Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика. Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика. Средства связи предложений в тексте. Чтобы выполнить 25 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте. Средствами связи предложения служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция. ↑ Формулировка задания
↑ Алгоритм выполнения 1) Внимательно прочитайте задание. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ", то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ И ", то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом. 2) Внимательно прочитайте фрагмент текста. 3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения. 4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.
↑ Теория для задания 25
Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении. В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени) Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике
Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим. Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор. Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен… В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать… Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.
Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями:
Лексические · Слова одной и той же тематической группы · Повторы слов · Синонимы (в том числе контекстные) · Антонимы (в том числе контекстные)
Морфологические · Сочинительные союзы · Местоимения (личные, указательные и притяжательные) · Числительные (порядковые и собирательные) · Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях) · Видовременные формы глаголов Синтаксические средства: · Порядок слов · Параллелизм строения предложений · Использование вводных слов и словосочетаний · Парцелляция
↑ Лексические средства
Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения. Пример: Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора. Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания. Примеры: Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе.
Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта. Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения. Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению. Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.). Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте. Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др. Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.
↑ Морфологические средства связи
Сочинительные союзы Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и) Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то) Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же) Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько) Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем) Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))
Местоимения В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения. Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах). Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах). Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах) Примеры: Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей. Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.
Порядок слов Обычно рема первого предложения становится темой последующих. Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать (Д. Лихачёв) Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца. Синтаксический параллелизм - схожее строение рядом стоящих предложений. Пример: Использование вводных слов и словосочетаний
Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др) Лексические средства связи
Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика.
Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика. Средства связи предложений в тексте. Чтобы выполнить 25 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте. Средствами связи предложения служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция. ↑ Формулировка задания
↑ Алгоритм выполнения 1) Внимательно прочитайте задание. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ", то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ И ", то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом. 2) Внимательно прочитайте фрагмент текста. 3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения. 4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.
↑ Теория для задания 25
Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении. В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени) Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим.
Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор. Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен… В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать… Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.
Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями:
Лексические · Слова одной и той же тематической группы · Повторы слов · Синонимы (в том числе контекстные) · Антонимы (в том числе контекстные)
Морфологические · Сочинительные союзы · Местоимения (личные, указательные и притяжательные) · Числительные (порядковые и собирательные) · Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях) · Видовременные формы глаголов Синтаксические средства: · Порядок слов · Параллелизм строения предложений · Использование вводных слов и словосочетаний · Парцелляция
↑ Лексические средства
Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения. Пример: Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора. Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания. Примеры: Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе. Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта. Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения. Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению. Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.). Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте. Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др. Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.
↑ Морфологические средства связи
Сочинительные союзы Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и) Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то) Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же)
Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько) Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем) Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))
Местоимения В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения. Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах). Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах). Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах) Примеры: Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей. Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.233.222 (0.082 с.) |