Основные положения психоанализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения психоанализа



Психический детерминизм. В течение психических процессов не может быть перерывов и непоследовательности. Каждое новое психическое явление связано с предыдущим и им определяется. Иногда у человека возникают психические явления, которые «кажутся» ему возникшими без видимой причины (спонтанно) - оговорки, описки, непроизвольные действия или необычные образы сновидений. Эти случаи З. Фрейд подвергает анализу и приходит к выводу, что причина их находится в бессознательной сфере психики. Таким образом, существование бессознательных психических процессов им предполагается на основании их следствий, которые чаще всего выражаются в кажущейся бессвязности некоторых сознательных психических явлений. Если эти бессознательные («скрытые») связи обнаружатся, то кажущаяся бессвязность этим разрешается.

Уровни психики: сознание, предсознание и бессознательное. Эти три главных уровня психического всегда можно различить в целостной психике человека.

Сознание  является относительно небольшой частью психики и включает лишь то, что мы сознаем в каждый данный момент времени. Определенное содержание осознается лишь на короткое время, а затем быстро погружается на уровни неосознаваемые по мере того, как внимание человека перемещается на другие объекты.

Предсознание, хотя формально и является частью бессознательного, но его содержание легко становится осознаваемым. Это запасы доступной памяти, в которых постоянно нуждается сознание. В топографической модели личностной организации З. Фрейда предсознательное служит «мостом» между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Бессознательное  - основная часть психики, из которой произошло и формируется все в психике. Само оно состоит из двух групп элементов. Во-первых, это различные примитивные инстинктивные побуждения, которые никогда не были сознательными и осознанию вообще недоступны. Во-вторых, там находится материал (эмоции, воспоминания), который когда-то являлся содержаниями сознания, но он как бы «забыт» и удален (вытеснен) из сознания особым личностно-защитным механизмом – цензурой, которая находится на границе между сознанием и бессознательным. Примерами того, что можно обнаружить в бессознательном, служат забытые детские психотравмы, скрытые враждебные чувства и подавленные сексуальные желания.

Цензура и сопротивление. Цензура выполняет не только функции вытеснения из сознания нежелательных его содержаний, но и недопущения (запрета) перехода в психическую систему предсознание–сознание всех других нежелательных для сознания бессознательных инстинктивных импульсов. Обычно из сознания в бессознательное вытесняются и не допускаются те переживания и импульсы, которые могли бы причинить моральные страдания человеку. Все вытесненное в бессознательное никуда не исчезает и длительно сохраняется, но к прямому воспоминанию оно не допускается, испытывая «сопротивление» со стороны цензуры.

Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, хотя и недоступны для осознавания, но могут значительно влиять на отдельные поступки и целостное поведение человека, так как они, как и бессознательные инстинктивные побуждения, обладают значительным «энергетическим потенциалом». Если они и появляются в сознании, то только косвенно (в «обход» цензуры) в замаскированной или символической форме. Например, в виде тех психических явлений, которые и кажутся нам возникшими беспричинно или же они проявляются в продуктах фантазии и в сновидениях.

Вытесненные в бессознательное различные комплексы неприятных мыслей и чувствований могут служить источником длительного патогенного психического напряжения и тревоги, лежать в основе неврозов и других болезней человека. Как метод их лечения психоанализ использовался Фрейдом для поиска таких очагов скрытого бессознательного напряжения и их ликвидации через специальные техники осознания – «вспоминание».

Инстинкты – движущие силы личности. Согласно теории Фрейда мотивация человека полностью обусловлена энергией его телесных потребностей. Психические образы этих телесных потребностей выражаются в виде желаний. Потребность (физический аспект) в соединении с желанием (психический аспект) и является в понимании Фрейда инстинктом. Отсюда они очень многочисленны и их нельзя отождествлять с таковыми у животных, речь идет лишь об их эквивалентах у людей. Инстинкт – это именно те силы и напряжения, которые побуждают человека к тому или иному действию, направляют его к определенным целям.

Каждый инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель, объект и стимул (импульс).

Источник инстинкта – состояние организма или потребность (типа голода или жажды), вызывающая это состояние. Источником может быть все тело, или часть тела, где возникает потребность.

Цель инстинкта заключается в его удовлетворении, т.е. уменьшении до исходного как физического, так и психического его компонентов (принцип равновесия).

Объектом инстинкта являются не только различные предметы потребностей во внешней среде или что-то в собственном теле, но и сами действия, направленные к удовлетворению первоначальной цели. Объекты инстинкта обычно взаимозаменяемы: если один объект недостижим, то энергия инстинкта может быть направлена на другой объект («смещение активности»).

Стимул (импетус) – представляет собой то количество силы, давления или напряжения (т.е. энергии), которое затрачивается на удовлетворение инстинкта. Этот первоначальный энергетический импульс определяется выраженностью и настоятельностью физического аспекта инстинкта – потребности.

За любым психическим процессом или поведенческим актом стоят их источники – инстинкты с их потребностями и желаниями. Когда инстинкты не находят своего прямого и адекватного удовлетворения в конкретных объектах (мыслях или поведении), тогда у человека накапливается их энергия в виде внутренней напряженности и тревоги. Причина тревожности и напряжения может даже не осознаваться человеком и это обычно связано с блокадой прямого выражения потребности механизмами цензуры и других внутриличностных «ограничителей» морально-этического плана. 

Основные (обобщенные) инстинкты. Потребностей и желаний, лежащих в основе поведения человека, очень много. Все это разнообразие конкретных инстинктов-побудителей З. Фрейд попытался свести к двум основным группам, введя понятие обобщенного инстинкта.

К первой группе он отнес все побудители, которые дают физическое удовлетворение организму и направлены на поддержание жизни и обеспечивающие размножение вида («инстинкты жизни»), или обобщенно – сексуальный инстинкт (Эрос).

Вторая группа, напротив, объединяет все деструктивные побуждения («инстинкты смерти»); обобщенно – агрессивный инстинкт (Танатос). Он лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии и самоубийств.

 

З. Фрейд группу инстинктов смерти считал так же биологически обусловленной и такой же важной в регуляции поведения, как и инстинкты жизни. Согласно принципу энтропии (закон термодинамики) любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия. Отсюда и вера З. Фрейда в то, что и живые существа, как энергетические системы, стремятся вернуться в то неопределенное состояние, из которого они вышли. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждает, что «целью жизни является смерть». Этот бессознательный фундаментальный антагонизм основных обобщенных инстинктов малозаметен в повседневной психической жизни человека, т.к. любые формы поведения индуцируется одновременным действием инстинктов обеих групп.

 

Либидо  и агрессивная энергия. Психоаналитическая теория основывается на представлении, что человек является сложной энергетической системой и все его составляющие, в том числе и психическое, подчиняется фундаментальному закону сохранения и превращения энергии. З. Фрейд выдвигает гипотетическое предположение о наличии некой «психической энергии», как разновидности энергии физиологической. Последняя, как известно, используется для работы мышц и органов тела. Именно бессознательное является местом взаимодействия психики с физиологическими процессами, из которых черпается и формируется энергия, идущая на обеспечение психической деятельности, а инстинкты являются своеобразными «каналами», по которым эта энергия протекает.

Каждый из обобщенных инстинктов имеет свой, независимый от другого источник энергии. Энергия, которая доступна «инстинктам жизни» названа либидо (сексуальное влечение), а энергия агрессивного инстинкта у Фрейда не получила специального названия, но предполагается, что она имеет те же свойства, что и либидо.

 

Энергию танато-инстинкта, в противовес сексуальному влечению, иногда называют влечением к смерти. Между тем между обеими этими инстинктами-влечениями имеется определенная, хотя и сложная, связь. Ее можно уже уловить в выделенном З. Фрейдом эдиповом комплексе – ревность к родителю своего пола может выражаться в желании его смерти, а конечном итоге и к собственной. 

 

Динамизмы. Запасы психической энергии, также как и физиологические резервы, у человека не безграничны. Энергия количественно измерима и она подвижна. Фрейд предположил наличие особых механизмов энергетических перемещений в психике, которые называл динамизмами.

Катексис. Практически любой поведенческий процесс может быть рассмотрен с точки зрения двух взаимосвязанных энергетических процессов: привязки, или направления энергии на объект (катексис) и препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис).

 Примерами катексиса являются эмоциональная привязанность к другому человеку (перенос на него энергии) или увлеченность идеями, идеалами. Антикатексис в психоаналитической системе мотивации проявляется во внешних и внутренних барьерах, препятствующих немедленному удовлетворению инстинктивных потребностей.

Гиперкатексис. Катексис – наиболее универсальный динамизм, посредством которого психическая энергия перемещается («привязывается») к различным психическим явлениям (мыслям, чувствованиям или деятельности). Перемещенная туда энергия далее уже не может использоваться для других текущих потребностей и общего резерва психической энергии соответственно становиться меньше. Ряд состояний патологической сосредоточенности человека на каких-либо переживаниях и мыслях с потерей интереса к обычным, повседневным делам, что часто бывает при реактивных (психогенных) депрессиях или меланхолическом настроении вследствие каких либо утрат (смерть близких, финансовый крах), может объясняться гиперкатексисом либидо в область утраченного.

При любой психоаналитической личностной коррекции всегда стремятся найти и высвободить гиперкатексированую энергию с целью ее более оптимального перераспределения. Аналогичные представления о рациональной «канализации» психической энергии существуют и в ряде других концепций личности (Роджерс К., Маслоу А.), а также в буддизме и суфизме.

Сублимация  – другой психический динамизм, посредством которого первоначальная энергия обобщенных инстинктов перемещается на приемлемые для личности и общества цели – творческую, религиозную, политическую или иную культурно и социально значимую деятельность. Сублимацию иногда называют механизмом «успешной личностной защиты», т.к. она подобна отводным каналам, которые в социально приемлемой форме нейтрализуют излишки энергии сексуального и агрессивного инстинктов (художник в искусстве сублимирует сексуальные импульсы, политическая активность – сублимированная агрессия). В медицинской практике механизмы сублимации широко используется в психотерапии творческим самовыражением.

Конверсия  – психический динамизм посредством которого энергия какого-либо психического содержания (внутриличностного конфликта) смещается в соматическую сферу и способствует возникновению и сохранению определенных болезненных симптомов. Эти симптомы никак не связаны с какими-либо деструктивно-органическими или патологическими физиологическими процессами в организме и имеют психологическое происхождение - они есть символическое телесное выражение вытесненных психических представлений и переживаний.

Наиболее часто конверсионные симптомы встречаются в клинике истерии. В ряде случаев они представляют большую диагностическую проблему, т.к. успешно имитируют многие соматические и неврологические заболевания. Обычно проявляются в чувствительной сфере (симптомы анестезии или локальные боли, утрата обоняния, вкуса зрения или слуха), а также в моторной сфере (парезы и параличи конечностей).

Диссоциация  – динамизм, который в психоаналитическом понимании приводит к «автономизации», т.е. своеобразному энергетическому отделению (отщеплению) и самостоятельному функционированию каких-либо аспектов целостной психики, что в итоге приводит к ее диссоциации (расщеплению). В клинике (чаще при истерии) это проявляется диссоциативными симптомами - различными двигательными нарушениями типа непроизвольных реакций бегства (трансы и фуги), истерических припадков, гиперкинезов, а также по механизмам диссоциации возникают психогенные амнезии и ряд галлюцинаторно-бредовых эпизодов. В литературе описаны случаи полной личностной диссоциации, когда один и тот же человек, сам об этом не подозревая, попеременно демонстрировал наличие в себе двух и более совершенно разных личностных типа – множественная, альтернирующая личность. 

 

В некоторых северных районах России еще с начала 17 века известны культурально обусловленные эндемические очаги особых истерических диссоциативных расстройств с синдромом одержимости – «икотка». Больные женщины суеверно полагают, что икотка – существо материальное и проникнув, или будучи «посажена» путем «сглаза», в организм она начинает «хозяйничать» в нем, приступообразно создавая различные боли или неукротимую зевоту («немая» форма икоты). Иногда это существо «захватывает» голосовой аппарат, «заставляя» носительницу икоты издавать разные звуки («ревущая» икота) или выкрикивать слова и целые фразы («говорящая» икота). Сосуществование «икотки» и ее носительницы продолжается иногда годами. Так одна больная рассказывает, что у нее целых три икоты: «Одна не любит масла, вторая – сахара, а третья – любит спирт. Совершенно измучилась, не знаю как угодить им» (наблюдение Медведевой В.В., 1979).

 

Структура личности

В структуре личности Фрейд предполагает наличие трех систем, которые он обозначил терминами: Id («Оно», бессознательное), Ego («Я», сознание) и Superego («Сверх-Я», сверхсознание). Поведение человека определяется взаимодействием этих систем и все психические процессы  связаны между собой как по вертикали, так и по горизонтали.

Id – является первоначальной системой личности, содержит инстинкты с их энергией не только для себя, но и для других систем. Из Id дифференцируется Ego, а далее Ego формирует Superego. Id не содержит информации об актуальном внешнем мире и представляет собой только внутренний мир субъективного опыта в силу чего оно иррационально. Его так называемые первичные психические процессы направлены к достижению удовольствия и избеганию боли. Увеличения количества энергии, которая воспринимается как дискомфортное состояние напряжения, Id не переносит и стремится разрядить напряжение, вернув организм в состояние низкого уровня энергии. Этот механизм уменьшения энергетического напряжения Фрейдом обозначен как принцип наслаждения.

Наслаждение может достигаться двумя процессами: рефлекторным (чихание, моргание) и так называемым первичным психическим процессом, который предполагает формирование образа предмета, который может устранить напряжение. Например, у голодного человека первичный процесс формирует образ пищи. Сновидение, фантазия или галлюцинации, которые отражают желания, также формируются первичными процессами. Образ «предмета в себе» является единственной реальностью известной Id. Однако, Id не может сам уменьшить напряжение и поэтому развиваются вторичные процессы и формируется Ego. 

Ego – получает энергию от подсознания, но находится в контакте с внешним миром. Ego рационально, подчиняется принципу реальности и управляется вторичными психическими процессами (реальное восприятие, логическое мышление и так далее). Ego должно стараться совместить требования Id, Superego и внешнего мира, а также заботится о самосохранении.

По отношению к внешним событиям Ego осознает их и накапливает в памяти соответствующий опыт: избегает опасных (бегство), приспосабливается к умеренным (адаптация) стимулам или научается изменять внешнюю среду себе на пользу (деятельность). По отношению к внутренним событиям Ego выполняет свою задачу, обретая контроль над требованиями инстинктов со стороны Id, путем откладывания их реализацию до благоприятных обстоятельств во внешнем мире. Таким образом, Id реагирует на потребности, а Ego - на возможности.

Superego – внутреннее сосредоточение традиционных общественных норм и ценностей в том виде, в каком они были преподнесены личности и усилены системой поощрений и наказаний в детском возрасте (процесс личностной социализации). Superego, являясь нравственным началом личности, стремится к совершенству, а не наслаждению. Отличает правильное поведение от неправильного, поощряет за первое и наказывает за второе. Является судьей, цензором мыслей и деятельности, подавляет инстинкты, но плохо отличает субъективное от объективного, иррационально. З. Фрейд указывает на три главные функции Superego – совесть, самонаблюдение и формирование Ego-идеалов. 

Superego – социальное начало личности, но оно сходно с Id своей иррациональностью в попытках переделать мир по своему образцу. Оно судит и ограничивает сознательную деятельность, причем значительная часть запретов человеком даже не осознается. Бессознательные ограничения косвенны и выступают как принуждения: «пациент... ведет себя так, как будто он одержим чувством вины, о которой он ничего не знает». В отличии от Ego, которое способно лишь отложить удовлетворение желания, Superego способно блокировать его навсегда.

Superego в действительности моделируется не по модели поведения родителей, а по модели их Superego, которое родители также получили в раннем детстве. Таким образом, Superego выступает носителем и механизмом передачи из поколения в поколение общественных традиций и ценностей, выступая своеобразным механизмом «социального наследования». 

Взаимодействие личностных структур. Все три системы личности борются за запас психической энергии. Переход энергии из Id в Ego и Superego осуществляется благодаря механизмам отождествления их с объектом инстинкта. Эти механизмы отождествления формируются с раннего возраста, т.к. важны и для личностного развития. Ребенок берет черты другого человека и делает их составной частью своей личности. Образцом для подражания выбираются те, кому обычно везет в удовлетворении своих потребностей. Моделируя поведение по образцу, ребенок учится ослаблять свое собственное напряжение и тревогу. 

Тревога всегда индуцируется ожидаемым возрастанием напряжения или неудовольствия, поэтому ликвидация ее является важной личностной проблемой. Источники тревоги и страха чаще находятся во внешней среде (реальный страх, реалистическая тревога), но человек может испытывать тревогу за возможность утраты контроля над своими бессознательными инстинктами, а это приведет к наказанию со стороны общества (невротический страх и тревога) или со стороны Superego – совестью (страхи нравственного порядка, моральная тревога).

Страх и тревога заставляют личность предпринимать что-либо для защиты от них: избегать опасной зоны в реальном мире, подавить опасный инстинктивный импульс или подчиниться голосу совести. Страх, с которым нельзя справиться, травматичен. Прототипом всех страхов является родовая травма. 

Защитные механизмы Ego   (термин впервые введен З. Фрейдом в работе «Защитные механизмы в 1894 году). В тех случаях, когда Ego не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного искажения восприятия человеком реальной действительности. Защитные психологические механизмы являются по существу способами искажения реальности (самообмана): Ego защищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. в индивидуальном опыте происходит научение тем или иным защитным формам поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а сразу несколько.

 

Основные признаки механизмов психологической защиты: импульсивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли), искажение реальности, отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

Основные функции механизмов психологической защиты: сохранение личностной целостности (психического здоровья, определенного «Я–образа»), регуляция межличностных отношений. Одной из ситуаций, в которых активизируются механизмы защиты, является фрустрация.

 

Вытеснение  (репрессия, подавление) – процесс перемещения из сознания в бессознательное нежелательных и вызывающих напряженность мыслей, чувств или намерений к действию. Вытесненное сохраняет всю свою энергию, стремиться вернуться в сознание. Но проникновение его в сознание вызывает страх, чувство вины и муки совести. Для функционирования сопротивления со стороны цензуры также требуется постоянный расход энергии. Символика сновидений и вся теория неврозов Фрейда связаны с динамикой вытеснения - сопротивления.

Отрицание реальности  – это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит и нежелательно для Ego. Иногда это проявляется «бегством» от реальности в грезы и фантазирование – человеку хочется, чтобы определенные жизненные события были не таковы, как они есть на самом деле. Отрицание отвлекает субъекта от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Формирование реакции – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию.

Рационализация (интеллектуализация)  – псевдоразумный прием нахождения приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Это основанный на фактах, излишне «умственный» способ переживания конфликтов. Таким образом человеком часто блокируется осознание мотивов своих поступков, которые выступают как социально не одобряемые (например, эгоистические) или индивидуально не желательные, так как расходятся с Я-концепцией. Рационализация является своеобразным способом принятия «давления» Superego, она скрывает наши мотивы и делает наши действия морально приемлемыми. Обычно изобретаются какие–либо объяснения для своих провалов или неудач, которые в действительности основаны на других причинах.

Реактивные образования – этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию; это явная и обычно бессознательная инверсия желания. Главная характеристика по которой можно узнать реактивные образования – преувеличения, ригидность, экстравагантность. В повседневной жизни это чаще преувеличенная любовь.

Проекция  – механизм, посредством которого происходит приписывание окружающим неприемлемых для личности своих свойств, т.е. собственные аспекты личности перемещаются (вытесняются) на внешнее окружение. Мы не видим в себе того, что кажется ярким и очевидным в других.

 

Существуют различные типы проекций: комплементарная (приписывание другому того состояния, которое отсутствует у субъекта, но дополнительно к состоянию субъекта – например, при чувстве ревности другому приписывается измена), атрибутивная (наивное суждение при недостатке знаний – «другие такие же, как мы»), Панглосс–Кассандра (Панглосс – герой повести Вольтера, видел мир через розовые очки. Кассандра предрекала гибель Трои, проецировала на внешний мир ощущение гибельности. Здесь другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект. Например, приписываю другому ненависть ко мне, а сам чувствую к нему любовь – Панглосс, или наоборот – Кассандра).

 

Идентификация  – механизм защиты от угрожаемого путем уподобления (идентификации) ему. Идентификация противоположна проекции. В широком смысле – это идеалы.

Изоляция – механизм отделения психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний (отделение «аффекта от интеллекта»). Здесь все неприятности начинают восприниматься человеком как бы происходящими не с ним самим: само событие остается, а сопровождающая его эмоция утрачена. Изоляция ситуации от собственного Ego особенно ярко и непосредственно проявляется у детей в игре: взяв в руки игрушечную зверюшку ребенок «позволяет ей» говорить и делать все, что запрещают ему самому родители. В психиатрии некоторые синдромы деперсонализации сходны с действием данного механизма.

Регрессия  – механизм перевода поведения (мышления и всей психики) на более ранние, детские ступени развития. В психиатрии особенно ярко регрессия проявляется в синдроме пуэрилизма (детскости) при реактивных психозах. При детских неврозах исчезновение навыков самообслуживания, уже после того как они появились, часто является проявлением психогенной регрессии. Даже у здоровых взрослых людей при эмоциональном прессинге время от времени можно заметить признаки регрессии. Например, студент в напряженной ситуации экзамена «забывает» достаточно хорошо ему знакомый способ решения задачи. По мнению Фрейда алкоголизация и курение - это признаки регрессии на более раннюю, «оральную», стадию психосексуального развития (или задержка, «фиксация» на ней).

Замещение  – проявления инстинктивного импульса переадресовываются от более грозного объекта или личности к менее угрожаемому. Например, наказанный родителями ребенок толкает свою младшую сестру или ломает ее игрушку. Реже объектом замещения является сам человек: враждебность против других переадресовывается на самого себя.

 

В ряде случаев отдельно выделяется такой защитный механизм как соматизация, т.е. «уход в болезнь» (см. также – конверсия). Так, например, в одном из романов О. Хаксли главный герой страдает бронхиальной астмой. Он женат на молодой, красивой женщине. Как только жена уезжает их дома куда–нибудь у мужа возникают приступы удушья и ей приходится возвращаться. В одной из поездок женщина погибает, но муж к удивлению всех домочадцев не дает обычного приступа астмы. Через некоторое время он женится, приступы удушья вновь возникают при отъездах жены.

 

Развитие личности:

Психосексуальные стадии

 

В формировании личности Фрейд особое внимание уделял младенческому и раннему детскому возрасту, полагая, что личность формируется почти целиком к концу пятого года жизни. Личностное развитие возникает в ответ на источники напряжения – физиологические процессы роста, несбывшиеся надежды, конфликты, угрозы. Следствием напряжения является то, что личности приходится учиться новым методам уменьшения напряжения и тревоги. Овладение этими новыми методами - суть развития личности. Среди основных методов снижения напряжения и тревоги Фрейд называет отождествление и замещение.

Отождествление  – первоначально ребенок отождествляет себя с родителями, а затем и с другими людьми, вымышленными персонажами, с животными, абстрактными идеями. Он выбирает из них те черты, которые помогут в достижении целей с меньшими тревогами и напряжением. Окончательная структура личности – результат многих отождествлений.

Замещение  (вариант вытеснения) - более совершенный способ ослабления напряжения, чем отождествление. При возникновении каких-либо преград на пути к истинному объекту инстинкта ребенок должен научиться формировать его эквивалент-заместитель (субститут). Если и он не доступен, то формируется новый и так до тех пор, пока не будет найден такой, который обеспечит разрядку напряжения.

Субститут редко может ослабить напряжение так, как это делает объект инстинкта. В результате образуется запас не реализованной энергии, которая служит своеобразной «силой личности». По мнению Фрейда развитие цивилизации стало возможным после запрета инстинктивного выбора объектов и направления излишней энергии в социально приемлемое русло. Такое вытеснение, которое приносит более ценное достижение и называется сублимацией (рассматривается часто и как защитный механизм личности). Сублимация не всегда может полностью снять напряженность и поэтому оставшиеся запасы энергии могут «разряжаться» и в виде невротических симптомов.

 

В конструировании Superego большую роль в историческом развитии человечества, по мнению Фрейда, играло постепенное формирование моральных заповедей, особенно запрета на инцест (близкородственная сексуальная связь). Беспорядочная половая жизнь (промискуитет), в том числе и инцест, были свойственны стадному образу жизни предлюдей. Возникновению будущей сексуальной морали предшествовало появление первых запретов на половые отношения накануне охоты или другой совместной деятельности, которая была крайне важна для выживания общины. Половые охотничьи и хозяйственные табу обычно не распространялись на соседние общины, что провоцировало к «половым набегам» на них, приобретавших постепенно форму первого в человеческой истории брака – межобщинного. Далее, как известно, возникает матриархат, а позднее – патриархат и вся сложная современная система половой морали.

Фрейд высказал предположение, что морально-общественные запреты на инцест «вытеснили» инцестуозные сексуальные комплексы из сознания людей в бессознательную сферу души. Они, обладая значительной энергией, послужили в последующем основой для развития цивилизации в целом – «энергетическая сублимация».

 

Психосексуальные стадии развития. По мнению Фрейда личность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. Каждая стадия личностного развития первых 5 лет жизни (высокая активность движущих сил развития) определяется в терминах реакций определенных участков тела (их стимуляция приводит к разрядке энергии либидо): оральная (0-18 месяцев), анальная (1,5-3 года), фаллическая (до 3-6 лет). Далее следует стабилизация – латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), который прерывается повторной активизацией движущих сил развития личности в 12-18 лет - генитальная стадия с незрелой (гомосексуальная фаза) и зрелой (гетеросексуальная фаза) сексуальностью.

По Фрейду главным фактором развития человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одного участка тела к другому, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо (его эрогенные зоны). Социальный опыт привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, ценностей и черт характера.

Оральная стадия  – объектом либидо является пища, процесс удержания и кусания ее. Потребность в питании является первой и основной потребностью младенца, поэтому большая часть либидиозной энергии катексирована в область рта. По мнению Фрейда основные оральные функции являются прототипом таких черт зрелой личности как легковерие или стремление к обладанию имуществом, знаниями (приобретательство – функция удержания), а также страстностью к спорам, сарказму (агрессивность – функция кусания).

 

Во время кормления ребенка обычно утешают лаской, покачивают. Все эти побочные ритуалы помогают снять напряжение, так как ассоциируются с процессом кормления. Некоторые разновидности стереотипных движений во сне или днем у детей с позиций психоанализа расцениваются как регресс или фиксация (задержка) на оральной стадии психосексуального развития. Такие «оральные привычки» взрослого человека как курение, грызение ногтей, навязчивое облизывание губ и другие являются также проявлениями этой фиксации. Оптимальное протекание оральной стадии существенно зависит от матери, поэтому ею могут «закладываться» такие личностные черты взрослого как зависимость от своего окружения (крайнее ее проявление – желание «вернуться в маму»). Оптимизм-пессимизм, доверчивость-недоверчивость и другие подобные личностные проявления также являются производными оральной стадии.

 

Анальная стадия  – объект либидо область прямой кишки. В результате выталкивания фекалий обычно возникает чувство физического облегчения. На втором году жизни ребенка приучают регулировать функции кишечника и он «научается» откладывать это «удовольствие» до подходящего периода. Увеличение самоконтроля связано и с пониманием того, что такой контроль может быть дополнительным источником наслаждения. Кроме того, дети быстро начинают понимать, что увеличение самоконтроля приносит им похвалу и одобрение родителей, а значит позволяет требовать дополнительного внимания как к своим «успехам», так и к «неудачам» в туалетном поведении.

Отношение взрослых к «туалетному» воспитанию может, как полагает Фрейд, определять некоторые черты будущего характера и личностные ценности человека. Если мать строга и наказывает, то ребенок может приучиться удерживать фекалии, развиваются запоры, а в характере появится склонность к собиранию и удерживанию – человеку трудно «расставаться» с вещами и идеями (скупость, упрямство, сврхчистоплотность и педантизм). Наказания, напротив, могут из-за чувства гнева ребенка приводить к опорожнению кишечника в неудобное время, а в характере – это эквиваленты импульсивности, раздражительности, жестокости и неорганизованности. Все личностные проявления взрослых, вытекающие из этой стадии, в психоанализе часто объединяют под названием «анальный характер». 

 

Анальная стадия для ребенка полна противоречий: с одной стороны мать хвалит его за «правильное» поведение, а с другой – внушает, что «туалетное» поведение «грязное» и его надо держать в секрете от окружающих. Ни одна сфера современной жизни не наполнена такими ограничениями и табу как «туалетное» поведение человека.

 

Фаллическая стадия  – осознание половых различий и сосредоточенность на гениталиях. Ребенок «замечает», что у одних людей имеется фаллос, а других таковой отсутствует. По наблюдениям Фрейда именно в этот период отмечаются особые привязанности ребенка к родителю противоположного пола. Если ранее и мальчик, и девочка любят мать и одинаково соперничают с отцом за нее, то здесь эти чувства меняются: усиливаются у мальчика и ослабевают у девочки.

Удовольствие от фантазий подготавливает формирование Эдипова комплекса у мальчиков, а у девочек – комплекса Электры.  В психоаналитической теории эти два главных инцестуозных комплекса играют особо важную роль в детской сексуальности. Они обозначены именами героев известных древнегреческих мифов: у мальчиков – «мужской комплекс Эдипа» (Фрейд) как неосознанные сексуальные побуждения к матери, которые сочетаются с неосознанной агрессией к отцу как сексуальному сопернику, а у девочек – «комплекс Электры» (Юнг) как неосознанное стремление к инцесту с отцом, сочетающиеся с агрессией к матери (женский Эдипов комплекс).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.071 с.)