В трактовке ГК РФ аффилированность - отношения связанности, наличие или отсутствие которых определяется в соответствии С Законом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В трактовке ГК РФ аффилированность - отношения связанности, наличие или отсутствие которых определяется в соответствии С Законом.



Зафиксированному в ГК РФ понятию аффилированности предшествовало длительное обсуждение подходов к его легальному определению.

Так, в проекте федерального закона о внесении изменений в ГК РФ N 47538-6, который был принят 27 апреля 2012 г. Государственной Думой в первом чтении, предусматривалось закрепление развернутого понятия "аффилированность". Тем самым аффилированность, используемая в законодательстве о юридических лицах, оказывалась наконец-то "оторванной" от антимонопольной категории "группа лиц".

В определении аффилированности в редакции указанного законопроекта предусматривалась возможность не только прямого, но и косвенного контроля, а также совместного контроля с другими лицами, которая приводит к аффилированности, что в ситуации реально усложнившихся корпоративных связей было бы весьма актуальным.

В законопроекте аффилированность физического лица предлагалось устанавливать не только применительно к физическому лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью, - отсутствие такого положения, как известно, вызывает дискуссии среди специалистов и неоднозначное правоприменение <1>. Предлагалось априори признать наличие аффилированности между контролирующим (включая его аффилированных лиц) и подконтрольным лицом, а также между лицами, находящимися под общим контролем.

--------------------------------

<1> Несмотря на то что законодатель не допускает признания аффилированности применительно к физическому лицу, не осуществляющему предпринимательскую деятельность, в судебной практике физические лица признавались аффилированными между собой по критерию принадлежности к группе лиц. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22 марта 2012 г. по делу N А60-41550/2010-С4, в частности, указано, что гражданину не обязательно осуществлять предпринимательскую деятельность, чтобы быть признанным аффилированным лицом. Данная позиция поддерживается и нижестоящими судами (см., напр., Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11 февраля 2013 г. N А42-36/2012; ФАС Центрального округа от 23 июля 2012 г. N А68-3698/2011; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 г. N 17АП-1911/2013-ГК).

При этом есть и противоположная практика, когда физические лица не признавались аффилированными по отношению друг к другу, если хотя бы одно из них не является индивидуальным предпринимателем. Например, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2014 г. по делу N А66-15981/2013 отмечено: "У физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, не может быть аффилированных лиц, в том числе и среди физических лиц, состоящих с ним в родственных отношениях". См. также Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 января 2012 г. по делу N А33-4543/2011; ФАС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2010 г. по делу N А45-4654/2008.

 

Очень важно, что в концепции законопроекта определение аффилированности могло стать предметом судебного усмотрения, а не базироваться только на формальных критериях, которые, конечно же, не в состоянии учитывать все жизненные реалии. Действительно, аффилированность не исчерпывается перечнем определенных в законодательстве критериев, а зависит от фактических обстоятельств, от наличия реальных отношений экономической зависимости.

Так, судом могло быть признано отсутствие аффилированности между физическим лицом и его родственниками (подп. 2 п. 2 ст. 53.2 проекта изменений ГК РФ), если доказано, что они не имели фактической возможности оказывать влияние на деятельность соответствующего физического лица. Суд, напротив, признавался вправе констатировать наличие аффилированности между лицами, несмотря на отсутствие оснований, указанных в законе, в случае если будет доказано, что эти лица получили фактическую возможность влиять на юридическое лицо в результате их согласованных действий.

Однако в окончательный текст закона не вошли положения законопроекта об аффилированности, впрочем, как и об отношениях экономического контроля <1>. Одной из причин такого исхода явилось значительное сопротивление бизнес-сообщества введению оценочных норм, расширяющих пределы судебного усмотрения.

--------------------------------

<1> См. об этом подробно: Шиткина И.С. Вопросы корпоративного права в проекте федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ // Хозяйство и право. 2012. N 6.

 

Законом, в котором в текущий момент определяется аффилированность, по-прежнему является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <1> (далее - Закон о конкуренции 1991 г.).

--------------------------------

<1> С момента вступления в силу Закона о защите конкуренции Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" утратил силу, за исключением его отдельных положений, в том числе содержащих определение аффилированных лиц (см. ч. 1 ст. 53 Закона о защите конкуренции).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.004 с.)