Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок возмещения работником ущерба.
Работник, причинивший ущерб, может его добровольно возместить полностью или частично, может с согласия администрации передать в возмещение ущерба равноценное имущество или исправить повреждение. По соглашению сторон возмещение ущерба возможно с рассрочкой по письменному обязательству работника. Если возмещение ущерба не превышает среднемесячного заработка работника, то удержание производиться по приказу администрации, а с руководителя предприятия, учреждения, организации и их заместителей – по распоряжению вышестоящего руководителя организации. Это распоряжение должно быть сделано не позднее месячного срока со дня окончательного установления работодателем размера ущерба. В остальных случаях и когда работник не согласен добровольно возместить ущерб, его взыскание производиться через суд. Если работник не согласен с производственным вычетом и его размером, то он может оспорить распоряжение в комиссии по трудовым спорам. Независимо от вида и предела ответственности, если нарушен порядок удержания комиссия по трудовым спорам принимает решение о возврате незаконно удержанных сумм. В остальных случаях работодатель предъявляет иск в суд. Суд при рассмотрении спора о материальной ответственности работника может учесть степень его вины, конкретные обстоятельства и его материальное положение и уменьшить размер ущерба, подлежащий возмещению, но только если ущерб не причинен корыстным преступлением, например хищением. Суд в праве утвердить мировое соглашение о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию. Прекращение трудовых отношений поле причинения вреда не влечет за собой освобождение стороны трудового договора от материальной ответственности по трудовому праву. Таким образом, интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов. В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослабление их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел в судах. Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие.
Вопросы для самопроверки: 1. Дайте понятие материальной ответственности. 2. Дайте понятие коллективной ответственности. 3. Охарактеризуйте порядок возмещения работником ущерба. 4. Назовите условия привлечения работников к материальной ответственности. Литература: Трудовой кодекс РБ 2013г. Комментарий к трудовому кодексу Трудовое право Греченков А.А.2013г.
Тема 21.Охрана труда. Программное содержание Понятие охраны труда. Организация охраны труда. Служба охраны труда. Нормативно правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны труда. Аттестация рабочих мест Методические указания Охрана труда – система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. В ст.221 Трудового кодекса определено, что требования по охране труда – нормативные предписания, направленные на сохранение жизни и здоровья, работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в нормативно-правовых актах, в том числе технических нормативно-правовых документов. В правовой доктрине понятие труда употребляется в узком и широком смыслах: 1) в широком смысле в охрану труда включаются все нормы трудового права, т.к. они призваны охранять труд работников; 2) в узком смысле – система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в их трудовой деятельности, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда. Вся система правовых мероприятий представляет собой институты охраны труда в трудовом праве. В институте охраны труда конкретизируется основной принцип трудового права об обеспечении охраны труда и субъективные права работника и его правовые гарантии.
Институт охраны труда включает в себя: 1) правила и нормы по охране и безопасности труда: межотраслевые и отраслевые; 2) санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы; 3) государственные стандарты системы безопасности труда; 4) строительные нормы; 5) социальные нормы и правила по охране труда женщин, подростков и лиц пониженной трудоспособности; 6) нормы, регулирующие деятельность государственного надзора и общественного контроля в области оплаты труда работающих 7) положения и инструкции. Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение: 1 .Социальное значение – она охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей: • направлена на сохранение его работоспособности и трудового долголетия • способствует культурно-техническому росту • способствует гуманизации труда 2. Экономическое значение: • способствует росту производительности труда работников, росту производства и экономики; • способствует экономии фонда социального страхования и сокращению потерь рабочего времени; Правовое значение • способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнских функций, психофизических особенностей подростков и трудоспособности инвалидов. Правовой статус гражданина включает его основное право на охрану труда и юридические гарантии не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу. Вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с нанимателем, а также социально-партнерские отношения на государственном, отраслевом и местном уровнях. Охрана труда – важнейший элемент трудового отношения работника с нанимателем, по которому наниматель должен обеспечить охрану труда на рабочем месте. Цель государственного управления в области охраны труд а – создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Постановлением Совмина РБ №904 от 16.08.2005г. утверждена концепция государственного управления охраны труда в Республике Беларусь. В концепции даны определения терминов: 1) государственного управления охраны труда 2) субъекты государственного управления и другие. Государственного управления охраны труда – деятельность субъектов о государственного управления охраны труда, направленная на реализацию конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда. Согласно ст.221 Трудового кодекса государственное управление осуществляется на: 1) республиканском уровне правительством Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции; 2) на отраслевом уровне республиканскими органами государственного управления и другими органами, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь; 3) на территориальном уровне местными исполнительными распорядительными органами. Правовой основой организации работы по охране труда является конституция Республики Беларусь. Гражданам Республики Беларусь гарантируется: 1. Право на здоровые безопасные условия труда (ст.41)
2. Право на охрану здоровья (ст.45) Нормативно правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны труда: 1) Трудовой кодекс 2) Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» от 15.06.1993г. с изменениями и дополнениями – определяет обязанности и ответственность граждан; 3) Органами государственного управления, руководителей и должностных лиц, работников и граждан по вопросам пожарной безопасности, права и функции органов государственного управления по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности; 4) Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31.01.1995г. – в рамках общих вопросов страхование граждан предусматривает вопросы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 5) Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23.11.1993г. – устанавливает правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 6)Иные нормативно правовые акты: правила по охране труда, ССБТ, строительные нормы и привила, акты по гигиене труда и производственной санитарии, правила безопасности ядерной, лазерной, пожарной электробезопасности, локальные нормативно правовые акты, принятые в соответствии с законодательством с целью применения их у конкретного нанимателя (коллективные договора, соглашения, инструкции по охране труда). Организация охраны труда в организации начинается с ее планирования и финансирования. Планирование осуществляется по средствам составления комплексных планов улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Эти планы выносятся на обсуждение и одобрение трудового коллектива, а затем корректируются и вносятся в коллективный договор и соглашение. Для проведения этих мероприятий выделяют материалы и средства. Расходование этих средств на другое запрещается. Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется организациями за счет цеховых и общепроизводственных расходов, сметы расходов бюджетных организаций, если мероприятие носит некапитальный характер, то из амортизационного фонда, предназначенного на капремонт, банковского кредита государственных капитальных вложений.
Служба охраны труда. В целях организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку. Должность специалиста по охране труда в производственной сфере вводится при численности свыше 100 человек, в других отраслях свыше 200 человек. Структура и состав службы по охране труда устанавливается от численности рабочих, характера и степени производства. Служба подчиняется непосредственно руководителю, заму и приравненным к основным производственно-техническим службам. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагается на нанимателя. В соответствии со ст.226 Трудового кодекса наниматель обязан обеспечить: 1) безопасность при эксплуатации территории; 2) эффективную эксплуатацию защитных средств; 3) условия труда на рабочем месте должны соответствовать требованиям техники безопасности и санитарии, режим труда и отдыха работника; 4) организацию медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников; 5) проведение медицинского осмотра; 6) информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте; 7) проведение аттестации рабочих мест; 8) подготовку/переподготовку, инструктаж по вопросам охраны труда, расследование несчастных случаев; 9) пропаганда и внедрение опыта безопасных методов труда; 10) беспрепятственный допуск лиц, ответственных за организацию охраны труда. Другие представители нанимателя несут ответственность за состояние условий и охрану труда в соответствии с должностными обязанностями. Важной обязанностью нанимателя является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов рабочей среды и трудового процесса, воздействующих на здоровье и трудоспособность человека в процессе трудовой деятельности. Этот порядок утвержден еще кабинетом министров 2 августа 1995г. №408 с изменениями и дополнениями от 26 мая 2006г. №80. Основная цель аттестации заключается в регулировании отношений между нанимателем и рабочими по реализации права на здоровые и безопасные условия труда, а также регулирования отношений между государством и нанимателем в части достижения оптимальных условий труда на предприятии. Аттестация проводится комиссией, ее состав и полномочия определяются приказом. Периодичность 1 раз в 5 лет. Внеочередная аттестация проводится по инициативе работника, нанимателя, профсоюза, государственной экспертизы условий труда и характера труда при реконструкции предприятия, внедрения новых технологий и при улучшении условий труда за счет организационно-технических мероприятий. По результатам аттестации составляются списки №1 и №2 и составляется перечень рабочих мест, на которых подтверждаются особые условия труда.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.017 с.) |