Социология как наука: объект, предмет, структура и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология как наука: объект, предмет, структура и функции



Социология как наука: объект, предмет, структура и функции

Социология - учение об обществе.

Объект науки: ОБЩЕСТВО

1) Социальные связи

2) Социальные взаимодействия

3) Социальные отношения и способ их организации

Предмет науки: СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

1) Человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни

3) Отношение между группами людей, занимающих разное положение в обществе

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты):

Функции социологии:

1) Теоретико-познавательная (гносеологическая)

2) Инструментальная (инструменты, подходы для познания общества, методы (опрос, наблюдение), документы (анкета)

3) Прогностическая (предположить возможное развитие событий, в зависимости от фактов)

4) Управленческая (практическая)

И др. Критическая, Описательная, Преобразовательная, Информационная, Мировоззренческая

Структура социологии

1) Теоретическая

2) Практическая (Прикладная)

 

Предыстория социологии. Предпосылки возникновения социологии как науки

Как наука социология сформировать лишь в середине 19 века. Однако, великие мыслители древности уже анализировали общественное устройство, объясняли поведение людей. Долгое время социологическая мысль существовала в рамках философии представляя отдельную ее часть, так называемую социальную философию. Для мировой социологии значимыми являются идеи античных философов, Платона и Аристотеля. Подобно современным социологам, они изучали обычаи и традиции народов, запятая описывали нормы их поведения, обобщали, строили концепции. Основные идеи Платона представленной работе государства, где изложена первая известная в истории теория социальной структуры. Платон предложил 3 класса идеального государства:

1. мудрецы и философы, которые управляют

2. воины, которые защищают

3 ремесленники и землевладельцы, которые создают материальный продукт.

Аристотель также выделил 3 класса, но по признаку отношения к собственности

1. высший класс богатейших собственников -плутократия

2 низший класс, лишенные собственности-пролетариат

3 средний класс-опора общественного порядка.

Период раннего Средневековья блаженный Августин религиозных позиций объясняет сущность общества как целостность. Более поздний период средневековья ознаменовался творчеством Фомы Аквинского в работе управления государей он пишет: в обществе существует единство целей и интересов, оно нуждается в верховной власти, которая управляла бы обществом для общего блага. При этом государственная власть ведет происхождение от бога.

Эпохи Возрождения и Просвещения-новые этапы развития социальной мысли: Николо Макиавелли, Локк, Гоббс, Вольтер, Дени Дидро, Кант, Гегель писали об общественном устройстве, общественной морали и традициях. Эти философы являлись авторами многих идей и мыслей, актуальных по сей день. Таким образом, в рамках социальной философии, создавались работы об обществе, но они были умозрительными, философскими, т.е. не основывались на материалах конкретных исследований, представляя совокупность хоть и объемного, но не систематизированного знания об обществе.

Проблема типологии общества

 

Все многообразие обществ разделяют на типы. Типы обществ со сходными признаками или критериями составляют типологию.

Общества делятся на:

1) дописьменные и письменные (первые - умеющие говорить, но не умеющие писать, вторые - владеющие алфавитом и фиксирующие звуки). Не знающие письменности народы (в джунглях Амазонки, в Аравийской пустыне есть и сейчас) называют доцивилизованными.

2) простые и сложные. Критерием здесь выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых. В сложных несколько уровней управления и слоев населения по доходам.

3) по способу производства и форме собственности на общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Здесь критерий – способ добывания средств существования. Первобытное общество состоит из локальных родственных групп. Это протообщество или период человеческого стада. Оно существовало сотни тысяч лет. Далее скотоводство (пастушество) и огородничество. С земледелием зарождаются государства, города, классы, письменность – признаки цивилизации. Земледельческую, аграрную цивилизации 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность) и индустриальное общество. В 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Здесь преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.

4) выделяют еще доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Создатель этой модели американский социолог Даниел Белл (род. 1919). Иногда постиндустриальное общество называют постмодерным.

В доиндустриальном обществе (традиционном), определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией, как главными инструментами. В индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения. Развитие общества последовательно проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Переход от первобытного общества к доиндустриальному или традиционному называется неолитической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией.

Американский публицист и футуролог Алвин Тоффлер (род. 1928) в своих работах «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980), «Сдвиг власти» (1990) объясняет кризис современного общества переходом к новой цивилизации «Третьей волны» (первая – аграрная цивилизация, вторая – индустриальная). Эта третья волна несет следующие изменения:

1) переход от производства массовой, серийной продукции к выпуску товаров с учетом индивидуальных запросов заказчика;

2) переход к мелкому производству, способному быстро приспосабливаться к переменам на рынке;

3) антибюрократизация всех сфер общественной жизни – переход к ее новым формам равенства, принятия участия в политических решениях, социального многообразия;

4) снижение роли вертикальной иерархии управления и повышение роли горизонтальных связей;

5) уход в прошлое концентрации, синхронизации, стандартизации, урбанизации (городов-мегаполисов), массового образования, массовой культуры, т.е. всего того, что принесло с собой индустриальное общество;

6) демократизация принятия важных государственных решений путем регулярных опросов общественного мнения с использованием домашних компьютеров.

В условиях информационного общества из трех источников власти – насилия, богатства, знаний решающее значение приобретут знания. Они обладают тем преимуществом, что бесконечны и общедоступны.

В таком футурологическом подходе подмечены важные тенденции развития современного общества. Недостаток его в фетишизации технического прогресса, в том числе роли высоких технологий и информатизационных систем.

В 70 е - 80-е гг. XX века на Западе широкое распространение получила идея конвергенции – сближения социальных систем. Ее родоначальниками были русские мыслители Сорокин, Бердяев. Сорокин выдвинул идею «гибридного» общества. Оно образуется в результате сложения положительных ценностей двух общественных систем капитализма и социализма. Современные исследователи считают, что смешанное общество примет от социализма более высокую степень равенства людей, плановое ведение хозяйства и участие работников в управлении производством, а от капитализма – частную собственность, прибыль как побудительный мотив хозяйственной деятельности и рыночную экономику. Конвергенция отражает объективные процессы растущей взаимосвязи в рамках единого мирового сообщества, единого мирового хозяйства.

 

Образование как социальный институт

 

Образование — это профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы:

1) сеть образовательных учреждений

2) социальные общности (педагоги и учащиеся);

3) учебный процесс.

Образование выполняет в обществе важнейшие функции:

1) гуманистическую — выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности

2) профессионально-экономическую — подготовка квалифицированных специалистов;

3) социально-политическую — приобретение определенного социального статуса;

4) культурную — усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей;

5) адаптационную — подготовка личности к жизни и труду в обществе.

 

Социология как наука: объект, предмет, структура и функции

Социология - учение об обществе.

Объект науки: ОБЩЕСТВО

1) Социальные связи

2) Социальные взаимодействия

3) Социальные отношения и способ их организации

Предмет науки: СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

1) Человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни

3) Отношение между группами людей, занимающих разное положение в обществе

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты):

Функции социологии:

1) Теоретико-познавательная (гносеологическая)

2) Инструментальная (инструменты, подходы для познания общества, методы (опрос, наблюдение), документы (анкета)

3) Прогностическая (предположить возможное развитие событий, в зависимости от фактов)

4) Управленческая (практическая)

И др. Критическая, Описательная, Преобразовательная, Информационная, Мировоззренческая

Структура социологии

1) Теоретическая

2) Практическая (Прикладная)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.019 с.)