Типы эмоций в зависимости от потребностей личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы эмоций в зависимости от потребностей личности.



Додонов Б.И. рассматривает эмоции в качестве оценки и в качестве ценности.

Он связывает эмоции с потребностями в связи с ценностью данной потребности. Выделяется 10 типов эмоций:

 

1. Альтруистические - потребность сочувствовать, помогать, участие, сопереживание.

2. Коммуникативные - потребность в общении, уважение, расположении, желание получить одобрение.

3.Глорические-потребность в самоутверждении, в стремлении к славе, гор–дость, чувство превосходства.

4. Праксические - потребность в деятельности, работе, получении результата.

Человек стремится получить удовольствие при успехе в работе,испытывает           любовь к результатам труда, удовольствия от завершения дела и т.п.

5. Пугнические - потребность в преодолении опасности, препятствий. Упоение риском, спортивная злость, азарт, желание получить острые ощущения.

6. Романтические - тяга к необычному, таинственному, чуду. Чувство                   светлого, таинственного, возвышенного, чудесного. Увлечение спиритизмом, оккультными науками.

7.Гностические - потребность в познании неизвестного. Чувство радости от 

открытия, познания, радость от решения задачи, проблемы.

8. Эстетические - потребность в чувстве изящного, грациозного, возвышенного, жажда красоты. Светлая грусть, задумчивость, восхищение.

9.Гедонистические - потребность в душевном и телесном комфорте. Эмоции по поводу стремления к вкусной пище, теплу, уюту, чувство безмятежности,

Беззаботности, приятного бездеятельного возбуждения.

10. Акизитивные - потребность в накоплении, приобретении. Радость в связи с увеличением количества чего-то, накоплением.

  «Фундаментальные эмоции» (по К.Изарду)

В. Даль так характеризует их:

Радость - «внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая, положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить потребность.

Страдание - «скорбеть, тосковать, болеть душою нравственно», отрицательное эмоциональное состояние, связанное с информацией о невозможности удовлетворить важнейшие жизненные потребности, имеет характер астенической эмоции.

Горе - «беда, несчастье, злополучие, напасть, печаль, скорбь»

Удивление - «казаться странным, чудным, необычным, нежданным», не имеющая чётко выраженного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство. Удивление тормозит все предшествующие эмоции, направляя внимание на объект его вызвавший. 

Страх - «тревожное состояние души от испуга, грозящего или воображаемого. Бедствия, отрицательное эмоциональное состояние, появляется при получении информации о возможном ущербе для жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. Страх может быть как стеническим, так и астеническим, протекать как в виде стресса, так и в виде аффекта.

Стыд - «внутреннее сознание предосудительного, самоосуждение, раскаяние и смирение, исповедь перед совестью», отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и помыслов с ожиданиями окружающих и собственными представлениями о подобающем поведении.

Презрение - «пренебрегать, считать ничтожным, недостойным», отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций с партнёром.

Отвращение - «омерзение, антипатия, ненависть», отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с установками и принципами человека.

Интерес - «сочувствие в ком или в чём, участие, забота, важность дела», положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Волнение - «возмущать, смущать, приводить в беспокойство».

Гнев - «сильное чувство негодования, вспышка, озлобление», имеет стенический характер, эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным препятствием на пути удовлетворения важной потребности.

3.Эффективные способы контроля эмоций

    Поведение человека полимотивировано. Он является субъектом сразу многих видов деятельностей и поэтому его эмоциональная жизнь характеризуется динамичностью и сложностью. Происходящие события вызывают определённые эмоциональные реакции. Разные эмоции и чувства могут создавать внутренние и внешние конфликты. Поэтому важным является овладение умением управлять своими эмоциями. Ж. –Ж. Руссо говорил: «Все эмоции хороши, когда мы владеем ими, и дурны, когда они владеют нами». Существует множество вариантов выражения и управления эмоциями.                                                                                                 

Подавление или сдерживание эмоций, их внешних проявлений не является эффективным способом контроля своей эмоциональной жизни, т. к. отрицательно сказывается на здоровье, лишает человека сил для активной деятельности. Накопившиеся негативные эмоции могут в самый неожиданный момент прорваться эмоциональным взрывом, что может привести к конфликтам с окружающими. Выплёскивание негативных эмоций на окружающих отрицательно влияет на здоровье других людей, нарушает социальные контакты.

Более эффективными способами контроля эмоций являются следующие:

1. Для создания оптимального эмоционального состояния нужны: правильная оценка значимости события; разноплановая информированность по данному вопросу; заранее подготовленные отступательные стратегии.

2. Переоценка субъективной значимости события по типу «не очень-то и хотелось». Не случайно древние использовали молитву «Господи, дай мне мужество справиться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрости, чтобы отличить одно от другого».

3. Сублимация, переключение на другие виды деятельности.

4. Рационализация - попытка понять и объяснить сложившуюся ситуацию.

5. Психогенная, аутогенная тренировка, релаксация.

6. Нормальное протекание процесса переживания эмоции, человек должен пережить события и изменения своей жизни, породившие кризис, внутренняя работа, связанная с изживанием эмоций.

7.Переоценка результата действия негативной эмоции по принципу «зато».

Суть в том, чтобы извлечь пользу, урок даже из неудачи.

8. Общение со специалистом-психологом или близким человеком, когда можно разрядить очаг возбуждения, переключиться на более интересную тему, совместно отыскать путь к решению проблемы.

9. Активизация чувства юмора. С. Рубинштейн считал, что суть чувства юмора в том, чтобы уметь воспринимать как комическое то, что претендует быть серьёзным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему, суметь рассмеяться в трудной ситуации.

10. Выразить эмоцию мирно: говорить о своём чувстве (Я- высказывание, т.е. «Я чувствую в ситуации»), не обвинять партнёра, предложить выход из ситуации, дать своду выбора партнёру, говорить дружелюбно.

Умение владеть своими эмоциями особенно важно для работника сферы человек- человек, сдержанность и спокойствие положительно влияют на партнёров по коммуникации.

Нарушения эмоциональной сферы человека.

Патологии эмоций могут быть связаны как с органическими, так и с функциональными поражениями мозга. Патология эмоций может наблюдаться в виде несоответствия переживаний истинному значению окружающих воздействий. При эйфории всё окружающее воспринимается в «розовом свете», даже объективно вредное для человека.

При мании наряду с повышенным настроением наблюдается повышенная активность, стремление во всё вмешаться, ускоренное течение мыслей. Депрессия - длительное угнетённо- подавленное настроение с мрачной оценкой прошлого и настоящего и пессимистическими взглядами на будущее. Нередко при этом возникают мысли о суициде. При депрессии характерна так же мыслительная и двигательная заторможенность.  Эмоциональная лабильность - характеризуется лёгкой сменой настроения от грустного к повышенному, весёлому без какого- то серьёзного повода. Апатия - болезненное безразличие к событиям внешнего мира, к своему состоянию, потеря интереса к деятельности.

Патологии эмоций требуют внимания и помощи специалистов.

                                                                                                                                            

 

Исполнительский блок.

Упражнение 1.

Прочитайте текст «Функции эмоций»

1. Возможна ли жизнь человека без эмоций. Приведите аргументы для подтверждения своего мнения.

2. Приведите     примеры, характеризующие функции эмоций.

3. Почему в одной и той же ситуации разные люди проявляют разные эмоции?

Упражнение 2.

Прочитайте текст « Классификация эмоций».

1.Приведите примеры проявления различных видов эмоций.

2.Проанализируйте причины возникновения различных видов эмоций.

3.Может ли одна и та же ситуация вызвать различные эмоции у разных  

людей? Какие факторы на это влияют?

Упражнение 3.

Прочитайте текст«Типы эмоций в зависимости от потребностей личности».

Какие эмоции возникают у субъекта, когда он:

1. Совершил научное открытие

2. Участвует в благотворительной деятельности

3. Приобретает новые книги в библиотеку.

4. Участвует в соревнованиях по экстремальному виду спорта

5. Любуется выполненной работой.

6. Награждается медалью за победу в соревновании.

7. Встретился с друзьями, которых давно не видел.

8. Когда он отдыхает возле камина после возвращения с прогулки по зимнему лесу.

9. Когда он получает подарок от любимого человека.

10. Когда он выбирает картины для оформления интерьера рабочего кабинета.

Упражнение 4.

Прочитайте текст «Типы эмоций в зависимости от потребностей личности».

Подберите примеры из периодической печати, литературы, характеризующие типы эмоций.

Упражнение 5.

Прочитайте текст «Фундаментальные эмоции».

 Привести примеры периодической печати, литературы позитивных и негативных последствий проявления фундаментальных эмоций.

 

Упражнение 6.

Игра «Как управлять чувствами».

Выберите 3 любых чувства из списка и проведите анализ по алгоритму:

Список чувств: чистосердечие, известность, вовлечённость, обожание, изобилие, удовольствие, доброжелательность, милосердие.

А) Когда вы испытывали это чувство в последний раз?

Б) На сколько сейчас (по шкале от 1 до 10) это ощущение присутствует в вашей жизни?

В) А как добавить чуть больше этого состояния в каждый день? Запишите первые маленькие шаги.

Г ) Если бы я был/а … какой была бы моя жизнь?

Д) Что на самом деле для меня значит…

 

Упражнение 7.

Игра «Трансформация чувств».

Проанализируйте каждое чувство из списка по алгоритму.

Список чувств: обида, злость, страх, гнев, вина, страдание.

А) Когда вы испытывали это чувство в последний раз?

Б) На сколько сейчас (по шкале от 1 до 10) это ощущение присутствует в вашей жизни?

В) А как уменьшить количество этого состояния  каждый день? Запишите первые маленькие шаги.

Г ) Если бы я был/а … какой была бы моя жизнь?

Д) Что на самом деле для меня значит…

Е) Какой позитивный заряд несёт это чувство для меня?

Ж) в какое позитивное чувство можно его трансформировать?

 

Упражнение 8.

Игра «Развитие эмоционального интеллекта».

Познакомьтесь с описанием эмоций в произведениях А.С.Пушкина. ответьте на вопросы.

А) «Начнёте плакать: ваши слёзы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его».

 Вопрос: -в каких случаях слёзы могут бесить, а в каких- тронуть сердце?

               -можно ли, когда «бесят», остановить это чувство?

Б) «И современный человек…

С его безнравственной душой,  

Раскаявшейся и сухой,

Мечтанью преданной безмерно»

Вопрос:- как вы понимаете слово «раскаяние», какие есть близкие по смыслу     

          слова?

         -что значит «томиться раскаянием»?

         - раскаивались ли вы в чём- то, что говорили и делали?

В) «Как с вашим сердцем и умом

  Быть чувства мелкого рабом»

Вопрос: - какие чувств можно назвать мелкими?

         - что означает быть рабом мелкого чувства?

         - можно ли быть рабом большого чувства?

Г) «Но я другому отдана

  И буду век ему верна»

Вопрос: - что значит быть верным?

        - каковы синонимы слова «верность»?

         - кому или чему вы хотите быть верными, кому или чему храните 

           верность?

Д) «Околдован, восхищён

  Пировал у ней Додон»

Вопрос: - слова «околдован», «восхищён» означают одно и тоже чувство или 

           чувства с разными оттенками?

         - бывали ли вы кем- то околдованы? Расскажите.

         - бывали ли вы кем- то или чем- то восхищены? Расскажите.

 

 

 

Лекция № 4

Тема: Психология общения

Информационный блок.

План.

1.Понятие «общения»

2.Основные функции общения

3.Уровни общения

4.Стили общения

5.Невербальное общение

 

 

1. Понятие «общения»

Общение – сложный, многогранный процесс, выступающий одновременно как процесс информационный, взаимодействие и отношение людей друг к другу, как процесс взаимовлияния друг на друга и процесс сопереживания и взаимопонимания.

Общение - намеренное взаимовоздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера, в ходе общения возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимопереживании, взаимовлиянии, взаимопонимании и т.д.

Общение – форма жизнедеятельности, выступает средством передачи форм культуры и опыта.

Потребность в совместной деятельности ведет к необходимости в общении. Оно может обособляться и как самостоятельная деятельность, в ходе которой человек эмоционально заинтересован. Т.е. общение как ценность.

Основные функции общения

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникативные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга); 2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); 3) аффективно-коммуникативные (определяют эмоциональную сферу человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение всегда – это процесс взаимовлияния. Это влияние может быть большее или меньшее, скрытое или явное, положительное (дружеское, доброжелательное) или отрицательное (конфликтное, враждебное). Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личностных качеств человека.

Виды общения:

1) по положение коммуникантов в пространстве и времени – контактное и дистантное общение;

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» - непосредственное (контакт)и опосредованное (косвенное);

3) по форме языка – устное и письменное;

4) с точки зрения позиции я- говорящего и ты- слушающего – диалогическое и монологическое;

5) с точки зрения количества участников – межличностное, групповое, массовое;

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное и официальное;

7) по использованию или неиспользованию средств языка – вербальное (речевое, словесное), невербальное (бессловесное с использованием мимики, жестов, позы).

Стороны общения:

Коммуникативная – обмен информацией между участниками общения в совместной деятельности с помощью вербальных и невербальных средств;

Интерактивная – взаимодействие общающихся, обмен поступками, действиями;

Перцептивная – восприятие общающимися друг друга.

Уровни общения

1) внутриличностное – общение человека с самим собой, когда он развивает идеи, планы, готовится к общению с кем-то;

2) межличностное – общение между 2 и более людьми;

3) общественное – общение с большой аудиторией.

Важнейшая цель и итог общения – удовлетворение своих биологических, социальных и духовных потребностей.

Явления общения:

А) Эмоциональное переживание в общении составляет основу дружбы и любви. Положительная эмоциональная связь в общении возникает, когда установки и ожидания людей реализуются в процессе общения.

Б) Формирование картины мира – при сопоставлении представлений окружающих со своими. Человек осознает, каков окружающий его мир и каков он сам в мире. Образ собственного Я.

В) Изменение человека в процессе общения: а) естественное (как результат общения); б) направленное (в процессе формирования личности: учитель-ученик).

Г) Совместная работа – узловой момент общения. Она зависит от лидера (руководителя группы), социальных, политических, государственных установок. В результате могут сформироваться конструктивные и иные формы отношений.

Формы отношений:

- дружеская кооперация – партнеры доверяют друг другу, готовы оказать помощь при разрешении задач группы;

- антагонистическое соперничество – основано на отсутствии доверия, уважения друг к другу, каждый стремится доказать свое превосходство;

- дружеское соревнование – партнеры положительно относятся друг к другу, хотя и проявляют здоровое соперничество.

 Примитивный уровень общения – самый низкий. Для человека, общающегося на этом уровне, собеседник воспринимается как предмет, нужный для слушания его речи или мешающий ему. Руководствуется эгоистическими потребностями. Если человек ему нужен, значит, им надо овладеть, если – нет, его можно оттолкнуть. Окружающие оцениваются по чисто внешним качествам: сильный - слабый, старый-молодой. В обиходе такой человек позволяет себе эпитеты: «пацан, очкарик, дед». Может позволить себе навязывать свои взгляды, симпатии, может проявлять агрессию по отношению к мешающим ему людям: оттолкнуть, оскорбить, ударить. Критическая оценка самого себя отсутствует, он только прав и хорош собой.

 Манипулятивный уровень общения – использование партнера в своих целях. Субъект для такого воспринимается как соперник в игре, которого надо обыграть. Выигрыш имеет для него материальную, житейскую или психологическую выгоду. В процессе общения «манипулятор» стремится выявить у партнера не его особенности, которые могут быть использованы как слабые места для оказания сильного воздействия. Предпринимаются различные ходы, чтобы обмануть собеседника, скрыть собственное истинное лицо. В ход идут заигрывание, лесть, обещания.

   Стандартизированный уровень общения характеризует ситуацию, когда у людей нет подлинного желания контакта или готовности к нему. Этот уровень еще называют «контактом масок». Человек, общающийся на этом уровне, в зависимости от направленности общения выбирает ту или иную маску – доброты, агрессии, безразличия, простодушия. В процессе общения подчеркивается стремление к скорейшему его прекращению.

Игровой уровень общения свойственен людям, знающим друг друга и проявляющим взаимный интерес. Общение строится на стремлении обоих принести радость друг другу, пользу, на взаимообогащении. Партнеры равны между собой, доверяют друг другу, ценят достоинства и прощают недостатки.

 Конвенциональный (конвенция - согласие) уровень общения присущ людям высокий уровень культуры. Он позволяет решать любые личностные проблемы, глубже понимать душевное состояние партнера, используя наиболее приемлемые формы общения.

Деловой уровень общения – общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затрагивающие интересы каждого из них, коллектива, общества в целом.

  Духовный уровень общения является наивысшим. Партнер воспринимается как носитель духовных ценностей, которые вызывают у вас чувства, родственные благоговению, восторгу, обожанию.

 

Стили общения.

    Императивное общение ещё называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнёров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определённым действиям. К такому типу общения нередко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всём своих детей. Они говорят, когда надо встать с постели, когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, и т.д.
       При этом партнёр по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра к чему-либо – не скрывается. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. Например: «Немедленно убери за собой!». В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.
        Однако в некоторых профессиях этот тип общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести: отношения в армии, где всё определено воинским уставом; отношения между начальником и подчинённым; все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах.. Ном можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно. Это отношение между друзьями, супругами, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. Агрессивный стиль широко распространён в современных организациях. Его основное преимущество состоит в том, что он иногда позволяет быстро достигать целей организации или личных целей. Человек, использующий этот стиль поведения, часто испытывает эйфорию от чувства превосходства, может также снимать таким образом напряжение (так называемое «выпускание пара»).
Недостатки агрессивного стиля поведения: может вызывать ответные реакции избегания или встречной агрессии, затрудняет построение долгосрочных отношений, влечёт обиды и возмущение, отказ от сотрудничества.
      2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнёра по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.. Широко распространён манипулятивный стиль общения в области рекламы и пропаганды.Он проявляется, когда мы стремимся
– задобрить партнёра по общению. Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести определённый вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.
При манипулятивном типе общения мы не видим в партнёре целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определённых, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип общения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Преимущества манипулятивного стиля поведения: позволяет достигать краткосрочных целей с минимальными затратами, получать удовольствие от ощущения тайной власти и чувства превосходства.
Недостаток: риск раскрытия манипуляции и связанное с ним нервное напряжение манипулятора.
У окружающих манипулятивное поведение вызывает раздражение, досаду, тревогу, подозрения, чувство вины. Эти чувства затрудняют деловое взаимодействие, обуславливают возникновение конфликтов и могут приводить к разрыву отношений. Манипулятор также часто становится объектом встречных манипуляций. Пример: «спасатель» требует у «жертвы» оказания ответной услуги (ну я же тебе помог!).
Манипуляция основана на утаивании информации.
     Иперативную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
      3. Диалогическое общение – это способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.
Оно противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как основано на равноправии партнёров. Так мы общаемся с одноклассниками, товарищами по спортивной команде, коллегами, и пр. Партнёр осведомлён о собственных правах, пользуется ими и, при необходимости, отстаивает свои права. В то же время человек признаёт за окружающими такие же права и стремится строить взаимоотношения без нарушения чьих-либо прав.
К этому стилю относятся: равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Данный стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.
Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
1)Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).
2)Полное доверие к намериям партнёра без оценки его личности (принцип доверительности).
3)Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности).
4)Направленность общения на общие проблемы и нерешённые вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.063 с.)