силуэты, яркие цветовые пятна, вкрапления золотых и серебряныхблёсток. УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН Аббаси' Реза' (около 1575—1635) — иранский рисовальщик при дворе Сефевидов в Исфахане; утончённые, идиллические портреты юных принцев и выразительные штриховые портреты стариков 579 Алеви'з Фря'зин (конец XV — начало XVI в.) — итальянский архитектор, приглашённый из Италии Иваном III; в 1509 г. закончил постройку Архангельского собора в Московском Кремле 300 Альбе'рти Лео'н Батти'ста (1404— 1472) — итальянский архитектор, учёный и теоретик искусства, представитель раннего Возрождения; палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446— 1551 гг.), церковь Санта-Андреа в Мантуе (1472—1494 гг.) 415, 417 А'льтдорфер А'льбрехт (около 1480—1538) — немецкий живописец и график эпохи Возрождения, основатель новоевропейского пейзажа; «Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия» (1510 г.), «Святое семейство у колодца» (1510 г.), алтарь монастыря Святого Флориана (1509— 1518 гг.), «Дунайский пейзаж» (20-е гг. XVI в.), «Пейзаж с мостиком» (20-е гг. XVI в.), «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 г.) 553 — 556 Аменхоте'п Мла'дший (около XVI в. до н. э.) — древнеегипетский архитектор эпохи Нового царства; храм Ипет Рее в Луксоре (XVI в. до н. э.) 38 Ан Гён (XV в.) — корейский живописец; в своём творчестве следовал классическим образцам китайской живописи Сунского периода 647 Андо' Хироси'гэ (1797—1858)—японский график, мастер цветной ксилографии; в своих пейзажах представлял природу лиричной и одухотворённой; использовал европейские принципы передачи перспективы в живописи 664 Антела'ми Бенеде'тто (около 1150 — около 1230) — итальянский скульптор и архитектор, представитель романского стиля; автор статуи пророков Давида и Иезекииля в соборе города Фиденца, баптистерия в Парме 244 Анфи'мий (V—VI вв.) — византийский зодчий из Тралл. В 532—537 гг. построил с Исидором из Милета храм Святой Софии в столице Византийской империи Константинополе; написал трактат о зажигательных зеркалах 182, 183 Аристо'кл (VI в. до н. э.) — древнегреческий скульптор; статуя «Аристион» 113 Арсукисдзе (умер в 1029 г.) — грузинский зодчий, автор собора Светицховели в Мцхете (1010— 1029 гг.), перестроенного из древнехристианской базилики в крестово-купольный храм 218 675 Ба'рма (XVI в.) — русский зодчий; совместно с Постником Яковлевым возвёл Покровский собор на Красной площади; по одной из гипотез, это одно и то же лицо — Иван Яковлевич Барма 310 Бартоломме'о Микело'ццо ди (1396—1472) — итальянский архитектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444—1460 гг.), загородная вилла Кареджи под Флоренцией 418 Бехза'д Кемаледди'н (около 1455— 1535 или 1536) — миниатюрист, «редкость эпохи», работавший при дворе Тимуридов 579 Бон Фря'зин (годы жизни неизвестны) — итальянский зодчий; построил Ивановскую колокольню (начало XVI в.) 299 Босх Иерони'м (около 1460 — 1516) — нидерландский живописец; картина «Семь смертных грехов», алтарь «Воз сена» (1500—1502 гг.), алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг.), алтарь «Сад наслаждений» (начало XVI в.), картины: «Несение креста», «Бродяга», «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос» (1485—1490 гг.), алтарь «Поклонение волхвов» (около 1510 г.) 508—516, 510—516 Боттиче'лли Са'ндро (1445— 1510) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; картина «Поклонение волхвов» (1476 г.), портрет Джулиано Медичи, портретСимонетты Веспуччи, картина «Весна» (около 1477—1478 гг.), картина «Рождение Венеры» (1483— 1484 гг.), картина «Мадонна на троне» (1485 г.), картина «Мадонна во славе» (1482—1483 гг.), иллюстрации (девяносто шесть рисунков пером) к «Божественной комедии» Данте (начало 90-х гг. XV в.), две картины «Оплакивание Христа» (около 1500 г.), картина «Покинутая» (около 1490 г.) 436—440, 436—440 Бо'утс Дирк (около 1415—1475) — нидерландский живописец 504,504 Брама'нте Дона'то (1444—1514) — итальянский архитектор, представитель Высокого Возрождения; алтарная часть церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане, фасад палаццо Канчеллария в Риме, храм Темпьетто (1502 г.), дворы Ватикана (с 1505 г.), проект и начало строительства собора Святого Петра в Ватикане (с 1505 г.) 440, 441, 442, 443, 443, 444, 457 Бре'йгель Питер Старший (между 1525 и 1530—1569) — нидерландский живописец; картины: «Падение Икара» (между 1555 и 1558 гг.), «Нидерландские пословицы» (1559 г.), «Битва Масленицы и Поста» (1559 г.), «Вавилонская башня» (1563 г.), «Несение креста» (1564 г.), «Избиение младенцев в Вифлееме (1566 г.), «Охотники на снегу» (1565 г.), «Хмурый день» (1565 г.), «Сенокос» (1565 г.), «Жатва» (1565 г.), «Возвращение стада» (1565 г.), «Крестьянская свадьба» (1566—1567 гг.), «Крестьянский танец» (1566—1567 гг.), «Обращение Савла» (1567 г.), «Слепые» (1568г.) 508, 517—529, 518—528 Брунелле'ски Фили'ппо (1377— 1446) — итальянский архитектор раннего Возрождения, один из создателей теории перспективы; работал во Флоренции; купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—1436 гг.), детский приют Оспедале дельи Инноченти (1421 —1444 гг.), капелла Старая сакристия в церкви Сан-Лоренцо (1421 — 1428 гг.), капелла Пацци (1430—1443 гг.), церковь Сан-Лоренцо (1428 г.), церковь Санто-Спирито (начата в 1444 г.) 414—416, 418 Бускетто (XI в.) — итальянский архитектор, один из авторов архитектурного комплекса в Пизе 242 Ваз'ари Джо'рджо (1511—1574)— итальянский живописец, архитектор, историк искусства; автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) 408,426,427,429 Ван Вэй (699—759) — китайский поэт, художник, мастер живописи на религиозные сюжеты 631, 632, 632, 633 Ве'йден Роги'р ван дер (около 1400—1464) — нидерландский живописец; алтарь канцлера Ролена (1443 г.), портрет Франческо д'Эсте (около 1460 г.) 501, 501, 502, 502, 503 Верро'ккьо Андреа дель (1435 или 1436—1488) — итальянский скульптор, живописец, гравёр, представитель раннего Возрождения; бронзовая статуя «Давид» (1473—1475 гг.). бронзовый конный монумент кондотьера Бартоломмео Коллеони (1479—1488 гг.) в Венеции 436, 444, 444,445, 446 Вероне'зе Пао'ло (Пао'ло Калья'ри; 1528— 1588) — итальянский живописец, представитель позднего Возрождения; росписи церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556—1557 гг.), росписи виллы Барбаро-Вольпе в Мазере (1560—1561 гг.), монументальные картины «Брак в Кане» (1563 г.) и «Пир в доме Левия» (1573 г.) 469—472, 471, 472, 473 Витру'вий (вторая половина I в. до н. э.)— римский архитектор и инженер второй половины I в. до н. э.; автор трактата «Десять книгоб архитектуре», в котором рассмотрел градостроительные, инженерно-технические и художественные проблемы зодчества 110, 541 Вэнь Чжэ'нмин (1470—1559) — китайский пейзажист 639 Гера'рд Дави'д (около 1460—1523) — нидерландский живописец 506, 506 Гертген тот Синт Янс (между 1460 и 1465 — около 1495) — нидерландский живописец 507, 507, 508 Гибе'рти Лоре'нцо (около 1381 — 1455) — итальянский скульптор, ювелир и историк искусства, представитель раннего Возрождения; бронзовые рельефы северных (1404—1424 гг.) и восточных (1425—1452 гг.) дверей баптистерия во Флоренции 420, 420,423, 427 Годескальк (VIII в.) — художник из Ахена (ныне территория Германии); в 781—789 гг. по заказу императора Карла Великого выполнил Евангелие (так называемое Евангелие Годескалька) 231 Го'льбейн Ганс Младший (1497 или 1498—1543) — немецкий живописец и график; портрет Бонифация Амербаха (1519 г.), «Мёртвый Христос» (1522 г.), ксилографии «Пляски смерти» (20-е гг. XVI в.), «Богоматерь семейства Мейеров» (1529 г.), портреты семейства Томаса Мора (1526— 1528 гг.), портрет семейства Ганса Гольбейна Младшего (1528 г.), портреты членов французского посольства в Лондоне (1533—1534 гг.), портрет Генриха VIII (1536 г.) 553, 557—561, 558—561 Го'ццоли Бено'ццо (1420—1497) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; фрески капеллы палаццо Медичи во Флоренции (1459—1460 гг.) 428, 428,429 676 Грю'невальд — см. Нитхардт Матис Гужо'н Жан (около 1510 — между 1564 и 1568) — французский скульптор и архитектор эпохи Ренессанса; «Фонтан невинных» (1547— 1549 гг.); западное крыло Лувра (1546 — после 1550 г.); иллюстрации к трактату древнеримского архитектора Витрувия, изданному воФранции в 1547 г. 539, 539,540,541 Гус Гу'го ван дер (около 1400— 1482) — нидерландский живописец; алтарь Портинари (1473—1475 гг.), картина «Успение Богоматери» (дата создания неизвестна) 503, 503, 506. 508 Дело'рм Филибе'р (между 1510 и 1515—1570) — архитектор эпохи Возрождения во Франции, создатель «французского» ордера; замок Ане (1547 г.) 538, 538 Джорджо'не (Джо'рджо Барбаре'лли да Кастельфра'нко; 1476 или 1477— 1510) — итальянский живописец, представитель Высокого Возрождения; картины: «Юдифь» (около 1502 г.), «Гроза» (около 1505 г.), «Три философа», «Сельский концерт». «Спящая Венера» (1507—1508 гг.) 464—467, 465 Джо'тто ди Бондо'не (1266 или 1267—1337) — итальянский живописец Проторенессанса; фрески для капеллы дель Арена вПадуе (1304— 1306 гг.), фрески для капеллыБарди и Перуцци в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320—1325 гг.) 405, 405, 408—410, 410, 411, 412, 413 Дзанабадза'р (XVII в.) — глава монгольского духовенства; мастер бронзовой скульптуры; изготовлял статуи буддийских божеств 642, 643, 643 Диони'сий (около 1440 — после 1502—1503) — русский живописец; иконы («Спас всилах», 1500 г.; «Распятие», конец XV в.; «Митрополит Алексий с житием», конец XV в.), фрески (написанные вместе с сыновьями в Ферапонтове монастыре около 1500—1503 гг.) отмечены чертами праздничности и нарядности 335, 338, 339, 367, 367, 368, 368,369, 370 Доме'нико Венециа'но (1410 1461) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; выдающийся мастер колорита; картина «Мадонна с четырьмя святыми» (около 1445 г.) 429, 430 Донате'лло (Дона'то ди Никко'ло ди Бе'тто Ба'рди; около 1386—1466) — итальянский скульптор, представитель раннегоВозрождения; статуя «Святой Георгий» (1416 г.), «Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум», настенная гробница папы Иоанна XXIII (1425—1427 гг.), статуя «Давид» (1430 г.), кафедра для собора во Флоренции (1433 г.), статуя «Мария Магдалина» (1434 г.), скульптурный алтарь «Благовещение» (алтарь Кавальканти; 1435 г.), скульптурный алтарь для собора Санто-Антонио во Флоренции (1446—1450 гг.), конная статуя Гаттамелаты в Падуе (1447— 1453 гг.), скульптурная группа «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.) 416,421—423,427—423,426 Дю'рер А'льбрехт (1471 — 1528)—немецкий живописец и график, основоположник искусства немецкого Возрождения; гравюры: «Самсон» (между 1496 и 1498 гг.), «Морское чудо» (1498 г.), «Апокалипсис» (1497 г.), «Жизнь Марии» (1502 — 1505 гг.), «Ма'стерские гравюры» (1513 — 1514 гг.), картины: «Автопортрет» (1500 г.), «Праздник чёток» (1505 г.), «Портрет венецианки» (1506 г.), «Четыре апостола» (1526 г.) 503, 507, 544—550, 545—547, 549, 550, 553 Евге'ник Кир Маиуи'л (XIV в.) — константинопольский мастер-грек, работал в Грузии; автор росписи храма в Цаленджихе; привнёс в роспись манеру развитой палеологовской живописи 219, 219 Евфро'ний (конец VI — начало V в. до н. э.) — древнегреческий вазописец; передавал сложные движения и ракурсы, исполнял чёткий линейный рисунок; сохранились росписи на мифологические и жанровые сюжеты («Битва Геракла с Герионом», «Всадник», «Псиктер сгетерами») 114 Икти'н (вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий архитектор; совместно с Калликратом автор Парфенона 120, 121 Имхоте'п (около XXVIII в. до н. э.) — древнеегипетский архитектор; ступенчатая пирамида и заупокойный храм фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) в Саккаре 27 Исид
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.121 с.) |