Постановка целей и задач развития общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка целей и задач развития общества



В высокоразвитых странах мира признана необходимость планирования и достижения следующих целей:

- Экономический рост.

- Полная занятость.

- Экономическая эффективность.

- Стабильный уровень цен.

- Экономическая свобода.

- Справедливое распределение доходов.

- Экономические гарантии.

- Торговый баланс.

Некоторые из этих целей являются взаимодополняющими. По мере достижения одной из них, одновременно будут достигнуты и некоторые другие. Некоторые цели могут противоречить друг другу. Это требует компромисса. Когда цели вступают в противоречие друг с другом, общество обязано выработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые оно перед собой ставит.

Обратимся к мировым подходам в решении проблем.

Президент Академии общественных наук Китая Ван Вэйгуан утверждает: «Нация имеет перспективы лишь тогда, когда у нее есть мечта». Китайская мечта «великого возрождения китайской нации» воспринимается через призму следующих семи аспектов, сформулированных руководством и учеными КНР:

- мощность в областях экономики, политики, науки и военной силы;

- стабильность, как отсутствие беспорядков, полная социальная уверенность;

- богатство, при котором люди живут в достатке;

- гармония, как дружественные отношения между всеми социальными слоями и национальностями;

- цивилизованность, проявляющаяся в справедливости, богатой культуре и высокой нравственности;

- красота, как прекрасная окружающая среда, низкий уровень загрязнения, современные города и природные пейзажи;

- инновации в широком смысле, как наличие передовой науки, блестящего искусства и инновационной продукции.

Содержание «американской мечты» связывают с конкретным человеком, добившимся, благодаря своим идеям, упорному труду, успеха в жизни. Во многом это относится к представителям иммигрантских потоков, попавших в «плавильный котел» североамериканских штатов, покинув свои родные края в поисках достойной жизни и свободы предпринимательства. Основополагающие положения Декларации независимости США гарантировали реализацию следующих возможностей:

- люди созданы равными и наделены определенными неотчуждаемыми правами, включая жизнь, свободу и стремление к счастью;

- жизнь каждого должна быть лучше, богаче и полнее, с возможностями для каждого в соответствии с его способностями или достижениями - независимо от социального класса или обстоятельств рождения.

Составляющими «американской мечты» выступают равенство всех перед законом вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев.

В Великобритании, по опросам, проведенным учеными, 81 % англичан считают, что главная задача государства - отслеживать и повышать уровень счастья. Исследователи, на основании мета-анализа, базирующе-гося на открытиях ста исследований по всему миру, в которых приняло участие 80 000 человек из разных стран земли, смогли сделать вывод о том, что основными составляющими счастья являются: здоровье, достаток и доступное, достойное образование. При этом под понятием «достатка» понимают способность обеспечить достойную жизнь себе и членам своей семьи. В сфере предпринимательства, как источнику достатка, предпочтение отдается малому и среднему бизнесу, который позволяет реализовать свои идеи и удовлетворить материальные, и духовные потребности, а крупный бизнес рассматривается как большие заботы, отнимающие все время. Доступное и достойное образование воспринимается как карьерный, социальный лифт, которым можно воспользоваться для продвижения в любых сферах человеческой деятельности.

Чтобы проиллюстрировать сегодняшнее место России в мировом научно-технологическом пространстве, можно воспользоваться двумя наборами показателей: наукоемкость (параметры на входе) и наукоотдача (параметры на выходе, т.е. эффективность и конкурентоспособность). Среди показателей наукоемкости можно выделить следующие:

- по доле расходов на НИОКР в ВВП Россия находится на уровне Китая и Италии;

- по абсолютной численности научных работников Россия традиционно удерживала первенство. Сегодня мы находимся на третьей позиции после США и Японии. К России вплотную приблизился Китай;

- по удельному параметру численности научных работников на десять тысяч занятых Россия в 7 раз опережает Китай, в 2,6 раза – Италию, на треть – Великобританию и на 20 % - Германию.

К результирующим параметрам наукоотдачи относятся:

- по показателю ВВП на одного занятого, в национальной экономике, Россия примерно в 4 раза уступает США и в 3 раза Европе;

- по индексу конкурентоспособности, рассчитываемому Всемирным экономическим форумом, страна откатилась на 58 место, уступая Китаю и Индии, которые существенно ниже нашего показателя по доле ВВП на душу населения;

- по доле высокотехнологичного экспорта в товарном экспорте Россия находится на уровне Индии, уступая более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии.

 

2. Социально-экономическое прогнозирование и планирование во Французской республике

Для проводимого исследования представляет интерес обзор опыта прогнозирования, планирования и реализации политики в Германии и Франции. В этих странах сформирована разветвленная структура развития и поддержки инновационных систем.

В основании такой системы во Франции лежит Министерство образования, научных исследований и технологий - (МОНТ) – одно из двух центральных министерств, осуществляющих прогнозирование, планирование научной и инновационной политики.

В конце 90-х годов МОНТ подготовило и провело через парламент «Закон об инновациях и исследованиях» (от 12 июля 1999 г.). Он решил ряд специфически французских проблем, затрудняющих инновационную деятельность ученых, которые по статусу являются государственными служащими и строго ограничены в возможности вести коммерческую деятельность. Закон был нацелен на содействие трансферту технологий из государственного сектора - в частный, и на создание инновационных ком-паний.

Количество компаний, создаваемых каждый год для использования результатов научных исследований, полученных в государственных институтах и лабораториях, остается низким, в то время как именно такие компании могут создать большой потенциал экономического роста. В законе были запланированы четыре группы мероприятий по решению данной проблемы:

1. Повысить мобильность научных кадров через разрешение ученым, имеющим статус государственных служащих, участвовать в создании инновационных компаний или в их управлении и развитии.

2. Стимулировать кооперацию государственных лабораторий и предприятий через создание инкубаторов, предоставление университетами научно-технических услуг, упрощение административных формальностей при создании совместных частно-государственных предприятий, ассоциаций и партнерств.

3. Создать фискальные стимулы инновационным компаниям в отношении правил учреждения новых компаний, использования средств паевых фондов и снижения налогообложения.

4. Упростить законодательство, регулирующее создание и функционирование инновационных компаний (льготный административный статус, большая свобода и гибкость в отношении правил корпоративного управления, а также заключения контрактов использования ресурсов).

В 2004 - 2005 годах был выдвинут целый ряд прогнозов и планов новых стратегических инициатив, которые привели к изменению идеологии многих государственных программ и потребовали организационных реформ, нацеленных на создание новых и расширение функций старых агентств в инновационной сфере. Определены новые формы сотрудничества высшей школы и научных учреждений. Усилен принцип проведения регулярной оценки исследовательской деятельности. Упорядочена практика коммерциализации результатов госбюджетных исследований.

Среди других прогнозов и планов МОНТ – предложение создать во Франции систему институтов прикладных исследований (по образцу немецкого общества Фраунгофера) под названием «Система Карно»; стимулирование с 2004 г. малых компаний, удовлетворяющих критериям молодой инновационной компании. Эта программа предоставляет существенные льготы компаниям, основанным не ранее 8 лет назад, расходующим на НИОКР не менее 15 % своих издержек, с числом занятых не более 250 чел. и годовым оборотом не более 40 млн. евро. Компании освобождаются на три года от всех налогов на прибыль, а затем еще на два года налог уменьшается на 50 %. Уменьшаются налоги на землю и на недвижимость, профессиональные налоги, а также корпоративные платежи по системам социального страхования в части, касающейся персонала, связанного с научно-исследовательскими проектами компаний.

Наиболее масштабной национальной прогнозом и планом, в которой МОНТ участвует вместе с другими ведомствами, является программа «Центры конкурентоспособности». Особенности PC, придающие ей особо важное значение среди инструментов инновационной политики заключаются в ряде обстоятельств:

Большой объем финансирования – 1,5 млрд. евро на 2006-2008 гг. (как за счет прямых субсидий и субвенций по линии нескольких министерств и агентств, так и за счет снижения налогов с прибыли и социальных выплат).

Акцент на конкурентоспособности, а не инновациях самих по себе.

Общенациональный конкурс проектов.

Обязательность участия в проектах университетов, научных лабораторий и предприятий, функционирующих в рамках определенного региона.

Межминистерский комитет координации во главе с премьер-министром страны.

Для реализации новых прогнозов и планов французское правительство провело организационно-административные реформы, нацеленные на активизацию поддержки инновационных компаний: в рамках МОНТ образовано агентство национальных исследований – ANR; произошло слияние трех национальных агентств поддержки МСП – ANVAR (коммерциализа-ция НИОКР и инновации), SOFARIS (страхование малого бизнеса), BPME (банк, работающий с малыми и средними предприятиями). В результате образовано новое государственное агентство OSEO, которое включило в себя все перечисленные организации как структурные элементы.

В рамках министерства промышленности создано агентство промышленных инноваций ANII, занимающееся перспективным прогнозированием и планированием.

Широко используются механизмы частно-государственного партнерства, сотрудничества и координации как важнейшие инструменты для создания кластеров конкурентоспособности. Для этого создан Фонд конкурентоспособности предприятий.

DATAR – Агентство Министерства Регионального Развития Франции – один из важных инструментов разработки проектов, планов и реализации инновационных программ правительства. Агентство предложило концепцию новой региональной промышленной политики с опорой на технологические сети, долины и центры конкурентоспособности. Для мобилизации необходимых ресурсов предполагается передать Региональным Советам новые большие полномочия в области научных исследований и инноваций, включая управление субсидиями для предприятий и финансирование научных исследований. Этот подход должен стать альтернативой традиционной практике больших государственных программ и основываться преимущественно на партнерстве государства и частного сектора.

Основным механизмом региональной промышленной политики становится программа Центров Конкурентоспособности. Большая часть утвержденных Центрами проектов, имеет региональное и локальное значение и, таким образом, находится в зоне ответственности агентства. Таким образом, на новом уровне реализуется новый подход к проводившейся еще в 1980-е годы программе технополисов.

Еще одно звено инновационной структуры - Французское инновационное агентство ANVAR, котороеболее 25 лет оказывает поддержку и содействие малым инновационным предприятиям. Включает в себя две наиболее крупные структуры - банк для малого и среднего бизнеса и агентство страхования. Группа получила название OSEO. Число приоритетных проектов с участием малого и среднего бизнеса постоянно нарастает. Агентство предоставляет клиентам несколько видов услуг на всех стадиях от создания до закрытия компании. Это экспертиза и консультации по коммерческим, техническим, законодательным, финансовым и организационным вопросам, поиск партнеров (национальных и зарубежных), предоставление финансирования, содействие в подборе и подготовке кадров. Таким образом, оказывая комплексную поддержку малых предприятий, агентство обеспечивает связь государственной инновацион-ной политики с реальными проблемами инновационных компаний.И это далеко не полный перечень организаций, оказывающих влияние на деятельность в области проектирования и планирования по формированию национальной французской инновационной системы.

 

3. Социально-экономическое прогнозирование и планирование в Федеративной республике Германии

В Германии, важное направление деятельности Федерального министерства образования и исследований BMBF разработка прогнозов и планов для Восточной Германии. Основные проблемы, тормозящие инновационное развитие Восточных Земель, по оценке руководителей министерства, заключаются в слабом присутствии крупных компаний, ведущих технически сложные проекты, в преобладании МСП (в них занято 49 % работающих при среднем по Германии показателе – 13 %).

Стержнем политики Федерального министерства экономики и труда BMWA является стимулирующий подход к развитию национальной инновационной системы. Современными преимуществами немецкой инновационной системы являются высокие показатели участия предпринимательского сектора в финансировании НИОКР, эффективное сочетание фундаментальных и прикладных исследований, высокая доля технологически сложных отраслей в промышленности, лидерство в ряде технологий. Проблемы НИС Германии связаны с недостаточной активностью малых компаний в передовых направлениях технического прогресса (фармацевтика, биотехнологии, информатика), стагнацией на низком уровне венчурного капитала и сравнительно низкой долей специалистов с высшими учеными степенями. Требуется целенаправленная деятельность по прогнозированию и планированию работы.

Среди современных приоритетов инновационной политики Германии можно выделить меры, нацеленные на повышение инновационного потенциала предприятий, стимулирование использования результатов научных исследований, содействие организации старт-апов и развитие инфраструктуры. Важным является формирование позитивного отношения общества к быстрым темпам научного и технического прогресса.

Реализация указанных приоритетов требует последовательного и твердого проведения таких принципов как акцент на «инновационно - дружественное» регулирование, постепенный переход от субсидирования к косвенному стимулированию, регулярная оценка результатов инновационных программ, прозрачность стимулирующих механизмов, отказ от обычной в других странах практики предоставления значительных налоговых льгот инновационным, активным предприятиям.

Инновационная деятельность компаний широко финансируется принадлежащей государству банковской группой KfW, которая предоставляет займы и гарантии по финансированию и рефинансированию инвестиций в новые технологии. Существенную поддержку инновационной активности частного сектора оказывают союзы и ассоциации предпринимателей, формулирующие интересы соответствующих отраслей или групп предприятий. Среди них: BDI – Федерация немецкой промышленности, DINK – (Торговая палата), в составе которой организовано отдельное подразделение, занимающееся научной и инновационной политикой. Организацией и финансированием НИОКР в интересах МСП предприятий занимается широко разветвленная сеть из примерно 100 институтов, AiF – Ассоциация отраслевых исследовательских институтов, которая управляет деятельностью примерно 100 специализированных институтов.

В последние годы политика всей немецкой науки стала все больше ориентироваться на использование результатов в коммерческих целях. Важными стимулами этого процесса стали изменения патентного закона 2002 года и повсеместная организация патентных бюро и агентств или отделов коммерциализации в институтах и при обществах.

 

4. Международный опыт планирования развития сельских территорий

В развитых государствах состояние сельских территорий - самый верный показатель развитости страны, степени ее цивилизованности.

Показательны примеры положительных результатов деятельности в области прогнозирования и планирования некоторых стран, в этом направлении социально-экономического развития.

В Норвегии власти считают абсолютной ценностью сельского жителя. Всячески учитывают тяжесть труда в условиях сурового климата, поддержание активной жизнедеятельности на сельской территории, производство экологически чистых высококачественных продуктов питания. Осуществляется плановая поддержка государством крестьян, как «корневой системы» нации.

В Швеции история сельского хозяйства неотделима от истории развития кооперативов этой страны. Кооперативное движение Швеции стало формой сотрудничества производителей, в первую очередь фермеров. В союзе с кооперацией планируется и реализовывается аграрная политика страны.

Основу французской аграрной модели составляют семейные хозяйства, то есть крестьянские хозяйства, основанные на семейной кооперации труда. Аграрные кооперативы – это основа сельского хозяйства Франции. Фермеры не просто наемные рабочие, а члены кооператива, которые могут планировать участие в распределении прибыли.

В Великобритании, как и во многих странах Европы, планируются стандарты обеспечения сельского населения общественными услугами. Если стандарты не обеспечиваются, каждый сельский житель вправе обратиться в суд с жалобой на правительство. Достижение таких стандартов является целью деятельности британских министерств и ведомств.

Новая Зеландия занимает первое место в мире по экспортным поставкам молочных продуктов. Фермеры, объединенные в кооперативы, сами планируют производство конечного продукта, сами определяют размер добавленной стоимости и влияют на увеличение прибыли.

В Китае в плановом порядке отменены не только комиссии и сборы по договорам о землевладении, но и налог на землю, т.е. землепользование для фермеров стало фактически бесплатным. Это коснулось 97% китайских деревень, которые перешли от неэффективной «системы народных коммун» к «системе ответственности домохозяйств», отвечающей интересам фермеров.

С середины 1960-х гг. в развитых странах планируется процесс дезурбанизации общества. В США численность сельского населения возросла с 1980 по 2000 г. на 6,4 млн. человек, сокращается удельный вес жителей, проживающих в крупных городах.

 

 

Лекция № 4

Методология прогнозирования и планирования

1. Методологические требования к прогнозам и планам

Методы прогнозирования

3. Методы планирования

 

1. Методологические требования к прогнозам и планам

Прогнозирование в социально-экономической области сочетает три группы функций: теоретико-познавательную, предсказательную и управленческую.

Функции прогнозирования:

Предвидение тенденций развития прогнозируемого объекта (экономика страны, региона, предприятия, рынка и т.п.) в силу воздействующих на его динамику факторов.

Предвидение реакции этого объекта на то или иное плановое или рыночное решение, возможные последствия реализации этого решения (строительства нового предприятия, выхода с новым товаром на рынок, изменения ставки налога и т.п.).

После того, как решение принято и начало осуществляться, нужно продолжать прогнозировать ход и последствия его выполнения, чтобы вовремя скорректировать или отменить решение, если условия его реализа-ции радикально изменились.

При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований, важнейшими из которых являются:

1. Оптимальность, предполагающая такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные.

2. Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми.

3. В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана.

Требования, которым должны удовлетворять прогнозы:

а) вариантность прогноза;

б) высокая степень объективности и достоверности прогнозных оценок;

в) комплексность прогноза с охватом характеристик всех важнейших сфер экономики и социальной жизни;

г) сбалансированность оценок, содержащихся в различных структурных блоках прогноза, между собой;

д) непрерывность прогнозирования, опирающаяся на сопряженность - информационную, функциональную и методологическую - прогнозов, относящихся к различным периодам прогнозирования.

Функции целевого программирования - выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные проблемы; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и с остальными блоками экономики.

Условия и факторы развития роли прогнозирования, планирования и программирования в регулировании экономики:

1. Усиление зависимости процессов в каждой отдельной стране от экономических и социально-политических процессов во внешнем мире существенно повышает значение взаимодействия национальных центров прогнозно-плановой работы с аналогичными центрами общемировой ориентации.

2. Резкое обострение в мировых масштабах проблемы дефицита энергетических и иных природных ресурсов - освоение глубинного потенциала новых знаний и научно-технологических инноваций, позволяющих задействовать ресурсоэкономные технологии и многократно повысить конечную эффективность экономики - научно-технологическое прогнозирование.

3. Взаимодействие государственной и частной форм власти во всех вопросах стратегического регулирования развития.

4. Развитие транснациональных корпораций (ТНК) и иных предпринимательских структур национального и регионального масштаба.

5. Проявление региональных особенностей социально-экономической политики.

Генетический (изыскательский) подход исходит из анализа предыстории развития объекта (макроэкономической системы), фиксирует его основополагающие факторы, определяет особенности развития, выводит устойчивые тенденции и закономерности, и на этой основе выстраиваются гипотезы и выводы относительно прогнозируемого объекта в будущем.

Нормативный (телеологический) подход отражает возможность и необходимость целенаправленного влияния на прогнозируемые макроэкономические процессы, исходя из понимания потребностей общества, выдвигаемых целей и ресурсной базы.

 

Методы прогнозирования

Метод прогнозирования - это способ, алгоритм разработки прогноза. Применительно к социально-хозяйственной системе (например, к национальной экономике в целом или к ее региональным блокам) выделяют три основные группы методов прогнозирования:

1) эвристические (базирующиеся на исследовании и раскрытии ра-нее неизвестного), среди которых наиболее используемыми являются ме-тоды экспертных оценок;

2) фактологические (базирующиеся на логическом анализе фактов, статистических данных и прогнозных оценок с использованием, напри-мер, математических моделей);

3) комплексные (комбинированные).

В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза учитываются:

1. Формы организации материальных потоков. Преобладающая часть всех видов продукции реализуется свободно. В связи с этим разработать достоверный прогноз загрузки мощностей в том или ином производстве можно только на основе детальной информации о конъюнктуре на товарных рынках.

2. Способы формирования денежных потоков. Финансовые ресурсы в преобладающей части вышли из сферы прямого государственного регулирования. Поэтому важно определить, каких объемов достигнет частный капитал и куда он будет направлен.

3. Динамика цен и их влияние на производство и распределение. Сейчас нельзя получить ни одной достоверной прогнозной оценки по производству, не зная конъюнктуры цен.

4. Внутренняя конвертируемость рубля. Известно, в каких отраслях зарабатывается валюта, а в каких она нужна для импорта. Прогноз определяет ее движение, переход от одних собственников к другим.

Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.

Принципы - это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е. исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов. Методы - это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.

Логика — упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений. Составной частью методологии является методика. Она носит частный характер и находится в соподчинении с методологией. Методика представляет собой совокупность конкретных способов и приемов, используемых для проведения конкретных прогнозных или плановых расчетов. Примером могут служить методики Международного валютного фонда по прогнозированию макроэкономических показателей или методики определения эффективности внедрения научно-технических мероприятий, расчета показателей на микроуровне.Общеметодологический подход к исследованию со-циально-экономических процессов определяет диалектический метод, ко-торый позволяет проникать в суть изучаемых явлений и фактов, относя-щихся к исследуемым объектам, устанавливать связи между явлениями. Он реализуется на основе использования как общих научных подходов и методов исследования, так и специфических.

Среди общих подходов можно выделить следующие:

- исторический, суть которого заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм;

- комплексный - включает рассмотрение явлений в их связи и зави-симости с другими процессами и явлениями;

- системно-структурный - предполагает, с одной стороны, рассмот-рение экономической системы в качестве динамически развивающегося целого. С другой - расчленение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии.

В рамках комплексного подхода выделяются: генетический и целе-вой подходы. Сущность генетического подхода состоит в том, чтобы проследить возможные направления и этапы будущего развития, опираясь на оценку исходного уровня настоящего и выявленные исследованием закономерности развития. Этот подход учитывает инерционные моменты, возникшие в прошлом, настоящем и оказывающие влияние на будущее. При данном подходе связь и последовательность явлений рассматривается от прошлого и настоящего к будущему. Генетический подход позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без влияния на этот объект.

При целевом подходе определяется цель и возможные пути ее достижения, т.е. он исходит из определенного результата, который должен быть достигнут в будущем. При этом подходе связь явлений рассматривается от будущего к настоящему. Эти два подхода используются во взаимосвязи, потому что важно получить сведения о развитии объекта, не влияя на него и, задав цель, определить пути ее достижения.

Научными основами методологии прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория.

Прогностические функции выполняют законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода коли-чественных и качественных изменений, закон «отрицания отрицания».

 

3. Методы планирования

Планирование можно рассматривать с одной стороны как процесс обработки информации с целью упрощения выбора и принятия наилучшего планового решения, а с другой как процесс разработки плана или плановых документов с их последующей корректировкой. Методы планирования представляют собой совокупность способов и приёмов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов. Система методов планирования включает в себя: нормативный, програм-мно-целевой, балансовый и графический методы.

Нормативный метод планирования.

Нормативный метод основан на определении и использовании в процессе планирования системы норм и нормативов.

Норма – это научно обоснованная мера затрат ресурса на изготовление единицы продукции в конкретных производственно-технических условиях. Нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса.

Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки плановых документов, называется нормативной базой.

Балансовый метод планирования.

Балансовый метод заключается в уравновешивании результатов производственной деятельности с одной стороны и затрачиваемых ресурсов с другой. Различают материальные, стоимостные и трудовые балансы.

Алгоритм использования балансового метода для макроэкономического планирования можно представить в виде следующих взаимосвязанных этапов:

1. Расчет конечного потребления различных видов продукции;

2. Определение технологических коэффициентов;

3. Расчет валового производства отраслей;

4. Определение норм затрат трудовых ресурсов и «справедливых» цен реализации продукции;

Недостатком использования балансового метода является его «инертность». Так, например, если прогнозы конечного потребления продукции населением были неточны, то продукция, пользующаяся повышенным спросом, полностью раскупалась, и возникал дефицит.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.074 с.)