П.И Чайковского «Щелкунчик». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П.И Чайковского «Щелкунчик».



Цикл НОД «Сказка в музыке»

тематические занятия по слушанию музыки

для детей 5-8 лет.

 

 

                                             

                                      Автор:                                                   

 Архипович Оксана Валериевна

 

                                                                музыкальный руководитель:

высшей квалификационной категории                                                

 

 

г.Волжский 2020

 

Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к музыке П. И. Чайковского, Н.Римского-Корсаковка, Э.Грига;

 Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

 Расширять музыкальный кругозор детей;

 Обогащать музыкальными впечатлениями.

Развивать культуру слушания классических произведений

Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать….

 

Вы сидите дома? Есть время, что бы познакомиться с произведениями великих композиторов.И представляю вашему вниманию  цикл занятий «В гости к композиторам», где вы и ваши дети познакомятся с великими композиторами мировой культуры.

 

 

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Тема «Классическая музыка» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

    Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Классическая музыка полностью отвечает этому требованию. Она:

· развивает музыкальное восприятие, воображение, обогащает речь детей;

· знакомит детей с музыкальными инструментами, композиторами-классиками.

· развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций (опера), о близости средств выражения речи и музыки;

· дает возможность сравнивать произведения по характеру, жанру; помогает различать смену настроений в музыке.

· развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке;

 

 

Хорошего вам просмотра!!!

 

 

П.И Чайковского «Щелкунчик».

 

На экране фотография П.И.Чайковского.

Музыкальный руководитель: Эта встреча открывает цикл занятий по знакомству с классической музыкой.

Еще в древние века люди верили в удивительную силу музыки. Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном теле, в зависимости от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет или расслабляет.

 

Сегодня я вас хочу познакомить с великим композитором П.И.Чайковским и его музыкой, а именно с балетом «Щелкунчик».

Фото дома, где жил Чайковский.

Много лет назад в городе Воткинске (это на Урале) родился мальчик Петя вот в этом доме.

2.Фото маленького Чайковского.

В семье было много детей, Петя был младшим. Все его любили, потому – что он был удивительно добрым. В детстве Петя говорил: «Музыка звучит у меня в голове». Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик.

А вот таким он был в молодости, когда писал свои произведения.

Фото молодого Чайковского.

Музыка Чайковского так прекрасна, что вы,наверняка, будете слушать её вместе с детьми. Есть у него произведения, которые понятны как взрослым, так и детям. Среди них балет «Щелкунчик».

 Балет – это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нём – музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку.

Итак сказка начинается.

Фото Щелкунчика

Щелкунчик – это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, что бы Щелкунчику было нетрудно их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех и Щелкунчик сломался.

Мальчик швырнул Щелкунчика под Ёлку и забыл про него. Мари положила его в кукольную кроватку. А когда праздник закончился Мари пробралась в комнату, взяла Щелкунчика на руки и стала с ним разговаривать. Вдруг Щелкунчик ожил и рассказал Мари, что не всегда был таким некрасивым, что его заколдовала злая королева Мышильда. Спасти его может только любовь.

Вдруг послышалось шуршание, и отовсюду начали вылазить мыши. Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная.

Звучит вальс цветов

Какой вальс? – ответ детей - праздничный и нежный.

На празднике звучат и несколько других танцев.

Видео Китайский танец

Есть на этом празднике и китайский танец (чай) – шуточный, словно прыгающий.

Видео Русский танец Трепак

Есть и задорный, веселый, удалой русский танец – трепак.

Видео Испанский танец

Испанский (шоколад) – музыка быстрая, огненная, задорная.

И завершает эту сказку танец Мари и принца.

Видео танца Принца и Мари

Так и закончилась эта сказка, а музыку написал П.И.Чайковский.

Мне хотелось бы что бы вы были такими же добрыми, сострадающими и в вашем доме звучала всегда красивая музыка. На этом наша встреча закончена. До новых встреч.

 

Видео «Баба-Яга».

Тихо- тихо, тишина

 Наша куколка больна

Видео «Болезнь куклы»

 

 Кукла вальс танцует старый,

Себе пары не нашла.

Видео «Новая кукла»

А вот и полька, польку танцует каждый.

Видео Полька.

Стих-ие В Жуковского.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины,

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!»

Видео «Песнь жаворонка».

И от грусти и от скуки

 Могут вылечить нас звуки

 Озорных мелодий звуки.

Песни, пляски, шутки, смех.

Могут песней – полусказкой

И веселой русской пляской,

 В хороводе закружить.

Ну-ка, парни и девицы!

Вам ли в танце не кружиться!

Все танцуют до у паду.

Музыкантов жжет награда.

 Скрипка, флейта. Контрабас

Постараются для нас.

 Нам нельзя остановиться,

 Белый свет в глазах кружиться,

 Пляшет сердце и душа

Больно пляска хороша!

Видео «Камаринская»

 

Сегодня мы с вами познакомились с каким композитором?- П.И.Чайковского.

А с каким его альбомом?- «детским альбомом» Вам понравилось?

А какая у него музыка? -

Молодцы, До новых встреч.

 

 

НОД Э. Григ «Пер Гюнт»

Ход занятия

Видео портрета Э.Грига

 

сегодня мы познакомимся с творчеством великого норвежского композитора

Э. Грига. Норвегия это северная страна с очень красивой природой, горами, долинами. Григ сочиняя музыку, воспевал в ней красоту норвежской природы, которую очень любил. На берегу моря он слушал шум волн, в лесу прислушивался к шелесту листьев, шороху травы, плеску ручья, пенью птиц.

Видео о Норвегии.

 

И очень часто Григ своей музыкой рассказывал разные сказки. Вот одну из них я вам сейчас и расскажу.

 Жил один молодой человек по имени Пер Гюнт. Он был большим выдумщиком и часто обманывал а нередко и обижал людей. Но больше всего на свете ему хотелось богатства и власти. Он мечтал чтобы люди его боялись и подчинялись ему. Однажды в лесу он встретил девушку в лесном одеянии. Это была дочь горного короля. Ей понравился красивый юноша, и она предложила ему жениться на ней. Пер подумал, что может стать богатым и могущественным, как ее отец, и согласился. Вот он спускается в подземное царство, и что он видит.

 

Видео «Утро»

Григ назвал эту музыку «Утро». Разговор двух инструментов- флейты и гобоя, чередуется с целым хором струнных инструментов.

В природе все просто и мудро

В туманной клубящей мгле

Рождается утро

Для радостных дел на земле.

В этой музыке композитор хотел раскрыть красоту родной природы и изобразить множество необыкновенных красок, которые в то утро увидел Пер Гюнт. Ведь Пер, мог здесь спокойно жить и трудиться, найти свое счастье и просыпаться каждое утро под лучами солнца своей родины. Но он решил иначе. Пер Гюнт отправился в дальние страны искать счастья. Он побывал на далеком севере и в жарких странах, видел медведей и тигров. Пер стал купцом разбогател. Однажды он решил, что счастье ему улыбнулось. Он встретил очень красивую девушку – дочь арабского царя Анитру, которая решила завлечь Пера своим танцем.

Видео танец Анитры.

 

Танцует хитрая Анитра

Ее движенья как огонь

О путник, ты еще не знаешь,

Что ей понравился твой конь.

Григ при помощи музыкальных звуков изобразил не только красоту девушки, но и ее хитрость и коварство. Потому что она, обобрав Пера до нитки, скакала на его коне.

И вот Пер возвращается на родину, нищий и постаревший. В лесу он встречает Пуговичника с огромной оловянной ложкой. Пуговичник –это лесной старик, жизнь, тех, кто за свою жизнь не сделал ничего хорошего и доброго, никому не помог и стал никому не нужен, как старая поломанная пуговица.

И, ведь, действительно, за Пера никто не захотел заступиться. Люди от него ничего кроме зла и обмана, не видели. И когда Пер совсем отчаялся, вдруг он услышал песню Сольвейг. Так звали девушку, которая его любила и ждала всю жизнь. Она была единственным человеком, кто за него заступился и своей верностью спасла его от гибели. Знаменитую песню очень любят и знают все жители Норвегии. И я вам предлагаю её послушать.

Песня Сольвейг.

 

Вот так и закончилась эта история, которую рассказал Э.Григ при помощи своей музыки. Он прожил долгую и счастливую жизнь. Счастливую потому что его музыка принесла и приносит радость людям вот уже много лет.

 

Фото Н.Римского-Корсакова

 Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков — великий русский композитор, педагог и дирижер, родился в 1844 г. в городе Тихвине. Когда он был маленьким, в семье его называли Ника — это уменьшительное имя от полного имени Николай. Дом родителей Римского-Корсакова стоял на высоком берегу реки Тихвинки, а вокруг был большой сад, за которым начинались бескрайние поля.

Предметы и звуки дома, цветы в саду, растения в огороде, звезды на небе, голоса птиц и мелодичные песни — все это привлекало внимание мальчика. Учился он хорошо и легко, был очень любознательным ребенком, поэтому старший брат дал ему шутливое прозвище Вопросительный знак.

В 6 лет Ника начинает заниматься музыкой, проявляя большие музыкальные способности. В семье на это не очень обращают внимание, так как все члены семьи были музыкантами и играли на фортепиано.

В двенадцать лет его привозят в Петербург и отдают учиться в Морской кадетский корпус. Он продолжает сам изучать музыку, пробует сочинять.

 

Окончив учение в Морском кадетском корпусе, Ника отправляется в кругосветное путешествие. Впечатления, полученные в плавании, он впоследствии отразил в своей музыке.

Римский-Корсаков учился в консерватории в Петербурге. Теперь она носит его имя.

Фото консерватории

Окончив учебу, Николай Андреевич стал преподавать в консерватории.

Он автор пятнадцати опер, среди которых «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»; многочисленных симфонических произведений, романсов, обработок народных песен, в том числе русских.

А что такое опера? Опера где все герои поют.

 

И сегодня мы познакомимся с оперой «Снегурочка»

В 1881 году композитор написал оперу «Снегурочка», в которой есть сцены проводов Масленицы и встречи Весны. Итак мы начинаем.

 

Представьте: Холод. В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается

Весна- Красна.  Птицы прижимаются к Весне. Просят, чтобы она согрела их.
«… Весна- Красна, согрей ты нас» А Весна им говорит: «Дрожите вы, бедняжки?
Попляшите, согрейтесь. Видала я не раз, что пляскою отогревались люди»

Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Ярило- Солнце с ревностью взирает на этот союз, да и сама Весна томится в неволе, но, любя и жалея дочь — Снегурочку, не решается перечить грозному Деду-Морозу.

 

Видео Прощай масленица

 

В начале ария Снегурочки звучит легко и шаловливо, затем музыка становится более напевной, напоминающей русскую народную песню:

5.Видео “С подружками...”

 

- О чем поет Снегурочка? Что манит её к людям?

(Людские песни, человеческие радости).

 

Пастух Лель приходит па ночлег к Бобылю. Снегурочка просит Леля спеть ей и дарит ему цветок. Лель поет, но вот вдали показываются девушки. Они зовут Леля, и он, бросив подаренный Снегурочкой цветок, бежит к ним. Снегурочка опечалена. Ей обидно, что пригожий Лель скучает с ней.

Видео песни Леля

 

Она чувствует, что ей не хватает душевного тепла, которое бы зажгло сердце Леля любовью к ней. Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее жених Мизгирь. В Ярилин день быть их свадьбе. А вот и Мизгирь. Собираются девушки и парни. Богатыми подарками, привезенными из дальних стран, выкупает Мизгирь невесту и за руку выводит из круга девушек. Но вдруг его взгляд падает на Снегурочку. Потрясенный ее необыкновенной красотой, Мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его.

Видео мизгиря и снегурочки

 

Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея.

 

Царские слуги вводят Купаву. Заливаясь горькими слезами, девушка просит Берендея наказать обидчика — Мизгиря — за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать весь народ на грозный царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь всенародно отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря па вечное изгнание. Но в этот момент в царских палатах появляется Снегурочка. Ее нежная, хрупкая красота глубоко трогает поэтическую душу Берендея. Он видит в ней одно из бесчисленных чудес Природы и мысленно сравнивает Снегурочку с весенним цветком — ландышем. Он уверен, что красота Снегурочки поможет смягчить Ярилин гнев. Но кто же будет ее женихом? Ведь ледяное сердечко Снегурочки не знает любви.
Мизгирь умоляет Берендея отсрочить его изгнание. «Клянусь, — с жаром восклицает он, — любовь моя зажжет Снегурочки нетронутое сердце!»

Видео в царстве Берендея


В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки с песней водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». «Возьми меня, пригожий Лель», — доверчиво говорит Снегурочка. Но Лель выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес.

Мизгирь хочет последовать за ней, но перед ним непроходимой стеной встает заповедный лес. Тщетно Мизгирь пытается пробраться сквозь чащу. Леший, охраняя Снегурочку, манит и кружит его по лесу.
9.Видео в лесу

Ранним утром у озера, поросшего осокой и водяными лилиями, Снегурочка ждет свою мать. Весна-Красна поднимается из озера, окруженная цветами. Это ее последний час на землю берендеев: «С рассветом дня вступает бог Ярило в свои права и начинает лето». На прощанье Весна дарит дочери венок из волшебных цветов: в нем сокрыт «любовных сил... родник неистощимый».

Из лесу выходит измученный бесплодными ночными поисками Мизгирь. Снегурочка радостно протягивает к нему руки.

10.Видео у озера
Долина заполняется народом. Приходит и царь Берендей со своей свитой. Мизгирь подводит Снегурочку к царю и просит благословить их брачный союз.
Яркий луч солнца пронзает утренний туман и падает на Снегурочку. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает как вешний снег. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.

11. Видео Таяние снегурочки
С кончиной Снегурочки Мороз теряет власть над Весной-Красной. Он не сможет больше студить сердца и души. Ярило-Солнце вновь обратит свой благосклонный взор на страну берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие.

Видео праздника

Но жизнь остановить нельзя: за зимой идёт весна, за весной идет лето. Дочь деда Мороза и Весны, Снегурочка, не может войти вместе с людьми в жаркое лето. Но разве мы любим весну меньше от того, что она уступает место лету? Разве мы от этого забываем о ней? Конечно нет!

 

Вот такую интересную оперу написал композитор Н.Римский-Корсаков.

Цикл НОД «Сказка в музыке»

тематические занятия по слушанию музыки

для детей 5-8 лет.

 

 

                                             

                                      Автор:                                                   

 Архипович Оксана Валериевна

 

                                                                музыкальный руководитель:

высшей квалификационной категории                                                

 

 

г.Волжский 2020

 

Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к музыке П. И. Чайковского, Н.Римского-Корсаковка, Э.Грига;

 Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

 Расширять музыкальный кругозор детей;

 Обогащать музыкальными впечатлениями.

Развивать культуру слушания классических произведений

Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать….

 

Вы сидите дома? Есть время, что бы познакомиться с произведениями великих композиторов.И представляю вашему вниманию  цикл занятий «В гости к композиторам», где вы и ваши дети познакомятся с великими композиторами мировой культуры.

 

 

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Тема «Классическая музыка» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

    Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Классическая музыка полностью отвечает этому требованию. Она:

· развивает музыкальное восприятие, воображение, обогащает речь детей;

· знакомит детей с музыкальными инструментами, композиторами-классиками.

· развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций (опера), о близости средств выражения речи и музыки;

· дает возможность сравнивать произведения по характеру, жанру; помогает различать смену настроений в музыке.

· развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке;

 

 

Хорошего вам просмотра!!!

 

 

П.И Чайковского «Щелкунчик».

 

На экране фотография П.И.Чайковского.

Музыкальный руководитель: Эта встреча открывает цикл занятий по знакомству с классической музыкой.

Еще в древние века люди верили в удивительную силу музыки. Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном теле, в зависимости от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет или расслабляет.

 

Сегодня я вас хочу познакомить с великим композитором П.И.Чайковским и его музыкой, а именно с балетом «Щелкунчик».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.068 с.)