Тема 2. Общие обязанности участников дорожного движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Общие обязанности участников дорожного движения.



Тема 2. Общие обязанности участников дорожного движения.

Мотоцикл, легковой автомобиль и, тем более, автобус или грузовой автомобиль – это всё средства передвижения повышенной опасности. Садясь за руль, водитель любого транспортного средства принимает к неукоснительному исполнению весь перечень относящихся к нему требований Правил.

Некоторые из этих требований Правила выделили в отдельную группу и поместили в отдельный раздел – Правила, Раздел 2 «Общие обязанности водителей». Общими они называются потому, что они действительно общие для всех водителей, независимо от того, каким транспортным средством водители управляют.

Что же касается пешеходов и пассажиров, то у них никаких других обязанностей, кроме тех, что перечислены в соответствующих разделах Правил, собственно, и нет. Поэтому Правила и не стали употреблять слово «общие», а назвали эти разделы просто – «Обязанности пешеходов» и «Обязанности пассажиров».

Вот с этими тремя разделами Правил нам и предстоит сейчас познакомиться.

Тема 2.1. Общие обязанности водителей.

 

Обязанность №1.

 

Правила. Раздел 2. Пункт 2.3.1. Водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

 

 

 

Вот реальная ситуация – у трактора на ходу отвалилось колесо – такое иногда бывает (и не только с трактором). Так вот, в этом случае водитель не может «перевести стрелки» на слесаря, который вчера плохо прикрутил это колесо.

За всё, что происходит на дороге с его транспортным средством, отвечает именно водитель!

Водитель обязан не только знать все неисправности, с которыми запрещается эксплуатация транспортных средств,

Но и уметь вовремя их обнаружить.

 

Что значит «запрещается эксплуатация»? Это значит, что неисправность надо обнаружить и устранить. Водителю трактора, если бы он не был полным балбесом, надо было понять, что с машиной уже давно что-то не так (трясётся, дергается, сзади слышны громкие стуки). Ну что стоило не полениться, выйти и увидеть, что это громыхает колесо. Что колесные болты только наживили, а затянуть забыли.

 

Правила содержат полный Перечень неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация транспортных средств, и с ним мы будем знакомиться в будущем – в теме 25. Сейчас же только отметим, что запрет эксплуатации не означает, что дальнейшее движение запрещено вообще. Ну, представьте, что на ходу отказал спидометр. Эксплуатация с такой неисправностью запрещена. Устранить такую неисправность не получается. Что делать? Бросать машину? Да как-то это неправильно.

 

Правила в таком случае разрешают доехать до места ремонта или стоянки с соблюдением всех мер предосторожности (то есть очень медленно, в крайнем правом ряду, включив аварийную световую сигнализацию).

Обязанность №2.

 

Помимо перечня неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация транспортных средств, Правила определили ещё и пять неисправностей, с которыми дальнейшее движение запрещено категорически.

 

Правила. Раздел 2. Пункт 2.3.1. Запрещается движение при неисправности:

 

– рабочей тормозной системы,

– рулевого управления,

– сцепного устройства (в составе автопоезда),

– негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости,

– недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

 

Если неисправна рабочая тормозная система или неисправно рулевое управление!

 

 

Бывалые водители мрачно шутят: «Тормоза и тюрьма начинаются на одну букву».

 

Про рулевое управление, правда, ничего ещё не придумали, но согласитесь – о каком дальнейшем движении можно помыслить, если нет тормозов или машина не слушается руля.

 

Если неисправно сцепное устройство!

 

 

Речь идёт о тягово-сцепном устройстве, предназначенном для буксировки прицепов.

 

Применительно к легковому автомобилю – это известное всем устройство по имени фаркоп – сцепной шар диаметром 50 мм, на который накидывается ответная головка, смонтированная на дышле прицепа.

 

Прицеп, если он на ходу отрывается, то далее действует как шар в боулинге, направленный умелой рукой в гущу кеглей.

 

Поэтому при малейшем подозрении на неисправность сцепного устройства (фаркопа) необходимо прекратить дальнейшее движение с прицепом.

Если не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни!

 

 

Если эта беда приключилась днём при ясной погоде, можете доехать до ближайшего автосервиса с соблюдением всех мер предосторожности.

 

Если это случилось ночью или в условиях недостаточной видимости, необходимо убрать машину за пределы дороги и дождаться рассвета и ясной погоды.

 

Если не работает стеклоочиститель со стороны водителя!

 

Во время дождя или снегопада при неработающем стеклоочистителе вы ничего не видите. Поэтому Правила в этом случае закономерно запрещают дальнейшее движение.

 

Как только прекратится дождь (или снегопад), можете продолжить движение (но только до дома или до ближайшего автосервиса, и с соблюдением всех мер предосторожности).

Обязанность №3.

 

Правила. Раздел 2. Пункт 2.1.1. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки весь комплект необходимых документов.

 

Комплект необходимых документов – это вот что:

– водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

 

– регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

 

– страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного;

 

– документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».

Хочу обратить ваше внимание вот на какой важный момент.

 

 

Правила обязывают водителей иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки весь перечень необходимых документов.

 

Следовательно, мы, водители, имеем дело только с полицией!

 

Никакие военные или гражданские лица (например, дружинники) не вправе требовать наши документы. Только сотрудники полиции!

Обязанность №4.

 

Правила. Раздел 2. Пункт 2.3.2. Водитель механического транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

 

Если по просьбе инспектора ГИБДД вы не сможете быстро и членораздельно три раза подряд произнести слово «сиреневенький», у него будет основание, достаточное полагать, что водитель находится в состоянии опьянения.

 

И это не шутка.

В перечне «оснований, достаточных полагать…» есть и такой – «нарушение речи» (см. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475).

В таких случаях (когда есть основания, достаточные полагать…) Правила обязывают водителей проходить освидетельствование на состояние опьянения.

Однако потребовать пройти освидетельствование могут не любые сотрудники полиции, а только должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (Правила, раздел 2, п. 2.3.2).

 

Я не могу вам подсказать, как отличить «то должностное лицо» от «не того должностного лица» (в Правилах об этом ничего не сказано), я только хочу, чтобы вы знали о его существовании и правильно ответили на соответствующий вопрос на экзамене в ГИБДД. Да и в жизни вам не помешает знать, что потребовать для проверки документы (и у пешехода, и у водителя) вправе любой полицейский, а вот обязать пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, уполномочен не любой полицейский.

 

Хотя в жизни для нас с вами это особого значения не будет иметь, ибо любой инспектор ГИБДД уж точно вправе потребовать пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Любой инспектор ГИБДД это, несомненно, то «должностное лицо, которое уполномочено на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения».

По требованию каких лиц необходимо передавать для проверки водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности, регистрационные документы на транспортное средство? 1. Сотрудника полиции.   2. Сотрудника Военной автомобильной инспекции.   3. Любого регулировщика.   4. Всех перечисленных лиц.
  По требованию каких лиц водители обязаны проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения? 1. Всех регулировщиков.   2. Должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.   3. Любых сотрудников полиции.

Обязанность №5.

 

И вот вам ещё несколько выдержек из Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

 

1. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории “A”, подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории “A1” и подкатегории “B1” с мотоциклетной посадкой и рулем мотоциклетного типа.

 

Обязанность №6.

 

Правила. Раздел 2. Пункт 2.1.2. Водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

 

 

 

Правила не делают никому никаких исключений – и сам водитель и все пассажиры во время движения должны быть пристёгнуты ремнями безопасности.

 

 

А всё, кто перемещается на мотоцикле, должны быть в застёгнутых мотошлемах.

 

Эти требования в равной мере распространяются как на простых граждан (и взрослых, и детей), так и на водителей и пассажиров автомобилей оперативных служб (полиция, скорая помощь, пожарная охрана и т.п.).

 

Правила учли, что не все автомобили оснащены ремнями безопасности – их, например, может не быть на грузовых автомобилях, а также на легковых старых годов выпуска. Именно поэтому Правила и сделали такое уточнение – пристёгнутыми должны быть все в том случае, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности.

 

Это уточнение, кстати, нужно правильно понимать. Если вы демонтируете из современного легкового автомобиля ремни безопасности, то это вовсе не означает, что теперь ваш автомобиль перешёл в разряд «необорудованных», и можно ездить не пристёгиваясь. Конструкцией вашего автомобиля предусмотрены ремни безопасности? Предусмотрены. Значит должны быть, а если их нет, эксплуатировать такой автомобиль запрещено.

 

И вот что ещё существенно и важно! Ответственность за выполнение этих требований в равной мере возложена и на пассажиров, и на водителей! С одной стороны, пассажиры обязаны во время движения быть пристёгнутыми, а с другой – водителю запрещается перевозить пассажиров, не пристёгнутых ремнями безопасности. То же и с мотоциклами: обязанность пассажира – быть в застегнутом мотошлеме, а обязанность водителя – не перевозить пассажиров без застёгнутого мотошлема.

Обязанность №7.

Правила. Раздел 2. Пункт 2.3.3. Водитель механического транспортного средства обязан в случаях, предусмотренных законодательством предоставлять транспортное средство:

 

а). Сотрудникам полиции.

б). Сотрудникам федеральных органов государственной охраны.

в). Сотрудникам органов федеральной службы безопасности.

 

Водители, как правило, любят свои транспортные средства, относятся к ним трепетно, и перспектива отдать свой автомобиль или мотоцикл кому бы то ни было нас, прямо скажем, не радует.

Поэтому права всех перечисленных выше представителей власти узаконены официально.

И Закон Российской федерации «О полиции», и Федеральный закон «О государственной охране», и Закон «О Федеральной службе безопасности» содержат приблизительно один и тот же перечень условий, при которых водители обязаны предоставлять свои транспортные средства, а именно:

 

– Для проезда к месту стихийного бедствия.

– Для проезда к месту происшествия.

– Для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

– В случаях преследования лиц, совершивших преступления.

– Для транспортировки повреждённых при авариях транспортных средств.

 

И всё это с правом отстранения водителей от управления транспортными средствами и с последующим возмещением материального ущерба (в порядке, установленном гражданским законодательством).

Обязанность №8.

Обязанность №9.

 

Но сегодня полиция быстро не приезжает. Гаишников мало, на все ДТП не напасешься. Законодатели нашли выход из положения (что не могут делать органы, пусть делают сами граждане) и навесили на водителей ещё несколько обязанностей.

Но и это ещё не всё.

После того, как водители освободили проезжую часть, наступила очередь выполнять следующую обязанностьзаписать фамилии и адреса очевидцев.

Теперь осталось только дождаться прибытия сотрудников полиции. И это тоже обязанность!

Обязанность №10.

 

Водитель транспортного средства обязан в случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала.

 

 

Из текста Правил следует, что это требование Правил необходимо соблюдать не везде, а только на дорогах вне населенных пунктов (неважно, на проезжей части или на обочине), и не всегда, а только ночью (независимо от освещенности дороги), а также днем (если это участок дороги с ограниченной видимостью).

 

И как вы понимаете, соблюдать это требование Правил – в ваших же интересах!

Обязанность №1.

 

Если есть тротуар,

 

ходить надо по тротуару!

Помимо тротуара для движения пешеходов может быть предназначена специальная пешеходная дорожка, обозначенная соответствующим знаком.

 

Или велопешеходная дорожка, тоже обозначенная соответствующим знаком.

 

Если нет ни того, ни другого, ни третьего, тогда место пешехода – это обочина.

Обязанность №2.

 

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.1. Пешеходы, перевозящие громоздкие предметы, …

 

…или переносящие громоздкие предметы,…

 

… а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

Обязанность №3.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.1. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним…

 

 

…пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке…

…или идти в один ряд по краю проезжей части.

Обязанность №4.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.1. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед,…

 

 

 

… должны следовать по ходу движения транспортных средств.

 

Обязанность №5.

 

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.1. При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется,…

… а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Обязанность №6.

 

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.2. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам,…

 

 

… а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Обязанность №7.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.3. Пешеходы должны переходить дорогу…

 

… по пешеходным переходам,…

… а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

 

Обязанность №8.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.3. На регулируемом перекрестке…

 

 

 

… допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

 

Обязанность №9.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.3. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка…

 

 

 

…разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Обязанность №10.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.5. При переходе дороги вне пешеходного перехода…

 

 

… пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Обязанность №11.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути)…

 

 

 

…после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

 

Обязанность №12.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.6. Пешеходы, не успевшие закончить переход,…

 

 

…должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

 

Обязанность №13.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом…

 

…пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Обязанность №14.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси…

 

 

 

…разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

Обязанность №15.

 

Правила. Раздел 4, пункт 4.8. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками,…

 

 

…разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки.

 

Обязанность №1.

 

Правила. Раздел 5. Пункт 5.1. Пассажиры обязаны…

 

 

… при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми ими,…

 

 

… а при поездке на мотоцикле – быть в застёгнутом мотошлеме.

 

Обязанность №2.

 

Правила. Раздел 5. Пункт 5.1. Пассажиры обязаны…

 

 

 

… посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Обязанность №3.

 

Правила. Раздел 5. Пункт 5.1. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины,…

 

… она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

 

Тут следует сделать одно уточнение – те, кто находятся вне трамвая, это не пассажиры, это пешеходы. И они могут не заботиться о том, создают ли они помехи движению. Правила в данной ситуации наделили их преимуществом (обязали водителей уступать им дорогу).

 

Ну, хорошо, применительно к маршрутному автобусу или троллейбусу, или к трамваю это понятно и безо всяких Правил. В автобус или троллейбус мы всегда садимся с тротуара (у них и двери-то только с одной стороны – с правой), а в трамвай садимся с проезжей части, что тоже не противоречит Правилам.

 

 

А как прикажете садиться в легковой автомобиль, у него двери со всех сторон?!

 

 

 

Обязанность №4.

 

Правила. Раздел 5. Пункт 5.2. Пассажирам запрещается…

 

 

… отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения.

Обязанность №5.

 

Правила. Раздел 5. Пункт 5.2. Пассажирам запрещается…

 

 

 

… при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов.

Обязанность №6.

 

Правила. Раздел 5. Пункт 5.2. Пассажирам запрещается…

 

 

 

… открывать двери транспортного средства во время его движения.

Тема 2. Общие обязанности участников дорожного движения.

Мотоцикл, легковой автомобиль и, тем более, автобус или грузовой автомобиль – это всё средства передвижения повышенной опасности. Садясь за руль, водитель любого транспортного средства принимает к неукоснительному исполнению весь перечень относящихся к нему требований Правил.

Некоторые из этих требований Правила выделили в отдельную группу и поместили в отдельный раздел – Правила, Раздел 2 «Общие обязанности водителей». Общими они называются потому, что они действительно общие для всех водителей, независимо от того, каким транспортным средством водители управляют.

Что же касается пешеходов и пассажиров, то у них никаких других обязанностей, кроме тех, что перечислены в соответствующих разделах Правил, собственно, и нет. Поэтому Правила и не стали употреблять слово «общие», а назвали эти разделы просто – «Обязанности пешеходов» и «Обязанности пассажиров».

Вот с этими тремя разделами Правил нам и предстоит сейчас познакомиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.168 с.)