Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кодекс поведения психодиагноста
К настоящему моменту в нашей стране еще не существует какого-либо общего этического кодекса для специалиста, осуществляющего психодиагностику. Однако, выделим следующие общие принципы, которым следует руководствоваться психодиагносту в своей профессиональной деятельности: 1) соблюдать благополучие опрашиваемого: стремиться не навредить ему своей профессиональной деятельностью; 2) обеспечивать безопасность опрашиваемого: необходимо соблюсти все меры предосторожности в целях обеспечения физической безопасности; 3) ответственность: объективность результатов исследования, честность, профессионализм, способность признавать и исправлять собственные ошибки; 4) следовать моральным, правовым, ценностным общественным нормам: отказаться навязывать свои ценности другим; 5) корректность и сдержанность при выполнении профессиональных задач: в работе важна истина, а не чувства и эмоции; 6) конфиденциальность, гарантия неразглашения информации об клиенте: ею должен обладать только тот, кто управомочен; 7) доверительные отношения с клиентом: психолог сообщает о цели обследования, дальнейшем использовании информации о нем и результатах исследования, возможных последствиях для обследуемого, в процессе психодиагностики специалист должен говорить правду, нельзя вводить клиента в заблуждение, обучать псевдознаниям; 8) качество используемых методик: необходимо критически относиться ко всем психодиагностическим материалам (инструментарию); 9) адресность психодиагностического заключения: в случае если оно подготовлено дня использования другими специалистами, то допустимо употребление профессиональной терминологии, в других случаях следует максимально адаптировать язык повествования; 10) полезность результатов исследования: заключение не должно быть "пустым", чересчур коротким или наоборот быть длинным и включать в себя большое количество третьестепенных сведений. В соответствии с интересами заказчика можно сделать акцент на рекомендации, либо на констатирующую часть заключения. Профессиональное поведение психолога-диагноста, в целом, должно соответствовать общим этическим принципам деятельности психолога. Рассмотрим правила применения методик в психодиагностике. Отметим, что в большинстве случаев сама по себе процедура оценки, вызывает большое напряжение у тестируемых. В таких условиях необходимо обратить внимание не минимизацию искажающего влияния эмоционального состояния на результаты исследования. Важно не потерять диагностически ценную информацию. Правила использования тестов в психодиагностике:
· Применению подлежат методики, хорошо обоснованные теоритически и практически проверенные практически; · Обязательно соблюдение профессиональной тайны с точки зрения технологии тестирования и результатов исследования; · Необходимо строить отношения с клиентом на партнерской основе. Нельзя злоупотреблять доверием тестируемого. Психолог обязательно предупреждает о том, как и кем будет использоваться диагностическая информация, также он должен создавать все условия для получения испытуемым информации по результатам тестирования; · Информацию о результатах исследования испытуемому необходимо предоставлять в позитивном виде, делать акценты на потенциальных возможностях клиента, избегать негативных оценочных суждений; · Психодиагностическая и аналитическая работа требует высокой профессиональной квалификации. Поэтому нельзя допускать к ней лиц, не прошедших специальное обучение, а так же лиц нарушающих нормы профессиональной этики. Рассмотрим основные правила, которых стоит придерживаться в целях создания благоприятной психологической атмосферы, уменьшения напряженности у клиента, получения достоверного результата при тестировании: · Дату и время обследования, его продолжительность сообщают испытуемому заранее; · Тестирование рекомендовано проводить в отдельном помещении, соблюдая необходимые санитарно-гигиенические нормы. А именно, площадь помещения на 1 испытуемого должна быть не менее 3 м3, в нем должна быть исправная вентиляция, окна, приятный интерьер и пр. Обследование осуществляется в условиях отсутствия телефонов и других отвлекающих факторов; · Перед началом тестирования следует установить психологический контакт с клиентом, продублировать время, необходимое для прохождения тестирования, сообщить об уверенности в способности испытуемого справиться с поставленной задачей. Необходимо напомнить, что полученная в рамках исследования информация имеет конфиденциальный характер, позволяет выявить потенциальные способности кандидата (в том числе и скрытые) и является не только основанием для кадрового решения о приеме на работу или отказе в этом, но и ресурсом организации мероприятий по профессиональной адаптации на новом рабочем месте;
· Испытуемому не рекомендуется сообщать о подробностях интерпретации результатов. Это может повлиять на степень их достоверности и способствовать обесцениванию тестов. По отношению к испытуемому необходимо занимать позицию партнера. · Правильным будет дать понять ему, что вы делаете с ним общее дело и заинтересованы в получении достоверной информации, а также вы будете благодарны за нее. Нельзя допускать взаимодействия с позиций силы, действовать характерно фразе: «Сейчас мы все про вас узнаем»; · Приветливость, вежливость, проявление готовности прийти на помощь в случае необходимости будут способствовать успешному проведению психологом обследования; · В случае длительного тестирования, через каждый час работы следует предусматривать 10-минутные перерывы; · В случае, если испытуемому интересны результаты обследования, психологу следует выразить готовность предоставить эту информацию заранее обговорив время, когда это можно будет сделать; · По завершении обследования психологу следует дать информацию о дальнейшем взаимодействии (сроки, форма и пр.). В заверении поблагодарите испытуемого за проделанную им работу и уделенное время. · Дополнительным источником информации об испытуемом, его индивидуальных психологических особенностей, могут стать поведение испытуемого во время выполнения тестов. Психологом-пользователем выступает лицо, имеющее психологическое образование, работающее по данному профилю специальности в исследовательских и практических подразделениях и использующее в своей профессиональной деятельности психодиагностические методики. Раскроем требования к психологу-пользователю методик психодиагностики. 1. Квалификация специалиста должна соответствовать той, которая указана в руководстве к методике. Такое требование направлено на защиту индивида от неправильного использования тестирования. Квалификация психолога-пользователя должна соответствовать типу методики. Например, при тестировании образовательных результатов нужна минимальная подготовка психолога, однако для целей правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных методик требуется относительно длительный период интенсивного обучения, а также наблюдения за процессом тестирования. Отметим, что обучающиеся, участвовавшие в учебном тестировании, зачастую не готовы к самостоятельному проведению такого тестирования или к верной интерпретации тестовых показателей. 2. Психолог оценивает уровень своей профессиональной компетентности и пределы своих средств, он не предлагает свои услуги и не использует методы, которые идут в разрез с профессиональными стандартами, установленными в конкретных областях исследования.
Психолог-пользователь должен обладать способностью правильно выбирать методику, в соответствии с поставленной перед ним задачей, компетентно оценить особенности обследуемого человека или всей выборки. Специалист несет полную ответственность за правильность применения теста, а главное - интерпретацию его результатов и соблюдение норм этики. 3. Важным принципом в работе психолога является: «не навреди». Зачастую это относится к сообщениям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Специалист должен соблюдать осторожность при выражении своего мнения, как в устной форме, так и в письменной. Психолог-пользователь обязан избегать субъективности, которое препятствует правильному суждению по отношению к испытуемым. Поведение также должно исключать любое возможное отрицательное воздействие на клиента. В процессе интерпретации полученных данных, психолог должен рассмотреть как наиболее вероятную, так и альтернативную диагностическую гипотезу. 4. Психолог-пользователь гарантирует тщательное соблюдение всех стандартных и специальных требований при использовании тестов. Он не имеет права отклоняться от стандартов в использовании методики, вносить какие-либо изменения в уже изданную методику, в том числе и заниматься распространением скорректированных инструктивных материалов. Модификация и адаптация тестов может проводиться лишь с согласия ее автора или организации, обладающей правом на данную методику. 5. Недопустимым является осуществление тестирование по средствам почтовых отправлений. Так, выполнение испытуемым каких-либо тестовых заданий не может быть правильно оценено при помощи бланков, которые высланы и обратно отправлены по почте. В таком случае полностью отсутствует контроль за соблюдением условий тестирования. Также такой формат предполагает интерпретацию показателей методики без привлечения необходимой для этого индивидуальной информации об опрашиваемом. При таких условиях результаты психодиагностики могут оказаться бесполезными, в противном случае - вредными. 6. В рамках своей профессиональной деятельности психолог опирается на накопленные знания и опыт, он самостоятельно принимает эффективное решение и несет личную ответственность. В случае сомнений и спорных моментах психолог должен проконсультироваться с экспертным сообществом в соответствующей области, а затем объективно рассмотреть полученные комментарии и рекомендации.
В случаях, когда обследуемый находится на лечении, результаты которого могут измениться после вмешательства психолога, последний может действовать исключительно при согласии лечащего врача. 7. Психолог-пользователь не обладает правом собирать статистические и психологические материалы по изданным методикам в целях публикации научных статей, а также для отсылки указанных материалов разработчикам используемых методик. Пользователями методик психодиагностики могут быть специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, инженеры, социологи, экономисты и пр. Такие специалисты обладают правом использовать исключительно некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные тесты, которые не требуют каких-либо специальных знаний при интерпретации результатов. Такими могут быть, например, тесты образовательных результатов, оценки профессиональных компетенций. Специалистами - не психологи не могут использовать методики, которые не обеспеченны однозначной стандартизированной инструкцией, высокими показателями надежности и валидности, требующими одновременного использования высокопрофессиональных экспертных методов. 8. Пользователь- не психолог обязан предварительно проконсультироваться с психологами-практиками, которые работают в данной отрасли. Необходимо уточнить, какие именно методики могут примяться для решения поставленных в исследовании задач. В случае, если при консультировании дается предупреждение пользователя о том, что правильное использование рассматриваемой методики требует общих знаний психодиагностики или специальной подготовки по использованию методики, то пользователь должен либо выбрать какую-либо другую методику, либо пройти специальную подготовку, также возможным является привлечение к проведению психодиагностики психолога, обладающего специальными знаниями, в противном случае следует отказаться от психодиагностического обследования. Пользователь, получивший доступ к методикам психодиагностики, автоматически берет на себя обязательства по соблюдению требований профессиональной тайны, соблюдает все этические нормы при проведении обследования по отношению к клиенту и третьим лицам. Зарубежный опыт работы психологов и специалистов в области психодиагностики свидетельствует о том, что при разработке, издании и использовании тестовых материалов можно столкнуться с многочисленными этическими проблемами. Американская психологическая ассоциация постоянно сталкивается с проблемами нормативно-правового регулирования практической деятельности психолога, в том числе и психодиагностической. Документы ассоциации в указанной сере многочисленны и постоянно актуализируются. Упомянем лишь основные проблемы, которые неоднократно обсуждались нашими зарубежными коллегами.
Несмотря на существование большого количества всевозможных тестов, все они должны соответствовать требованиям, которые в полной мере описаны в «Стандартах для психологических и образовательных тестов». Деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения». Каждый психолог и специалист, использующие тест должны располагать информацией о валидности и надежности используемой методики, ограничениях ее применения. Большое внимание следует уделять отбору тестов, а также правильной интерпретации полученных результатов. Все используемые диагностические инструменты должен соответствовать целям исследования. Профессиональные инструменты психодиагностики должны быть недоступны для всех желающих. Отдельные требования предъявляются к работе с компьютеризированными тестами. При таком обследовании всегда существует риск получения неточных результатов. Важно помнить, что тестирование на компьютере никогда не может быть проведено непосредственно испытуемым, без участия психолога. Не квалифицированность в применении таких методик способствует появлению у испытуемого ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях. Это может оказать психотравмирующее воздействие. Особенно важным является соблюдение конфиденциальности результатов тестирования. Специалист в сфере психодиагностики не просто работает с клиентом, он обладает широкими возможностями воздействия на него. Поэтому на его плечи возлагается огромная ответственность. Важно помнить, что результаты любого исследования в области психодиагностики всегда приобретают особый личностный смысл для клиента. Из чего вытекает основной принцип профессиональной этики психолога — не причинения морального ущерба личности. Дух «наклеивание ярлыков», предвзятое отношения к обследуемому должны быть чужды психодиагностическим исследованиям. Психодиагностику могут осуществлять исключительно специалисты, обладающие необходимым опытом профессиональной деятельности, а также имеющие соответствующую лицензию, при функционировании системы контроля за профессионально-этической деятельностью. В противном случае увеличивается возможность нанесения морального урона личности – с одной стороны, и происходит дискредитация психодиагностических исследований – с другой. Подводя итоги, отметим, что психодиагностическое обследование может значительно повлиять на судьбу человека, в связи с этим во всех странах, где психодиагностическая практика имеет широкое распространение и интенсивное развитие, она регламентируется этическими нормами. Например, общий профессионально-этический кодекс, либо специально разработанные профессионально-этические стандарты в области тестирования и психодиагностики. Психолог, в случае неправильного проведения обследования, полностью несет ответственность за причинение морального вреда клиенту, а также косвенного материального ущерба, в т. ч. ущерба для соматического и нервно-психического здоровья испытуемого. Судьба человека напрямую зависит от психодиагностики, в случае, когда на ее основе может ставиться медицинский или судебно-психологический диагноз испытуемому, осуществляется конкурсный отбор или прием на службу.
Контрольные вопросы 1. Почему психодиагносту следует соблюдать этические нормы поведения? 2. В чем заключается явление «контаминации»? 3. Какие принципы деятельности психодиагноста Вы считаете наиболее важными? 4. Почему квалификация психодиагноста должна соответствовать определенным требованиям? 5. Отличаются ли требования к разработчикам и пользователям психодиагностических тестов? 6. Чем обосновано внедрение стандартов психодиагностической практики? 7. Какие обязанности в области психодиагностики должны возлагаться на разработчика методики? 8. Следует ли публиковать в открытой печати методики и процедуры психологической диагностики? 9. От каких принципов этики психодиагностики Вы бы не хотели отступать никогда? 10. Какие правила использования тестов в психодиагностической деятельности следует тщательно контролировать?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.019 с.) |