Правовые основы охраны природы. Значение охраны природы для здоровья человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы охраны природы. Значение охраны природы для здоровья человека.



Охрана природных экосистем – совокупность мероприятий, направленных на поддержание природы планеты в состоянии, соответствующем эволюционному уровню биосферы, её живого вещества, а также человека. Формы природоохранной деятельности. Заповедник – охраняемая природная территория (акватория), на которой сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс – типичные или редкие ценные виды животных и растений. Главная задача заповедников – сохранение и восстановление природной системы, свойственной для данной местности. Земля в заповедниках изымается из хозяйственного пользования. В них запрещена всякая охота, ловля животных, пастьба скота, вырубка леса, сенокошение и т.д. Заказник – временно охраняемая природная территория, на которой сохраняют определённые виды растений и животных, геологические объекты и др. Хозяйственная деятельность на территории заказника допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам. Национальный парк Памятник природы Красная книга Правовые основы охраны природы. Правовой основой охраны природы являются Конституция РФ, международные договоры, законы об охране природы и основных компонентов окружающей природной среды, постановления законодательных учреждений разного уровня. Высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России имеет Конституция РФ. Ею закреплено право человека на благоприятную окружающую среду. Естественно, чтобы действенно пользоваться им, необходимо использовать право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42). Правила и принципы охраны природы выполняются людьми тогда, когда они имеют законодательный характер. В настоящее время действует Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (19 декабря 1991 г.). Основой его является признание природы и ее богатств «национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояния человека». В соответствии с законом 1991 г. оценка состояния окружающей природной среды, в том числе и в чрезвычайных экологических ситуациях, должна оцениваться как с позиций здоровья населения, так и состояния естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Основными задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются «регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящих и будущих поколений людей». В законе сформулированы экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам. Эти требования адресованы предприятиям, организациям, учреждениям, независимо от форм собственности и подчиненности, и отдельным гражданам. «В соответствии с законодательством РФ международные договоры имеют преимущественную силу по сравнению с внутренними государственными законами. Однако, чтобы международный договор имел юридическую силу в России, он не только должен быть подписан уполномоченными лицами, но и ратифицирован (одобрен) Федеральным Собранием РФ.
 (2 сайт) В Конституции РФ сфера взаимодействия общества и природы подразделяется на 3 группы отношений: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Природопользование заключается в использовании человеком окружающей его природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, культурно-оздоровительных потребностей. Под охраной окружающей природной среды понимается система мер, направленных на сохранение, улучшение природной среды, предотвращение и устранение врздных последствий хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение экологической безопасности согласно Закону РФ «О безопасности» представляет собой комплекс мероприятий по защите жизненно важных интересов человека от неблагоприятного воздействия окружающей его природной среды. Главным объектом обеспечения экологической безопасности является человек, его экологические, экономические, духовные интересы, генетический фонд.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» направлен на правовое регулирование природоохранительных отношений в области охраны, оздоровления и улучшения природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий хозяйственной и иной деятельности. Охрана и использование отдельных природных объектов составляют предмет правового регулирования отраслевого природноресурсного законодательства — земельного, о недрах, лесного, водного, о животном мире.

Субъектами природоохранительных отношений с одной стороны выступают предприятия, организации, граждане, иностранные юридические и финансовые лица, оказывающие или способные оказать своей деятельностью отрицательное воздействие на окружающую природную среду. С другой стороны — субъектами являются специально уполномоченные органы охраны окружающей природной среды (Минприрода РФ, Госкомсанэпиднадзор и др.).

 На первом месте среди полномочий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды стоит реализация государственной экологической политики посредством проведения организационных экологических и воспитательных акций. К мерам организационного характера относятся прежде всего обеспечение разработки и реализации государственных, межгосударственных и региональных экологических программ, а также подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии природной среды. Следует подчеркнуть, что сведения о загрязнении окружающей природной среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, и размерах причиненного при этом ущерба не могут представляться без ограничения заинтересованным организациям, юридическим и физическим лицам, общественным движениям, (см. Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 05.12.1991 г. №35).

Минприроды России является центральным органом Федеральной исполнительной власти, осуществляющим управление в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов. Оно не является хозяйственным министерством, не руководит природопользованием, а выполняет координационно-контрольные функции в качестве головного природоохранительного государственного органа. Основными формами проявления этой функции служат лицензирование, нормирование, лимитирование исполнения природных ресурсов, выбросов, сбросов, захоронения вредных веществ, управление средствами экологического фонда, предупреждение и пресечение нарушений экологического фонда, предупреждение и пресечение нарушений экологического законодательства, нормативов качества окружающей природной среды.

Одновременно полномочия в области охраны окружающей природной среды возложены и на ряд других федеральных министерств, госкомитетов, комитетов, служб и ведомств: МВД, Минсельхоз, Госатомсанэпиднадзор, Госгортехнадзор, ГКЧС, Геолком, Роскомзем и др. При этом координация взаимодействий указанных структур в области охраны окружающей природной среды осуществляется Минприроды России.

Принципы экологического права определяют основополагающие начала охраны окружающей среды. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон№ 7-ФЗ)

хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

- сохранение биологического разнообразия;

- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

-международное соотрудничество РФ в области охраны окружающей среды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.011 с.)