Технологии оценивания на уроках литературного чтения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии оценивания на уроках литературного чтения.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 6 ГОРОДА ДОКУЧАЕВКА»

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ГОС

 

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Школа №6

города Докучаевска»

Волошко Л.Ф.

Докучаевск

2020

Система оценивания занимает особое место в ГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена.

Государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?

Где найти время для развития умения самооценки?

Урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности. На каждом уроке невозможно уделять время на развитие умения оценивать свои результаты.

Внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности – это и кружки, и классные часы и др.

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.

В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

Отметки в таблицы результатов выставляются:

в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «-» (задача не решена, задание не выполнено),

в 2-4 классах отметки ставятся по5-балльной шкале, которая принята в нашей школе. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?

1. На первых уроках. Обозначаем своё настроение. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

2. Через 2–4 недели. Учимся сравнивать цель и результат.

3. Примерно через месяц. Устанавливаем порядок оценки своей работы.

4. Учимся признавать свои ошибки.

5. Учимся признавать свою неудачу.

6. Используем умение самооценки.

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» – ниже нормы, неудовлетворительно. Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

«3» - норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«4» -хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Описание системы контроля

В системе оценивания предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

 

Технологический пакет

При оценивании результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования используется технологический пакет:

· рабочий журнал учителя (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.);

· дневники школьника для начальной школы (включающий таблицы требований по основным предметам и материалы по развитию у учащихся организационных умений, умений самоконтроля и самооценки);

· сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований;

· электронные приложения к учебникам, включающие электронные проверочные работы

Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и на учение ребенка, должна, как минимум, позволять:

· осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;

· использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;

· отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству на учения);

· ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе, связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;

· опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 6 ГОРОДА ДОКУЧАЕВКА»

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ГОС

 

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Школа №6

города Докучаевска»

Волошко Л.Ф.

Докучаевск

2020

Система оценивания занимает особое место в ГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена.

Государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?

Где найти время для развития умения самооценки?

Урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности. На каждом уроке невозможно уделять время на развитие умения оценивать свои результаты.

Внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности – это и кружки, и классные часы и др.

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.

В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

Отметки в таблицы результатов выставляются:

в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «-» (задача не решена, задание не выполнено),

в 2-4 классах отметки ставятся по5-балльной шкале, которая принята в нашей школе. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?

1. На первых уроках. Обозначаем своё настроение. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

2. Через 2–4 недели. Учимся сравнивать цель и результат.

3. Примерно через месяц. Устанавливаем порядок оценки своей работы.

4. Учимся признавать свои ошибки.

5. Учимся признавать свою неудачу.

6. Используем умение самооценки.

Технологии оценивания на уроках литературного чтения.

Внедрять данную технологию можно начать с 1-го класса, поэтапно. Самооценка первоклассника выглядела следующим образом: «Задание было такое... (учащийся кратко рассказывал задание). Я выполнил его самостоятельно, без помощи учителя, без ошибок. Значит, с заданием справился успешно» или: «Задание было такое... (учащийся кратко рассказывал задание). Я выполнил его самостоятельно, без помощи учителя, с ошибками. Значит, с заданием справился не совсем успешно». Таким образом, в 1м классе у учеников при самооценке было только два вывода: «успешно» или «не совсем успешно». Во 2м классе, при введении оценок, добавились критерии для разных отметок. Об этих критериях с детьми договаривались заранее, до выполнения задания. Например: «Пересказ должен быть кратким, состоящим из 5–6 предложений, без повторов, слов паразитов, без искажения смысла, эмоциональным», –это на отметку «пять»; на «четыре» допускаются 1–2 ошибки, но без искажения смысла, и т.д. Ребята сами стали добавлять, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз ответ был лучше: «При подготовке мне надо было 2 раза пересказать», «Быть внимательнее, следить за речью». Внедряя технологию оценивания на уроках, мы вели активную работу и с родителями, которые сами проигрывали на собраниях алгоритм самооценки, выполняя различные задания. Родители учились не ругать детей за плохие отметки, а грамотно выстраивать диалог с ребёнком, чтобы помочь ему проанализировать ответ и определить, что ещё не получается при выполнении того или иного задания. Кроме того, используя алгоритм самооценки, ребёнок дома мог аргументировано объяснить, за что именно он получил ту или иную отметку, например, читая стихотворение наизусть.

Приведу ещё несколько примеров использования технологии оценивания на уроках литературного чтения. Все дети любят и с удовольствием выразительно читают стихи, но слушать несколько раз одно и то же стихотворение неинтересно. Мотивировать младших школьников на неоднократное прослушивание может именно технология оценивания: мы не просто слушаем, а помогаем оценить.

Перед чтением договариваемся с детьми о критериях оценивания, ведь словосочетание «выразительное чтение» включает в себя многое, что без труда перечисляют ученики: это значит читать целыми словами, останавливаясь на знаках препинания, голосом выделяя важные моменты, в зависимости от содержания и смысла произносить текст медленно, быстро, громко, тихо. После прочтения стихотворения обучающийся оценивает себя сам, а учитель или одноклассник может согласиться или не согласиться с его самооценкой

Среди требований к заданиям в новой системе оценивания одно из них формулируется как необходимость делать акцент на общеучебные навыки (на анализ текста, рисунков, графиков, таблиц, на использование справочной литературы: на понимание прочитанного путем выявления несоответствий или неаргументированных утверждений, установления неполноты или неоднозначности условий, подбора подходящего по контексту термина или связки, оценки правдоподобия высказывания и пр.), а не на специализированные предметные умения (типа: дать определение, изобразить схему предложения, решить усложненную задачу).

В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.

Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль.

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.018 с.)