Виногродский Бронислав - Универсальный способ мышления. Введение в «Книгу Перемен» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виногродский Бронислав - Универсальный способ мышления. Введение в «Книгу Перемен»



Виногродский Бронислав - Универсальный способ мышления. Введение в «Книгу Перемен»

 

www.e-puzzle.ru

«Бронислав Виногродский. Универсальный способ мышления. Введение в «Книгу Перемен»»: Эксмо; Москва; 2014

ISBN 978-5-699-71411-7

 

«Универсальный способ мышления. Введение в «Книгу Перемен» позволяет научиться языку «Книги перемен» – великого сокровища китайской мудрости. Владея этим языком, читатель получает возможность создавать на нем свои знаковые конструкции. Эти знаковые конструкции, или способы осознания мира, могут непосредственно вплетаться в узор обстоятельств, меняя качество этого узора, или, проще говоря, владение языком перемен позволяет управлять миром своего сознания.

«Книга перемен» в течение тысячелетий являлась пособием по искусству мыслить. на котором оттачивали свой ум миллионы китайских мыслителей и деятелей, принимавших участие в управлении империей. «Универсальный способ мышления. Введение в «Книгу Перемен» вместе с подготовленным Брониславом Виногродским трехтомником «Толкование «Книга Перемен» Ли Гуанди» является плодом более чем тридцатилетних исследований и изысканий, целью которых было донести до русскоязычного читателя всю глубину содержательных подходов, имеющихся в «Книге Перемен», на русском языке до настоящего времени не выходило ни одного столь полного и глубокого исследования этого древнего труда.

 

© ИП Виногродский Б.Б., текст, 2014

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

 

* * *

Предисловие

 

Изложенные в этой книге основы Книги Перемен – это введение в Книгу Перемен, которая сама по себе является основополагающим текстом, определяющим китайский способ мышления. Введение в такую книгу тоже должно быть достаточно основательным, и потому оно представляет собой три части, связанные друг с другом мыслью о том, что Книга Перемен учит думать.

Часть 1 по сути вводит читателя в мир понятий и ценностей Перемен с точки зрения современного человека, который старается объяснить самому себе, о чем эта книга, в чем ее ценность и как она способна работать в современном мире.

Часть 2 – это компиляция традиционных китайских авторов о сути Книги Перемен, о ее ценностях и понятиях. Она строится на тексте Ли Гуанди, составляющем основу трехтомного издания, введением к которому и является книга «Универсальный способ мышления. Введение в Книгу Перемен».

Часть 3 – это описание общих схем и понятийных структур Книги Перемен, взятое из книги даосского патриарха Лю Имина «Объяснение тончайшей сути Чжоусских Перемен».

Вместе эти три части позволят читателю освоить сложный язык Книги Перемен и скользить далее по тексту уверенно и непринужденно.

 

С почтением, Бронислав Виногродский  

 

Часть 1. Устройство сознания. в понятиях Книги Перемен

 

Узоры Силы духа

 

Течение времени во Вселенной – это поток ощутимых движений, который определяется в традиции как Путь. Качество, сила и вещество этого потока определяются как Дух, который представляет собой поток Силы духа во времени, являясь одновременно сутью времени в сознании. В мире предметов и образов Сила духа проявляется в сознании как узор, присущий данному мигу. Рисунок этого узора проявляется на Небе, на Земле и в Человеке как свет и тень, как вдох и выдох, как движение и покой.

Давным-давно мир в человеческом сознании был прост. Говорят, что это были времена благоденствия и порядка, когда Сын Неба, Фуси, правил Поднебесной. Небо, Земля и человек пребывали в гармонии и согласии, внутреннее соответствовало внешнему, все движения происходили вовремя, в согласии с законами мироздания. Владыка Фуси оставил последующим поколениям закон мироустройства, собственноручно начертав некие образы. Он выразил движение непрерывной напряженной линией, а покой обозначил как линию разорванную, то есть пустую внутри, способную напряжение ян принять своей пустотой инь. Поле человеческой жизни расположил он между Небом и Землей, так получились 3 уровня, на каждом из которых находится либо янская, либо иньская черта.

Получились 8 разновидностей узоров или знаков, 8 обобщающих образов, которые, будучи помещены в любые ассоциативные или категориальные ряды, соотносятся со всеми понятиями и предметами проявленного мира в соответствии с определенным типом логики.

 

 

Но нет ничего вечного под солнцем, нескончаемы одни лишь перемены. На смену миру и порядку пришли хаос и смута. На долю правителя Вэнь-вана, основателя династии Чжоу, выпало повернуть ход истории. Он искал возможность вернуться к истокам простоты и благоденствия. Много лет посвятив изучению старых книг, он понял, что лишь через изменения в сознании можно прийти к изменениям в Поднебесной.

Вэнь-ван описал перемены, происшедшие с тех далеких времен, тем же простым языком, который соответствовал его времени. Беспорядок и смуту связал он с несоответствием внутреннего и внешнего, личности и мира; смещение земной оси выразилось в изменении расположения знаков по сторонам света. Каждому из 8 знаков внутреннего состояния поставил он в соответствие 8 знаков внешнего отклика. Таким образом, получился сложный знак, состоящий из 6 уровней, узор, описывающий особенности проживания человеком временной волны. Всего 64 узора обстоятельств, образцов, каждый из которых подразумевает действие или бездействие, уместность движения в определенном направлении или принесение в жертву чего-то во имя обретения желаемого, указывает на опасности и препятствия, на время для доверия и радости, для верности и стойкости.

 

Короткие определения подходов к переменам

 

возможны разные подходы к пониманию внутреннего содержания этого рисунка, записанного языком, на удивление схожим с современным компьютерным двоичным кодом. Например, понятие уместности и неуместности. Допустим, вы хотите совершить некоторое действие. Тогда вас можно обозначить так:

 

 

Объекту, над которым вы намерены его совершить, в таком случае уместно это действие воспринять. Запишем его так:

 

 

Взаимодействие между вами будет выглядеть следующим образом:

 

 

А теперь представьте, что объект в это время находится в состоянии напряжения и настроен сам совершить по отношению к вам некое действие. Тогда ваше взаимодействие будет выглядеть примерно так:

 

 

Это уже совсем другая картинка, не так ли?

 

А если вашей характеристикой в настоящий момент является пассивное восприятие, то есть вы ждете от кого-то, что он сделает нечто по отношению к вам, а ваш партнер в силу собственных причин не может совершить это действие и сам ждет от вас проявления активности:

 

 

В этой связи знаки ЕЩЕ НЕ СПРАВИЛИСЬ, 64, и УЖЕ СПРАВИЛИСЬ, 63, являют собой образы полной уместности и неуместности нахождения черт на соответствующих уровнях:

 

 

Теперь рассмотрим другой подход. Внутреннее развитие обстоятельств на плоскости отражается как движение с нижнего уровня к верхнему. Это можно сравнить с ростом растения. И сила уровня зависит от рисунка знака. Так, знак ВОЗВРАТ, 24, отличается тем, что единственная янская черта, располагающаяся на нижнем уровне, движется наверх, то есть янская сила нарастает. Знак соотносится с периодом времени, который начинается после зимнего солнцестояния, когда начинает прибывать световой день. Соответственно, противоположностью ему является знак СТОЛКНОВЕНИЕ, 44, в котором внизу располагается иньская черта, то есть иньские силы являются очень мощными. О нем говорится как о ситуации, в которой одна женщина удерживает пятерых мужчин. Он соотносится с периодом после летнего солнцестояния, когда начинается выдох в годичном круге.

 

 

Следуя этому подходу, знаки распределяются в среде человеческих взаимоотношений так: Небо – отец, Земля – мать, Гром – старший сын (первым появляется нижний янский уровень), Ветер – старшая дочь (первой появляется иньская черта), Вода – средний сын (янская черта посередине), Огонь – средняя дочь (иньская черта посередине), Водоем – младшая дочь (верхняя, последняя по порядку черта – иньская), Гора – младший сын (верхняя черта – янская).

 

Следующий подход состоит в том, что внутренний знак определяет движение снизу верх, а внешний, соответственно, сверху вниз (имеется в виду отражение направления движения изнутри вовне и извне вовнутрь в пространстве ощутимого мира человеческого существа на плоскость рисунка). Образом этого является знак СОГЛАСОВАННОСТЬ, 11, где вверху располагается знак Земля, а внизу знак Небо. При полном несоответствии, с точки зрения образа мыслей европейца, положения этих образов в знаке он является счастливым, и положение знаков в нем совершенно уместное. Почему? Потому что жизнь есть постоянное изменение, движение. И знаки всегда отражают движение. Поэтому движение Земли вниз и Неба наверх есть проявление движения, соответствующего вечным законам, то есть Земля и Небо движутся навстречу друг другу. А в противоположном знаке, который идет следом в порядке расположения знаков в Книге, знаке НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ, 12, Земля находится внизу, а Небо наверху, и, следовательно, движение их направлено в разные стороны и соединения между веществом Духа и веществом ощущения не происходит, потому и возникает образ НЕСОГЛАСОВАННОСТИ.

 

 

Ответы на собственные вопросы

 

Мир ощущений

 

Я живу в мире ощущений. Мир ощущений – это постоянный поток, сопряженный с моей способностью отслеживать его. Все ощущения движутся в одну сторону – сонаправленно. Я способен поворачивать отслеживающий центр, обращать внимание относительно потока ощущений.

Мир моих ощущений – это отраженная реальность. В Книге Перемен описывается отраженная реальность с учетом изначального отражения. Речь в ней всегда идет о системе отражений и искажений. Но для того чтобы объяснить систему их (отражений-искажений) функционирования, используются образы, которые сами по себе являются носителями отражений-искажений. Вот потому так сложно. По-простому ничто вообще не работает. Сам знаешь.

 

Знаки Книги Перемен

 

Основная структурная единица Книги – это знак в виде фигуры, состоящей из шести уровней, на которые помещаются два вида значков. Чаще всего они изображаются в виде прерванных и целых черточек. Но в некоторых ситуациях могут обозначаться точками, кружками, числами и другими графическими символами, обозначающими два основных качества бытия, самых главных свойства, какими бы названиями они ни назывались в разных системах ценностей.

Шестичленные знаки называются по-китайски гуа. Гуа могут обозначать не только шестичленные сочетания уровней, но и другие единицы знаковых систем. В частности, существуют трехуровневые гуа. Есть также несколько других типов гуа, совершенно отличных от шести– и трехуровневых.

В прочтении и понимании Книги Перемен они могут читаться как указатели, обращающие мое внимание на грани шести уровней устройства узора обстоятельств, отраженного в понятиях, неразрывно связанных с ощущениями и переживаниями тела. Ощущения связываются с понятиями посредством образных структур.

Выделим три уровня в устройстве сознания.

Понятия, образы и ощущения. Понятия соответствуют уровню сознания. С понятиями действия совершаются посредством направления на них внимания и следующего за этим создания фазы восприятия. Каждое понятие опирается на образную среду, точнее, на последовательность образов. А образы в свою очередь уходят на ощущения тела. Понятия – это связь состояний и настроений. Образы – это связь ощущений и переживаний. Более точные структурные определения состояний, настроений, переживаний, чувств и обстоятельств приводятся ниже. Вместе с ощущениями, являющимися базовым компонентом внутреннего пространства человеческой деятельности, они составляют шестичленное устройство знака.

Среда сознания представляет собой пространство, в котором происходит построение и проигрывание вариантов развития всех возможных внутренних и внешних узоров обстоятельств. В этом пространстве возможны шесть видов движений и действий. Они ощутимо воспринимаются человеком в среде сознания. Они являются исходными единицами аналитико-прогностического комплекса сознания.

Анализ-прогноз, представляющий собой череду или волну движений Духа в пространстве ума в отношении предмета мысли: расчленение, вычленение, сличение, уподобление, различение, обобщение, суждение, прогноз – это неразрывная цепочка. Это постоянное действие и движение мышления. На уровне понятийных манипуляций оно связывает прошлое и будущее. Этот вид действия позволяет человеку постоянно менять и настраивать свое отношение к происходящему.

Принятие решений начинается на самой первой стадии этого движения в создании нового отношения к изменяющемуся во времени потоку ценностей. То есть, принимая решения, мы позволяем потоку дыхания времени менять равновесие симметрий и асимметрий пространства вашего сознания. Это дает возможность естественно проявлять иные способы взаимодействия с внешней средой. Внешняя и внутренняя среда отражаются друг в друге по определенным законам, находясь в отношениях созвучия и отталкивания.

 

Шесть видов действий

 

Во внутренней среде шесть видов действий представляют собой внимание-восприятие, вдох-выдох, ощущение-движение. Это движения вещества, силы и качества тела, дыхания и Духа. В какую бы сторону внутреннего мира ни обратилось твое внимание, оно обязательно взаимодействует с образными, более или менее свежими следами вышеназванных шести понятийных единиц.

Внимание – это сосредоточение или сгущение вещества Духа (сознания). (Можно сказать, что вещество сознания – это условное обозначение, указывающее на совокупность движений в поле сознания тела мира.)

Восприятие – это рассеяние вещества сознания.

Вдох – это сосредоточение или сгущение вещества дыхания.

Выдох – это рассеяние вещества дыхания.

Ощущение – это сосредоточение в движении вещества тела.

Движение – это рассеяние движения ощущения тела.

Понятие вещества неразрывно связано с понятиями силы и качества.

 

В обычных процессах человеческой деятельности узор обстоятельств складывается из ощущений, которые проявляются в движениях обычных поведенческих реакций и переходят в комплексы ощутимых переживаний, которые непосредственно связаны с волной выдоха. Вы можете это сами увидеть и почувствовать, предприняв простейшие усилия по наблюдению этих ощутимых граней вашего бытия.

Таким образом, понятие силы дыхания (которую можно приблизительно соотнести с не очень точным и подходящим для описания этих процессов понятием «энергия») можно определить как способность отслеживания ощутимых процессов во внутренней среде пространства человеческого сознания.

Сила дыхания непосредственно связана со временем.

 

Уровни ощутимости

 

Четырехчастное колесо узора обстоятельств в ходе своего движения обязательно проходит через шесть уровней ощутимости. Эти уровни с точки зрения мотивации-целеполагания могут быть описаны следующим образом.

Мотивирование – ощущение побуждения и формулирование установки.

Тактические действия – движения на уровне стереотипных поведенческих реакций.

Стратегирование – ощущение и представление основных этапов выведения ощущений в пространство временных волн внешнего мира, в которых учитываются ответные импульсы, порождаемые внешним миром в результате твоего воздействия на него изнутри.

Идеологизация – обязательное соотнесение данного действия с планом ценностей более высокого порядка, возможно, морально-этического, национально-государственного, космического, вселенского и т. д., включающее в сферу осмысления иные масштабы видения ситуации в мире и мира в ситуации.

Осознание – создание или расширение системы видения, приводящее к выводу всех твоих существующих точек зрения за пределы ситуативных координат мотива-цели, пользы-выгоды, помещающее тебя в масштаб вселенского потока, расширяющее границы твоего познания-знания.

Провидение – необходимое усилие не по внутреннему представлению, а именно по заглядыванию за грань ощутимого мира.

 

Что описывают знаки

 

Для того чтобы разобраться в понятиях, в огромном количестве присутствующих в Книге Перемен, нужно понять, что описывают знаки Перемен, составляющие основные понятийные единицы Книги Перемен. Если мы возводим эти знаки в ранг высшей ценностнообразующей единицы, тогда появляется возможность определить все остальные понятия, которые соподчинены в данной иерархии.

Когда мы открываем Перемены, представленные в виде книги (существуют разные формы представления, не только в виде текста Книги Перемен, но и в виде различных порядков расположения знаков и способов работы с ними), мы видим, что книга строится вокруг порядка знаков, которые располагаются в определенной последовательности. Шестичленный знак описывает устройство взаимодействия потоков силы, вещества и качества в области личностного внимания.

То есть постоянно существуют шесть потоков, они образно называются в Книге шестью драконами, на которых правитель поднимается на Небо. Небо соответствует времени в нашем понимании. То есть можно принять, что, разбираясь в устройстве этих постоянно присутствующих потоков силы, правитель способен понять сущность времени, и, следовательно, пространство его сознания начинает отражать только время, которое включает и вмещает в себя представления об ощутимом вещественном пространстве.

Наличие шести потоков силы, которые называются уровнями, есть постоянная величина. Они распределены по позициям, имеющим свои обозначения. И каждому значку, занимающему свое место в устройстве шести силовых линий (имеющих соответствия в ощущениях тела), приписывается ряд значений, образов, соответствий, согласно определенным законам и правилам.

То есть любое понятие, через которое ты обозначаешь предмет, имеет свое отражение в ощущениях тела. Но и ощущения тела тоже выстраиваются по определенным классификационным закономерностям.

С помощью изучения, разбора, толкования, созерцания, ощущения конкретного знака, соотнесенного с определенным источником тревожных ожиданий, отражающим мои предположительные оценки возможного развития обстоятельств, мы получаем доступ к набору способов толкования мира второго порядка. Разбираются потоки ощущений, которые являются потоками силы вещества и, следовательно, соотносятся с устройством переходов волны времени по кругам Перемен. Таким образом, появляется возможность разобрать клубок ощущений (именно в наличии непонятности и путанице ощущений состоит суть тревоги) на составляющие и соотнести ощущения с понятийными рядами общих ценностей мира в сообществе, где мы обитаем, в которых в силу своей социальной природы имеем возможность строить стратегии действий, принимая решения о тех или иных способах откликов на возможные рисунки обстоятельств в ходе закономерного изменения и развития их узора.

Привычный перевод основных понятий не всегда позволяет построить уместный и непротиворечивый контекст. Понятия «счастье» и «несчастье» определяют возможность осуществления намерений относительно данного узора обстоятельств и состояний, называемых положением дел. Они могут обозначаться словами «получается» или «не получается», «выходит» или «не выходит», «успех» или «безуспешность», «удача» или «неудача». Они указывают на качество переживания существующего узора обстоятельств и состояний вследствие проведения намерения или выражения Замысла в определенную расстановку предметов.

 

Уровни знака

 

 

Ощущения тела выражаются в ощущениях упругости-податливости, пустоты-наполненности, распирает-сосет, приятно-больно, тянет-отпускает и т. д., еще никак не связаны с настроением ума на уровне создания понятийных связей. А именно построение (настройка) непротиворечивых понятийных связей позволяет принимать решения и строить стратегические прогнозы.

Переживаемые движения – плохо управляемые выражения погружения во внутренний мир ощущений тела. Эти движения являются признаками траты сил как следствия искривления потоков и определяются как гнев и экзальтация, печаль и задумчивость, страх и довольство. Традиционные китайские учения питания жизни подчеркивают необходимость управления именно этими движениями души, ибо вследствие постоянного воздействия на организм они разрушают целостную систему поддержания равновесия сил в теле, что приводит к возникновению болезней внутри и неизбежному ухудшению положения дел вовне.

Чувства. Под чувствами мы понимаем связи между единицами сознания более устойчивого и длящегося во времени свойства, чем переживаемые движения, в частности, гневливость или раздраженность в области чувств может развиться в ощущение устойчивой ненависти. Экзальтация может быть любовью. То есть здесь речь идет о любви и ненависти, дружбе и верности.

Настроения, так же как и чувства, соотносятся с дыханием тела, соединяя пространство сознания с пространством тела. Поэтому настроения являются вдохом состояний и выдохом чувств. Тогда как чувства – это вдох переживаемых движений и выдох настроений. Настроения определяются качествами и являются свойствами переживания, а не сущностями или предметами сознания.

Состояния. Всего насчитывается три основных состояния. А именно состояние тела (здоровье), состояние дыхания, состояние сознания. Они определяются качествами и сами управляют четырьмя аспектами пространства сознания, которые лежат под ними, то есть ощущениями, переживаниями, чувствами и настроениями.

Действия. С точки зрения обыденного сознания, действия или дела представляют собой очертания внешних предметов и отношений с предполагаемыми направлениями развития устройства полей принадлежности и перераспределения ценностей в связях между личностями. В действительности дела вытекают из состояний, и только потому, что в современном общепринятом подходе к работе с Духом и его состояниями отсутствуют приемы и способы непосредственного управления состояниями, в связи с этим нет возможности видеть ситуации как продолжение ощущений, переживаний, чувств, настроений и состояний.

 

Основы и устои

 

Сыма Цянь говорит:

«Ясность Перемен изначально сокрыта, и в „Книге Летописей“ очевидно, что суть их предельно таинственна».

 

Бань Гу говорит:

«В древней книге „Описание сути шести искусств“ говорится, что суть музыки объясняется духом согласия, в „Песнях“ объясняется правильность речи, в „Обрядах“ – объяснение плоти, в „Писаниях“ – широта слуха, в „Книге Летописей“ – суждение о делах. И эти пять описывают пять постоянств. Они друг в друге полностью обусловлены. А источником для этого являются Перемены. Потому говорится, что Перемены нельзя увидеть. Небо и Земля скрывают в них свое начало и конец».

 

Ван Би говорит:

«Что такое „Объяснение устройства знака“? Оно целостно объясняет тело всего знака, объясняет, откуда в нем появляется главное – хозяин, как шесть уровней переплетаются друг с другом и как можно взять в переплетении один уровень, чтобы прояснить смысл знака. Твердость и мягкость друг с другом взаимодействуют, но можно определить главный уровень, чтобы дать точное определение основного значения. После этого возможно вести дальнейший поиск значений, и хотя существует множество предметов, однако можно управлять поиском понимания с помощью одного управляющего значения. Поэтому, если рассматривать смысл текста к знаку, то хотя значение обширно, мы знаем, что его можно выразить одним именем. Поэтому, приводя имя знака, мы знаем, что это есть основа для раскрытия значения».

 

Созерцая слова «Объяснения устройства знака», мы уже обдумываем большую половину значения. Например, если в одном знаке есть 5 ян и 1 инь, тогда 1 инь является хозяином, если есть 1 ян и 5 инь, тогда 1 ян является хозяином, ибо к чему устремляется ян – это инь и к чему устремляется инь – это ян. И если ян 1, но 5 инь, то как инь могут уйти от того, чтобы вместе не сходиться к нему? Даже если инь 1, то как 5 ян могут не объединиться, чтобы следовать за ним? Поэтому хотя качество инь – приниженность, тем не менее иньские уровни могут быть хозяевами знака. И даже когда они пребывают в области, где их предельно мало, иньский уровень может приводить в движение оба тела. Это сложно постичь, но не нужно беспокоиться о неясности. В Переменах не нужно огорчаться и тревожиться из-за непонимания. Нужно, упрощая, сохранять широту видения и в простоте наводить порядок среди множества значений. И это возможно сделать только с помощью «Объяснения устройства знаков».

Ибо что такое уровни? Говорят, что они описывают изменения. А что такое изменения? Они создаются состоянием и его превращением, ложью. Таким образом, истинное чувство и ложное друг друга соощущают. Далекое и близкое друг друга преследуют. Любовь и ненависть друг на друга нападают. Сжатие и растяжение друг друга толкают. И если не существует предельных изменений в Поднебесной, разве кто-то способен войти в общение с этим? Таким образом, в знаках сохраняется время, и уровни показывают изменения.

Ибо знак – это время, а уровень – это изменение, которое соответствует времени. То есть во времени бывают НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ, 12, или СОГЛАСОВАННОСТЬ, 11, поэтому используют их для определения образа действия и сохранения смысла. Знаки могут описывать малые дела, а могут – большие, а в словах речь идет об опасности и легкости. Во времени счастье превращается в несчастье и наоборот. Поэтому знаки переворачиваются, есть знаки, противопоставленные друг другу. Перемены могут быть во всех уровнях. Поэтому следует исследовать имена знаков, чтобы понять, каковы счастье и несчастье, удача или неудача. Можно рассматривать изменения во времени, чтобы созерцать движение и покой. Таким образом, становятся очевидны Перемены всех знаков. Ибо отклик – это образ одинаковых видов движения воли, положение – это образ того, где располагается уровень. Прием – это то, чем пользуются, это образ движения по потоку и против потока. Далекое и близкое – это образ опасного и легкого, внутреннее и внешнее – это образ ухода с места, Начальная и Верхняя – это образ начала и конца.

Таким образом, созерцая Перемены, видишь, что движения происходят в созвучии и отклике, исследование спокойного и опасного проявляется как положение, выделение движения против потока и по потоку рассматривается как прием, приятие и расположение на уровне, понимание ухода и пребывания на месте видится как внутреннее и внешнее. Далекое и близкое, начало и конец всегда понимаются в единстве. Если уходишь от опасности, тогда ценится далекое, если стремишься попасть в точное вовремя, ценится близкое. Близость и восстановление стремятся действовать прежде, в знаке НЕБО и ЗАТРУДНЕНИЕ, 3, неблагоприятно быть главным, потому как счастье и несчастье имеют свое время, и этому нельзя противодействовать. В движении и покое есть то, что им подходит, и здесь нельзя допускать нарушений. Если идешь против времени, то тебе дается запрет, и тогда вина твоя не будет слишком большой. А если ты упускаешь то, что благоприятно сделать сейчас, тогда ошибка принесет значительные потери. Созерцаешь образы, думаешь об изменениях и таким образом можешь исчерпывающе постичь изменения.

Образы – это то, чем выражаются смыслы, речи – это то, чем проясняются образы. Для исчерпывающего выражения смысла лучше всего подходят образы, для исчерпывающего выражения образа лучше всего подходят речи. Речи рождаются в образах, поэтому можно исследовать речи для созерцания образов. Образы рождаются в смыслах, поэтому можно исследовать образы для того, чтобы созерцать смыслы. Смыслы исчерпывающе выражаются образами, а образы проявляются в речах. Поэтому речи – это то, с помощью чего понимаются образы, и если ты понял образ, то можно забыть о речах. Образы – это то, в чем сохраняются смыслы, и если ты понял смысл, то можешь забыть об образах. Если ты сохраняешь речи, то ты не смог постичь образ, если ты сохраняешь образы, то ты не смог постичь смысл. Образ рождается из смысла, и тогда сохраняется образ. Таким образом, то, что сохраняется, – это не сам образ. Речь рождается в образах, и тогда сохраняются речи, однако то, чем они сохраняются, то, что сохраняется, – это не сами речи. Но если ты забыл об образах, то ты постиг смысл, а если ты забыл о речах, то ты постиг образы.

Если в уровнях есть согласие и послушность, тогда зачем нужно было бы говорить, что ЗЕМЛЯ соответствует корове? Если смысл в соответствии с напряженностью, зачем нужно говорить, что НЕБО – это лошадь? Или же можно было бы определить лошадь в знаке НЕБО, распределить образ и назначить его в этом знаке. Если есть лошадь, но нет смысла знака НЕБО, то это ложное объяснение, которое трудно выразить и трудно его правильно записать. Если 64 соединенных тел знаков недостаточно, то мы приближаемся к изменению знаков. Изменений тоже недостаточно, поэтому дальше мы доходим до Пяти Движений. Но как только ты теряешь источник, тогда чем более хитроумно стараешься объяснить суть, тем дальше ты удаляешься от изначального смысла. Если возвращаешься к тому, что он означает, и не действуешь напрямую, то не сможешь ухватить смысл. Поэтому и говорится, что нужно сохранять образы и забывать о смыслах. Забываешь об образах, когда постигаешь смысл, и в этом находишь глубинное значение.

В Образах не указаны такие понятия, как Начальное, Верхнее, Обретение места, Потеря места. А в Привязанных словах, однако, есть рассуждения о Тройках, Пятерках, Двойках, Четверках, у которых есть общие наработки, но занимают они разные места. При этом не обращается внимания на Начальные и Верхние уровни. По какой причине? Потому что в знаке НЕБО в Верхней Девятке «Речения узоров» говорят: «Знатный, а отсутствует положение». В ВЫЖИДАНИИ, 5, в Верхней Шестерке говорится: «Хотя и не соответствует положению». Ведь здесь иньская черта находится на иньском уровне. Тогда в знаке ВЫЖИДАНИЕ в Верхней Шестерке не должно говориться: «Не соответствует положению». А если на Верхнем уровне находится янская черта, тогда в знаке НЕБО в Верхней Девятке не должно говориться: «Знатный, а отсутствует положение». Если рассматривать с точки зрения инь и ян, то говорится, что у них нет положения, и в Начальной тоже не говорится, соответствует положению или теряет положение. Однако Начальная и Верхняя – это начало и конец дела, и они не имеют определенных положений инь и ян. Таким образом, на Начальном уровне в знаке НЕБО говорится: «Сокрытый», а когда проходит пятый уровень, говорится об отсутствии положения, потому что нет еще места на этом положении, поэтому и говорится: «Сокрытый», а если есть положение, то говорится, что его нет. И это проходит через многие знаки, но исчерпывающе выражается только этим образом. Начальная и Верхняя не имеют определенных положений инь и ян, и это тоже объясняется так.

Положение – это область, где определяется по родам знатное и подлое, это жилище, где ждешь, когда применят твои способности. Уровень – это твоя обязанность, должность по удержанию доли твоего места, и он соответствует последовательности, порядку знатного и малоценного. Поэтому положения бывают почтенные и низкие, а уровни бывают иньские и янские. Почтенные – это там, где располагается ян, а низкие – это там, где ступает инь. Поэтому почтенная – это янское положение, а низкая – это иньское положение. Убираются из этого Начальная и Верхняя, и о них говорится отдельно. Таким образом, Тройка и Пятерка находятся каждая наверху знака. Каким образом можно не называть их янскими положениями? Двойка и Четверка являются низкими во всем знаке, поэтому как можно их понять, не называя их иньскими положениями?

Начальная и Верхняя – это конец и начало тела знака, это прежнее и последующее в теле. Поэтому у них нет постоянного распределения по положениям, так как и в деле отсутствует постоянное место, и поэтому нельзя их определить через инь и ян. В почтенном и низком есть постоянная последовательность, порядок, а в концах и началах отсутствует постоянный хозяин, поэтому в Привязанных словах говорится только о 4 уровнях, об их действии и положении и объясняются примеры, но не говорится, не касается определенных мест для Начальной и Верхней. Однако не бывает, чтобы в делах не было конца и начала, и не бывает, чтобы в знаке не было шести уровней. Начальный и Верхний уровни, хотя и не имеют изначального иньского и янского положения, являются областью конца и начала. Если говорить о них в целом, то места, где располагаются уровни, называются положением, и знак составляется 6 уровнями. Таким образом, нельзя не сказать, что по 6 уровням созидается время.

«Объяснения устройства знаков» в общем говорят о теле всего знака. Образы обсуждают и различают значения отдельных уровней. Поэтому в знаке ОГОНЬ Шестерка третья является хозяином знака ПРОВОДИМОСТЬ, 58, потому что она находится в созвучии со знаком НЕБО и образование тела знака определяется этим уровнем. Поэтому в «Объяснении устройства знаков» описывается это созвучие, поэтому говорится, что хотя и есть опасность, тем не менее есть и воплощение. В Образах везде говорится о значении 6 уровней и объясняется, какие действия счастливые, какие нет. Если убирается Шестерка третья, которая образует тело знака, то указывается и объясняется Сила духа одного уровня, поэтому в опасности не добудешь воплощения, а столкнешься с претензиями. Или, например, в Девятке второй знака ТЯЖБА, 6, такое же значение, как и в теле всего знака, и оно проистекает из этого уровня. Таким образом, ясно указывается на один уровень, который объединяет в себе значение всего знака. В знаке БОЛЬШОЕ ВЛАДЕНИЕ, 14, значение образуется из одного уровня, а полностью проясняется двумя телами. К таким знакам относится и знак ИЗОБИЛИЕ, 55.

 

Сюэ Шоу спрашивает о значении 6 уровней всего знака.

Ван Тун отвечает:

«Знак являет время в Поднебесной, а уровень берет за образец движение в Поднебесной, и в устремлении движения во времени есть шесть движений. И в предсказаниях счастье и несчастье, сожаление и стыд отличаются на разных уровнях».

Сюэ Шоу говорит:

«Хочу спросить о значении 6 уровней».

Ответ:

«6 уровней говорят ни о чем ином, кроме как о Пути трех творящих: Неба, Земли и человека. Кто может выйти за пределы этого?»

 

Кун Инда говорит:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.083 с.)