Методические указания к курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к курсу



Методические указания к курсу

ВВЕДЕНИЕ В НЕКЛАССИЧЕСКУЮ ЭСТЕТИКУ

Все материалы, необходимые для занятия, можно также найти в группе Вконтакте “Введение в неклассическую эстетику»: https://vk.com/club155954652

 

Занятия 1–2. Что такое эстетика?

I. Подготовьте ответы на вопросы по книге: Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. М,: Высш. шк., 2002. С. 12 – 66.

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/4b8cda545f9068c10db0b74625af098293ef7fa1.pdf

1. Как на протяжении истории менялись предмет и задачи эстетики? Какие идеи привнесли в эстетику философы и художники?

2. Как очерчивает круг интересов эстетики Ю. Борев?

3. Каковы функции эстетики по отношению к искусству?

4. В каком соотношении находятся категории «прекрасное» и «эстетическое»?

5. Какова познавательная продуктивность категории «эстетическое»?

6. Каковы особенности предметной сферы и функций проблемных разновидностей эстетики? Дайте краткие характеристики эстетике действительности, эстетике искусства, теоретико-информативной эстетике, рецептивной эстетике, индустриальной эстетике, практической эстетике.

7. В каких формах протекает эстетическая деятельность? Как соотносятся эстетическое и художественное?

8. Согласны ли вы с Ю. Боревым в том, как он определяет понятия «Эстетический вкус» и «эстетический идеал»?

9. Каковы основания для выстраивания моделей эстетического как метакатегории? Охарактеризуйте кратко объективно-идеалистическую, персоналистскую, дуалистическую, материалистическую, общественную модели эстетического.

10. Дайте краткую характеристику различным подходам к категории прекрасного у древних египтян, натурфилософов, пифагорейцев, досократиков, Платона, Аристотеля, Плотина, мыслителей Средних веков, гуманистов Возрождения, классицистов, немецких философов, философов XX в.

11. Проследите историю категорий возвышенного, трагического, комического, ужасного, безобразного, низменного, хаотического. 

12. Используя иллюстрации, разберите, как работают вышеозначенные категории в «классическом» и «неклассическом» искусстве, в «классическом» и «неклассическом» понимании эстетического.

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/a924a6f914996695ceb1711e57146f8c360b5eb8.zip

 

 

Занятие 3. Феноменологическая эстетика Р. Ингардена.

Ответьте на вопросы по книге: Ингарден Р. Исследования по эстетике/ Перевод с польского А. Ермилова и Б. Федорова. М.: Издательство Иностранной литературы, 1962.

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/a630790f3f8b758a21a9cdf57da3d1918c16f2fa.pdf

 

0. Почему эстетику Р. Ингардена называют феноменологической и рецептивной?

I. С. 21–123.

1. Что понимает Ингарден под двумерностью структуры литературного произведения?

2. Как Ингарден расширяет понятие «вид»? Как «вид» работает в литературном произведении?

3. Что понимается под многослойностью произведения? Поясните высказвание: «Многослойность произведения и последовательная очередность отдельных его фаз тесно друг с другом связаны и по природе своей неразрывны» (с. 30)

4. Какие слои обнаруживает Ингарден в структуре произведения?

5. Что Инграден называет «схематичностью/неполной определенностью» литературного произведения? Какую роль играет такая схематичность в эстетическом воздействии текста?

6. Как вы понимаете следующее высказывание: «…Эстетическое восприятие произведений искусства вообще, а произведений художественной литературы в некоторых их аспектах может быть в еще большей степени ограничено по своей природе и вследствие этого всегда в какой-то мере односторонне» (с. 57)?

7. Как вы понимаете ингарденовскую концепцию «переливчатости/двойственности вида»?

8. Как выражается неполная определенность в слое языковых звучаний?

9. Как функционируют пробелы между смысловыми единицами?

10. Что понимается под конкретизацией литературного произведения? Как и почему она происходит?

11. Чем отличается произведение искусства от его конкретизаций?

12. С каких принципиальных позиций может конкретизироваться литературное произведение?

13. Охарактеризуйте компоненты, которые выделяет Ингарден в процессе конкретизации:

a) реализация звукового слоя;

b) актуализация потенциальных компонентов (значений и видов) художественного произведения;

c) дополнения как механизм устранения «мест неполной определенности» в произведении;

d) ритмизация периода конкретизации;

e) положение или расположение произведения и его конкретизации относительно читателя.

14. Почему возникла необходимость прояснить представление об истинности произведения искусства?

15. Как Инграден раскрывает сущность различных пониманий истинности/правдивости:

§ Логическая/познавательная истинность (правдивость);

§ «Правдивость» по отношению к предметам, изображенным в произведении искусства;

§  «верность», с которой предмет, данный в произведении искусства, представляет предмет внехудожественного порядка;

§ простое сходство предмета, изображенного в произведении искусства, с внехудожественной действительностью;

§ последовательность в характере предмета;

§ совершенство воплощения;

§ соответствие средств изображения изображаемому предмету;

§ единство ансамбля качественных моментов в произведении искусства;

§ единство ансамбля особенно важных качеств, степень «правдивости»;

§ «зрелость» произведения;

§ верность самовыражения автора в произведении;

§ «Истинное» («правдивое») произведение искусства;

§ «Истина» («правда») в произведении искусства как содержащаяся в нем идея.

16. Чем отличается познавание реального предмета в чувственном наблюдении (или с его помощью) и эстетическое переживание?

II. C. 203 – 260.

1. В чем специфика произведения архитектуры в аспекте его реальности/нереальности, в аспекте соотношения эстетической конструкции с реальным предметом? 

2. В чём, по Инградену, заключатся «подлинное родство между музыкой и архитектурой»?

3. Какие два слоя архитектурного произведения обнаруживает Ингарден?

4. В чем сходства и отличия произведений архитектуры и литературы?

5. В чем специфика конкретизации произведения архитектуры?

 

III. С. 274 – 373

1. В чем специфика картины в аспекте соотношения эстетической конструкции с реальным предметом? 

2. Чем многослойность картины с литературной темой отличается от многослойности литературного произведения?

3. Как работает «функция воспроизведения» в портрете?

4. Что Ингарден называет «чистой картиной»?

5. Какие картины стоят на границе с архитектурой? Почему? Как они работают эстетически? Что такое «реконструирование вида»

6. Как Ингарден решает проблему «неизображающей» (абстрактной) картины в аспекте отличия от «полотна-изображения»?

 

Занятие 5.

В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.

https://coollib.com/b/289622/read#t18

 

1. Какие вехи в истории репродуцирования артефактов отмечает Беньямин?

2. Каким образом два приёма репродуцирования - художественная репродукция и киноискусство - оказывают обратное воздействие на искусство в его традиционной форме?

3. Какой момент отсутствует даже в самой совершенной репродукции?

4. Что включается в уникальность произведения?

5. Чем отличается ручная копия от технической?

6. Что такое подлинность у Беньямина?

7. Что, по-вашему, может проявиться у копии?

8. Чем спектакль превосходит фильм?

7. Что означает разрушение ауры?

8. Как техника меняет статус произведения?

9. Какова аура природных объектов?

10. Как Беньямин связывает массовость с потребностью в разрушении ауры?

11. Какое место занимает ритуальная функция в произведении искусства? Как она меняется в эпоху воспроизводимости?

12. Как меняется соотношение ценности наличия произведения искусства и его экспозиционных возможностей?

13. Почему портрет был важнейшим жанром на заре фотографии?

14. Что и почему не устраивает Беньямина в восприятии искусства кино ранними его исследователями?

15. Как в сравнении театра и кино проявляются основные моменты трансформации искусства? Поясните слова: «Ничто не показывает с большей очевидностью, что искусство рассталось с царством "прекрасной видимости"».

16. Поясните: «Кино отвечает на исчезновение ауры созданием искусственной "personality" за пределами съемочного павильона».

17. Поясните: «Любой из живущих в наше время может претендовать на участие в киносъемке».

18. Поясните: «Киноверсия реальности для современного человека несравненно более значима, потому что она предоставляет свободный от технического вмешательства аспект действительности, который он вправе требовать от произведения искусства, и предоставляет его именно потому, что она глубочайшим образом проникнута техникой».

19. Как техническая воспроизводимость произведения искусства изменяет отношение масс к искусству? Почему живопись занимает здесь особое место?

20. Как кино меняет восприятие мира?

21. На чем, по Беньямину, основывается шоковое воздействие кино?

22. Как в современном искусстве работает описанный Беньямином процесс рассеяния восприятия, «становящегося все более заметным во всех областях искусства и являющегося симптомом глубокого преобразования восприятия»?

23. Какая разница между эстетизацией политики и политизацией искусства?

 

Занятие 7. Эстетика Другого

Ответьте не следующие вопросы по книге С. Лишаева «Эстетика Другого. Эстетическое расположение и деятельность»:

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/erngvf92bpk4sggg880gocw8c8ccog

1. Чем С. Лешаев объясняет необходимость переосмысления классической эстетики?

2. Как философ осмысливает сопряжение эстетики и искусства?

3. Что ставится в центр внимания в эстетике Другого?

4. В чем отличие эстетики Другого от классической эстетики?

5. Что такое эстетическое расположение? Чем эстетические расположения отличаются от фоновых?

6. Как у С. Лишаева понимается этетическая ситуация и эстетическая деятельность?

7. Как вы понимаете высказывание: «Эстетически определенного предмета не существует до момента его восприятия в качестве эстетического» (с. 19).

8. Как предмет становится преэстетическим? Абсолютна ли такая характеристика?

9. Приведите свои примеры утверждающих и отвергающих эстетических расположений.

10. В чем «Другое» онтологической эстетики совпадает с уже вошедшими в концептуальный словарь современной философии трактовками «Другого»?

11. Приведите примеры эстетических расположений пространственных и временнЫх – обобщенных и конкретных (например: мимолетное – молния, юное – стандарты красоты; дальнее – полёты к другим планетам, уютное – эстетика интерьера и т.п.). 

12. Чем эстетография отличается от классифицирования эстетических категорий?

13. Чем отличаются эстетические расположения первого и второго порядка?

14. Что понимается под «эстетическим паломничеством»? Что делает то или иной действие эстетическим паломничеством? В каком соотношении оно находится с феноменами путешествия и туризма? Приведите примеры из работы философа и свои собственные: из жизни и из литературных произведений. Как в литературе разрабатывается разграничение между поездкой, походом, путешествием и эстетическим паломничеством?

15. Что такое эстетическое действо? Приведите примеры из работы философа и свои собственные: из жизни и из литературных произведений.

16. В чем специфика создания и рецепция художественного произведения в эстетике Лишаева? Что философ понимает под искусством?

17. Прокомментируйте следующее определение художественной деятельности: «деятельность, нацеленная на создание артефактов, чье содержание и строение направлено на то, чтобы помочь человеку перейти к онтологически продвинутому (по сравнению с текущей повседневностью) способу присутствия в мире». Гарантирована ли встреча с Другим в произведении искусства? В чем цель искусства по Лишаеву?

18. Чем отличаются эстетические расположения второго порядка от произведений искусства? Что отличает восприятие художественного произведения от восприятия памятника природы или истории как цели эстетического паломничества?

19. Как философ объясняет вынесение за пределы художественно-эстетических феноменов «предметов природы или культуры, выставленных в местах, отведенных для демонстрации художественных произведений, и тем самым институционально приравненные к ним (так называемые реди-мейды)»?

20. Как авангардное искусство XX века изменило сложившиеся подходы к эмансипации эстетического опыта?

21. Какие эстетические расположения могут быть подготовлены творцом художественных форм?

22. «Общий эстетический эффект от восприятия художественного творения в рамках антично-средневекового и новоевропейского философского мышления всегда считался утверждающим человека в его существовании. Восприятие художественного произведения, полагали классики, должно сопровождаться чувством удовольствия». Что меняется в подходах к искусству в эстетике Другого?

23. Как художественное произведение реализует нацеленность на встречу с Другим в его 

отвергающих модусах (небытие и ничто)? Что философ относит к отвергающим эстетическим расположениям? Чем они отличаются от отвергающего в художественной деятельности?

24. Как в работе используется метафора щита Персея?

25. Как миф о Пигмалионе помогает понять эстетику утверждения?

26. Возможны ли утверждающие художественно-эстетические расположения за пределами эстетики прекрасного и возвышенного?

27. Разберите конкретизацию эстетических расположений ветхого, юного, мимолетного, ужасного, страшного, тоскливого. Приведите примеры эстетической ситуации встречи с ветхим, юным, мимолетным, беспричинно-радостным, ужасным, страшным, безобразным, тоскливым, уютным, с простором, высью, далью, пропастью.

28. Как философ отвечает на вопрос «Чем же занимается литературовед»?

29. Что понимается под «мерцающей предметностью»?

30. Совместим ли опыт литературоведа как эстетически впечатлившегося читателя с позицией литературоведа как ученого? Что такое «парадокс литературоведа»?

31. Разберите классификацию литературоведов, данную на с. 221.

 

Методические указания к курсу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.035 с.)