Тема 6. Речь. Коммуникация. Общение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Речь. Коммуникация. Общение.



ТЕМА 6. РЕЧЬ. КОММУНИКАЦИЯ. ОБЩЕНИЕ.

ИНФОРМАТИВНЫЙ РЕФЕРАТ.

Лекция-беседа.

План.

Определение понятия общения.

Структура речевого общения.

Функции и виды общения.

Составление информативного реферата.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю., Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Д, 2000.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник/Под редакцией проф. С.Я. Гойхмана.- М:ИнФРА – М, 2003.- 272 с.

Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических

Вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.

Определение понятия общения.

Речь, как известно, это вид коммуникативной деятельности человека, традиционно определяемый как исторически сложившаяся форма общения людей.

    В процессе взаимодействия членов любой социальной общности (массовой общности, социальной группы, малой социальной группы и т.д.) одним из наиболее важных компонентов является общение. В качестве синонима к слову общение нередко употребляется слово коммуникация (лат. communicatiocommunicо – делаю общим, связываю, общаюсь). В настоящее время, правда, пытаются исключить слово коммуникация из данного синонимического ряда, подчеркивая следующее значение: коммуникация   – связь, а, следовательно, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналам связи.

    В нашем курсе  слова общение и коммуникация рассматриваются как  частичные синонимы. Общение, по мнению авторов, представляет собой специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

    Общение как феномен свойственно только человеку. Понятно, что сама необходимость общения имеет биологическую природу и характерно для всего живого. Но в отличие от иных, биологических форм коммуникации (например, взаимодействие птиц, животных, насекомых внутри своего вида) человеческое общение является преимущественно речевым.

    Для человека фактор общения на протяжении всей его жизни настолько важен, что психологи рассматривают его как некую потребность самосохранения. К примеру, дефицит общения в раннем детстве приводит к замедлению психического развития ребенка, а для людей преклонного возраста это грозит проявлением одного из видов безумия, который называют «коммуникативным голодом». И наоборот, в условиях современного большого города, когда человек контактирует с большим количеством людей, довольно часто общение становится избыточным. У человека растут психические нагрузки, и он, как следствие, испытывает потребность в добровольном уединении.

Структура речевого общения.

Итак, общение – это канал связи человека с другими людьми. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – это речь. Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму.  Слово речь обычно используется: 1) как наименование процесса, то есть, речевой деятельности; 2) как продукт, как результат речевой деятельности, то есть, высказывание, текст; 3) как выступление оратора.

  Традиционно общение называют речевым а не языковым, несмотря на то, что важнейшим средством общения является именно язык. Заметим, язык – это средство (т.е. орудие), а речь – это деятельность, то есть процесс реализации использования предлагаемых возможностей языка. Именно поэтому общение называют речевым.

  Речь выполняет много функций. Среди прочих функций речи одной из наиболее значимых является функция выражения мысли. Речь вообще неотделима от мышления. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Известный психолог Л.С. Жинкин рассматривал речь как важнейший канал развития интеллекта. Всякая речь вообще ориентирована на интеллект, чувства, намерения, желания слушателей.

    Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней речью называется скрытый процесс языкового оформления мысли без ее трансляции во вне в устной или письменной форме. Внутренняя речь – это то, что мы «думаем», облекая свои мысли в некие коды, образы и под. Процесс внутренней речи представляет собой внутреннее проговаривание, то есть речь «про себя», определенное осмысливание, некое программирование целого текста, его фрагмента или плана. Внешняя речь – это собственно процесс речевой деятельности; это то, что мы произносим, слышим, читаем, пишем.

     Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации.  Речевое общение взаимонаправленно и сознательно. Единицей речевого общения является высказывание, представляющее собой суждение, утверждение. Высказывание – это мысль, сформулированная в идее предложения и оформленное по законам данного языка. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. Речевое поведение бывает вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение – это определенная система высказываний, мнений суждений, доказательств в момент человеческого общения. Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде. Речевая деятельность – это осознано мотивированная целенаправленная человеческая активность. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результат речевого поведения – это отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательное, агрессивные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

    Речевая деятельность – это сложный, прежде всего психический макропроцесс, состоящий из ряда обеспечивающих его реализацию процессов: порождение речи, прогнозирование, понимание, восприятие, реагирование и др.

    В какой бы ситуации ни оказались люди, желающие вступить в общение, вначале они обычно пытаются сориентироваться в этой ситуации, осознать ее. Иначе говоря, они предварительно обдумывают, продумывают, обмозговывают свои слова. То есть, создают внутренний план высказывания. На основе этого плана из «запасов» долговременной и оперативной памяти извлекаются необходимые слова, словосочетания, конструкции и по известным грамматическим моделям создаются предложения. После этого начинается говорение. Таким образом, внутренняя речь переходит во внешнюю, которая, в свою очередь, может быть как устной (говорение) так и письменной.

    Структурно речевое общение состоит из нескольких компонентов или единиц:

1) участники коммуникации (коммуниканты);

2) предмет общения;

Упражнение 5. Проанализируйте данные тексты с точки зрения успешности /неуспешности коммуникации. Как Вы думаете, удалось ли коммуникантам успешно достичь своих целей? Если нет, объясните, в чем причина неудач.

а) Письмо студента преподавателю:

Зная Ваш возраст, Мария Ивановна, осмелюсь перейти на ты. Маш, я вот написал как-то в период своего вдохновения рассказик небольшой, он не совсем по той теме, что мне досталась для зачетной работы, однако вопрос, поднимаемый в этом рассказе, не менее важен, чем грамотность в интернете. Прочитай, может он достоин зачета по русскому?:)

б) Диалог по телефону:
– Алло. Это поликлиника.

– В смысле? Это вы – поликлиника или это я – поликлиника?

– Ну, то есть, я звоню, чтобы вызвать врача на дом...

– А, тогда вы ошиблись номером. И при вопросе у вас должна быть другая интонация.

в) Преподаватель спрашивает студентку про сечения цилиндра, студентка не знает материала. Преподаватель:

–Петрова, ну вы дома морковку резали?

– (недоуменно) Да...

–А по диагонали?

– (еще более недоуменно) Да-а...

–И что у вас в сечении получалось?

–Морковка...

Упражнение 6. Приведите примеры коммуникации с реализованными или нереализованными возможностями в соответствии с перечисленными выше постулатами и максимами.

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Термин «речь» обычно употребляется в нескольких значениях. В одном случае речь – это практическое взаимодействие с помощью языковых средств между двумя и более людьми в устной или письменной форме, то есть, речь как деятельность, как процесс. Во втором значении слово «речь» соотносится с понятием результата деятельности – текста. Есть ещё одно понимание значения слова «речь» – так называют устное публичное выступление оратора.

    Речь материальна. Воплощаясь в реальной коммуникации, она воспринимается визуально или акустически, существует, следовательно, в устной и письменной формах. Каждая из этих форм имеет свои особенности, обусловленные соответствующими ситуациями общения и психо-физиологической природой устной и письменной речи.

     Устная речь представляет собой комплексное умение понимать звучащую речь и воспроизводить её в звуковой форме. Устная речь – это речь, передаваемая в звуковой форме, речь произносимая, функционирующая при условии непосредственного общения. Иначе говоря, устная речь, ориентированная на непосредственное восприятие коммуникантов, зависит от ситуации общения. Такое контактное общение двух и более партнеров осуществляется в форме диалога, а единицей устной речи является диалогическое единство, состоящее из соответствующих реплик.

    Исторически устная форма речи первична, она возникла значительно раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, то есть произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности артикуляционных органов человека. С этим явлением связаны разнообразные интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают такие дополнительные средства, как характер взгляда, пространственное расположение говорящего и слушающего, интонация, мимика, жесты. Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени – одно из главных свойств устной речи.

Нельзя вернуться в какой-то момент речи ещё раз, и в силу этого говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, то есть он думает как бы на ходу, поэтому устной речи свойственны  определенная спонтанность, неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц, даже некоторая небрежность. Кроме того, для устной речи характерно наличие штампов, повторяемость одних и тех же слов, предложений..

    Письменная речь – это речь, графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, воспринимаемая визуально. Информация в письменной речи передается не только с помощью графической системы языка, но и с использованием других знаковых систем: математических, физических, химических символов; графических элементов иного порядка: таблиц, диаграмм, графиков.

Основной функцией письменной речи считают её способность к длительному хранению информации. Иначе говоря, прямое предназначение письменной речи – фиксация устной речи с целью её сохранения в пространстве и времени. 

Письменная речь монологична, тематически обусловлена, осуществляется дистантно. Для неё характерно использование книжного строго нормированного и регламентированного языка, наличие сложных синтаксических конструкций, обилие причастных и деепричастных оборотов, строгое соблюдение языковых норм. Графическая фиксация, развертывание не во временном, а в синтаксическом пространстве предопределяет возможность использования бóльшего времени на обдумывание, редактирование написанного.

Письменная речь характеризуется еще и тем, что в самой этой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения. Строго говоря, принципиален сам выбор коммуникативной сферы общения: официально-деловая, научная, художественно-беллетристическая, разговорно-бытовая, публицистическая. Выбор языковых средств зависит от того, какой текст создается: художественное произведение, описание решения научной проблемы, рекламное объявление или деловое письмо. Это позволяет сделать вывод, о том, что письменная речь обладает стилеобразующей функцией. К тому же, письменная речь обусловлена тематически.

    Для того, чтобы быть правильно воспринимаемой личностью, необходимо хорошо знать язык и уверенно владеть речью на этом языке и в устной, и в письменной форме. « Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума», – говорил Д.С. Лихачев.

ТЕМА 5.    ВИДЫ ОБЩЕНИЯ.

ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН.

Лекция-беседа.

План.

Невербальные формы общения.

3. Тезисный план.

Литература:

ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН.

Лекция-беседа.

План.

Входят Варя и Яша

Варя. Тут, мамочка, вам две телеграммы. (Выбирает ключ и со звоном отпирает старинный шкаф.) Вот они.

Любовь Андреевна. Это из Парижа. (Рвет телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено...

Гаев. А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей отпраздновать. Предмет неодушевленный, а все-таки, как-никак книжный шкаф.

Пищик (удивленно). Сто лет... Вы подумайте!..

Гаев. Да... Это вещь... (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.

 

 

Задание 15. Прочитайте текст и определите, какие невербальные средства использовали в данном фрагменте текста из романа В. Камши «Шар судеб» коммуниканты. 

Вылезший прямо на дорогу дуб был роскошен. Толстенный, он казался приземистым, хотя и превосходил ростом окрестные деревья, тоже немалые. Марсель восторженно присвистнул. Рокэ молчал, как какой-то сундук; прихваченный на морисском линеале старец с таким взглядом, что Марсель не полез под стол только благодаря папенькиному воспитанию, держался в середине кавалькады, а спать к полудню расхотелось. Путешествовать становилось скучным, и тут навстречу вышел ОН.

   – Приветствую вас, о будущий шкаф! – поклонился Марсель, глядя на роскошное древо и вспоминая Кракла, который при этом мог бы смотреть вторым глазом на спутника. – Вы будете великолепны и в гардеробной прелестной дамы, и в кабинете умудренного законника или посла. Переродившись и отринув минувшее, вы не вспомните нас, проезжавших под вашими ветвями и восхищавшихся вашей статью и силой натуры, год за годом гонящей от корней к ветвям жизненные соки. Что для вас нынешнего и вас грядущего, резного, мы, лишенные корней и предавшие свое естество, не годные ни на что, кроме бессмысленных порывов и жалких страстей. Скольких нас вы уже пережили и скольких переживете, сменив кору на изысканную резьбу, а весеннее возрождение – на воск и бархат в руках опытного слуги…

  - В Черной Алати дубы не рубят,- не выдержал Ворон…

  - Я немедленно извинюсь.- Валме еще раз поклонился исполненному равнодушия дереву. – Сударь, вам не стать шкафом, но я вас все равно глубоко уважаю, а вы меня все равно не запомните. Так что продолжайте млеть на радость тем, кому нечем заняться.

 

Упражнение 16. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Выделите кинесические, экстралингвистические и такесические средства общения. Скажите, возможно, ли выделение просодических средств общения. Если возможно, то каких? Аргументируйте свою точку зрения.

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

— Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?

— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

    Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

 

 

Упражнение 17. Используя данную схему, расскажите о невербальных средствах общения



 

ТЕМА 6. РЕЧЬ. КОММУНИКАЦИЯ. ОБЩЕНИЕ.

ИНФОРМАТИВНЫЙ РЕФЕРАТ.

Лекция-беседа.

План.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.145 (0.045 с.)