Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Период развития рабовладельческого строя от возникновения к расцвету
Рассматривая последующий период развития рабовладельческого строя с точки зрения значения войны для общества, мы можем констатировать, что в течение него сохранялись явления и тенденции, изложенные нами выше. Но вместе с тем, они претерпели серьёзные изменения, в ряде случаев настолько значительные, что изменилась сама их сущность, возникло новое качество. По-прежнему войны, которые вели рабовладельческие государства, носят грабительский характер, например, египетские «фараоны и их военачальники предпринимали многочисленные походы в Нубию, Сирию и другие страны с целью их грабежа»[41]. Также походы преследуют цели захвата рабов: «хеттские анналы сообщают о походе на Вавилон царя Мурсили, который забрал там золото, серебро и привёл пленных к себе в хеттскую страну»[42], ассирийские «цари XIII – XII вв. приводили из походов многие тысячи пленных»[43]. В связи с развитием торговли для рабовладельческих государств становится актуален захват и удержание в своих руках, наряду с источниками ресурсов, караванных путей, за которые разгорается острая борьба[44]. В этот период завоевания отдельных пунктов, имеющих важное хозяйственное значение, переходят в завоевание территории вообще. Фараоны Среднего царства ведут внешнюю политику, которую в целом можно охарактеризовать как завоевательную[45], «надписи ассирийских царей XIV — VIII веков до н. э. сообщают о многочисленных походах ассирийского войска с целью порабощения соседних племен и народностей»[46]. Спартанский поэт Тиртей говорит: «С нашим царем и вождем, любезным богам Феопомпом, Взяли Мессению мы, землю широких равнин. Ту, что для пашни годна, для садов и для овощи всякой»[47]. Развитие мореплавания и морской торговли влечёт за собой борьбу за господство над морскими путями сообщения: «нет такого государства, которое не нуждалось бы в привозе или вывозе чего-нибудь, и значит ни того, ни другого не будет у него, если оно не станет подчиняться хозяевам моря»[48]. Наряду с ростом завоеваний и захватов рабов намечается новая тенденция: не все жители завоёванных территорий обращаются в рабство[49]. Это должно быть связано, во-первых, с появлением и развитием новых форм эксплуатации, которым были подвержены свободные люди, таких, как, например, обложение налогами, ростовщичество и пр., а во-вторых, с прогрессирующим расслоением общества и потребностью для завоевателей опереться на верхушку завоёванных.
Дифференциация общества нашла своё отражение также в дальнейшем росте обособления воинов от всего остального населения и в выделении особых категорий среди них. «Египетское войско периода Нового царства представляло собой касту, воспитываемую в духе презрения к простому народу»[50], причём эта каста «делилась по возрасту или по продолжительности службы на две группы»[51]. В законах Хаммурапи мы видим два понятия – редум и баирум[52] – относящиеся к двум разрядам военных колонистов, различавшихся не только по роду войск, но и по общественному положению. «Шамшиадад упоминает о воинах лабну («склонённых ниц»), т. е., возможно, о тех, кто не имел собственных земельных наделов и получал содержание или земельные участки от царя; упоминаются также воины из числа «мужей», т. е. полноправных свободных общинников»[53]. Это явление наблюдается не только в восточных деспотиях, но и в греческих полисах, например, в демократических Афинах. «Цензовое деление афинских граждан по новым законам легло в основу комплектования и организации афинских вооруженных сил. Граждане первой имущественной группы обязаны были делать за свой счет поставки для государства. Вторая имущественная группа комплектовала всадников. Третья комплектовала главный род войск – тяжело вооруженную пехоту (гоплитов). Четвертая, самая бедная имущественная группа (феты) комплектовала легко вооруженную пехоту или несла службу во флоте»[54]. При всей разности форм, которые принимает это явление в разных рабовладельческих государствах, сущность его сохраняется: важнейшее значение в военном деле той или иной армии приобретает род войск, комплектующийся из той социальной группы, на которую, главным образом, опирается в данном государстве правящая верхушка. Военное могущество одних государств позволяет им устанавливать гегемонию над другими – внешне такая гегемония проявляется как военные союзы, например, Пелопонесский союз[55].
К этому же периоду относится возникновение ряда новых явлений. Одно из них, которое впоследствии начнет играть значительную роль в древних обществах – наёмничество. При Рамсесе II «в состав египетского войска входили наемники, навербованные в Нубии, и даже выходцы из Сардинии (шардены)»[56], Ново-Вавилонское царство также использовало наёмников[57]. Восстания, имевшие место на данном этапе развития, в основном сохраняют еще характер попыток отложиться от государства, предпринимаемых правителями окраинных территорий. К таким восстаниям можно отнести восстание в южном Египте XVI в. до н. э., подавленное Яхмесом I[58], или восстание персов против мидийского господства, закончившееся победой и созданием державы Ахеменидов[59]. Но вместе с тем мы имеем некоторые данные (например, «Речение Ипусера»[60], «Афинская полития» Аристотеля[61]), свидетельствующие о том, что вооружённые восстания приобретают уже новое значение и становятся формой классовой борьбы. Кроме того, в рассматриваемый нами период возникает ещё одно новое явление – нашествия племён, находящихся на протогосударственном этапе развития, «во время которого все культурные народы переживают свою героическую эпоху»[62]. В числе их можно назвать вторжения племён аххиява в Хеттскую державу и «народов моря» в Сирию и Палестину[63], дорийцев в микенскую Грецию[64] и, возможно, гиксосов в Египет[65].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.006 с.) |