Теория и практика перспективы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика перспективы.



Свойства зрения

Наблюдаемые нами предметы освещаются лучами и эти лучи отражаясь от них воспринимаются нашим глазом, вызывая раздражение нервных окончаний в его сетчатке. Это раздражение затем преобразуется в нашем сознании в зрительный образ.

Глаз человека имеет физиологическое строение, при котором он охватывает пространство в ширину больше, чем в высоту и равен примерно 140°, следовательно, каждый из боковых углов равен 70°. Угол зрения по вертикали равен 110°. Вверх человек видит на меньший угол, чем вниз. Вверх- 45°. Вниз- 65°. При этом, предметы, расположенные на периферии этой зоны, воспринимаются не четко. И наблюдатель не может их разглядеть, не поворачивая головы.

 

 

Исходя из этого для более достоверного изображения натуры надо, чтобы оно попадало в поле ясного зрения. Величина его определяется углом 28°. Для изображения предметов, располагающихся на открытом воздухе можно брать угол 28-37°. Для построения перспективы интерьеров можно брать угол 53°.

  Если принять, что поле зрения глаза человека является круг, то исходя из этого, попробуем определить размер картины и расстояния до неё. Построим ряд равнобедренных треугольников с общим основанием, которое равно диаметру круга-поля зрения. Высота этих треугольников определяет расстояние от картины до зрителя при различных углах зрения. Если угол зрения равен 53°, то расстояние до картины равен диаметру окружности, для 37°это расстояние составляет примерно 1,5 диаметра окружности, а для 28° равен двум диаметрам окружности. В этих пределах надо выбирать величину картины и расстояние до неё. Так как форма картины может быть прямоугольной, то можно расстояние до картины принимать, равной диагонали картины.

 

Проецирующий аппарат

В этом разделе стоит остановиться на основных элементах проекционного аппарата и понятиях перспективы.

  • ЛГ (h-h1)- линия горизонта. Располагается на уровне глаз наблюдателя. Это линия пересечения плоскости горизонта с плоскостью картины.
  • T- Предметная плоскость. Плоскость, на которой расположен наблюдатель и изображаемые предметы.
  • К- Картинная плоскость. Она расположена перпендикулярно предметной плоскости и находится между наблюдателем и изображаемым предметом. На ней получают перспективное изображение.
  • k-k1 – Основание картинной плоскости. Линия пересечения картинной и предметной плоскостей.
  • S- Точка зрения. Точка, где располагается глаз наблюдателя относительно картины. Через неё проходят проецирующие лучи к предмету и картине.
  • S1 - Точка стояния. Горизонтальная проекция точки зрения на предметную плоскость.
  • Р - Точка главного схода. Прямоугольная проекция точки зрения на картинную плоскость.
  • D1-D2  - Точки отдаления или дистанционные точки. Располагаются на линии горизонта слева и справа от точки Р на расстоянии, равном отдалению наблюдателя от картинной плоскости.
  • Ss- Расстояние от точки зрения до предметной плоскости
  • SP - Главный луч зрения. Перпендикуляр, проведенный из точки зрения на картину. Главный луч зрения определяет расстояние от наблюдателя до картинной плоскости.
  • N- Нейтральная плоскость. Плоскость, проведённая через точку зрения, параллельно картинной плоскости.
  • Предметное пространство. Пространство, находящее за картинной плоскостью.
  • Промежуточное пространство. Пространство, заключённое между картинной и нейтральной плоскостью.
  • Мнимое пространство. Пространство, расположенное позади наблюдателя за нейтральным пространством.

        Проецирующий аппарат

Наблюдательная перспектива.

При работе с натуры художники пытается как можно точнее изобразит то, что он видит, сохраняя все соотношения изображаемого, используя свой глазомер и не прибегая к построениям

 

Линейная перспектива.

Линейная перспектива представляет собой способ построения перспективных изображений на вертикальной или наклонной плоскости. В основе её лежит метод центрального проецирования. Предполагает неподвижную точку зрения. Точка схода параллельных прямых лежит на линии горизонта. Уменьшение размеров предметов идёт пропорционально по мере удаления от наблюдателя.  Подразделяется на фронтальную и угловую перспективу.

При фронтальной перспективе предмет располагается фронтально, параллельно картинной плоскости и все параллельные прямые, идущие под прямым углом к картинной плоскости сходятся в одной точке схода, лежащей на линии горизонта.

Здесь мы видим пример использования линейной перспективы в работе художника А. П. Остроумовой-Лебедевой. «Петербург. Нева сквозь колонны Биржи». 1908. Из серии цветных ксилографий «Петербург».

При угловой перспективе объект расположен под углом к картинной плоскости. И будет иметь две точки схода, куда будут направлены все параллельные между собой прямые. Точки схода будут расположены на линии горизонта. При этом все видимые части объекта видны в ракурсах и имеют сокрушения..

Вот пример использования угловой перспектива при создании живописного полотна.

Альма Тадема Лоренс «Ты самая прекрасная из всех роз» (1883 г.).

Картина имеет две точки схода, которые расположенны далеко за пределами картины.

 

Панорамная перспектива.

При построении панорамной перспективы точку зрения (S) располагают на оси цилиндра, а линия горизонта располагается на его окружности, на высоте глаз наблюдателя, проецирующие лучи направлены на внутреннюю поверхность цилиндра.

   Этот вид перспективы используют для рисования фресок и картин на цилиндрических поверхностях (сводах, потолках, нишах) и создания панорам.Для восприятия панорамы зритель должен находиться в центре круглого помещения, на специально расположенной площадке. Известные панорамы: «Бородинская битва» (1911 гг.) в Москве и «Оборона Севастополя» (1902—1904 гг.) в Севастополе художника Ф. А. Рубо

 

Сферическая перспектива.

       Была разработана для росписи внутренних поверхностей куполов. Иногда её называют купольной перспективой.

Точка зрения при сферической перспективе находится внизу под куполом здания.

Главная вертикаль и линия горизонта будут строго прямыми, так же, как и линии глубины, имеющие точку схода в главной точке. Все остальные линии будут всё более изгибаться по мере удаления от главной точки. Каждая линия, которая не проходит через центр, является полуэллипсом.

В противовес классической перспективе, угол обзора которой ограничен 30 градусами (от-15 до +15), сферическая перспектива позволяет увеличить поле обзора до до 180 градусов (от – 90 до + 90), как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении (и, даже, в любом направлении по косой); каждая точка реального пространства представлена картинкой на полусфере, центом которой является глаз наблюдателя.

Пример росписи купола Собор преподобного Исаакия Далматского в Санкт –Петерурге (построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана) выполненная знаменитым русским художником К. П. Брюлловым.

 

 

Обратная перспектива.

Этот вид перспективы применялся для создания икон и фресок в византийской и древнерусской живописи. Довольно долго считалось, что это не вид перспективы, а простое неумение художников изображать окружающий их мир. Но ряд исследователей доказали, что этот вид перспективы имеет математическое описание. При обратной перспективе предметы увеличиваются по мере удаления от зрителя, а точка схода находится не на линии горизонта, а внутри зрителя. Картина имеет несколько горизонтов и точек зрения. Вся система обратной перспективы как бы концентрирует внимание на сути явления, вводит нас в духовное пространство. Заставляет нас видеть предметы в непривычном для нас виде, лишёнными материальной конкретности форм.

Андрей Рублёв «Святая Троица». (около1412 г.)

 

Воздушная перспектива.

Характеризуется уменьшением чёткости и ясности по мере удаления от наблюдателя. Исходя из этого, для передачи глубины пространства передние предметы имеют свой натуральный цвет и чёткость контуров предметов, а по мере удаления цвет начинает терять свою насыщенность и чёткость.

Воздушная перспектива состоит в том, чтобы создать иллюзию глубины благодаря постепенному ослабеванию цвета(тона), который как бы заволакивается дымкой по мере увеличения расстояния. Она (перспектива) играет на эффекте контраста между планами картины. Этот тип перспективы появляется в начале XV века у фламандских мастеров на севере Европы благодаря развитию масляной живописи. Ян ван Эйк (1390 – 1441) является, безусловно, первым из великих художников, кто использовал воздушную перспективу, также как и Patini(е)r, художник-пейзажист. Итальянцы изобрели линейную перспективу, фламандцы изобрели воздушную перспективу. У Патинира глубина связана с феноменом света. С одной стороны, по мере того как расстояние увеличивается, детали (детализация?) стремится к ослаблению вплоть до исчезновения С другой стороны, краски постепенно ослабевают и становятся более холодными. Цвет земли на переднем плане

                  Ян ван Эйк «Мадонна канцлера Ролена». 1435.г

становится голубым на втором и переходит в серо-голубой полупрозрачный на заднем плане. Леонардо да Винчи, сыграл важную роль в этом типе разработки живописного пространства, сделав очевидной глубину изображаемой сцены. До него этот принцип воздушных эффектов уже использовал Фуке (Fouquet)

 

Перцептивная перспектива.

Понятие «перцептивная» происходит от латинского слова perception - «Представление, восприятие». Имеется в виду, что человек видит не столько глазами, сколько воспринимает головой, анализируя и достраивая изображение. Перцептивная перспектива сочетает в себе аксонометрию, ренессансную и обратную перспективы. Главной её особенностью является то, что предметы переднего плана сильно увеличиваются, а предметы дальнего плана наоборот, сильно уменьшаются и только средний план передаётся почти без искажений.

 

Театральная перспектива.

Её используют, когда на неглубоком пространстве надо создать эффект удаляющегося в перспективу пространства. Её ещё называют кулисной перспективой, так как в основном пользуются при создании декораций в театре. Для этого используют несколько плоскостей, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. По мере удаления от зрителя, изображения на этих плоскостях выполняются всё более обобщенно, менее ярко и с меньшим числом деталей. Масштаб деталей постепенно уменьшается.

 

Аксонометрия.

 Один из видов перспективы. Это способ изображения пространственных фигур на плоскости. Он состоит в том, что предмет изображается на плоскости вместе с пространственной системой координат, к которой он отнесен, и его проекцией…   Размеры изображаемого предмета откладываются по тем осям: высоте, ширине и глубине. Параллельные линии не пересекаются. Существуют три вида аксонометрии: изометрия (измерение по всем трем координатным осям одинаковое), диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое), триметрия (измерение по всем трем осям различное).

 

                   ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

                       (выполняемых в аудитории по модулям программы).

 

Масштаб широт.

Строят на прямых линиях, идущих параллельно основанию картинной плоскости. Этот метод основан на положении геометрии о параллельном переносе. Если нам надо перенести заданный отрезок на параллельную прямую, то для этого используются линии переноса, проведённые в любом направлении. Этот приём используют и в построении перспективы. На основании картинной плоскости строим отрезок натуральной величины и переносим его на заданную глубину при помощи линий переноса, которые направлены в точку схода, лежащую на линии горизонта.

Масштаб высот.

Строят на вертикальных прямых. В основе построения лежит положение геометрии о равенстве вертикальных отрезков, расположенных между параллельными прямыми. Это же положение применяют и при построениях перспективы. На одной из вертикальных прямых, принадлежащих картинной плоскости откладываем отрезок натуральной величины и переносим его, используя горизонтальные линии переноса, которые направлены в точку схода лежащей на линии горизонта.

 

Масштаб глубин.

Строят на прямых, расположенных перпендикулярно картинной плоскости и идущих в центральную точку схода. Как и в предыдущих случаях в основе этого метода лежит 

положение из геометрии. Если нужно перенести заданный отрезок на перпендикулярную к нему прямую, то для решения этой задачи, через его крайние точки проводят параллельные прямые, расположенные под углом в 45°. Образованный, таким образом, на перпендикулярной прямой отрезок будет равен заданному отрезку. Так как в результате ими образован равносторонний треугольник, у которого гипотенуза направлена под углом в 45°, катеты будут равны. Это же положение применимо и для построения перспективы. Если нам надо построить в перспективе отрезок заданной длины, мы сначала на картине задаём глубинную прямую. На ней будет строиться заданный отрезок. От начала глубинной прямой на основании картинной плоскости откладываем натуральную величину нашего отрезка. Для того чтобы перенести его на глубинную прямую, надо провести линию переноса под углом в 45° из его крайней точки. Мы уже отмечали, что все горизонтальные прямые, расположенные под углом 45°к основанию картины, имеют точкой схода D1- D2 (дистанционные точки). Следовательно, мы из намеченной точки проводим линию переноса в дистанционную точку (В D1 или D2). Полученный отрезок будет равен заданному. Если к заданному отрезку надо прибавить ещё один отрезок, то для этого на основании картинной плоскости от крайней точки предыдущего отрезка, откладываем величину следующего. И уже из его крайней точки проводим линию переноса в дистанционную точку. И на глубинной прямой, она отметит величину следующего отрезка. Если отрезки одинаковы, то мы можем увидеть, как на глубинной прямой они уменьшаются при удалении от картинной плоскости.

 

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРСПЕКТИВЫ.

 

   Термин «перспектива» происходит от латинского Perspicere происходит  – « смотреть сквозь». Перспектива занимается наукой об изображении предметов в пространстве на плоскости или какой-то поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, которые наблюдаются в натуре.

     По мере своего развития изобразительное искусство всё более стремилось к максимально точному изображению пространства и объектов в пространстве, что вначале привело к открытиям, полученным эмпирическим путём, а затем к развитию теоретических знаний о перспективе.

     Не обладая знаниями законов и правил перспективы невозможно начертить или реалистически нарисовать даже самый простой предмет. А перед художниками стояли задачи точного изображения сложных натюрмортов, пейзажей, многофигурных композиций. Бурное развитие инженерного искусства (архитектуры) привело к усложнению задач росписи внутренних поверхностей зданий, плафонов и купольных пространств. Невозможно представить себе выполнение этих задач без знаний перспективных построений. Несоблюдение законов перспективы ведёт к искажению формы предметов, нарушению масштабности изобразительного ряда и искажению глубины пространства

Рассмотрим для примера картину Паоло Веронезе «Свадьба в Канне Галилейскойй (1562 г).

 

       Столы, предметы, персонажи и архитектурные сооружения нарисованы согласно правилам центральной перспективы (фронтальной перспективы с одной точкой схода). Чтобы её изобразить, художник должен находиться непосредственно напротив того, что он изображает. Высота точки схода определяется высотой горизонта. И в этой точке будут сходиться все прямые линии, идущие перпендикулярно плоскости картины. В большинстве случаев точку схода смещают от центра, что бы избежать слишком симметричного изображения.   

     Фигуры на картине уменьшаются по мере того, как переходят от переднего к заднему плану. Более того, любопытствующие персонажи, склонившиеся с террас и карнизов, уменьшаясь в пропорциях, создают впечатление глубины.

 

 

Еще один пример, когда умелое использование перспективы позволяет художнику усилить эмоциональное восприятие своего произведения.

В своей фреске «Тайная вечеря» (1495—1498 гг.) Леонардо да Винчи использует направление в точку схода прямых линий архитектурных элементов изображённого интерьера и краёв стола, чтобы направить внимание зрителя в её композиционный центр,

Поместив голову Христа в центральной точке схода.

Вот ещё один образец использования линейной перспективы в произведениях живописи.

Винсент Ван Гог «Дома в Сен-Мари» (1888 г.).

В представленной работе художник изображает перспективу с высоким горизонтом. Мы как бы смотрим на улицу, находясь на возвышении. Это позволяет ему изобразить большую часть поверхности земли. Дома по мере удаления уменьшаются, создавая иллюзию глубины.

Другой пример использования высокого горизонта. Альма Тадема Лоренс «Выгодная позиция» (1895 г.). В ней художник, поднимая горизонт, позволяет зрителю охватить большое пространство, передать глубину картины. Мы сверху смотрим на трассу, которая в свою очередь высоко вознесена над морской поверхностью. Это позволяет подробно рассмотреть девушек, стоящих у перил и увидеть далеко внизу входящий в гавань корабль. Мастерски используя перспективу, художнику удаётся, не только грамотно изобразить происходящее, но и передать глубину пространства.

В свой ксилографии «Смольный» (1924 г) П. Остроумова-Лебедева, используя законы перспективы, создаёт эффект глубины пространства. Она низко опускает линию горизонта и образующие передний план тёмные и массивные пропилеи линиями своих боковых фасадов, направленных в точку схода, придают картине динамику. А расположенный в глубине вытянутый по горизонтали фасад Смольного института, создавая контраст с передним планом, усиливает ощущение глубины плоскости листа.

Для грамотного и точного изображения головы и фигуры человека в ракурсе требуется отличное знания  перспективы

.

Андреа Мантень "Мертвый Христос" (около 1500 г.)

Эта картина приобрела известность благодаря своему перспективному решению которое достигается в ней благодаря оптическо-иллюзорному эффекту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (2.091 с.)