Препятствия росту: защитный панцирь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Препятствия росту: защитный панцирь



Защитный панцирь – основное препятствие для роста, по В. Райху [15, 35]. «Зажатый своим защитным панцирем индивидуум не способен распустить его. Он не способен также выразить простейшие биологические эмоции. Ему знакомы лишь ощущения щекотки, а не оргонического удовольствия. Он не может испустить вздоха удовольствия или имитировать его. Если он попытается – это будет стон, сдавленное рычание или импульс рвоты. Он не способен испустить гневный крик и даже изобразить удар кулаком по кушетке».

В. Райх отмечает: «Я обнаружил, что люди реагируют интенсивной ненавистью на всякую попытку нарушить невротическое равновесие, поддерживаемое их защитным панцирем».

В. Райх полагал, что процесс создания защитного панциря сформировал две ложные интеллектуальные традиции, образующие основу цивилизации: мистическую религию и механистическую науку. Механицисты столь хорошо защищены, что потеряли ощущение собственного жизненного процесса и внутренней природы. Они поражены глубинным страхом глубокой эмоциональности, жизненности, спонтанности и стремятся создавать ригидные механические представления о природе, интересуясь преимущественно внешними объектами естественных наук. «Машина должна быть совершенной. Отсюда следует, что мышление и действия физика должны быть совершенными». Перфекционизм – сущностная характеристика механистического мышления. Оно не признает ошибок, неуверенности, неопределенности, неясные ситуации избегаются... Но в применении к природе это неизбежно ведет к ошибке. Природа неточна. Природа действует не механически, функционально».

Мистики не столь полно порабощены своей защитой, они остаются частично в соприкосновении со своей жизненной энергией и способны на великие прозрения благодаря этому частичному контакту со своей внутренней природой. Однако В. Райх считал эти прозрения искаженными аскетическими и антисексуальными тенденциями мистиков, отрицанием ими собственной физической природы и потерей контакта с собственным телом. Они отрицали происхождение жизненной силы в собственном теле и поместили ее в гипотетической душе, которую они полагали лишь слабо связанной с телом.

 

В. Райхом описано семь уровней «мышечной брони»:

1. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. На уровне глаз блокируются страх и плач. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону.

2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

3. Шея. Этот сегмент включает глубокие мьшщы шеи, язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т. п.

4. Грудь. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, шею: грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, рушить, бить, чтобы страстно достигать чего-то.

5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте). Применяют дыхательные упражнения и рвотные движения

6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни, также блокируется страх перед нападением. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он «мертвый» и несексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения о кушетку тазом.

В. Райх обнаружил, что по мере того, как пациенты обретают способность полной «генитальной отдачи», фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни. «Когда посредством терапии восстанавливается единство оргастического рефлекса, вместе с ним возвращается и чувство глубины и искренности, ранее утерянное. В связи с этим пациенты вспоминают период раннего детства, когда единство ощущения тела еще не было утрачено. Глубоко тронутые, они рассказывают, как маленькими детьми они чувствовали единство с природой, со всем вокруг себя, как они чувствовали себя живыми, и как впоследствии это было разбито в куски и разрушено обучением».

Такие люди начинают чувствовать, что ригидная мораль общества, которая раньше казалась им само собой разумеющейся, становится чуждой и неестественной. Изменяется заметно и их отношение к работе. Те, кто делал свою работу механически, начинают искать новую, более живую работу, соответствующую их внутренним потребностям и желаниям. Те же, кто интересуется своей профессией, обретают новую энергию, интерес и способности.

 

Подавление сексуальности

Другое препятствие росту – социальное и культурное подавление естественных инстинктов и сексуальности в индивидууме. В. Райх считал его основным источником неврозов. Это подавление осуществляется в течение трех основных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни. Младенцы и маленькие дети попадают в невротическую, авторитарную и подавляющую секс семейную атмосферу. Относительно этого периода жизни В. Райх воспроизводит фрейдовские наблюдения, касающиеся негативного действия родительских требований по поводу туалетного воспитания, самоограничения, «держания себя в руках», «хорошего» поведения.

В период полового созревания подростки лишены реальной сексуальной жизни; мастурбация запрещается. Что еще важнее, общество в целом не дает подросткам найти значимую, осмысленную работу. Неестественный стиль жизни делает для подростков особенно трудным вырастание из инфантильной привязанности к родителям.

Наконец, будучи взрослыми, большинство людей оказываются в ловушке принудительного брака, к которому они не готовы сексуально из-за требования предбрачного целомудрия. Райх указывает также, что брак в нашей культуре содержит в самом себе неизбежный конфликт. «Каждый брак внутренне разрушается в результате возрастающего конфликта между сексуальными и экономическими нуждами. Сексуальные потребности могут удовлетворяться с одним и тем же партнером лишь ограниченное время. Экономическая зависимость, моральные требования и обычаи, с другой стороны, заставляют продолжать отношения. Этот конфликт – основа семейных страданий». Возникающая семейная ситуация создает невротическую атмосферу для следующего поколения.

В. Райх утверждает, что индивидуумы, выращенные в атмосфере, отрицающей жизнь и секс, создают в себе страх удовольствия, представленный их мышечным панцирем. «Панцирь характера – основа одиночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответственности, мистических стремлений, сексуальных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности неестественных патологических типов. «То, что живо, само по себе разумно. Оно становится карикатурой, если ему не дают жить».

В. Райх не испытывал оптимизма относительно возможного эффекта своих открытий. Он полагал, что большинство людей в силу своих мощных защит не будет способно понять его теорию и будет искажать его идеи. 

Защитный панцирь отрезает нас от нашей внутренней природы, но также и от социальных страданий вокруг нас. «Из-за трещины в современном человеческом характере природа и культура, инстинкт и мораль, сексуальность и успех считаются несовместимыми. Единство культуры и природы, работы и любви, морали и сексуальности остается несбыточной мечтой, пока человек отвергает удовлетворение биологических требований естественной (оргастической) сексуальности».

 

Структура и тело

В. Райх рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Как уже было сказано, он постоянно перемещался от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к анализу как психологических, так и физических аспектов характера и характерного панциря, и далее к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биоэнергии.

 

Социальные отношения

В. Райх считал социальные отношения функцией индивидуального характера. Средний человек видит мир сквозь фильтр своего защитного панциря. Лишь генитальные характеры, преодолевшие свой ригидный панцирь, действительно способны открыто и честно реагировать на других. Райх твердо верил в провозглашенные Марксом идеалы «свободных организаций, в которых свободное развитие каждого становится основой свободного развития всех» и формулировал понятие рабочей демократии, естественной формы социальной организации, в которой люди гармонично сотрудничают ради удовлетворения взаимных потребностей и интересов; он пытался реализовать эти принципы в Институте Оргона.

 

Воля

В. Райх не занимался непосредственно волей, хотя подчеркивал важность осмысленной конструктивной работы. 

 

Эмоции

В. Райх полагал, что хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает индивидууму переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Эмоции, которые блокируются таким образом, никогда не устраняются, потому что они не могут быть полностью выражены. По В. Райху, индивидуум может освободиться от блокированной эмоции, только полностью пережив ее. В. Райх отмечал также, что фрустрация удовольствия часто ведет к гневу и ярости. В райхианской терапии отрицательные эмоции должны быть проработаны прежде, чем могут быть пережиты позитивные чувства, которые ими замещаются.

 

Интеллект

В. Райх не соглашался с любым разделением интеллекта, эмоций и тела. Он указывал, что интеллект в действительности биологическая функция, и что он может накопить эффективный заряд, столь же сильный, как и любая из эмоций. В. Райх утверждал, что полное развитие интеллекта требует развития истинной генитальности, «ибо примат интеллекта предполагает упорядоченную экономию либидо, то есть примат генитальности. Генитальный и интеллектуальный примат так же взаимосвязаны, как сексуальный стазис и невроз, чувство вины и религия, истерия и суеверие...»

В. Райх также полагал, что интеллект часто работает как механизм защиты. «Словесный язык часто функционирует как защита: слова скрывают язык выражений биологической природы». Во многих случаях это доходит до того, что слова уже ничего не выражают, и говорение превращается присто в деятельность соответствующих мускулов.

 

Самость

Для В. Райха самость – это здоровая биологическая сердцевина каждого индивидуума. Большинство людей не соприкасаются со своей самостью из-за физического защитного панциря и психологических защит. 

По В. Райху, взаимодействие подавляемых импульсов и подавляющих защитных сил создает третий слой между двумя противоположными либидонозными течениями – слой бесконтактности. Бесконтактность не помещена между двумя силами; это выражение их концентрированного взаимодействия. Контакт требует свободного движения энергии. Он становится возможным, только когда индивидуум распускает панцирь и начинает полностью сознавать тело, его чувствования и нужды, приходит в соприкосновение с сердцевиной, с первичными влечениями. Там, где есть блоки, энергетические потоки и сознавание ограничены, самовосприятие в значительно степени уменьшено или извращено.

 

Терапевт

Кроме обученности терапевтической технике терапевт должен быть значительно продвинут в собственном личностном росте и развитии. Работая с индивидуумом психологически и физически, он должен преодолеть все страхи явно сексуальных проявлений и «оргастических потоков» – свободного движения энергии в теле.

 Необходимой предпосылкой любых методов, применяемых терапевтом для освобождения эмоций, содержащихся в мышечных зажимах, являются его собственная чувствительность и способность полно эмпатировать пациента: как бы чувствовать собственным телом воздействие определенных мышечных сокращений на протекание энергий у клиента.

Самого В. Райха считали блестящим и тончайшим терапевтом. Еще в качестве ортодоксального аналитика он был известен предельной искренностью и даже жесткой прямотой с пациентами. Ник Вааль, одна из известнейших психиатров Норвегии, писала о своем опыте терапии у В.Райха: «Я могла выдержать сокрушительность В. Райха, потому что я любила правду. И, как ни странно, я не была сокрушена. Во все время работы со мной у него был любящий голос, он сидел рядом со мной и заставлял меня смотреть на себя. Он принимал меня и сокрушал лишь мое тщеславие и мою ложь. И я поняла в эти моменты, что подлинная честность и любовь у терапевта, как и у родителей, - это часто мужество быть как бы жестоким, если это необходимо. Это, однако, многого требует от терапевта, от его квалификации и его диагностирования клиента».

 

Оценка

В. Райх явился пионером в области психологии тела и ориентированной на тело психотерапии. Лишь небольшая часть психологов серьезно занималась психологией тела, однако понимание важности психических привычек мышечных зажимов как ключей к диагностике возрастает. На многих терапевтов повлияла работа Ф. Перлза, которого В. Райх анализировал и на которого оказал больше влияние своими теориями.

Прямое воздействие на мышечный защитный панцирь и эмоциональное освобождение посредством работы с телом привлекает меньший интерес. Поощрение пациентов в выражении подавляемых эмоций, таких, как гнев, страх, агрессия, является предметом дискуссии «Первичная терапия», например, подвергается сильной критике за поощрение эмоциональной разрядки, поскольку люди, работающие такими методами, становятся неспособными контролировать сильные эмоциональные разряды, будучи на людях или в других неподходящих ситуациях.

Может быть, верно, что разрядка сильных эмоций ведет к возрастающему выражению этих эмоций, и В. Райх работал с глубоким эмоциональным высвобождением в терапии. Однако его акцент всегда касался распускания защитного панциря, блоков чувствования, которые искажают психологическое и физическое функционирование индивидуума.

Более убедительная критика В. Райха касается его представлений о генитальном характере как достижимом идеальном состоянии. Успешное лечение, как предполагается, оставляет индивидуума свободным от всякого панциря, делает его «законченным продуктом», не нуждающимся в дальнейшем росте и совершенствовании.

Стоящая за этим модель – это медицинская модель болезни, с которой клиент приходит к врачу, чтобы быть «вылеченным». Эта модель пронизывает большинство терапий, но особенно сильна она там, где есть предположение, что терапевт полностью здоров (свободен от защитного панциря и т. п.), а пациент – болен; клиенту отводится пассивная роль, ему предлагается довериться всемогущему «совершенному» терапевту, рассчитывая на своего рода драматическое или магическое излечение. Эта модель накладывает также огромные обязательства на терапевта, который всегда должен быть выше клиента и никогда не может допускать ошибок и быть неправым.

Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных блоков для чувств – это лишь один аспект общего роста индивидуума. Самоконтроль и целенаправленное поведение также существенная часть жизни, требующая определенной меры управления сиюминутными чувствами. Блоки чувствования, которые В. Райх называет «панцирем», – порождение способности человека управлять своими чувствами и поведением и, таким образом, жизнь по пути, который он выбрал. Один аспект этой защиты состоит в оберегании себя от обессиливающих эмоций, второй – в направлении поведения к намеченным целям. Таким образом, индивидуум никогда не сможет и не должен быть полностью «обезоруженным» (лишенным «панциря»). Научиться уравновешивать соотносить самоконтроль и свободное выражение – необходимая часть продолжающегося процесса роста.

Райховские теории терапии и психологического роста, как правило, ясны и прямы, как и его терапевтическая техника. Он основывает свою работу на внушительных клинических и экспериментальных доказательствах, хотя в его время его идеи были слишком новыми, чтобы получить всеобщее признание. Интерес к В. Райху и его идее психологии тела растет. Возрастание значения работы, ориентированной на тело, – одна из интереснейших возможностей дальнейшего развития психологии.

В понятии «почва под ногами» имеется в виду не только реальная физическая опора, но и метафорическое выражение фрейдовского принципа реальности: «Чем прочнее человек ощущает свой контакт с почвой (реальностью), тем крепче он держится за нее, тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше управляет чувствами». (А. Лоуэн, 1975). В понятие «почва под ногами» включается связь с эмоциональными потребностями, течением организмической энергии, физическими и физиологическими процессами (Килеман, 1975).

Обычно используются статические, динамические, дыхательные упражнения и упражнения, связанные с релаксацией. Дыхательные упражнения являются классическим элементом телесно-ориентированной психотерапии. Они включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыхание, способствующее разрядке сдерживаемых чувств. Двигательные упражнения способствуют возврату клиентов к примитивному эмоциональному состоянию, первичной природе человека. Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения, что позволяет выявить участки тела, склонные к проявлению физической регидности. Основной напряженной позой является «арка» – прогиб назад. Типичным упражнением является демонстрация своего тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека, стоящего перед ними, после чего можно сделать вывод о «броне характера» каждого участника группы, блокировках спонтанного течения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы.

Типичными упражнениями, применяемыми в телесно-ориентированном тренинге, являются, например, следующие (В. Ю. Баскаков):

· Напряжение – расслабление. Участникам предлагается последовательно сосредоточивать внимание и напрягать до предела левую руку, затем правую, ноги, туловище; напряжение чередуется с расслаблением этих участков тела.

· «Перекат напряжения». Напрячь до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, перевести напряжение на левую ногу, правую ногу и т.д.

· «Огонь – лед». Упражнение включает попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде «Огонь» участники совершают свободные движения всем телом, по команде «Лед» они застывают в той позе, в которой их застала команда, напрягая все тело до предела. Ведущий несколько раз чередует обе команды.

· «Ртуть». Ведущий предлагает участникам представить себя в виде механизма, который нуждается в смазке маслом или ртутью. Упражнение выполняется медленно, чтобы ни один участок «не остался без смазки».

· «Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары, один из них скульптор, другой – глина. «Глина» податлива, расслаблена, принимает ту форму, которую ей придает «скульптор». Скульптура застывает, ей дается название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

· «Марионетки». Участникам предлагается представить, что они марионетки, подвешенные за руку, ухо, плечо. «Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное расслаблено, болтается».

· «Брыкания». Участники группы имитируют движения маленького ребенка, который лежит на спине, стучит ногами и руками по полу, брыкается, вертит головой из стороны в сторону, кричит. Другие члены группы поощряют более полное высвобождение эмоций.

Применяются также упражнения, способствующие выражению эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. По мнению телесно-ориентированных психотерапевтов, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительном контакте и успокоении. В телесно-ориентированных группах чаще всего идут дальше эмоциональной разрядки и используют вновь возникающие чувства для взаимодействия с другими, для поиска обратной связи и вербальной работы со своими реакциями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.032 с.)