Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология как наука: объект, предмет, структура и функцииСтр 1 из 19Следующая ⇒
Социология как наука: объект, предмет, структура и функции Социология - учение об обществе. Объект науки: ОБЩЕСТВО 1) Социальные связи 2) Социальные взаимодействия 3) Социальные отношения и способ их организации Предмет науки: СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 1) Человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям 2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни 3) Отношение между группами людей, занимающих разное положение в обществе 4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): Функции социологии: 1) Теоретико-познавательная (гносеологическая) 2) Инструментальная (инструменты, подходы для познания общества, методы (опрос, наблюдение), документы (анкета) 3) Прогностическая (предположить возможное развитие событий, в зависимости от фактов) 4) Управленческая (практическая) И др. Критическая, Описательная, Преобразовательная, Информационная, Мировоззренческая Структура социологии 1) Теоретическая 2) Практическая (Прикладная)
Предыстория социологии. Предпосылки возникновения социологии как науки Как наука социология сформировать лишь в середине 19 века. Однако, великие мыслители древности уже анализировали общественное устройство, объясняли поведение людей. Долгое время социологическая мысль существовала в рамках философии представляя отдельную ее часть, так называемую социальную философию. Для мировой социологии значимыми являются идеи античных философов, Платона и Аристотеля. Подобно современным социологам, они изучали обычаи и традиции народов, запятая описывали нормы их поведения, обобщали, строили концепции. Основные идеи Платона представленной работе государства, где изложена первая известная в истории теория социальной структуры. Платон предложил 3 класса идеального государства: 1. мудрецы и философы, которые управляют 2. воины, которые защищают 3 ремесленники и землевладельцы, которые создают материальный продукт. Аристотель также выделил 3 класса, но по признаку отношения к собственности 1. высший класс богатейших собственников -плутократия
2 низший класс, лишенные собственности-пролетариат 3 средний класс-опора общественного порядка. Период раннего Средневековья блаженный Августин религиозных позиций объясняет сущность общества как целостность. Более поздний период средневековья ознаменовался творчеством Фомы Аквинского в работе управления государей он пишет: в обществе существует единство целей и интересов, оно нуждается в верховной власти, которая управляла бы обществом для общего блага. При этом государственная власть ведет происхождение от бога. Эпохи Возрождения и Просвещения-новые этапы развития социальной мысли: Николо Макиавелли, Локк, Гоббс, Вольтер, Дени Дидро, Кант, Гегель писали об общественном устройстве, общественной морали и традициях. Эти философы являлись авторами многих идей и мыслей, актуальных по сей день. Таким образом, в рамках социальной философии, создавались работы об обществе, но они были умозрительными, философскими, т.е. не основывались на материалах конкретных исследований, представляя совокупность хоть и объемного, но не систематизированного знания об обществе. Проблема типологии общества
Все многообразие обществ разделяют на типы. Типы обществ со сходными признаками или критериями составляют типологию. Общества делятся на: 1) дописьменные и письменные (первые - умеющие говорить, но не умеющие писать, вторые - владеющие алфавитом и фиксирующие звуки). Не знающие письменности народы (в джунглях Амазонки, в Аравийской пустыне есть и сейчас) называют доцивилизованными. 2) простые и сложные. Критерием здесь выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых. В сложных несколько уровней управления и слоев населения по доходам. 3) по способу производства и форме собственности на общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Здесь критерий – способ добывания средств существования. Первобытное общество состоит из локальных родственных групп. Это протообщество или период человеческого стада. Оно существовало сотни тысяч лет. Далее скотоводство (пастушество) и огородничество. С земледелием зарождаются государства, города, классы, письменность – признаки цивилизации. Земледельческую, аграрную цивилизации 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность) и индустриальное общество. В 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Здесь преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.
4) выделяют еще доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Создатель этой модели американский социолог Даниел Белл (род. 1919). Иногда постиндустриальное общество называют постмодерным. В доиндустриальном обществе (традиционном), определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией, как главными инструментами. В индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения. Развитие общества последовательно проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Переход от первобытного общества к доиндустриальному или традиционному называется неолитической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией. Американский публицист и футуролог Алвин Тоффлер (род. 1928) в своих работах «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980), «Сдвиг власти» (1990) объясняет кризис современного общества переходом к новой цивилизации «Третьей волны» (первая – аграрная цивилизация, вторая – индустриальная). Эта третья волна несет следующие изменения: 1) переход от производства массовой, серийной продукции к выпуску товаров с учетом индивидуальных запросов заказчика; 2) переход к мелкому производству, способному быстро приспосабливаться к переменам на рынке; 3) антибюрократизация всех сфер общественной жизни – переход к ее новым формам равенства, принятия участия в политических решениях, социального многообразия; 4) снижение роли вертикальной иерархии управления и повышение роли горизонтальных связей; 5) уход в прошлое концентрации, синхронизации, стандартизации, урбанизации (городов-мегаполисов), массового образования, массовой культуры, т.е. всего того, что принесло с собой индустриальное общество; 6) демократизация принятия важных государственных решений путем регулярных опросов общественного мнения с использованием домашних компьютеров. В условиях информационного общества из трех источников власти – насилия, богатства, знаний решающее значение приобретут знания. Они обладают тем преимуществом, что бесконечны и общедоступны. В таком футурологическом подходе подмечены важные тенденции развития современного общества. Недостаток его в фетишизации технического прогресса, в том числе роли высоких технологий и информатизационных систем. В 70 е - 80-е гг. XX века на Западе широкое распространение получила идея конвергенции – сближения социальных систем. Ее родоначальниками были русские мыслители Сорокин, Бердяев. Сорокин выдвинул идею «гибридного» общества. Оно образуется в результате сложения положительных ценностей двух общественных систем капитализма и социализма. Современные исследователи считают, что смешанное общество примет от социализма более высокую степень равенства людей, плановое ведение хозяйства и участие работников в управлении производством, а от капитализма – частную собственность, прибыль как побудительный мотив хозяйственной деятельности и рыночную экономику. Конвергенция отражает объективные процессы растущей взаимосвязи в рамках единого мирового сообщества, единого мирового хозяйства.
Образование как социальный институт
Образование — это профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы: 1) сеть образовательных учреждений 2) социальные общности (педагоги и учащиеся); 3) учебный процесс. Образование выполняет в обществе важнейшие функции: 1) гуманистическую — выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности 2) профессионально-экономическую — подготовка квалифицированных специалистов; 3) социально-политическую — приобретение определенного социального статуса; 4) культурную — усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей; 5) адаптационную — подготовка личности к жизни и труду в обществе.
Социология как наука: объект, предмет, структура и функции Социология - учение об обществе. Объект науки: ОБЩЕСТВО 1) Социальные связи 2) Социальные взаимодействия 3) Социальные отношения и способ их организации Предмет науки: СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 1) Человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям 2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни 3) Отношение между группами людей, занимающих разное положение в обществе 4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): Функции социологии: 1) Теоретико-познавательная (гносеологическая) 2) Инструментальная (инструменты, подходы для познания общества, методы (опрос, наблюдение), документы (анкета) 3) Прогностическая (предположить возможное развитие событий, в зависимости от фактов) 4) Управленческая (практическая) И др. Критическая, Описательная, Преобразовательная, Информационная, Мировоззренческая Структура социологии 1) Теоретическая 2) Практическая (Прикладная)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.019 с.) |