Работа с ответственностью и свободой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с ответственностью и свободой



 

При наличии у клиентов предельного беспокойства, связанного со свободой, психотерапевты сосредоточиваются на повышении осознания пациентами их ответственности за свою жизнь и на оказании клиентам помощи во взятии на себя этой ответственности [1, 2].

Техника определения видов защиты и способов уклонения от ответственности заключается в том, что психотерапевты могут оказывать клиентам помощь в понимании функций определенных видов их поведения (например, компульсивности) как уклонения от ответственности за выбор. Кроме того, психотерапевты могут совместно с клиентами анализировать их ответственность за собственные несчастья и, если необходимо, ставить пациентов лицом к лицу с этой ответственностью.

Вера Галч и Морис Темерлин на основе анализа аудиозаписей психотерапевтических сессий собрали коллекцию конфронтирующих интервью, направленных на рост осознания ответственности. 

Суть этой техники заключается в том, что, когда клиент жалуется на неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в его жизни, терапевт интересуется тем, как клиент создал эту ситуацию. Кроме того, терапевт может сосредоточить внимание на том, как клиент использует «язык уклонения от ответственности» (например, часто люди говорят «я не могу» вместо «я не хочу»).

Техника идентификации уклонения от ответственности акцентирует внимание на отношениях психотерапевт – клиент. Психотерапевты ставят клиентов лицом к лицу с их попытками перенести на психотерапевтов ответственность за то, что происходит в рамках психотерапии или вне ее. Для этого очень важно осознание психотерапевтом своих собственных чувств относительно клиентов, помогающих идентифицировать эмоциональные реакции у клиентов.

Многие клиенты, обращающиеся за психотерапевтической помощью, ждут, что терапевт проделает за них всю необходимую терапевтическую работу. Мотивации таких ожиданий могут быть самыми разнообразными, начиная от «Вам лучше, вы более сильный, у вас более выгодная ситуация» и заканчивая «Вы этому учились, это ваша профессия, я вам за это деньги плачу» (Л. Ф. Бурлачук, 2002). Воздействуя таким образом на разные чувства психотерапевта (вину, совесть, добросовестность и т. п.), клиент перекладывает груз ответственности за происходящие с ним изменения на плечи психотерапевта. Задача психотерапевта – помочь клиенту взять ответственность за свою жизнь самому. 

Техника столкновения с ограничениями реальности. Поскольку в жизни любого человека периодически возникают объективно неблагоприятные ситуации, эта техника направлена на изменение точки зрения клиента. Такое изменение имеет несколько разновидностей.

Во-первых, психотерапевт может помочь определить те жизненные сферы, на которые клиент в силах продолжать влиять, несмотря на возникшие ограничения. Так, например, изменить факт тяжелого заболевания не в силах никто, но только от человека зависит, занять ли ему по отношению к этому факту позицию пассивной жертвы или попытаться найти аристос – «наилучшее в данной ситуации».

Во-вторых, психотерапевты могут изменить существующую установку по отношению к тем ограничениям, которые изменить нельзя. 

Техника противостояния экзистенциальной вине. Как уже отмечалось, в экзистенциальной психотерапии одной из функций тревоги считается призыв к совести. А одним из источников тревоги является вина, обусловленная неудачной реализацией потенциала.

Существует различие между виной за плохой выбор, сделанный в прошлом, и виной, связанной с отказом делать новый выбор. Пока клиенты продолжают вести себя в настоящем так, как они это делали в прошлом, они не могут простить себе выбор, сделанный в прошлом.

Техника высвобождения способности хотеть. Испытывать желания невозможно без контакта со своими чувствами. Поэтому для понимания истинных желаний человека экзистенциальные психотерапевты работают с подавленными и вытесненными аффектами, блокирующими желания. При этом, в отличие от других методов психотерапии, они стараются избегать драматических глобальных прорывов, поскольку их (прорывов) воздействие, как правило, кратковременно. Вместо этого, в пределах контекста аутентичных отношений, экзистенциальные психотерапевты постоянно пытаются ответить на вопрос «Что вы чувствуете?» и «Чего вы хотите?», тем самым исследуя источник и природу блоков клиентов и лежащие в основе этих блоков чувства, которые пациенты стараются выразить.

Техника фасилитации принятия решений состоит в том, что экзистенциальные психотерапевты побуждают клиентов осознавать, что каждому действию предшествует решение. Поскольку при принятии решения исключаются альтернативы, решения – это своего рода пограничные ситуации, в которых люди создают себя сами. Многие клиенты парализуют свою способность принимать решения посредством вопросов, начинающихся со слов «Да, но...» или «Что, если...» (например, «Что, если я потеряю работу и не смогу найти другую?»). Психотерапевт может помочь клиентам исследовать разветвления каждого вопроса «что, если...» и анализировать чувства, которые индуцируются этими вопросами. Психотерапевты могут побуждать клиентов активно принимать решения таким образом, что принятие решения будет способствовать активизации у них собственной силы и ресурсов.

При необходимости экзистенциальные психотерапевты помогают клиентам проявлять волю. Одобрение психотерапевта позволяет клиентам учиться доверять своей воле и обретать уверенность в том, что они имеют право действовать.

 

Работа с изоляцией

 

Техника конфронтирования клиентов с изоляцией. Психотерапевт может помочь клиенту понять, что в конечном счете каждый человек рождается, проживает жизнь и умирает в одиночестве. Это достаточно болезненно, так как разрушает все превозносимые культурой романтические образцы человеческих взаимоотношений. Тем не менее, как и смерть, осознание тотального одиночества существенно влияет на изменение качества жизни и взаимоотношений. Исследуя свое одиночество, клиенты учатся определять, что они могут и что не могут получить от отношений.

Так, давая оценку проведенным группам, многие участники отмечают тот немаловажный для них факт, что благодаря группам они на некоторое время вырвались из обыденного окружения.

Кроме того, психотерапевт может предложить клиенту следующий эксперимент: на некоторое время отгородиться от окружающего мира и побыть в изоляции. После проведения этого эксперимента клиенты глубже осознают как ужас одиночества, так и масштабы своих скрытых ресурсов.

Техника идентификации механизмов защиты состоит в выявлении защит, которыми пользуются клиенты, чтобы справляться с противоречием между потребностью в принадлежности и фактом экзистенциальной изоляции.

Техника идентификации межличностной патологии. Приняв за критерий идеальную свободу от потребностей или «Я – Ты» отношения, можно определить способы уклонения клиентов от реальных отношений с другими. В какой степени клиенты относятся к другим людям как к объектам, служащим для удовлетворения их желаний и потребностей? Насколько они способны любить? Насколько хорошо они умеют выслушивать собеседников и раскрывать себя? Каким образом они удерживают людей на расстоянии? Психотерапевты могут учить клиентов навыкам принятия и выражения чувств.

Использование отношений психотерапевт – клиент с целью выявления патологии. Экзистенциальные психотерапевты считают, что сосредоточенность исключительно на переносе мешает терапии, поскольку устраняет аутентичные отношения терапевт – клиент. Это связано с тем, что, во-первых, аналитическая парадигма устраняет реальность самих отношений, рассматривая их, в основном, как ключ к пониманию прошлого опыта, а во-вторых, предоставляет психотерапевту рациональное основание для самозащиты. В свою очередь, неспособность к самораскрытию блокирует способность к искреннему и эмпатическому пониманию внутреннего мира другого. Самораскрытие психотерапевта позволяет клиенту делать шаг за шагом в сторону собственного раскрытия.

Исцеляющие отношения. Экзистенциальные психотерапевты стремятся развивать реальные отношения с клиентами. Хотя отношения психотерапевт – клиент и носят временный характер, опыт интимности может быть постоянным. Отношения психотерапевт – клиент могут способствовать самоутверждению клиентов, так как для них чрезвычайно важно, что кто-то, кого они уважают, и кто действительнознает все их сильные и слабые стороны, принимает их. Психотерапевты, которым удалось установить глубокие отношения со своими клиентами, могут помочь им противостоять экзистенциальной изоляции. Кроме того, это помогает клиентам осознать свою ответственность за жизнь и складывающиеся в ней отношения.

 

Работа с бессмысленностью

 

Техника переопределения проблемы. Когда клиенты жалуются на то, что «жизнь не имеет никакого смысла», они, похоже, допускают, что жизнь имеет смысл, который они не могут найти. Эта точка зрения близка к логотерапевтической позиции. Однако, согласно другим экзистенциальным подходам, люди скорее придают смысл, чем получают его. Поэтому экзистенциальные психотерапевты повышают осознание клиентами того, что в жизни нет никакого объективно присущего ей смысла, но люди ответственны за создание собственного смысла. Часто то, что относится к категории бессмысленности, лучше всего изучать в связи с другими предельными беспокойствами, связанными со смертью, свободой и изоляцией. 

Техника определения видов защиты от тревоги бессмысленности. Экзистенциальные психотерапевты помогают клиентам лучше осознавать используемые ими виды защиты от тревоги бессмысленности (Бурлачук Л.Ф., 2002). Прежде всего, это связано с прояснением таких вопросов, как и в какой мере стремление к получению денег, удовольствия, власти, признания, статуса коренится в их неспособности противостоять экзистенциальной проблеме, связанной с бессмысленностью. Защита от бессмысленности может быть одной из причин того, что клиенты относятся к жизни несерьезно, создавая тем самым проблемы, от решения которых они сознательно или подсознательно стремятся уклониться.

Техника содействия клиентам в их более активном участии в жизни состоит в том, что психотерапевт исходит из предположения о врожденном желании клиента всегда участвовать в жизни. Эта техника может заключаться в том, что психотерапевты предлагают клиентам установить и поддерживать аутентичные отношения в ходе психотерапии, что уже является их весомым вкладом в терапевтический процесс. Психотерапевты могут исследовать широкий диапазон надежд и целей клиентов, их системы убеждений, оценивать их способность любить и их попытки творчески выражать себя.

Отметим, что работа с бессмысленностью отличается от работы с другими предельными основаниями. В случаях со смертью, свободой и изоляцией психотерапевт организует процесс таким образом, чтобы клиент встретился с ними лицом к лицу. Однако, когда дело касается бессмысленности, психотерапевт помогает отвернуться от вопроса, приняв решение о вовлеченности в жизнь.

 

 12. Экзистенциальный анализ В. Франкла (логотерапия)

  Идеи пересоздания жизненных смыслов [20], но уже в контексте некоторых религиозных положений, были развиты в логотерапии (от древнегр. Logos – смысл) одного из наиболее ярких представителей так называемой Третьей венской школы психотерапии Виктора Франкла.  

Виктор Эмиль Франкл родился в 1905 г. в Вене. До 1927 г. он являлся активным членом Общества индивидуальной психологии. В 1930 г. В. Франкл получил степень доктора медицины. С 1942 по 1945 г. он находился в заключении в фашистских концлагерях. В 1946 г. В. Франкл опубликовал книгу «Психолог в концлагере», в которой описал свой опыт пребывания в «лагерях смерти». В 1946 г. он становится директором женской неврологической больницы, а с 1947 г. начинает преподавать в Венском университете. В 1949 г. В. Франкл получил степень доктора философии и возглавил Австрийское общество врачей-психотерапевтов. В 1955 г. он стал профессором неврологии и психиатрии.

С середины 1950-х гг. В. Франкл вел активную просветительскую и общественную деятельность по всему миру.

Согласно представлениям логотерапии, стремление к поиску смысла и реализации смысла своей жизни – врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а борьба за какую-то цель, достойную его. Человеческое стремление к реализации смысла может быть фрустрировано. «Экзистенциальная фрустрация» может привести к неврозу, коренящемуся в духовной сфере жизни человека. В.Франкл считал, что потеря смысла существования вызвала в западном обществе новый тип невроза – «ноогенный невроз». Эти ноогенные неврозы возникают не вследствие конфликта между влечениями и сознанием, а из-за противоречий между различными ценностями, на основе нравственных конфликтов. Фрустрированная потребность в смысле жизни может компенсироваться в стремлении к власти или к удовольствию.

При этом чем более экономически развитым является государство, тем больше оно страдает от проблем такого рода и тем сильнее распространена в нем точка зрения на духовные поиски личности как на проявление психопатологической симптоматики. В. Франкл замечает, что «поиск человеческого смысла не является патологическим, напротив, это вернейший признак подлинности человеческого бытия. Даже если этот поиск привел к фрустрации, его нельзя рассматривать в качестве симптома болезни. Это духовный дистресс, а не психическое заболевание.

Метод психотерапии и экзистенциального анализа, созданный В. Франклом, представляет из себя сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.

Данная концепция относится к Третьей венской школе психотерапии. Основная идея – вопросы поиска смысла человеческого существования.

В. Франкл противопоставляет стремление к смыслу жизни принципу удовольствия, на котором сконцентрирован психоанализ.

В. Франкл различал две стадии бессмысленности: экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум, или экзистенциальная фрустрация, – феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии, пустоты, цинизма. Экзистенциальный, или ноогенный, невроз развивается при присоединении к экзистенциальной фрустрации невротической симптоматики. Он может принимать любую клиническую форму, но его главная характеристика – блокированная воля к смыслу. Наиболее типичные варианты реагирования на возникающий экзистенциальный вакуум – конформизм и подчинение тоталитарности.

Один из представителей логотерапии, Сальвадор Мадди, описал три клинические формы экзистенциальной патологии.

1. Крусадерство («идеологический авантюризм») – выискивание для себя наиболее престижных и выигрышных дел и погружение в них с головой.

2. Нигилизм – активная тотальная склонность дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других. 

3. Вегетативность – крайнее состояние бессмысленности, имеющее широкие когнитивные, аффективные и поведенческие проявления. Когнитивный компонент состоит в хронической неспособности поверить в полезность какого-либо жизненного усилия. Аффективный настрой выражается в умиротворении и скуке, перемежающихся эпизодическими депрессиями. Поведенческая активность колеблется между средним и низким уровнем, но для нее характерно отсутствие избирательности поведения: человеку все равно, чем он занят.

Согласно В. Франклу, непонимание и недооценка значения смысла в жизни человека ведут к тому, что клиентам со стороны психотерапевтов навязываются упрощенные и конформистские «схемы» мира, маскируемые под ту или иную метафору психотерапии. Кроме того, применение критериев «норма – патология» к духовным творениям, а не к личностям их создателей, приводит к вульгаризации, упрощению и релятивности любых социальных, моральных и нравственных ценностей. 

Соглашаясь с христианской традицией, В. Франкл утверждает, что существует идеальное царство истин и ценностей, которое не зависит от субъекта. На них направлено «духовное зрение» человека, которое не детерминируется ни биологическими, ни социальными, ни психологическими закономерностями. 

Такой «сверхсмысл» вообще превосходит познавательные способности человека. Тремя основополагающими принципами логотерапии являются свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.

Свобода воли,считает В. Франкл, принадлежит к непосредственным данным человеческого опыта. Ее можно феноменологически описать, но невозможно свести к причинным связям. Благодаря ей человек свободен менять позицию по отношению к условиям своего существования, он всегда сохраняет свободу выбирать свою установку в отношении к жизни, он выходит в «ноологическое» или «ноэтическое» измерение, образуя вместе с соматическим и психологическим измерением «антропологическое целое».

Воля к смыслу противопоставляется В. Франклом «принципу удовольствия» психоанализа и «воле к власти» индивидуальной психологии. Он считает, что человеческие мотивы и цели всегда осознанны, поэтому «в конечном счете оказывается, что воля к удовольствию и воля к власти являются производными первоначальной воли к исполнению смысла. При этом он проводит различие между влечениями, подталкивающими человека изнутри, и смыслом, действующим на человека извне и создающим стремление. Стремление предполагает свободу – свободу принимать или отвергать цель, которая притягивает. Стремление также телеологично, т. е. ориентировано на будущее.

Только при наличии воли к смыслу человек способен оказаться лицом к лицу со смыслом. Тогда он становится свободным и ответственным за свои деяния. 

Смысл жизни, согласно В. Франклу [20], «это то, что содержится в ситуации, подразумевающее вопрос и требующее ответа... У каждой проблемы есть только одно решение, и оно правильное; у каждого решения – только один смысл, и он подлинный» (И. Ялом, 1999). Таким образом, осмысленной является абсолютно любая жизнь, в том числе полная лишений и страданий.

Все уникальные смыслы делятся на три основные категории: 1) состоящие в том, что именно личность дает миру как творение; 2) состоящие в том, что личность берет у мира в форме опыта; 3) состоящие в позиции личности по отношению к страданию и судьбе, которую она не может изменить.

Во всех своих работах В. Франкл отмечает, что смысл – это скорее то, что надо найти. Человек не может его изобрести, он должен его открыть. 

 В. Франкл утверждал, что истинная осмысленность существования возможна лишь у религиозного человека. 

Психотерапию В. Франкл называл «медицинским священничеством». Поэтому В.Франкл и его последователи в основном работали с вполне здоровыми с медицинской точки зрения людьми, ведя их к «религиозному возрождению», предпочитая лечить психические заболевания традиционными медицинскими средствами.

 Логотерапия заключается в попытках помочь клиенту обнаружить смысл. Одно из наиболее характерных отличий логотерапии от всех остальных экзистенциальных подходов состоит в том, что она «трагически оптимистична».   

Логотерапия ставит перед собой цель расширить возможности клиентов видеть весь спектр возможных смыслов, которые содержит в себе любая ситуация. Жизнь человека, согласно данному учению, никогда не может быть бессмысленной. С осознанием смысла, с принятием решения относительно его реализации, с выбором путей реализации неразрывно сопряжена ответственность человека за свою судьбу.

В. Франкл отмечает, что у каждого человека свой уникальный смысл жизни.

В то же время он дает характеристику основных позитивных смыслов (ценностей), характерных для человеческого существования в целом. Ценности – смысловые универсалии, которые обобщают типичные ситуации в истории общества.

В. Франкл отмечал три категории универсальных ценностей:

· Ценности творчества занимают приоритетное место и реализуются в труде и творческой деятельности.

· Ценности переживаний (любовь, привязанность, ненависть и т.д.).

· Ценности отношений – в любой ситуации человек способен    занять

осмысленную позицию в отношении к происходящему и придать своему страданию глубокий жизненный смысл, однако обращение к ним оправдано, когда все другие возможности влиять на свою судьбу исчерпаны. Т. о., ценности отношений – нахождение смысла в ситуациях, считающихся безысходными.

     В ходе психотерапевтической работы В. Франкл делал акцент на следующих моментах: 

· осознание конечности существования;

· осознание смыслов;

· принятие смыслов своего существования (при помощи техники «смыслодрама»);

· осознание ответственности;

· работа с ценностями («шкала ценностей», «повторное проживание жизни»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.029 с.)