Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тактика поведения в конфликте
Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо. «ИЗБЕГАЮЩИЙ КОНФЛИКТА» Оценка результатов 8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4–7 баллов – средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1–3 балла – тенденция не выражена. «ДЕЙСТВУЮЩИЙ НАПРОЛОМ»
Оценка результатов 8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом; 4–7 баллов – показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом; 1–3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена. Тест1. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт. Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек. В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет. Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг). Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: Компромисс – 2; Уход – 3; Настойчивость – 4; Сотрудничество – 1; Приспособление – 5. Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.
Тест 2. Опросник Томаса Предлагаемый тест поможет вам выявить формы своего поведения, используемые вами в конфликтных ситуациях. Перед вами 30 вариантов утверждений, каждый из которых имеет две разновидности ответов – «А» и «Б». Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите то утверждение («А» или «Б»), которое в наибольшей степени соответствует вашему поведению в ситуациях конфликта, отметив их в опросном листе теста. 1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. 3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека. 5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. А) Я пытаюсь избежать неприятностей. Б) Я стараюсь добиться своего. 7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего. 8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я первым стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего. Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. 12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу. 13. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. 15. А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. Б) Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать напряжения. 16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. 19. А) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно. 20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому. Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека. Б) Я всегда отстаиваю свою позицию. 23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисса. 25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию. Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 27. А) Зачастую я стремлюсь избежать споров. Б) Если это сделает другого человека более счастливым, я дам ему такую возможность настоять на своем. 28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 29. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. Ключ к тесту
Для определения собственного стиля поведения в конфликте необходимо посчитать сумму ответов (один любой ответ дает один балл) по каждому стилю (столбцу) и построить график своего поведения. ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ 1 ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ. ИНСТРУКЦИЯ: подчеркните правильный ответ 1. ОСНОВНЫМИ МОДЕЛЯМИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ ЯВЛЯЮТСЯ: 1) конструктивная; рациональная; деструктивная; 2) компромисс; борьба; сотрудничество; 3) рациональная; иррациональная; конформистская; 4) конструктивная; деструктивная; конформистская; 5) борьба; уступка; компромисс.
2. КЕМ ИЗ УЧЕНЫХ РАЗРАБОТАНА ДВУХМЕРНАЯ МОДЕЛЬСТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ: 1) Дж Скотт и М. Дойч; 2) Р. Фишером и У. Юли; 3) К. Томасом и Р. Килменом; 4) Д. Скотт и Ч. Ликсоном; 5) Х. Корнелиус и Ш. Фэйр. 3. СКОЛЬКО СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ В ДВУХМЕРНОЙ МОДЕЛИ: 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5. 4. КАКОЕ ИЗ СОЧЕТАНИЙ ПРИВОДИМЫХ ПОНЯТИЙ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К СТРАТЕГИЯМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ: 1) компромисс; критика; борьба; 2) уступка; уход; сотрудничество; 3) борьба; уход; убеждение; 4) сотрудничество; консенсус; уступка; 5) соглашение; сотрудничество; убеждение. 5. КАКИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИСУЩИ КОНСТРУКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: 1) стремится уладить конфликт; проявляет выдержку и самообладание; уходит от острых вопросов; 2) доброжелательно относится к сопернику; стремится уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне; 3) стремится к победе в конфликте; отличается выдержкой и самообладанием; непоследователен в оценках, суждениях; 4) не проявляет активности; уходит от острых вопросов; отказывается от компромисса; 5) стремится уладить конфликт; доброжелательно относится к сопернику; уходит от острых вопросов. 6. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ: ХОЧЕТ БЫТЬ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ; ХОРОШО ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К РАЗЛИЧНЫМ СИТУАЦИЯМ; ПЛАНИРОВАНИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕТ СИТУАТИВНО; КРОПОТЛИВОЙ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ИЗБЕГАЕТ 1) ригидный тип; 2) неуправляемый тип; 3) демонстративный тип; 4) сверхточный тип; 5) «бесконфликтный тип». 7. КАКИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТКИ ПРИСУЩИ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ РИГИДНОГО ТИПА: 1) хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование осуществляет стихийно; 2) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и другим людям; подозрителен; 3) ведет себя вызывающе, агрессивно; подозрителен; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; 4) обладает завышенной самооценкой; подозрителен; прямолинеен и негибок; 5) отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся; обладает завышенной самооценкой; несамокритичен. 8. КАКОЕ СОЧЕТАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИСУЩЕ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ «БЕСКОНФЛИКТНОГО ТИПА»: 1) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;
2) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив; 3) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен; 4) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью; 5) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению. 9. КАКОЕ СОЧЕТАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИСУЩЕ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ «НЕУПРАВЛЯЕМОГО ТИПА»: 1) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение; 2) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив; 3) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен; 4) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью; 5) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению. 10. КАКОЕ СОЧЕТАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИСУЩЕ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ «СВЕРХТОЧНОГО ТИПА»: 1) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение; 2) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив; 3) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен; 4) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью; 5) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.
Литература. 1. Анцупов А. Я. Конфликтология: [учебник для студентов вузов] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2008. 2. Берон Роберт. Социальная психология группы: Процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2003. 3. Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Альма Матер, 2006. 4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. М. Емельянов - СПб.: Питер, 2003. 5. Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие [для студентов вузов] / Российская Академия образования; Московский психолого-социальный институт; сост. Н. И. Леонов; [гл. ред. Н. И. Фельдштейн] - М.: МПСИ, 2005. 6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Просвещение, 2006. 7. Попова О.В. Методология регулирования конфликтов в государственной службе // Образование и общество. – 2006. – № 1. 8. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учебное пособие для [студентов] высшей школы / С. В. Тетерский. - М.: Академический Проект, 2006 - 494 с. 9. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта: Описание и анализ конфликта. Модели разрешения конфликта. Технологии переговорного процесса. Тренировка переговоров: Учебное пособие для студентов вузов / Б. И. Хасан. - СПб.: Питер, 2003.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.048 с.) |