Русская художественная культура эпохи Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская художественная культура эпохи Просвещения



Русская художественная культура эпохи Просвещения

Задание: Краткое содержание материала записать в конспект. Выполненную работу отправлять на электронную почту fajzullina.85@ bk. ru

Цель: Сообщение знаний о русской художественной культуре эпохи Просвещения, известных портретистах.

                                        Ход урока

Оргмомент.

Изучение новой темы.

   Эпоха Просвещения XVIII столетие - одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями так называемой «славной революцией» в Англии () и Великой французской революцией гг., именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости.

 

Периодизация культуры 18 века:

Первая четверть XVIII в. - искусство петровского времени.

 Середина столетия (1730-е е гг.) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х гг. - рококо).

Искусство второй половины XVIII в. - эпохи Екатерины II и Павла I:

1760 - первая половина 1780-х - ранний классицизм.

Вторая половина 178О-х - до 18ОО г. - зрелый или строгий классицизм. Сентиментализм. Предромантизм.

 

Эпоха Петра 1

Искусство первой четверти XVIII века - эпоха реформ Петра I:

- Образование Российской империи.

- Отражение в искусстве становления абсолютистского государства.

Идеи Просвещения в русском изобразительном искусстве:

- Идеи Петра о просвещении российского общества, воспитания "новой породы людей", полезных обществу нашли отражение в изобразительном искусстве. Появляется целая плеяда молодых художников, которые в своем портретном творчестве оставили потомкам образы выдающихся людей эпохи Просвещения.

 

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

 На троне вечный был работник А.С.Пушкин

            Пушкин выразил в этих строках самую суть характера царя-реформатора Петра 1. За какое бы дело Петр не брался, он вникал во все его тонкости: собственноручно редактировал газеты и переводы книг, открывал школы, библиотеки и музеи, распределял дворян по учебным заведениям.

       Пётр был чрезвычайно любознателен. В первоё своей заграничной поездке в 1697 году -1698 г. в составе (великого посольства), он сумел увидеть многое. В Голландии побывал в музеях, в госпиталях, воспитательных домах, театрах. За границей Пётр начал собирать произведения искусства и разнообразные раритеты.

       Петра интересовали способы бальзамирования тела, он принимал участие в операциях по вскрытию трупов. Однажды заметив, что его русские спутники с брезгливостью наблюдают за этим, он заставил их разрывать зубами мускулы и сухожилия тела. Увидев работу гравера, царь засел за медную доску и выгравировал картину, изображающую торжество христианства над исламом. Известны и скульптурные, и архитектурные работы Петра.

       С большим уважением относился Пётр к знаниям и знающим людям, сам всю жизнь учился и требовал этого от других. Не получив систематического образования, он тем не менее хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, говорил по-голландски, понимал французский, немецкие языки. По некоторым сведениям, царь в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно.

          В быту Пётр любил простоту и естественность. Нередко его можно было увидеть в штопанных чулках и стоптанных башмаках. Даже хорошего экипажа не было у царя. В случае надобности он брал его у Известного щеголя Москвы Сената Ягужинского. Не было у Петра и роскошных дворцов. Придворные торжества приходилось устраивать во дворце его любимца Меньшикова.

Первый музей.

При Петре появился и первый музей – Кунсткамера, основанная в том же году, что и публичная библиотека. Её экспонатами служили поначалу древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничных путешествий. В Данциге приобрел коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же у знаменитого доктора Рюйша, Петр купил уникальную анатомическую коллекцию заспиртованных человеческих уродцев. Собрание Кунсткамеры пополнялось также отечественными редкостями. Кунсткамера впервые была открыта для посетителей в 1719 г. Находится музей в высокой башне, где размещалась одна из первых обсерваторий в России.

 

Первая академия

В 1721 году Петр подписал указ о создании отечественной академии. Открылась российская академия после смерти Петра, которая объединяла научно-иссследовательские подразделения и учебно-педагогические – университет и гимназию и находилась академия на содержании государства. Создание академии положило начало не только науке но и высшему образованию в России.

Образование Петр ставил во главу угла всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы: навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая.

Обучение в школах давалось нелегко. Учебный день длился 8-9 часов, каникулы были непродолжительными – рождественские праздники зимой и один месяц летом. Учились по 10 лет. Применяли жестокие наказания: за пропуск занятий – розги, за воровство, пьянство, побег – арест, отправка на каторгу.

Первая академия, основанная Петром I в 1715 году

 

Перемены в быту.

  Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание. Энциклопедией культурного поведения стала книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Составитель этой книги неизвестен, он извлек из иностранных источников всё, что считал ценным и полезным для русских читателей. С начала 18 века много изменилось и в устной, и в письменной русской речи. Появилось обращение на «Вы», «милостивый государь» «господин мой».

  В царствование Петра1 вошел в обиход новый юлианский календарь. Летоисчисление стало вестись не от сотворения мира, а от Рождества Христова.

  По-новому стало исчисляться время суток. Раньше было принято делить сутки на дневные и ночные часы: после восхода солнца начинался отсчет дневного времени, после захода солнца точно так же отсчитывали вечернее время. Были устроены часы: куранты на Спасской башне Кремля в 17 веке. В сутках количество часов стало 24.

  Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру. Образование, наука, просвещение, искусство, быт развивались на протяжении 18-19вв. под знаком преобразований, начатых Петром1.

 

Человек и культура нового времени.

В культуре нового времени главенствует человек. В архитектуре главным сооружением стал дом, дворец – жилище человека, в живописи «царит» портрет, писателя интересуют в первую очередь человек. Особенно это проявилось в литературе. Большой популярностью пользовались небольшие приключенческие повести: «История о российском дворянине Фроле Скобееве», «История о храбром российском кавалере Александре» и другие. Повести отражают свою эпоху и ее героев, которые совершили невероятные подвиги, построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию, флот, Разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю. Эти люди описаны в литературе, лица многих из них можно увидеть на старинных портретах.

 

Искусство

Парсуны.

 Парсуна (искажённое лат. persona личность, особа) первоначально синоним современного понятия портрет

Антропов Алексей Петрович

Родился в семье солдата Семеновского полка. В 1732 г. он был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. М. Матвеева. Овладев профессиональными навыками, с 1739 г. работал там же в "живописной команде", которой руководил И. Я. Вишняков. В х гг. художник выполнял декоративные росписи во дворцах Петербурга и его пригородов. В 1755 г. Антропова пригласили в Москву, где он расписал плафон во дворце графов Головиных. Когда же в 1759 г. по инициативе графа И. И. Шувалова был основан Московский университет, художнику предложили место живописного мастера на факультете искусств. Оставался он там недолго, так как в 1761 г. получил назначение на должность главного художника Святейшего Синода в Петербурге.

--"Портрет статс-дамы А. М. Измайловой" (1759).

- " Портрет императора Петра III" (1762), выполненный художником для Сената.

 

Рокотов Фёдор Степанович

Происходил из крепостных крестьян князей Репниных. Скудные биографические сведения ничего не сообщают нам ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. Но портреты его прекрасны и чувственны. Ими можно очень долго любоваться.

- Портрет А. П. Струйской

- Так же Рокотов Фёдор Степанович написал портрет супруга А. П. Струйской – Н.Е. Струйского.

- В портретах Ф.С.Рокотова ощущается особое отношение художника и его модели. Наиболее известным произведением является «Портрет графа И.Орлова».

Аргунов Иван Петрович

Принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Судя по всему, в гг. Аргунов учился у Г.-Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет. По приказу хозяина ему приходилось писать портреты петербургской знати, знакомых Шереметьева и членов его семьи. Обычно они не позировали, и Аргунов, как он сам рассказывал, писал их, наблюдая во время торжественных праздников во дворце хозяина. Известность ему принесли портреты Шереметьева и Шереметьевой - самоуверенных и надменных дворян знатного рода.

- "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" (1784)

 

Лосенко Антон Павлович

Родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 г., как "спавший с голоса", но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.

- "Владимир и Рогнеда" (1770).

               В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину - "Прощание Гектора с Андромахой"; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.

 

Вывод: Основным стремлением Просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т.п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и Французская революция). Не малый след эта эпоха оставила в русской живописи. Созданы красивые портреты, миру известны русские художники. Просвещение сменяет Возрождение и предваряет романтизм.

 

 

Русская художественная культура эпохи Просвещения

Задание: Краткое содержание материала записать в конспект. Выполненную работу отправлять на электронную почту fajzullina.85@ bk. ru

Цель: Сообщение знаний о русской художественной культуре эпохи Просвещения, известных портретистах.

                                        Ход урока

Оргмомент.

Изучение новой темы.

   Эпоха Просвещения XVIII столетие - одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями так называемой «славной революцией» в Англии () и Великой французской революцией гг., именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости.

 

Периодизация культуры 18 века:

Первая четверть XVIII в. - искусство петровского времени.

 Середина столетия (1730-е е гг.) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х гг. - рококо).

Искусство второй половины XVIII в. - эпохи Екатерины II и Павла I:

1760 - первая половина 1780-х - ранний классицизм.

Вторая половина 178О-х - до 18ОО г. - зрелый или строгий классицизм. Сентиментализм. Предромантизм.

 

Эпоха Петра 1

Искусство первой четверти XVIII века - эпоха реформ Петра I:

- Образование Российской империи.

- Отражение в искусстве становления абсолютистского государства.

Идеи Просвещения в русском изобразительном искусстве:

- Идеи Петра о просвещении российского общества, воспитания "новой породы людей", полезных обществу нашли отражение в изобразительном искусстве. Появляется целая плеяда молодых художников, которые в своем портретном творчестве оставили потомкам образы выдающихся людей эпохи Просвещения.

 

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

 На троне вечный был работник А.С.Пушкин

            Пушкин выразил в этих строках самую суть характера царя-реформатора Петра 1. За какое бы дело Петр не брался, он вникал во все его тонкости: собственноручно редактировал газеты и переводы книг, открывал школы, библиотеки и музеи, распределял дворян по учебным заведениям.

       Пётр был чрезвычайно любознателен. В первоё своей заграничной поездке в 1697 году -1698 г. в составе (великого посольства), он сумел увидеть многое. В Голландии побывал в музеях, в госпиталях, воспитательных домах, театрах. За границей Пётр начал собирать произведения искусства и разнообразные раритеты.

       Петра интересовали способы бальзамирования тела, он принимал участие в операциях по вскрытию трупов. Однажды заметив, что его русские спутники с брезгливостью наблюдают за этим, он заставил их разрывать зубами мускулы и сухожилия тела. Увидев работу гравера, царь засел за медную доску и выгравировал картину, изображающую торжество христианства над исламом. Известны и скульптурные, и архитектурные работы Петра.

       С большим уважением относился Пётр к знаниям и знающим людям, сам всю жизнь учился и требовал этого от других. Не получив систематического образования, он тем не менее хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, говорил по-голландски, понимал французский, немецкие языки. По некоторым сведениям, царь в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно.

          В быту Пётр любил простоту и естественность. Нередко его можно было увидеть в штопанных чулках и стоптанных башмаках. Даже хорошего экипажа не было у царя. В случае надобности он брал его у Известного щеголя Москвы Сената Ягужинского. Не было у Петра и роскошных дворцов. Придворные торжества приходилось устраивать во дворце его любимца Меньшикова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.032 с.)