Кодекс поведения психодиагноста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодекс поведения психодиагноста



К настоящему моменту в нашей стране еще не существует какого-либо общего этического кодекса для специалиста, осуществляющего психодиагностику. Однако, выделим следующие общие принципы, которым следует руководствоваться психодиагносту в своей профессиональной деятельности:

1) соблюдать благополучие опрашиваемого: стремиться не навредить ему своей профессиональной деятельностью;

2) обеспечивать безопасность опрашиваемого: необходимо соблюсти все меры предосторожности в целях обеспечения физической безопасности;

3) ответственность: объективность результатов исследования, честность, профессионализм, способность признавать и исправлять собственные ошибки;

4) следовать моральным, правовым, ценностным общественным нормам: отказаться навязывать свои ценности другим;

5) корректность и сдержанность при выполнении профессиональных задач: в работе важна истина, а не чувства и эмоции;

6) конфиденциальность, гарантия неразглашения информации об клиенте: ею должен обладать только тот, кто управомочен;

7) доверительные отношения с клиентом: психолог сообщает о цели обследования, дальнейшем использовании информации о нем и результатах исследования, возможных последствиях для обследуемого, в процессе психодиагностики специалист должен говорить правду, нельзя вводить клиента в заблуждение, обучать псевдознаниям;

8) качество используемых методик: необходимо критически относиться ко всем психодиагностическим материалам (инструментарию);

9) адресность психодиагностического заключения: в случае если оно подготовлено дня использования другими специалистами, то допустимо употребление профессиональной терминологии, в других случаях следует максимально адаптировать язык повествования;

10) полезность результатов исследования: заключение не должно быть "пустым", чересчур коротким или наоборот быть длинным и включать в себя большое количество третьестепенных сведений. В соответствии с интересами заказчика можно сделать акцент на рекомендации, либо на констатирующую часть заключения.

Профессиональное поведение психолога-диагноста, в целом, должно соответствовать общим этическим принципам деятельности психолога.

Рассмотрим правила применения методик в психодиагностике. Отметим, что в большинстве случаев сама по себе процедура оценки, вызывает большое напряжение у тестируемых. В таких условиях необходимо обратить внимание не минимизацию искажающего влияния эмоционального состояния на результаты исследования. Важно не потерять диагностически ценную информацию. Правила использования тестов в психодиагностике:

· Применению подлежат методики, хорошо обоснованные теоритически и практически проверенные практически;

· Обязательно соблюдение профессиональной тайны с точки зрения технологии тестирования и результатов исследования;

· Необходимо строить отношения с клиентом на партнерской основе. Нельзя злоупотреблять доверием тестируемого. Психолог обязательно предупреждает о том, как и кем будет использоваться диагностическая информация, также он должен создавать все условия для получения испытуемым информации по результатам тестирования;

· Информацию о результатах исследования испытуемому необходимо предоставлять в позитивном виде, делать акценты на потенциальных возможностях клиента, избегать негативных оценочных суждений;

· Психодиагностическая и аналитическая работа требует высокой профессиональной квалификации. Поэтому нельзя допускать к ней лиц, не прошедших специальное обучение, а так же лиц нарушающих нормы профессиональной этики.

Рассмотрим основные правила, которых стоит придерживаться в целях создания благоприятной психологической атмосферы, уменьшения напряженности у клиента, получения достоверного результата при тестировании:

· Дату и время обследования, его продолжительность сообщают испытуемому заранее;

· Тестирование рекомендовано проводить в отдельном помещении, соблюдая необходимые санитарно-гигиенические нормы. А именно, площадь помещения на 1 испытуемого должна быть не менее 3 м3, в нем должна быть исправная вентиляция, окна, приятный интерьер и пр. Обследование осуществляется в условиях отсутствия телефонов и других отвлекающих факторов;

· Перед началом тестирования следует установить психологический контакт с клиентом, продублировать время, необходимое для прохождения тестирования, сообщить об уверенности в способности испытуемого справиться с поставленной задачей. Необходимо напомнить, что полученная в рамках исследования информация имеет конфиденциальный характер, позволяет выявить потенциальные способности кандидата (в том числе и скрытые) и является не только основанием для кадрового решения о приеме на работу или отказе в этом, но и ресурсом организации мероприятий по профессиональной адаптации на новом рабочем месте;

· Испытуемому не рекомендуется сообщать о подробностях интерпретации результатов. Это может повлиять на степень их достоверности и способствовать обесцениванию тестов. По отношению к испытуемому необходимо занимать позицию партнера.

· Правильным будет дать понять ему, что вы делаете с ним общее дело и заинтересованы в получении достоверной информации, а также вы будете благодарны за нее. Нельзя допускать взаимодействия с позиций силы, действовать характерно фразе: «Сейчас мы все про вас узнаем»;

· Приветливость, вежливость, проявление готовности прийти на помощь в случае необходимости будут способствовать успешному проведению психологом обследования;

· В случае длительного тестирования, через каждый час работы следует предусматривать 10-минутные перерывы;

· В случае, если испытуемому интересны результаты обследования, психологу следует выразить готовность предоставить эту информацию заранее обговорив время, когда это можно будет сделать;

· По завершении обследования психологу следует дать информацию о дальнейшем взаимодействии (сроки, форма и пр.). В заверении поблагодарите испытуемого за проделанную им работу и уделенное время.

· Дополнительным источником информации об испытуемом, его индивидуальных психологических особенностей, могут стать поведение испытуемого во время выполнения тестов.

Психологом-пользователем выступает лицо, имеющее психологическое об­разование, работающее по данному профилю специаль­ности в исследовательских и практиче­ских подразделениях и использующее в сво­ей профессиональной деятельности психодиагностические мето­дики.

Раскроем требования к психологу-пользователю методик психодиагностики.

1. Квалификация специалиста должна соответствовать той, которая указана в руководстве к методике.

Такое требование направлено на защиту индивида от непра­вильного использования тестирования. Квали­фикация психолога-пользователя должна соответ­ствовать типу методики. Например, при тестировании образовательных результатов нужна минимальная подготовка психолога, однако для целей правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства лично­стных методик требуется относительно дли­тельный период интенсивного обучения, а также наблюдения за процессом тестирования. Отметим, что обучающиеся, участвовавшие в учеб­ном тестировании, зачастую не готовы к са­мостоятельному проведению такого тестирования или к верной интерпретации тестовых по­казателей.

2. Психолог оценивает уровень своей профессиональной компетентности и пределы своих средств, он не предлагает свои услуги и не использует методы, которые идут в разрез с профессиональными стан­дартами, установленными в конкретных об­ластях исследования.

Психолог-пользователь должен обладать способностью правильно выбирать методику, в соответствии с поставленной перед ним задачей, компетентно оценить особенности обследуемого человека или всей выборки. Специалист несет полную ответствен­ность за правильность применения теста, а главное - интерпретацию его результатов и соблюдение норм этики.

3. Важным принципом в работе психолога является: «не на­вреди». Зачастую это относится к сообщениям как обращенным к испытуе­мому, так и о нем. Специалист должен соблюдать осторожность при выражении своего мнения, как в устной форме, так и в письменной. Психолог-пользователь обязан избегать субъективности, которое препят­ствует правильному суждению по отно­шению к испытуемым. Поведение также должно исключать любое возможное отрицательное воздей­ствие на клиента. В процессе интерпретации полученных данных, психолог должен рассмотреть как наиболее вероятную, так и альтернативную ди­агностическую гипотезу.

4. Психолог-пользователь гарантирует тщательное соблюдение всех стандартных и специальных требований при использовании тестов. Он не имеет права отклонять­ся от стандартов в использовании методи­ки, вносить какие-либо изменения в уже изданную методику, в том числе и заниматься распространением скорректиро­ванных инструктивных материалов. Модификация и адаптация тестов может проводиться лишь с согласия ее автора или организации, обладающей правом на данную методику.

5. Недопустимым является осуществление тестирование по средствам почтовых отправлений. Так, выполнение испытуемым каких-либо тестовых заданий не может быть правильно оценено при помощи бланков, которые высланы и обратно отправлены по почте. В таком случае полностью отсутствует контроль за соблюдением условий тести­рования. Также такой формат предполагает интерпре­тацию показателей методики без привле­чения необходимой для этого индивидуальной информации об опрашиваемом. При таких условиях ре­зультаты психодиагностики могут оказаться бесполез­ными, в противном случае - вредными.

6. В рамках своей профессиональной дея­тельности психолог опирается на накопленные знания и опыт, он самостоятельно при­нимает эффективное решение и несет личную от­ветственность. В случае сомнений и спорных моментах психолог должен проконсультиро­ваться с экспертным сообществом в соответствующей области, а затем объективно рассмотреть полу­ченные комментарии и рекомендации.

В случаях, когда обследуемый находится на лечении, ре­зультаты которого могут измениться после вмешательства психолога, последний может действовать исключительно при со­гласии лечащего врача.

7. Психолог-пользователь не обладает правом собирать статистические и психологические материалы по изданным методикам в целях публикации научных статей, а также для от­сылки указанных материалов разработчикам используемых методик.

Пользователями методик психодиагностики могут быть специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, ин­женеры, социологи, экономисты и пр. Такие специалисты обладают правом использовать исключительно некоторые, хо­рошо теоретически и психометрически обоснованные тесты, которые не требуют каких-либо специальных знаний при интерпретации результатов. Такими могут быть, например, тесты образовательных результатов, оценки профессиональных компетенций. Специалистами - не психологи не могут использовать методики, которые не обеспеченны од­нозначной стандартизированной инструкцией, высокими показателями надежности и валидности, требующими одновременного использования высокопрофессиональных экспертных методов.

8. Пользователь- не психолог обязан предварительно проконсультироваться с психологами-практиками, которые работают в данной отрасли. Необходимо уточнить, какие имен­но методики могут примяться для ре­шения поставленных в исследовании задач. В случае, если при консультировании дается предупреждение пользователя о том, что правильное использование рассматриваемой методики тре­бует общих знаний психодиагностики или специальной подготовки по использованию методики, то пользователь должен либо выбрать какую-либо другую методику, либо прой­ти специальную подготовку, также возможным является привлечение к проведению психодиагностики психолога, обладающего специальными знаниями, в противном случае следует отказаться от психодиагностического обследования.

Пользователь, получивший доступ к методикам психодиагностики, авто­матически берет на себя обязательства по соблюдению требований профессиональной тайны, соблюдает все этические нормы при проведении обследования по отношению к клиенту и третьим лицам.

Зарубежный опыт работы психологов и специалистов в области психодиагностики свидетельствует о том, что при разработке, издании и использовании тестовых материалов можно столкнуться с многочисленными этическими проблемами. Американская психологическая ассоциация постоянно сталкивается с проблемами нормативно-правового регулирования практической деятельности психолога, в том числе и психодиагностической. Документы ассоциации в указанной сере многочисленны и постоянно актуализируются. Упомянем лишь основные проблемы, которые неоднократно обсуждались нашими зарубежными коллегами.

Несмотря на существование большого количества всевозможных тестов, все они должны соответствовать требованиям, которые в полной мере описаны в «Стандартах для психологических и образовательных тестов». Деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения». Каждый психолог и специалист, использующие тест должны располагать информацией о валидности и надежности используемой методики, ограничениях ее применения. Большое внимание следует уделять отбору тестов, а также правильной интерпретации полученных результатов. Все используемые диагностические инструменты должен соответствовать целям исследования. Профессиональные инструменты психодиагностики должны быть недоступны для всех желающих.

Отдельные требования предъявляются к работе с компьютеризированными тестами. При таком обследовании всегда существует риск получения неточных результатов. Важно помнить, что тестирование на компьютере никогда не может быть проведено непосредственно испытуемым, без участия психолога. Не квалифицированность в применении таких методик способствует появлению у испытуемого ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях. Это может оказать психотравмирующее воздействие. Особенно важным является соблюдение конфиденциальности результатов тестирования.

Специалист в сфере психодиагностики не просто работает с клиентом, он обладает широкими возможностями воздействия на него. Поэтому на его плечи возлагается огромная ответственность. Важно помнить, что результаты любого исследования в области психодиагностики всегда приобретают особый личностный смысл для клиента. Из чего вытекает основной принцип профессиональной этики психолога — не причинения морального ущерба личности. Дух «наклеивание ярлыков», предвзятое отношения к обследуемому должны быть чужды психодиагностическим исследованиям.

 Психодиагностику могут осуществлять исключительно специалисты, обладающие необходимым опытом профессиональной деятельности, а также имеющие соответствующую лицензию, при функционировании системы контроля за профессионально-этической деятельностью. В противном случае увеличивается возможность нанесения морального урона личности – с одной стороны, и происходит дискредитация психодиагностических исследований – с другой.

Подводя итоги, отметим, что психодиагностическое обследование может значительно повлиять на судьбу человека, в связи с этим во всех странах, где психодиагностическая практика имеет широкое распространение и интенсивное развитие, она регламентируется этическими нормами. Например, общий профессионально-этический кодекс, либо специально разработанные профессионально-этические стандарты в области тестирования и психодиагностики. Психолог, в случае неправильного проведения обследования, полностью несет ответственность за причинение морального вреда клиенту, а также косвенного материального ущерба, в т. ч. ущерба для соматического и нервно-психического здоровья испытуемого. Судьба человека напрямую зависит от психодиагностики, в случае, когда на ее основе может ставиться медицинский или судебно-психологический диагноз испытуемому, осуществляется конкурсный отбор или прием на службу.

 

Контрольные вопросы

1. Почему психодиагносту следует соблюдать этические нормы поведения?

2. В чем заключается явление «контаминации»?

3. Какие принципы деятельности психодиагноста Вы считаете наиболее важными?

4. Почему квалификация психодиагноста должна соответствовать определенным требованиям?

5. Отличаются ли требования к разработчикам и пользователям психодиагностических тестов?

6. Чем обосновано внедрение стандартов психодиагностической практики?

7. Какие обязанности в области психодиагностики должны возлагаться на разработчика методики?

8. Следует ли публиковать в открытой печати методики и процедуры психологической диагностики?

9. От каких принципов этики психодиагностики Вы бы не хотели отступать никогда?

10. Какие правила использования тестов в психодиагностической деятельности следует тщательно контролировать?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.019 с.)