Тема 2. Происхождение человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Происхождение человека.



ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

ЛЮДИ ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА (2 часа)

План темы:

1. Источники знаний о древнейшем человеке

2. Проблемы происхождения человека

3. Виды человека. Расселение древнейших людей

4. Люди эпохи палеолита. Условия жизни первобытных людей

5. Родовая община

6. Достижения людей в период позднего палеолита

7. Первобытная религия и искусство

8. Стоянки палеолита на территории России

 

Источники знаний о древнейшем человеке

Археология имеет первостепенное значение для изучения периода первобытности, так как позволяет ученым получить в свое распоряжение предме­ты, изготовленные древними жителями нашей планеты. Именно способность к изготовлению таких предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других прима­тов.

При этом, правда, также возникает серьезная проблема: от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органиче­ских материалов, например дерева. Наблюдения последних лет за человекообразными обезьянами выявили у них способность изго­тавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не способна сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие человека от живот­ных состоит в способности изготавливать орудия из камня и дру­гих твердых материалов. Именно наличие каменных изделий явля­лось на начальном этапе главным условием существования чело­вечества (позже эту роль стали играть металлы).

Неслучайно археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям орудий труда древнего человека подразделяется на древний (палеолит), сред­ний (мезолит) и новый (неолит). В свою очередь, палеолит делит­ся на ранний (нижний) и поздний (верхний). Ранний палеолит состоит из периодов — олдувай, ашель, мустье.

Помимо орудий труда важнейшее значение имеют раскопки жилищ и мест поселения людей, а также их захоронений. Обнару­женные археологами останки древних людей составляют основу для изучения вопросов происхождения и эволюции человека и его ближайших предков. По этим останкам антропологи восста­навливают облик этих существ — по костям скелета, объему мозга они пытаются определить, являлись ли они людьми.

Важнейшей является проблема датировки (определение возра­ста) археологических находок. Абсолютная датировка возможна с помощью методов естественных наук (радиоуглеродный, термо­люминесцентный, археомагнитный, споропыльцевой и др.). В кон­це 40-х гг. XX в. открыт радиоуглеродный метод, который стал самым распространенным в датировке находок. Правда, этот ме­тод применим лишь к дереву и другим органическим останкам. Находки же древнейших останков человека, следов его жизни и деятельности датируются в основном по возрасту геологических слоев, из которых они извлечены. Эти датировки, разумеется, являются очень приблизительными.

Археология дает материал для изучения социальных отноше­ний у первобытных людей. Однако без привлечения данных этно­графии судить о них очень сложно. Исследование жизни племен, сохранивших вследствие изоляции образ жизни и обычаи, харак­терные для первобытных людей, дает интереснейший материал. Но необходимо помнить, что в полной изоляции ни один совре­менный народ не находился, и говорить о тождестве даже самых отсталых народностей и первобытных племен нельзя.

При этнографических исследованиях приходится обращаться в первую очередь к описаниям, сделанным путешественниками и учеными XVII —XIX вв., поскольку в XX в., не говоря о нашем времени, все отсталые племена уже испытывали существенное воздействие цивилизации.

 

 

Родовая община

Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди (Homo habilis, Homo erectus), подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.

Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжить в экстремальных условиях леднико­вых периодов.

Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) — коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100 — 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его прибли­женные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия — запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.

Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Затем сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Используя дополнительную литературу, составьте сообщение о происхождении религии или искусства.

ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

ЛЮДИ ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА (2 часа)

План темы:

1. Источники знаний о древнейшем человеке

2. Проблемы происхождения человека

3. Виды человека. Расселение древнейших людей

4. Люди эпохи палеолита. Условия жизни первобытных людей

5. Родовая община

6. Достижения людей в период позднего палеолита

7. Первобытная религия и искусство

8. Стоянки палеолита на территории России

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.214 (0.011 с.)