Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сексология и сексопатология (развитие, понятие, задачи)
Несмотря на свою молодость как науки, которой не более ста лет, сексология видит свои истоки чуть ли не в начале человеческого существования. Основанием для такого подхода служит мнение, что историю человеческой сексуальности в принципе можно считать тождественной эволюции человеческого сознания (Richardson Н., 1971). Поэтому основные этапы развития сексологии теснейшим образом связаны с историей видоизменения взглядов на саму суть сексуальности. Одной из наиболее распространенных является периодизация, используемая К. Име-линским. Он выделяет: Доисторический период. Основными источниками знаний об отношении к сексуальности в первобытных культурах являются наскальные рисунки раннего и позднего палеолита (1 млн. - 8 тыс. лет до н. э.), а также мифы и культы сегодняшних примитивных культур. И те и другие содержат провозвестники многих современных представлений: например, изображения женщины с фаллосом, многочисленные мифы и предания о двуполых существах, которые почти во всех источниках, начиная от древнеегипетских и древнеиндийских и кончая свидетельствами Геродота и Плутарха, являлись символами плодородия и так или иначе находят отражение в более поздних обсуждениях проблем андрогинии. Период наблюдений и донаучных исследований. Одной из первых культур, осуществившей индивидуализацию сексуальности, являлась Древняя Греция. Одновременно здесь же закладывались первые принципы правовой регуляции сексуального поведения. Так, законодательство Солона (VII-VI в. до н. э.) впервые стало рассматривать проституцию как общественный институт, в результате чего последовала ее регламентация. Гомосексуальность в Греции является ярким примером соотношения сексуального поведения и норм поведения в целом. При этом сама суть и содержание, мотивация сексуального поведения, как оказывается, многообразно варьируются в зависимости от социального контекста. Д.Д. Исаев (1995), основываясь на многочисленных источниках, показывает своеобразие гомосексуально-педофильного поведения в Древней Греции, демонстрируя явное несовпадение его с современными культурными традициями и неприменимость сегодняшних подходов к его оценке как аномального. Эрос (Купидон) изображался греками не пухлощеким озорным младенцем, но прекрасным юношей с изящным телом и совершенными пропорциями. Он
был идеалом и примером атлета, а его алтарь находился у входа в гимнастические залы, где греки любовались красотой обнаженных юношей. Там он стал символом и покровителем гомосексуальных союзов, широко распространенных в то время. В отличие от современного эстетического и эротического идеала, который отдает первенство женщине, в Древней Греции царил культ мужской красоты. Необходимо отметить, что подобные оценки оставались в силе и много позднее. Так, Р. Крафт-Эбинг уже в ХIХ в. писал, что «...природа при распределении красоты выказала по отношению к самцам гораздо больше щедрости». Отнесение же женщин к прекрасному полу он объяснял исключительной любезностью, проистекающей из чувственных потребностей мужчин. В Греции же юноши в искусстве изображались значительно чаще и тщательнее, с большим вниманием к деталям, чем женщины. Даже наиболее эротические женские образы (такие, как Сирены) в ранних изображениях выглядят почти по-мальчишески. С 720 г. до н. э. бегуны и другие участники соревнований появлялись перед публикой в обнаженном виде. При этом женщины не могли быть ни участниками, ни зрителями подобных мероприятий. Пенис не относился к постыдной части тела, подлежащей сокрытию. Фаллос был религиозным символом, способным разрушать чары дурного глаза. Важным компонентом мировосприятия греков была радость любви и ее сексуально-телесное выражение, безусловное принятие удовольствия, наслаждения жизнью, примат чувственности, свободной от смущения и чувства вины. Однако менее всего на эту роль подходили женщины. Их социальное положение было значительно ниже мужчин, что обусловливало интеллектуальную неразвитость и делало духовную близость с ней невозможной. Женщину рассматривали как годную для того, чтобы имел» детей, но не как друга или равного партнера. Сексуальные отношения взрослого мужчины и мальчика-подростка были фактически узаконены в рамках общеобразовательной системы. Согласно Плутарху, в Спарте, на Крите и других центрах греческой цивилизации подросток 12-16 лет обычно составлял пару с благородным гражданином. Цель такого союза состояла в передаче социального опыта от поколения к поколению, воспитании мужественного воина и достойного гражданина. Старший назывался не только «обожателем», «ухажером», но и «вдохновителем». Мальчика же называли помимо «возлюбленного» еще и «слушающим». Отношения в этой диаде поддерживались и укреплялись постоянным общением, когда делились и каждодневные заботы, и стол, иногда общей становилась и кровать. Задача взрослого состояла в обучении мальчика правилам и нормам, введении во взрослую жизнь. Он должен был стать примером и образцом для подражания в трудных ситуациях.
Интимные отношения служили залогом обоюдного стремления к совершенству и обмену духовными ценностями. Восхищение юноши и потребность старшего ощущать привязанность и обожание виделись как стимулы для полноценного воспитания. В греческой системе воспитания и образования семье отводилась значительно меньшая роль, чем педерастии. Мать должна была следить за младенцами и воспитывать девочек, а мальчика с 7 лет забирали из-под ее опеки. Отец мало внимания уделял сыновьям, вместо этого отправляя их на воспитание к другому мужчине, отношения с которым у мальчика были более близкими, чем с родителями. Лучше всего было, когда опекун мог выбрать своего ученика исходя из своих симпатий. «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится», — говорил Ксенофонт Афинский. Считалось нарушением общественного долга, если мужчина не выбирал, «не усыновлял» юношу для того, чтобы растить его как мужчину. Не одобрялось и отсутствие старшего друга у молодого человека. Совет Спарты мог наказать мальчика, который отказывался находить взрослого защитника. Все общественное устройство греческих городов-государств строилось на принципах мужских клубов, где близкие и интимные отношения между мужчинами поощрялись и поддерживались. В гомосексуальных парах считалось, что «проникающий внутрь» партнер выполняет мужскую роль, а пассивный - женскую. К контактам с подростками в античном обществе относились как к общению с «немужчинами». Субмиссивная, подчиненная роль не была позорной по отношению к тому, чей социальный статус был более высокий. Но пассивная роль с партнером, близким по социальному статусу, приводила к его умалению и могла расцениваться как оскорбительная. Поведение подростка отражало только временную роль ведомого и поэтому не ущемляло его достоинства. По мере взросления отношения заканчивались и перерастали в дружеские. Предполагалось, что подросток не получает сексуального удовлетворения от контакта, а соглашался на него в знак благодарности или восхищения наставником. При этом мужчины, чьи гомосексуальные тенденции были преобладающими, год воздействием требований общества вступали в брак, имели детей. Платон (V-IV вв. до н. э.) является одним из наиболее часто упоминаемых греческих философов при обсуждении проблем сексуальности. Действительно, в его системе особенно ярко отразилось отношение к любви древних греков. Широко известен приведенный Платоном миф об андрогинах, разделенных богами на две половины. Не менее важным являлось отрицание им рождения детей как единственной цели любви. С другой стороны, он не отделял любовь сексуальную от телесной, признавая за психическим эротизмом равные права.
Только в IV в. до н. э. император Константин, руководствуясь религиозными и политическими мотивами, ввел смертную казнь за гомосексуализм. Не могли сказаться на отношении к сексуальности аскетические принципы существования в средневековье. Блаженный Августин нашел своеобразное решение дилеммы между представлением о патогенетической роли длительного воздержания для истерии и христианскими образцами добродетели, понимаемой в категориях сексуального воздержания. Он дополнил чисто физиологическое отношение древних греков и римлян к половому акту элементом эротизма, а затем резко разделил естественную, служащую для продолжения рода, функцию половых сношений и чувственное удовольствие. С этого момента безгрешным и оправданным становится половое сношение, предпринимаемое исключительно с целью продолжения рода. Для духовной педагогики христианства в качестве проблемы выступила детская сексуальность. Первый трактат, посвященный греху «мягкотелости», был написан в XV в. Жерсоном, воспитателем и мистиком. Сборник Онания, составленный Деккером уже в XVIII в., воспроизводил слово в слово примеры, приводившиеся англиканским пастырством. Тем не менее известны средневековые попытки рационального исследования сексуальности. Анри де Мондевиль (1260-1320), придворный хирург Филиппа IV и
Людовика X, в начале XIV в. опубликовал работу по гигиене половых органов, в которой подробно описал уход за ними у девиц и девушек, лишившихся девственности, у замужних женщин и проституток. В первой половине XVI в. Везалий, профессор анатомии в Падуе, тайно вскрыл труп убитой беременной женщины. Таким образом, он первым препарировал матку и яичники у беременной. Придворный хирург французского короля Карла IХ, предшественник современной хирургии Амбруаз Паре (XVI в.) издал учебник акушерства, в котором описал, в частности, различные способы, с помощью которых женщина могла получить сексуальное удовлетворение. Это руководство было признано аморальным и публично сожжено. А. Паре удалось спастись только благодаря тому, что его покровительницей была сама королева Екатерина Медичи. В 1675 г. профессор анатомии и хирургии Никола Венет издал под псевдонимом «венецианец Салочини» иллюстрированный труд, в котором достаточно точно описал мужские и женские гениталии; кроме того, он затронул и вопросы сексуального воспитания. Несмотря на то, что он предпринял меры предосторожности, например, пользовался лишь понятием «любовь», а не «наслаждение», не упоминал о мастурбации и ни о каких сексуальных девиациях, все же разразился скандал и книга была конфискована.
К XVII в. относятся два открытия. Голландец Ренье де Грааф установил, что у человека яйцеклетки образуются в яичниках (в граафовых пузырьках). Антон Левенгук описал человеческие сперматозоиды, обнаруженные им в сперме. С этого момента ученые разбились на два лагеря: «овисты», утверждавшие, что плод развивается из яйца, и «анималькулисты» (сперма: зверюшки, анималькула), считавшие, что плод развивается из сперматозоида. Оба направления формировались в рамках идеи преформации, гласившей, что человек с самого начала существует в окончательной форме, а затем просто вырастает, как цветок из бутона. Период досексологических знаний. М. Фуко в своей известной книге «История сексуальности» детально проанализировал становление сексологии. Он показал, как, начиная с XVIII в., сформировались четыре основных сферы сексологического изучения на основе четырех относительно автономных стратегических процессов: 1. Истеризация тела женщины: формирование отношения к женскому телу как до предела насыщенному сексуальностью, которому внутренне присуща патологичность. Следствием этого явилось включение его в поле медицинских практик и одновременно - определение основных ролей женщины как матери и супруги. 2. Педагогизация секса ребенка: во-первых, почти все дети предаются или способны предаваться сексуальной деятельности и, во-вторых, эта сексуальная деятельность, будучи непозволительной для ребенка, одновременно и «естественной» и «противоестественной», несет в себе опасности - физические и моральные. Дети определяются как «пороговые» сексуальные существа, стоящие на опасной линии раздела. Родители, семья, воспитатели, врачи и психологи должны взять на себя постоянную заботу об этом зародыше секса. Эта педагогизация особенно проявляется в той войне против онанизма, которая длилась на Западе в течение почти двух веков. 3. Социализация производящего потомство поведения. Экономическая (осуществление налоговых мер по отношению к плодовитости супружеских пар) и по- литическая (вменение супружеским парам ответственности перед обществом в целом) социализации, а также медицинская социализация - приписывание практикам контроля над рождаемостью, которая может иметь патогенное значение как для индивида, так и для рода. 4. Психиатризация извращенного удовольствия. Сексуальный инстинкт оказывается выделенным в качестве автономного биологического и психического инстинкта, которому приписывается роль нормализации или патологизации ко всему поведению в целом.
Таким образом, к ХIХ в. вырисовываются четыре привилегированных объекта знания: истеричная женщина, мастурбирующий ребенок, мальтузианская пара, извращенный взрослый. М. Фуко утверждал, что на протяжении ХIХ в. секс кажется вписанным в два весьма различных регистра знания: биологии размножения и медицины секса, которая подчинялась совершенно иным правилам формирования. Необходимо учитывать, что западная сексология представляет только один из возможных путей развития сексологии как науки. По мнению Фуко, в истории известны две важнейшие процедуры производства истины о сексе. Такие общества, как Китай, Япония, Индия, Рим, арабо-мусульманские общества оснастили себя некой ars erotica. Удовольствие берется как некая практика и собирается в виде опыта. Удовольствие рассматривается не в отношении к какому-то абсолютному закону дозволенного и запрещенного и вовсе не в отношении к критерию полезности, но, главным образом, в отношении к нему самому. Следует подчеркнуть, что эти традиции совершенно иначе высвечивают и те формы сексуальной активности, которые на Западе однозначно причисляются к аномальным. Так, согласно тантризму, тело очищается не только путем упражнений по системе йоги, в процессе медитаций, но и интенсивного переживания приятного и неприятного, что способствует освобождению энергии. Вот почему тантрики высшего уровня посвящения стремятся совместить приятные сексуальные переживания с пребыванием в устрашающей обстановке, например, среди трупов. Сексуальный акт имеет сакральное значение, является как бы повторением космического акта первичной божественной пары. Семя приносится в жертву на алтарь женского лона. Поэтому боги в тантризме в момент сексуального соединения представлены в ужасающем виде: украшения из отрубленных голов, кости, устрашающая мимика, торчащие клыки, змеи в виде браслетов и т. д. Западная же цивилизация практикует своего рода scientia sexualis, развернув на протяжении столетий процедуры, упорядоченные главным образом особой формой власти, выражающейся в признании. «Человек на Западе стал признающимся животным», - писал М. Фуко. Он проводил аналогию между современными методами сексологического исследования и христианской исповедью. С момента возникновения христианского покаяния и до наших дней секс был привилегированной материей исповеди. Начиная с протестантизма, с контрреформации, с педагогики XVIII в. и медицины ХГХ, признание утратило свою ритуальную и эксклюзивную локализацию; оно распространилось, его использовали в целом ряде отношений: детей и родителей, учеников и педагогов, пациентов и психиатров, правонарушителей и
судебных экспертов. Речь уже не идет лишь о том, чтобы сказать, что было сделано - половой акт - и как, но о том, чтобы восстановить о нем и вокруг него мысли, которые его дублируют, навязчивости, которые его сопровождают, образы, желания, модуляции и качество удовольствия, которые его заселяют. Выражение этого - создание обширного архива сексуальных удовольствии. Способы, которыми ритуалы признания функционируют в схемах научной регулярности, конституируют «это ненасытное и традиционное вымогательство» сексуального признания в научных формах: 1. Через клиническую кодификацию способов «заставлять говорить». Сочетание исповеди с обследованием, рассказ о самом себе с демонстрированием ряда знаков и симптомов, допускающих дешифровку, допрос, тщательно разработанный опросник, гипноз с вызыванием воспоминаний, свободные ассоциации. 2. Через постулат всеобщей и диффузной причинности. Наделение секса неиссякаемой и многообразной причинной силой. Предполагается, что события в сексуальном поведении, самые неприметные - будь то несчастный случай или отклонение, недостаток или излишество, - способны повлечь за собой самые разнообразные последствия на протяжении всей жизни. Нет такой болезни или физического расстройства, для которых ХIX в. не придумал бы сексуальную этиологию. От дурных привычек детей до чахотки взрослых, до нервных болезней и до вырождения отдельных рас - для всего этого медицина того времени соткала целую сеть сексуальной причинности. Принцип секса как «причины все и вся» - оправдание процедуры тотального, детального и постоянного признания. 3. Через принцип латентности, присущей сексуальности. Исследование не только того, что субъект в самом деле хотел бы скрыть, но и того, что скрыто от него самого. 4. Через метод интерпретации. Признание уже не доказательство, но знак, а сексуальность - нечто, подлежащее интерпретации. 5. Через медикализацию последствий признания. Область секса переводится из регистра вины и греха в регистр нормального и патологического; свойственная сексу патогенность; секс - как поле патологической неустойчивости, поверхность отражения для других заболеваний, очаг собственной нозографии: инстинкта, склонностей, образов, удовольствия, поведения. Признание получает теперь свой смысл и место в ряду медицинских вмешательств. Именно в этот момент произошло отделение медицины пола от общей медицины тела, обособление полового инстинкта, который даже без органических изменений может представлять собой конститутивные аномалии, приобретенные отклонения, хронические заболевания и патологические процессы. Индикатором этого процесса явилась «Сексуальная психопатия» Г. Каана, вышедшая в 1846 г.: с этих пор начинается относительная автономизация пола по отношению к телу, и, соответственно, появление медицины, которая для пола характерна. Медицина извращений и программы улучшения рода были двумя важнейшими инновациями в технологии секса второй половины ХIX в.. Особое значение в этом имела теория «дегенерации», определившая появление связки «извращение - наследственность - дегенерация». Особую роль в становлении сексологии занимает Отто Вейнингер, чьи идеи развивал Розанов и переводы которого внедрили в русскую культуру идею пола как определяющей детерминанты духовного строя. О. Вейнингер был вторым сыном живописца-ремесленника; родился он в Вене 3 апреля 1880 г. Это был веселый мальчик, охотно принимавший участие во всех детских играх. Очень рано в нем проявилось стремление к научному знанию. Еще в гимназии Вейнингер опередил своих сверстников, усидчиво занимаясь историей, литературой и философией. В то время он больше всего интересовался филологией и даже думал стать филологом. Он в совершенстве владел французским, английским и итальянским языками; без затруднения понимал также испанский и норвежский. Позднее, когда он стал посещать университет, в нем пробудилось влечение к естественным наукам и математике. Здесь же он стал особенно усердно заниматься философией, биологией, физиологией, физикой и математикой, не испытывая, однако, склонности к экспериментальным занятиям в лабораториях. При этом он отличался колоссальной работоспособностью. Высокий, худой, он обладал нервным характером. По рождению иудаист, Вейнингер принял протестантизм в день получения докторской степени (21 июля 1902 г.). «Пол и характер» был написан им в возрасте 22 лет. Основные положения книги предугадали многие направления последующей мысли: конституциональная бисексуальность, маскулинность, фемининность, увязывание их с личностными особенностями. Между тем, она изобиловала женоненавистническими и антисемитскими пассажами, в соответствии с которыми женщинам и иудейству было отказано в высокой духовности. Он не ожидал, что его «Пол и характер» произведет такое смятение. В определенных венских кругах он стал кумиром: появились кружки вейнингерианцев, несколько экзальтированных девушек Покончили с собой под влиянием книги, которая тем временем уже выдержала несколько переизданий. Именно эта книга послужила поводом для разрыва 3. Фрейда с Флиссом: Флисс обвинил Фрейда в том, что он «разгласил» через своего ученика Свободу, друга Вейнингера, его заветную идею о бисексуальности как основе человеческого существа, которая долгое время служила плацдармом особого взаимопонимания и интенсивного исследования. После выходя «Пола и характера» сам О. Вейнингер говорил: «То, что я открыл, никому не причинит столько боли, сколько мне самому.,. Книга эта означает смертный приговор, который предназначен или для самой книги, или для ее автора». Еще до выхода книги он помышлял о самоубийстве. Когда он окончательно решил покончить с собой, то покинул своих родителей и поселился в комнате дома, где умер Бетховен. Там он провел ночь, а рано утром 4 октября 1903 г. выстрелил себе в грудь. Ему было 23 года. Период сексологических знаний. Данный период определяет формирование естественно-научных представлений в сексологии. Концепция сексологии как науки со своими собственными правами была впервые предложена в 1907 г. берлинским дерматологом Иваном Блохом (1872-1922) в книге «Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре». Здесь он провозгласил создание новой «науки о поле», подчеркнув, что она должна синтезировать данные всех наук о человеке, включая общую биологию, антропологию, этиологию, философию, психологию, медицину и историю литературы и искусства. Его идея была вскоре подхвачена заинтересованными коллегами, в особенности Магнусом Гиршфельдом (1868-1935), который в 1908 г. выпустил первый в мире «Журнал Сексологии», в 1913 явился одним из создателей первого «Медицинского общества Сексологии», в 1918 основал в Берлине первый Институт Сексологии и, наконец, в 1921 также в Берлине провел первый Международный Конгресс Сексуальных реформ. В 1928 г. на съезде в Копенгагене была основана Всемирная лига сексуальных реформ, первыми президентами которой последовательно были X. Эллис, О. Форель и М. Гиршфельд. Как И. Блох, так и М. Гиршфельд полагали, что традиционные медицинские подходы к вопросам сексуальности были крайне ограничены. Только комбинация методов, взятых как из естественных, так и социальных наук могла охватить комплекс биосоциальных феноменов человеческого сексуального поведения, в связи с чем они ратовали за взаимодействие специалистов различных областей знания: медицины, биохимии, психологии, этнологии, истории, педагогики, криминологии, юриспруденции, филологии, истории искусств и др. В этот период определились и основные направления сексологии: 1) локализационистское; 2) энциклопедическое; 3) параметрическое. Каждое из этих направлений обязано своим возникновением ярким личностям, чьи работы, хотя и описаны достаточно подробно (см., например, И.С. Кон, 1993), требуют особого освещения, поскольку являются основой сегодняшних представлений и определяют идеологию современных исследований. Коротко остановимся на достижениях отдельных наиболее крупных ученых. Маргарет Мид (1935) нанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и женщины «от природы» созданы для определенных социальных ролей. Она написала об этом в книге «Пол и темперамент», в которой были представлены ее наблюдения жизни трех племен в Новой Гвинее. В начале исследования Мид была убеждена, что существуют некие коренные социальные различия между полами. Она восприняла идею, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия, поэтому представители каждого пола предназначены для неких ожиданий среды. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся «естественными» для каждого пола. Арапеши. Арапеши - миролюбивый народ, они почти ничего не знают о войне и проводят жизнь, занимаясь садоводством, охотой и воспитанием детей. Мужчины и женщины «объединяются ради общего дела, главным образом связанного с нежной заботой о детях, они лишены эгоизма и основной смысл своей жизни видят в воспитании следующего поколения». И мужчины, и женщины придают такое важное значение рождению детей, что выражение «родить ребенка» у арапешей употребляется одинаково по отношению к отцу и матери. Дети арапешей окружены покоем и гармонией и вырастают, чувствуя надежную защиту взрослых. Арапеши «считают, что и мужчинам, и женщинам присущи доброта, отзывчивость и стремление к сотрудничеству, они с готовностью заботятся о тех, кто моложе и слабее, и получают от этого наибольшее удовлетворение». Поскольку работа у арапешей делится поровну и почти никто не воюет, у них, по сути дела, нет необхо- димости выбирать лидеров. Лидеры нужны лишь для организации традиционных церемоний через каждые несколько лет. Никто не желает быть «большим человеком», который должен планировать, организовывать, хвалить и непосредственно проводить церемонию. Поэтому так трудно выбрать лидера. Несчастных молодых людей, избранных на эту роль, приучают быть более активными, чтобы справиться с возложенной на них задачей организации церемоний, которые подготавливают в течение нескольких лет. «Но как только его старший ребенок достигает зрелости, лидер имеет право уйти на отдых; ему больше не надо нервничать и кричать... Он может наслаждаться домашним покоем, воспитывать детей, выращивать цветы и устраивать браки своих детей». Если кто-нибудь скажет, что мужчина средних лет хорошо выглядит, арапеш обычно отвечает: «Хорошо выглядит? Да-а-а. Но вы бы на него посмотрели до рождения всех этих детей». Мундугуморы. Это племя охотников за головами животных представляет собой резкий контраст по сравнению с добродушными арапешами. У арапешей мужчины и женщины в одинаковой мере проявляют материнскую заботу о детях; мужчины и женщины племени мундугумор одинаково враждебны, подозрительны и жестоки по отношению друг к другу и своим детям. Враждебность внутри семьи усиливается под влиянием обычая, в соответствии с которым отцы вступают в брак со своими дочерьми, а матери - с сыновьями. Мужчина, может приобрести жену, продав свою сестру или дочь другому мужчине. Это способствует вражде между братьями и отцом и между самими братьями. Матери испытывают ревность к своим дочерям, поскольку они являются соперницами, которые могут быть проданы отцом. Как только женщина обнаруживает, что она беременна, возникает конфликт между ней и ее мужем, поскольку один из супругов приобретет соперника. «С момента рождения младенец из племени мундугумор вступает в крайне жесткий мир, где царят вражда и постоянные конфликты. И почти с самого рождения начинается подготовка ребенка к безрадостной жизни». Младенцев носят в жестких неудобных корзинах. Как только дети начинают ходить, они предоставлены самим себе. Матери бьют и ругают детей и почти не уделяют им внимания, разве что устанавливают для них определенные правила поведения. С самого начала жизнь детей наполнена отрицательным опытом, и этот негативизм омрачает их существование, когда они становятся взрослыми. Подобно арапешам, мундугуморы не приписывают одни личностные качества мужчине, а другие женщине. В этом обществе мужчины и женщины одинаково жестоки, ревнивы и агрессивны. Тчамбули. Этот народ, проживающий на берегу озера, совершенно не похож на два других племени. Подобно западным народам, они считают, что мужчины и женщины отличаются по темпераменту, однако их представления о сексуальных ролях по существу противоположны нашим стереотипам. Женщины племени тчамбули ведут все дела: ловят рыбу, занимаются ткачеством, торгуют, в то время как мужчины украшают себя, увлекаются любительским искусством и тратят время на обдумывание праздничных церемоний. Жилища здесь называют «домами женщин». В каждом доме проживают от двух до четырех семей, однако мужчины проводят время главным образом в своих собственных «ритуальных домах». Женщины вместе работают, готовят еду и с удо- вольствием общаются друг с другом, но среди мужчин царит атмосфера напряженности и недоверия. Женщины добродушно ладят с мужчинами, но относятся к ним скорее как к маленьким мальчикам, а не взрослым равноправным членам общества. Вывод М. Мид заключался в следующем: «Хотя в каждом обществе каким-то образом определены роли мужчин и женщин, это не обязательно означает наличие противоположностей между лицами обоих полов и отношений господства и подчинения между ними». В дальнейшем были выявлены и другие особенности сексуальных ролей. Например, у пигмеев племени мбути женщины не только занимаются охотой (что обычно считается уделом мужчин), но даже продолжают эту деятельность в период беременности и снова приступают к ней вскоре после родов. В племени йоруба (Нигерия) женщины активно участвуют в экономической жизни; во время переписи населения в 1960 г. было установлено, что почти четыре пятых опрошенных женщин работали в торговле и под их контролем находилось примерно две трети экономики. В древнем царстве Дагомея, где жили африканские амазонки, почти половину всех воинов составляли женщины. И недавно в странах совсем иного уровня развития женщины занимали важные посты в армии, например, в движении за освобождение Югославии во время второй мировой войны. В Израиле на военную службу призывают и мужчин, и женщин. Работы М. Мид показали, что половые различия так или иначе используются обществом как основа для дифференциации социальных ролей, однако существует почти бесконечное множество отклонений от общепринятых стереотипов, в связи с чем можно предположить, что сексуальные роли складываются скорее на основе культурных и социальных особенностей. Альфред Кинси (1894-1956) был по образованию биологом. Его заинтересованность сексуальной жизнью, как пишет И.С. Кон, возникла на чисто интеллектуальной основе. В 1938 г. студентки Индианского университета попросили администрацию организовать лекционный курс для старшекурсников, готовящихся вступить в брак. Курс этот, включавший биологические, социально-экономические, юридические и психологические аспекты брачно-семейных отношений, был поручен семи профессорам во главе с Кинси. Последний, к тому времени известный зоолог и автор популярного учебника биологии, обратил внимание на то, сколь скудной информацией располагает наука о биологии сексуального поведения людей и их различиях в разных обществах. Он стал вести доверительные беседы на эти темы со своими студентами, обобщая их мнения и опыт. Постепенно круг опрашиваемых расширяйся, а методика опроса совершенствовалась, отлившись в форму стандартизованного интервью, охватывающего полную историю сексуальной жизни респондента. С самого начала его деятельность встретила сильнейшее противодействие, услышав, чем занимается Кинси, многие коллеги перестали с ним здороваться. Уже в 1940 г. под давлением общественности ректор университета предложил Кинси отказаться либо от своего исследования, либо от лекционного курса по подготовке к браку. Кинси предпочел отказаться от лекций. Материальная поддержка со стороны Междисциплинарного комитета по исследованию сексуальных проблем, созданного в США в 1921 г., и фонда Рокфеллера позволила Кинси в 1941-1946 гг. взять несколько помощников и расширить свою работу. Подбор сотрудников оказался нелегким делом. Как вспоминал позднее один из сотрудников, Кинси нужны были люди с благополучной семейной жизнью и в то же время готовые проводить много времени в разъездах; люди с университетскими дипломами и докторскими степенями, вместе с тем умеющие разговаривать с представителями низших слоев общества; стопроцентные американцы, но начисто лишенные сексуальных предрассудков. В 1947 г. Кинси с сотрудниками организовал сексологический институт при Индианском университете. Ключевой своей задачей он считал объективное исследование сексуального поведения, прекрасно понимая, что люди сами могут не знать его мотивов или ошибаться в их объяснении. Однако он полагал, что при надлежащем подходе человек может откровенно рассказать о своих поступках, фактах своей сексуальной биографии, вплоть до самых интимных. Кинси мечтал собрать 100 тысяч сексуальных историй. Он успел провести около 19 тысяч интервью, каждое из которых содержало от 350 до 520 пунктов информации. Итогами этой титанической работы явился двухтомный труд «Сексуальное поведение мужчины» (1948) и «Сексуальное поведение женщины» (1953). Возможно, это был единственный случай в истории, чтобы два тома, состоявшие в основном из статистических таблиц, разошлись тиражом более 500 тысяч экземпляров. Публикация отчетов А. Кинси принесла ему всемирную славу, но одновременно вызвала публичный скандал. Американская таможня в 1950 г. начала конфисковывать адресованные институту Кинси эротические материалы. В 1954 г. на него обрушились маккартисты. По их требованию фонд Рокфеллера прекратил дальнейшее финансирование исследований, а публикации института были изъяты из военных библиотек. Комитет по расследованию антиамериканской деятельности, даже не выслушав Кинси и поддерживавших его ученых, постановил, что «исследования института ненаучны, их выводы оскорбляют население и продолжение его деятельности привело бы к ослаблению американской морали и способствовало бы коммунистическому перевороту». Кинси болезненно переживал эти нападки, но не прекращал работы. В 1956 г. он умер от сердечного приступа. Несмотря на очевидные недостатки исследования Кинси (например, преобладание в представленном материале людей интеллигентных профессий), его методология явились фундаментом подобных программ в других странах. Уильям Хауэлл Мастерс (род в 1915) по образованию врач-гинеколог, Мэри Вирджиния Джонсон-Мастерс (род в 1925) - психолог. Их совместная работа началась в 1954 г., с 1971 г. они состоят в браке, оба имеют детей от первых браков. До 1966 г., когда вышла их классическая работа «Человеческая сексуальная реакция», сексологическая клиника, как правило, имела дело только с одиночками. Врачи лечили мужчин «от импотенции», а женщин «от фригидности», давали консультации по вопросам половой жизни, но сексуальный партнер, супруг или супруга привлекались лишь эпизодически. О действительных психофизиологических реакциях на разных стадиях копулятивного цикла ученые могли судить почти исключительно по собственному опыту. Загадкой оставалась физиология особенно женского оргазма. О лабораторном исследовании полового акта мечтал уже А. Кинси.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.039 с.) |