Употребление фразеологизмов. Ошибки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление фразеологизмов. Ошибки.



Формообразующие

·повелительное наклонение, условное(сослагательно) пусть, пускай, давай, давайте, да, бы (б), бывало

·степень сравнения прилагательный и наречий (более, менее, самый)

Смыслоразличительные (смысловые)

1.отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет;

2.вопросительные: неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как;

3.указательные: вот, вон, это;

4.уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5.ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего;

6.восклицательные: что за, ну и, как, куда как;

7.усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё;

8.со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

МЕСТОИМЕНИЯ

Разряды местоимений:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (тебя, к нему, ее, с нами и т.д.)

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их — во всех падежах (моего, твоей и т.д.). Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету.

!!! Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п.

Примеры:

Его куртка висела на вешалке. (Чья куртка?) – его. Это притяжательное местоимение.

Я хорошо понимаю его. (Понимаю кого?) – его. Это личное местоимение.

Указательные: это, те, этот, таков, тот, столько, сей, оный и т.д.

Возвратное: себя

Вопросительные: кто, что, какой, каков, сколько, чей, чем, кому, кого и т.д.

Относительные: (те же, что и вопросительные, используются в качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях)

Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий и т.д.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- и частицей не, которая превращается в приставку или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

НАРЕЧИЯ

1) Определительные

·образа действия (как, каким образом?): так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем;

·меры и степени (очень, чересчур, втрое): сколько, в какой степени, на сколько, очень, вдоволь, чуть-чуть, немного;

2) Обстоятельственные

·места (где, куда, откуда): вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то;

·времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор): сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда;

·причины: потому, сгоряча, поневоле;

·цели (зачем, с какой целью): назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально;

ВВОДНЫЕ СЛОВА
Группы вводных слов по значению:

По своему значению вводные слова делятся на несколько групп:

Группы Примеры
Чувства, эмоциональная оценка того, о чем сообщается. как назло, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, к огорчению, к прискорбию, к радости, к сожалению, к стыду, к удивлению…
Оценку достоверности сообщения, факта без сомнения, безусловно, бесспорно, вероятно, видимо, видно, вне всякого сомнения, возможно, действительно, должно быть, кажется, казалось, казалось бы, может быть, наверное, несомненно, очевидно, по-видимому, по сути (по сути дела), правда…
Источник сообщения говорят, думаю, известно, как говорили, как известно, по-вашему, по мнению (кого, чьему), помнится, по-моему, по преданию, по словам (чьим), по слухам, с точки зрения…
Связь мыслей, последовательность их оформления в довершение всего, в конце концов, вместе с тем, в общем, во-первых, во-вторых (и т. д.), во всяком случае, впрочем, в частности, главное, главным образом, значит, итак, к примеру, кроме того, кстати, к слову сказать, наконец, например, напротив, одним словом, помимо этого, прежде всего, следовательно, с одной стороны, с другой стороны, таким образом, тем не менее…
Способ оформления мыслей вернее, вообще говоря, другими словами, иными словами, иначе говоря, как говорится, можно сказать, наоборот, одним словом, словом, словом сказать, собственно, собственно говоря…
Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания верите (ли), видите (ли), вообрази(те), вы знаете, вы понимаете, если хотите, если хочешь, заметь(те) себе, можешь (себе) представить, не поверите, не поверишь, поверь(те), пожалуйста, помилуй(те), помните (ли), понимаете (ли), послушай(те), представь(те), согласитесь…
Степень обычности сообщаемого бывает, бывало, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю, случается, случалось;
Экспрессивный характер высказывания кроме шуток, между нами, надо признаться, надо сказать, нечего сказать, по правде сказать, признаться, прямо скажем, сказать по совести, сказать, уверяю вас, честно говоря
Оценка меры и степени по меньшей мере, по крайней мере, самое большее, самое меньшее

 

 

ЗАДАНИЕ 6

 

Типы ошибок

 

ОШИБКИ ПРИМЕРЫ
1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5 Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный
9 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.


Нарушение лексической сочетаемости слов

 

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

 

Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

 

Сравнительная степень

Превосходная степень
простая Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше Пр: умнЕЕ Начальная форма + -айш-, -ейш- Пр: умнейший
составная Более/менее + начальная форма Пр: более умный Самый/ наиболее/ наименее + начальная форма Пр: самый умный

 

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения.

Например:
Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

 

 

Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)

  Как склоняются Примеры
5-20, 30 Склоняются как существительное степь Р.п. чего? Пяти Д.п чему? десяти В.п. что? двадцать Т.п. чем? Одиннадцатью П.п. о чем? Тридцати
40, 90, 100 Имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А И. сорок, девяносто, сто Р. Сорока, девяноста, ста Д. Сорока, девяноста, ста В. сорок, девяносто, сто Т. Сорока, девяноста, ста П. Сорока, девяноста, ста
50, 60, 70, 80 Меняются обе части, как существительное 3 склонения (как существительное степь) И. пятьдесят Р. пятидесяти Д. пятидесяти В. пятьдесят Т. пятьюдесятью П. пятидесяти
200, 300, 400 Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово "ноты" во мн.ч. И. двести Р. Двухсот (нот) Д. двумстам (нотам) В. двести Т. Двумястами (нотами) П. двухстах (нотах)
500-900 Меняются обе части. Первая часть - как степь. Вторая часть - как ноты во мн.ч И. пятьсот Р. пятисот Д. пятистам В. пятьсот Т. пятьюстами П. пятистах

 


2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.


3) Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.

5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом

Образование формы прошедшего времени

 

Неопределенная форма Прошедшее время
Сохнуть Просохнуть Замерзнуть Окрепнуть Промокнуть Намокнуть и пр. Сох Просох Замерз Окреп Промок Намок


4) Образование формы будущего времени

Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

 

Образование формы настоящего времени

ездить лазить попробовать печь беречь хотеть полоскать махать ездим лазим попробуем печем бережем хотим полощем машем

 

Теория к заданию 8

 

Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

 

 

Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:

Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

 

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА
Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров. В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.   Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров. В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

 

Список двойных союзов

 

ЕСЛИ НЕ …, ТО

ХОТЯ И …, НО

КАК …, ТАК И

НЕ ТАК …, КАК

НЕ ТОЛЬКО …, НО И

НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО

НАСКОЛЬКО …, НАСТОЛЬКО

НЕ ТО ЧТО …, НО

НЕ ТО ЧТОБЫ …, А

СКОРЕЕ…, ЧЕМ

 

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА
1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею. 2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. 5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.). 6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. 7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей. 8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.   1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах) 2. Натянуть и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. 5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.). 6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. 7. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. 8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также)

 

Запятая нужна

 

На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки.

Мы гуляли по набережной и, когда начался дождь, открыли зонты.
Мы гуляли по набережной, поэтому, когда начался дождь, зашли в кафе.

ПОДСКАЗКА: после части нет ТО

Запятая не нужна


На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза (обычно это часть союза - ТО).
Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки.

 

ЗАДАНИЕ 21

Посмотреть все правило по ссылке:

https://rustutors.ru/egeteoriya/1154-zadanie-21.html

 

ЗАДАНИЕ 24

Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова (золотые часы — часы из золота).

Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого (золотые руки — умелые (дорого ценятся, как драгоценный металл)).

 

Синонимы - это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать - размышлять).

Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы - это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но противоположные по значению. (Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло).

Контекстные антонимы - слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))

Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы - это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды). Частичные омонимы - это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.

Фразеологизмы - это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм - это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.

Заимствованные слова - это слова, пришедшие в русский язык из других языков.

Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).

Формообразующие

·повелительное наклонение, условное(сослагательно) пусть, пускай, давай, давайте, да, бы (б), бывало

·степень сравнения прилагательный и наречий (более, менее, самый)

Смыслоразличительные (смысловые)

1.отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет;

2.вопросительные: неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как;

3.указательные: вот, вон, это;

4.уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5.ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего;

6.восклицательные: что за, ну и, как, куда как;

7.усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё;

8.со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

МЕСТОИМЕНИЯ

Разряды местоимений:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (тебя, к нему, ее, с нами и т.д.)

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их — во всех падежах (моего, твоей и т.д.). Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету.

!!! Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п.

Примеры:

Его куртка висела на вешалке. (Чья куртка?) – его. Это притяжательное местоимение.

Я хорошо понимаю его. (Понимаю кого?) – его. Это личное местоимение.

Указательные: это, те, этот, таков, тот, столько, сей, оный и т.д.

Возвратное: себя

Вопросительные: кто, что, какой, каков, сколько, чей, чем, кому, кого и т.д.

Относительные: (те же, что и вопросительные, используются в качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях)

Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий и т.д.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- и частицей не, которая превращается в приставку или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

НАРЕЧИЯ

1) Определительные

·образа действия (как, каким образом?): так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем;

·меры и степени (очень, чересчур, втрое): сколько, в какой степени, на сколько, очень, вдоволь, чуть-чуть, немного;

2) Обстоятельственные

·места (где, куда, откуда): вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то;

·времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор): сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда;

·причины: потому, сгоряча, поневоле;

·цели (зачем, с какой целью): назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально;

ВВОДНЫЕ СЛОВА
Группы вводных слов по значению:

По своему значению вводные слова делятся на несколько групп:

Группы Примеры
Чувства, эмоциональная оценка того, о чем сообщается. как назло, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, к огорчению, к прискорбию, к радости, к сожалению, к стыду, к удивлению…
Оценку достоверности сообщения, факта без сомнения, безусловно, бесспорно, вероятно, видимо, видно, вне всякого сомнения, возможно, действительно, должно быть, кажется, казалось, казалось бы, может быть, наверное, несомненно, очевидно, по-видимому, по сути (по сути дела), правда…
Источник сообщения говорят, думаю, известно, как говорили, как известно, по-вашему, по мнению (кого, чьему), помнится, по-моему, по преданию, по словам (чьим), по слухам, с точки зрения…
Связь мыслей, последовательность их оформления в довершение всего, в конце концов, вместе с тем, в общем, во-первых, во-вторых (и т. д.), во всяком случае, впрочем, в частности, главное, главным образом, значит, итак, к примеру, кроме того, кстати, к слову сказать, наконец, например, напротив, одним словом, помимо этого, прежде всего, следовательно, с одной стороны, с другой стороны, таким образом, тем не менее…
Способ оформления мыслей вернее, вообще говоря, другими словами, иными словами, иначе говоря, как говорится, можно сказать, наоборот, одним словом, словом, словом сказать, собственно, собственно говоря…
Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания верите (ли), видите (ли), вообрази(те), вы знаете, вы понимаете, если хотите, если хочешь, заметь(те) себе, можешь (себе) представить, не поверите, не поверишь, поверь(те), пожалуйста, помилуй(те), помните (ли), понимаете (ли), послушай(те), представь(те), согласитесь…
Степень обычности сообщаемого бывает, бывало, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю, случается, случалось;
Экспрессивный характер высказывания кроме шуток, между нами, надо признаться, надо сказать, нечего сказать, по правде сказать, признаться, прямо скажем, сказать по совести, сказать, уверяю вас, честно говоря
Оценка меры и степени по меньшей мере, по крайней мере, самое большее, самое меньшее

 

 

ЗАДАНИЕ 6

 

Типы ошибок

 

ОШИБКИ ПРИМЕРЫ
1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5 Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный
9 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.


Нарушение лексической сочетаемости слов

 

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

 

Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

 

Употребление фразеологизмов. Ошибки.

 

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

·сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)

·замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)

·совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.086 с.)