Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мурманск, ул. Магомета гаджиева дом 14-а, тел/факс 43-12-17.
«В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы… внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона» В.В. Путин Ничто так не характеризует степень развития общества, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать ему любовь к чтению, к художественному слову, уважение к книге. В обращении Всероссийского конгресса в поддержку Чтения говорится: «Страна с нечитающим населением – это страна отвёрточных технологий, страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешёвой рабочей силы». В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению решением президента РФ 2015 год в Российской Федерации объявлен Годом литературы. Задачами Года литературы стало формирование внутри страны такой среды, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона. За последнее десятилетие читателей в нашей стране стало на 18% меньше, а регулярно читают книги своим детям только 7% родителей (когда – то их было 80%). Чтение перестало быть национальным приоритетом, а нация - читающей. Аудио и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль в личностном развитии человека.
В преддверии Года литературы в России, перед ДОО встала задача модернизация системы литературного воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. В основу системы литературного воспитания МБДОУ № 85 были заложены положения М.С. Аромштам о том, что при знакомстве детей с художественной литературой, художественное должно стоять во главе угла по одной простой причине: оно эмоционально насыщенно. А эмоции – это коммуникационная база человеческого развития. Эти положения прописаны и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где вопросы приобщения детей к художественной литературе рассматриваются на стыке двух образовательных областей: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», и определяются как: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства); стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО. Основная цель: заложить основу литературного развития детей, становления в них будущих читателей Основная идея: преодоление прагматического подхода к чтению художественной литературы, когда литература не всегда понимается как явление искусства, к которому надо приобщать детей. Основной путь: Воспитание интереса к книге! Последовательный перевод ситуативных интересов детей в личностные интересы. Реализация деятельного подхода в литературном образовании дошкольников, который позволит активно включать литературный опыт ребёнка в творческую деятельность. Для достижения поставленной цели необходима была специальная работа с детьми, педагогами и родителями, в которой решались бы следующие задачи: Расширить круг читательских интересов дошкольников, познакомить их с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя) Формировать готовность к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя) Формировать готовность к полноценному восприятию прочитанного (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя) Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя) Формирование у воспитанников интереса к художественной литературе предусматривало: конструирование воспитательной системы на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагогов, детей и родителей конструирование образовательного процесса на основе возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, выявления их интересов и потребностей использование современных педагогических технологий литературного развития дошкольников, поиск эффективных форм и методов приобщения детей к художественной литературе открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива с социальными институтами детства в вопросах литературного образования (библиотеки, детские театры) НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО. Как говорилось ранее, воспитание грамотного читателя это: воспитание разностороннего, разборчивого, вдумчивого, заинтересованного и критически мыслящего читателя. Задачей дошкольного учреждения стало построение такой системы, реализация которой позволила бы сформировать в дошкольнике задатки всех этих качеств. Модернизации системы литературного воспитания велась в следующих направлениях: организация сотрудничества детей и взрослых в процессе ознакомления с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности ребёнка создание условий для развития у воспитанников, в процессе знакомства с художественной литературой, любознательности, желания изучать и исследовать окружающий мир, развитие воображения и фантазии ребёнка обеспечение принципа многообразия и вариативности в вопросах литературного воспитания воспитанников создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы предметно-развивающей среды в части литературного воспитания
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Реализация системы литературного воспитания дошкольников предполагала пошаговое решение возникающих проблем: ü 1 шаг: Определение круга детского чтения, с целью формирования и развития литературного вкуса у дошкольников ü 2 шаг. Создание предметно-развивающей среды, с целью формирования у дошкольников готовности к рациональному выбору книг ü 3 шаг. Отбор технологий литературного развития дошкольников, содействующих повышению уровня восприятия детьми литературного произведения, с целью формирования готовности к полноценному восприятию прочитанного ü 4 шаг. Реализация задач литературного развития детей в разных видах совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей на основе знакомых детям фольклорных и литературных текстов, с целью развития познавательно-речевых и творческих способностей дошкольников
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ Важнейшей задачей воспитателя и родителей стал отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Как показала практика, педагоги и родители часто теряются в потоке информации. Им подчас сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Но иметь представление о целесообразности использования в детской аудитории того или иного литературного текста, необходимо, как и научиться руководствоваться критериями художественности. В ДОО были выработаны правила выбора литературных текстов для детей: ü целесообразность использования данного произведения в детской аудитории; ü его принадлежность к подлинному искусству; ü художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения. В рекомендованный круг детского чтения, определённый Образовательной программой ДОУ, вошли: ü фольклор, ü книги для детей, ü детское творчество, ü детские газеты и журналы, ü произведения юных авторов. В список был включён и ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство невозможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения: ü - народные сказки, ü - произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова, ü - сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.
Список рекомендуемой литературы для чтения детям был составлен согласно возрастным категориям воспитанников (Приложение № 1). Тематика произведений настолько разнообразна, насколько требует читатель: - детство; - детская игра, игрушки; - природа, животный мир; - взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной; - война и героизм; - исторические периоды; - человек и техника. При формировании круга детского чтения мы учитывали и половые различия между детьми. Для девочек подбирали книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам предлагается литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях. Наряду с этим, мы учли, что существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей и играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя. Поэтому нами были подобраны рекомендательные списки художественной литературы для чтения детям дома. В основу формирования семейного круга детского чтения были положены рекомендации Н.А. Коротковой, кандидата психологических наук, ведущего сотрудника Института развития дошкольного образования РАО, рассмотренный в аспекте структуры (художественной формы) или жанрового многообразия художественных произведений. Типология литературных текстов с учётом жанрового и содержательно-смыслового многообразия
При определении круга детского чтения и с целью оказания помощи воспитателям в планировании работы, был составлен календарь знаменательных дат, который помог организовать разные виды детской деятельности, определив тематику детских праздников, выставок.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.54.149 (0.023 с.) |