Вторичные агенты социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторичные агенты социализации



Агенты вторичной социализации - это формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий и т.д. Если агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя их воздействие сохраняется всю жизнь, то агенты вторичной социализации (их называют также институтами социализации) преобладают во второй половине жизни человека и выполняют, как правило, одну-две социальные функции (например, у СМИ это — информация и идеологическая обработка).

Среди агентов вторичной социализации особая роль принадлежит средствам массовой информации, в первую очередь телевидению. Их влияние на все группы населения огромно: под влиянием СМИ за короткое время может произойти настоящий переворот в массовом сознании, рухнуть системы ценностей и идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями в это сознание. Кинофильмы и особенно телесериалы формируют у индивидов стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении, — сцены «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также сцены насилия, которыми изобилует современное телевидение. При всем этом огромна позитивная воспитательная роль средств массовой информации, выходящих за рамки массовой культуры. Благодаря именно современным СМИ в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

В индустриальных обществах важным фактором социализации является трудовая деятельность, которая обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе, т.е. наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа. Для многих профессия служит главным средством самоидентификации.

Социализация на работе — это преимущественно вторичная социализация, затрагивающая взрослых, уже сформировавшихся людей. Это обусловливает трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители часто страдают безынициативностью. Обычно взрослый человек критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. В связи с этим французский социолог Э. Шайн выделяет три типа реакции индивида на производственную социализацию:

§ протест — отказ от всех ценностей и норм;

§ творческий индивидуализм — принятие только основных ценностей и норм;

§ конформизм — безоговорочное принятие всех ценностей и норм, подавляющее творческий потенциал.

Десоциализа́ция — утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Ресоциализа́ция (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это приспособление человека к жизни в новом сообществе.

Примерами могут служить эмиграция, обретение нового вероисповедания, уход в монастырь, вхождение в более высокий социальный класс (восходящая вертикальная мобильность), длительная госпитализация.

Слово люмпен происходит от немецкого lumpen - лохмотья. К люмпенов относят людей, опустившихся на "дно" общественной жизни, - нищих, бомжей, бродяг. Как правило, это выходцы из разных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасна для общества, так как она служит питательной средой для различных экстремистских организаций. Другое положение и другая социальная роль в маргинальных слоев (с лат. Marginalis - тот, кто находится на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х - в тридцатые pp. XX в. в нашей стране. Индустриализация, развернувшейся требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с сельским укладом жизни, с трудом принимались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, "неукоринени", с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленного государством порядка, к "сильной руке". Это создавало социальную базу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидания изменений.

Приведенный пример показывает один из негативных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

Семинар10.

Социальное поведение (англ. Social behavior) — взаимодействие двух или более индивидуумов (особей) в популяции одного вида. Изучением социального поведения человека занимается социальная психология. Социальное поведение присуще также и многим общественным животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и другие специалисты. Социальное поведение у животных Николас Тинберген определяет как взаимодействие между представителями одного и того же вида, специально подчеркнув, что не всякая групповая активность будет социальной. Так, например, бегство животных от лесного пожара не является социальным поведением, это реакция вызванная инстинктом самосохранения. Концепцией, утверждающей, что экономические факторы являются решающими при объяснении социального поведения, является концепция экономического детерминизма (англ. Economic determinism).

Степень соотносительной значимости тех или иных социальных норм для индивида различна. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к ним личности, которое принято называть ценностной ориентацией. В современной интерпретации социальные ценности - это значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения соответствия потребностям и интересам общества, социальных групп и личности. Всякая ценность - цель сама по себе, к ней стремятся ради неё самой, поскольку она - идеал. Ценностное содержание явлений и объектов действительности побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становится ценность, достижение которой выполняет функцию регуляции поведения людей.

Ценностные ориентации представляют продукт социализации личности, освоения общественных идеалов оценок и непреложных нормативных требований. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами культуры и выражают собственные представления о должном, характеризуют жизненные притязания и престижные предпочтения. Ценностные ориентации - одна из наиболее стабильных характеристик личности.

В социологии ценности рассматриваются как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. По Парсонсу, ценности - это общие взгляды, которые люди имеют в отношении нематериальных понятий, это высшие принципы, обеспечивающие согласие в малых общественных группах и в обществе. Ценности имеют широкую социокультурную основу, в то время как нормы - это конкретные правила для конкретных ситуаций. В. Франки показал, что ценности не только управляют действиями они - выполняют роль смыслов человеческой жизни; как смысловые универсалии они составляют три класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной: это - ценности творчества (в том числе, труда), ценности переживания (прежде всего, любви) и ценности отношения. Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями можно назвать моральным одиночеством. И мы можем утверждать, что моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым только в том случае, если оно влечёт за собой и одиночество моральное.

Ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами - высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов. При смене системы ценностей и ценностных ориентации возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционного и инициируемого. Ценностное противоречие переживается и осознается как трудность выбора и принятия решения. Оно разрешается в процессе ценностно-ориентировочной деятельности, ощущения неудовлетворенности собой и ситуацией, сопоставления ценности целей и средств их достижения в новом опыте деятельности.

Учёт динамики ценностей и ценностных ориентации важен для изучения особенностей общественного и личностного развития, для понимания процессов переосмысления ценностей и механизмов самоопределения и самореализации социальных субъектов в кризисные периоды жизни.

В известном смысле в данную группу социологических теорий личности входит и диспозиционная, которая исходит из того, что социальные факторы поведения личности опосредованы социально-психологическими - осознанной готовностью личности к оценке социальной ситуации и адекватному поведению. Готовность (диспозиция) предрасположенность субъекта к поведенческому акту, определённому способу действия, последовательности поступков обусловлена предыдущим социальным опытом. Этот опыт, жизненная позиция - сплав мировоззренческих установок, социальных ценностей, идеалов, норм, которые предопределяют готовность к действию, к определённой реакции на среду. Диспозиция личности рассматривается как иерархически организованная система:

· высшие диспозиции: стратегическая направленность интересов, концепция жизни и ценностные ориентации;

· средние диспозиции: социальные установки на типичные социальные объекты и обстоятельства;

· низшие диспозиции: предрасположенность к восприятию и поведению в конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Личностные диспозиции отвечают потребностям личности жить в гармонии.

Нормы-ожидания - это правила поведения, нарушение которых не влечет за собой сурового наказания. Порядочность, выполнение учебной программы, вежливость по отношению к другим, воспитание детей.
Соблюдение норм-ожиданий контролируется общественным мнением, привычкой их выполнения.
Нормы-правила - общеобязательные правила поведения, закрепленные в официальных актах государства и опирающиеся на возможность государственного принуждения. Они являются основными инструментами социального контроля, их нарушение влечет за собой суровое наказание. Эти нормы запрещают или дозволяют конкретные виды поведения.
Уплата налогов, соблюдение трудовой дисциплины.

Среди множества функций социального контроля можно выделить основные:

1. Регулирование поведения и отношений людей в социуме.

2. Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения индивидом норм группы.

3. Функция адаптации – социальный контроль помогает новому члену сообщества приспособиться к требованиям социума.

4. Интеграция – обеспечение эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.

5. Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.

6. Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток отдельных индивидов разрушить устоявшиеся нормы и ценности.

Отношение к социальному контролю может быть далеко не однозначным, а временами и откровенно негативным. Ведь в ряде случаев он не только ущемляет права отдельных личностей, но и поддерживает явно устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. Но следует помнить, что это главный механизм, обеспечивающий стабильность общества. Часто социум просто не переживает слишком кардинальные изменения, а когда рушится социальный контроль, наступает анархия и хаос.

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

Виды финансовых санкций

К финансовым санкциям относятся следующие мероприятия финансово-правовой ответственности:

· Пени взыскиваются за нарушения норм налогового законодательства. С физических лиц пени взыскиваются по решению суда, в то время как организации обязаны заплатить пени в бесспорном порядке.

· Штрафы могут взыскиваться только после соответствующего судебного постановления в установленном порядке. Поскольку в судебной системе действует принцип неприкосновенности чужого имущества, штрафы назначаются только судом, так как никто не может быть лишен своей собственности иначе, кроме как через судебное постановление.

· Недоимка носит компенсационный характер и взыскивается в размере недоплаченного сбора или налога.

Виды юридических санкций

Финансово-правовые санкции можно поделить на два основных вида:

· Штрафные (карательные) санкции призваны наказать правонарушителя за совершенное нарушение финансово-правовых норм. Также такие санкции могут быть направлены на предупреждение финансового правонарушения.

· Правовосстановительные санкции назначаются в качестве меры, призванной восстановить и компенсировать ущерб, причиненный противоправным финансовым деянием. Также санкции данного типа призваны восстановить нарушенные имущественные права государства или принудить выполнить возложенные финансовые обязательства.

Самоконтро́ль (англ. Self-control) — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.

Термин «общественное мнение» возник в Англии и с конца XVII в. стал общепринятым. Первые теоретические исследования общественного мнения связывают с именем французского социального психолога Габриэля Тарда. Основой возникновения общественного мнения он считал действие психического механизма подражания, на основе которого строятся человеческие взаимоотношения, происходит передача убеждений, намерений, верований. Дальнейшее развитие теория общественного мнения получила в работах американских социологов А.Л. Лоуэлла и У. Липмана.

Семинар 11.

Социальная норма – это набор правил поведения, это социальное давление, при помощи которого осуществляется регуляция поступков и намерений индивидов в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие наиболее общепринятые виды норм:

* формализованные правила (все, что официально записано)

* правила морали (связаны с представлениями людей)

* образцы поведения (мода)

Поскольку понятие нормы относится, главным образом, к социальным экспектациям (ожиданиям) "правильного" или "надлежащего" поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, т.е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.

Отклонение от норм или девиация, охватывает огромный спектр человеческих поступков. Само слово "девиация"- это прямая русскоязычная "калька" позднелатинского deviatio, т.е. отклонение. Заглянув в энциклопедические словари общего характера, мы обнаружим, что этот термин является общепринятым прежде всего в таких науках, как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно недавно и используется главным образом для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.

При этом необходимо учитывать то, что девиация может быть как позитивной (геройство), так и негативной (преступление, душевная болезнь, алкоголизм и пр.). Чаще всего под девиацией понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.

В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени:

* Незначительные отступления от норм морали и этикета; собственно девиация

* Нарушения норм права, но также не столь значительные, чтобы за них наступала ответственность, называются в социологии делинквентностью.

* Серьезные нарушения норм, - преступления.

Различие девиантного и делинквентного поведения в том, что девиантное состояние шире и характеризует общее отклонение от социально-одобряемых, устоявшихся норм. Делинквентность — вариант отклонения, при котором совершаются общественно-опасные действия, которые могут перерасти в преступления и понести за собой юридические последствия.
Например, если рассматривать 3 состояния футбольного болельщика, то: скандирование речевок — вариант нормы; агрессия и оскорбления характеризуют девиантное поведение; драка, причинение физического вреда — проявление делинквентности.

Причины возникновения делинквентности

 Делинквентный тип девиантного поведения возникает как у взрослых, так и у подростков. Выделить одну причину такого социального поведения нельзя, — на его развитие влияют многие факторы, создавая взаимосвязанные комплексы. Выделяют следующие причины асоциальных поступков. Психофизиологические тип и характер личности; уровень тревожности; физические заболевания и особенности; зависимости (алкогольная, наркотическая, игромания и пр.). Семейные развод родителей, появление партнера у одинокого родителя; уход из жизни близкого родственника; недостаток воспитания, дурной пример родителей; домашнее психическое и физическое насилие; зависимости родителей, неблагополучная семья.

Девиация – это любое поведенческое отклонение от установленной социокультурной нормы. Понятие девиации обозначает поведенческое реагирование индивидов не соответствующее социокультурным нормам. Различные преступления, злоупотребление наркотическими или психотропными средствами, алкоголизм – это все ярчайшие примеры девиации. Однако мелкое хулиганство, действия революционного характера, отсутствие при встрече приветствия также считаются девиациями, поскольку все человеческие поступки и деяния включены в систему взаимоотношений и социальных взаимосвязей, имеющую общую нормативную регуляцию. Примером этому служат семейные отношения, взаимодействие в коллективе, контакты с уличной средой и т.п. Вследствие этого девиантным считается поведение, которое нарушает стабильность процессов взаимодействия с социумом.

Причины девиации

Адекватностью и несоответствием поступков ожиданиям социума определяется девиация в обществе. Один человек субъект характеризуется отклонениями в поведенческом реагировании, другой – дефектами в структуре собственной психики, третий – одновременной патологией в поведении и психическом функционировании.

Кроме того, в поведении индивидов можно наблюдать дезорганизацию личностного характера (то есть индивидуальное отклонение) и групповые отклонения. Личностная дезорганизация зарождается, когда отдельный субъект отрицает нормы субкультуры, в которой он растет.

Примеры девиации индивидуальной направленности: индивид рос в благополучной семье, но в подростковом возрасте отвергнул принятые нормы и стал преступником. Поведенческое реагирование, отклоняющееся от норм, бывает негативным и позитивным.

Позитивная девиация может выступать в качестве устремления личности к превосходству, самоутверждению по-новому в общественно полезных видах деятельности (например, героизм, самопожертвование, альтруизм, высочайшая преданность и т.п.).

Групповые девиации рассматриваются в качестве коллективного поведения участников группы, характеризующейся отклоняющимся поведением. Так, например, подростки из неблагоприятных семей ведут анормальный образ жизни, осуждаемый нормативной превалирующей моралью социума. У них бытуют собственные правила и культурные нормы.

Социологи неустанно стремятся объяснить природу и причины девиации в поведении. Одни полагают, что индивиды вследствие своей биологической природы изначально предрасположены к определенным поведенческим стилям, а «криминальный тип» – это результат враждебности и деградации. Иные связывают отклоняющееся поведение со спецификой строения человеческого тела, патологией половых хромосом. Третья группа исследователей девиаций, обосновывает возникновение отклоняющегося поведения слабоумием, дегенеративными процессами, психопатией, другими словами умственными дефектами. Кроме того, существуют объяснения девиации с культурологической точки зрения, которое строится на признании «столкновения между социокультурными нормами», проявления «наклеивания ярлыков».

Наиболее обоснованным объяснением причин зарождения девиантного поведения считается теория, основывающаяся на нарушении хода личностной социализации. Когда малыш воспитывается в «нормальной» семье, у него вырабатывается социальный интерес, развивается уверенность в себе, формируется восприятие окружающих социокультурных норм как единственно верных и справедливых. Когда кроху окружает несправедливое отношение, непонимание, постоянные конфронтации между родителями, у него образуется негативное отношение к окружающему социуму, отсутствует ориентация на будущее, развивается беспокойство и тревожность, следствием является отклоняющееся поведение.

Однако девиация отклонение в поведении может наблюдаться у детей-подростков, воспитывающихся во вполне благополучных семьях, поскольку семья не является единственным источником социализации индивида в сложном, двойственном, постоянно изменяющемся социуме. Многие нормы в различных субкультурах зачастую противоречат друг другу. Семейное воспитание индивида вступает в конфронтацию с убеждениями социальных групп и идеологией институтов. Вследствие чего родители сталкиваются с избыточной идеологизацией собственных чад, влиянием коммерческих настроений уличных групп и т.п. Результатом этого становится возникновение противоречий между внушаемыми родителями ценностями и нормами, установленными социальными группами или субкультурой. Детям кажется неправильным то, что говорят им родители, вследствие чего обостряется конфликт между ними, зарождается противостояние отцов и детей.

Девиация подростков часто бывает выражена в граффити и вандализме. Ученые не выявили взаимосвязи между стремлением к вандализму и принадлежностью подростков к определенной социальной прослойке. Кроме того, особенности девиации подростков заключаются в несоответствие детского отклоняющегося поведения закономерностям взрослого отходящего от норм поведения.

Реальная жизнь насыщена большим количеством конфронтирующих друг с другом норм и наполнена неопределенностью социального контроля, что порождает сложности в выборе стратегии индивидуального поведения. Это ведет к явлению под названием «аномия общества», то есть к состоянию отсутствия устоев, при котором субъект не имеет уверенности в выборе стратегии нормативного поведения. Согласно ученью Э. Фромма, субъект в подобных обстоятельствах лишается чувства принадлежности и преданности социуму, идентичности с коллективом и самим собой, теряет потребность в установлении контактов, ощущает чувство одиночества, отстраненности и отчужденности, обособление от политических устоев и нравственных норм.

Э. Мертон считает, что аномия – это результат невозможности группы индивидов следовать правилам, которые они всецело принимают, а не свободы выбора. Основную причину трудностей он видит в рассогласованности культурных устоев и инструментальных легальных средств, при помощи которых такие цели воплощаются.

Неравенство, существующее в социуме, является тем фактором, который вынуждает индивида искать нелегальные способы для достижения целей, другими словами отклоняться от принятых социокультурных норм и моральных ценностей. Если субъект не в состоянии достичь собственных целей при помощи таланта и способностей, то он может воспользоваться незаконными средствами, не одобряемым обществом (например, обману или краже).

Таким образом, можно выделить три вариации теории девиации в поведении:

- концепция физических типов, заключающаяся в предопределении различных отклонений от социокультурных устоев наличествующими физическими чертами;

- психоаналитическое учение видит причину девиации детей и взрослых лиц в конфликте, проистекающем в человеческом сознании;

- социологическая теория за основу берет изменения внутриличностной структуры, которые произошли вследствие не успешной социализации в группе.

Клинические наблюдения и эксперименты последних десятилетий позволили обнаружить определенную зависимость между личностно-ситуационными реакциями и основными видами девиаций, с одной стороны, и акцентуациями характера – с другой.

Теории девиации

Девиация в обществе является процессом, детерминированным социальными факторами. Существует ряд теорий, направленных на объяснение отклоняющегося поведения. Первые попытки объяснения девиантного поведения по своему характеру были преимущественно биологическими. Последователи концепции физических типов причину склонности к отклоняющимся действиям объясняли врожденными свойствами человеческого индивида. Другими словами, основной предпосылкой всех концепций физических типов является зависимость девиаций от определенных врожденных физических черт личности.

Теория, созданная криминалистом и психиатром из Италии Ч. Ломброзо в семидесятых годах 19 столетия, истолковывала причины девиации определенными анатомическими признаками. Ломброзо, изучив внешние характеристики и физические данные преступников, выдвинул гипотезу, что для индивидов криминального типа характерна выдающаяся вперед нижняя челюсть и низкий болевой порог, что считается признаками регресса, возвращению к более ранним эволюционным стадиям человеческого развития. При этом он признавал, что на формирование криминального поведения, могут влиять социальные условия. Однако полагал, что большинство правонарушителей являются умственно отсталыми. Вследствие того, что индивиды не развились полноценно как человеческие создания, их поступки обычно не отвечают нормам человеческого общества. Описываемая концепция обрела дальнейшее развитие в сороковых годах прошлого столетия в теории психолога У. Шелдона.

Проблема девиации рассматривалась ним с позиции зависимости отклоняющегося поведения от конституции человеческого тела. Его теория гласит, что субъекты с определенной конституцией тела склонны совершать поступки, несоответсвующие социокультурной норме и осуждаемые обществом. Он выделил три стержневых физических типа: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.

Эндоморфный тип проявляется в округлости форм и лишнем весе, мезоморфный – в мускулистости и атлетическом телосложении, эктоморфный – в субтильности и худобе. Шелдон булл уверен, что к девиантному поведению наиболее предрасположены мезоморфы, то есть индивиды, обладающие физической силой, гиперактивностью и сниженной чувствительностью.

Описанные теории далеки от истины, так как истории известно множество случаев, когда жесточайшие преступления совершали люди с внешностью херувимов, а индивиды с так называемыми «преступными» чертами лица оказывались добряками, которые не смогли бы обидеть даже муху.

Психологические теории объяснения суть девиации, подобно биологическим концепциям, считают, причина отклонения поведенческого реагирования заключена в самой личности, а не в социуме. Конфликты, происходящие внутри личностного сознания, являются основной психологических теорий, открывающих суть девиации. Фрейд утверждал, что под пластом активного сознания у каждой личности находится сфера бессознательного – психическая энергия, объединяющая все природное, первозданное, не знающее пределов и жалости. Бессознательная сфера – это биологическая суть индивида, не познавшего воздействия культуры. Личность способна защитить себя от своего «беззаконного» состояния при помощи развития собственного «Я» и «Сверх-Я», которые постоянно тормозят силы, существующие в бессознательной сфере, ограничивают низменные страсти и человеческие инстинкты. Состояние, когда внутренняя конфронтация между «Я» и бессознательной областью, противостояние «Сверх-Я» и бессознательного разрушает защиту, наружу вырывается внутреннее, не ведающее культуры, содержание. Так образуется девиация отклонение поведенческих норм от культурных устоев, сформированных социальным окружением личности.

В описываемой точке зрения существует толика истины, но выявление и диагностирование вероятных отклонений в строении «Я» субъекта и возможных социальных аномалий крайне затруднены из-за скрытности объекта изучения. К тому же, хотя каждому индивиду и присуще внутреннее противостояние между потребностями и ограничениями культуры, далеко не всякая личность станет девиантом.

Некоторые последователи этой концепции внесли предположение, что у незначительного количества человеческих особей формируется психопатический или аморальный тип личности. Индивиды с подобным типом личности характеризуются замкнутостью, эмоциональной холодностью. Они зачастую действуют импульсивно, а чувство вины за поступки ощущают крайне редко. Говорить о состоятельности или несостоятельности данной точки зрения невозможно, поскольку все исследования индивидов, обладающих подобными чертами, проводились исключительно среди заключенных, пребывающих в тюремном заключении. Ограничение свободы и пребывание под стражей не лучшим образом воздействует на личностные черты индивидов.

Отсюда следует, что анализ какой-то определенной психологической характеристики и конфликта не в состоянии объяснить понятие девиации и ее суть. Таким образом, можно заключить, что девиация является результатом совместного взаимодействия нескольких факторов (психологических и социокультурных).

Исходной точкой социологических теорий, поясняющих причины зарождения и особенности девиации, можно считать труды Э. Дюркгейма, сформулировавшего концепцию аномии, то есть массового отхода от наличествующих в социуме устоев как стержневой причины девиации.

Позже Мертон усовершенствовал понятие аномии, причислив его к напряженности, которая появляется в человеческом поведении, когда он оказывается в условиях конфронтации социокультурных норм с реальностью. Мертон полагал, что аномия зарождается не благодаря свободе выбора, а вследствие невозможности многих субъектов придерживаться норм, принимаемых ими полностью. Главную причину трудностей он видел в дисбалансе между социокультурными задачами и легальными средствами достижения таких задач.

Однако отсутствия легальных средств и стремление к благосостоянию не всегда ведет к зарождению девиации. Лишь тогда, когда социум провозглашает всеобщие символы успешности для всего народа, при этом ограничивая доступ множества индивидов к признанным способам и легальным средствам достижения установленных символов, формируются условия для антисоциального поведения. Вследствие чего Мертон выделил пять ответных реакций на задачу выбора цели и средства, четыре из них являются анормальными адаптационными механизмами к условиям аномии.

Конформизм – первая возможная реакция. Представляет собой пассивную адаптацию к имеющемуся порядку вещей. Он появляется, когда участники социальной группы принимают в качестве культурных задач достижение материального благополучия, а также используют утвержденные социумом средства для достижения поставленных задач.

Инновационное поведение наблюдается, когда субъекты полностью придерживаются социокультурных целей, но при этом отвергают установленные социумом способы их достижения. Люди, использующие такой вид реагирования, могут торговать наркотиками, мошенничать, воровать, заниматься проституцией, шантажом.

Ритуализм возникает, когда члены социальной группы либо полностью отвергают социокультурные цели, либо принижают их важность, однако механически используют установленные обществом средства их достижения.

Ретритизм заключается в отвержении культурных целей и одобренных обществом средств достижения. Последователи ретритизма все отвергают, взамен ничего не предлагая. К таким индивидам можно отнести алкоголиков, бродяг.

Бунт предполагает отвержение социокультурных целей и средств достижения с заменой их новыми установками и нормами. Подобная целеустановка свойственна некоторым молодежным субкультурам, революционным движениям, также она может воплощаться и в преступлениях с политической подоплекой.

Критики этой теории указывают, что Мертон упустил из виду социальное взаимодействие, посредством которого индивиды формируют собственные мировоззрения и планируют свои действия. Мертон считает нарушителей социальных устоев индивидуалистами, преимущественно самодостаточными людьми, которые вырабатывают для себя пути выхода из стресса, не учитывая поступки окружающих. Кроме того, психологические девиации не всегда можно объяснить конфронтацией целей и средств. Среди других концепций, объясняющих психологические девиации и их происхождение, можно выделить следующие теории: подражания, дифференциальной ассоциации и стигматизации.

Французский социолог Г. Тарда считается основателем теории подражания. Она основывается на том, что субъекты превращаются в преступников из-за преступной среды, в которой они росли. То есть среда для таких детей является референтной группой. Э. Сазерленд, развивая концепцию Тарда, предложил собственную теорию дифференциальной ассоциации, в которой он акцентировал, что многое в отклоняющемся поведении субъектов зависит от их окружающей социальной среды, другими словами от того, кто и чему именно их учит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.053 с.)